Актеры, предпочитающие общественный транспорт

10 звезд, которые ездят на общественном транспорте

Мы привыкли видеть их на красных ковровых дорожках или на обложках ярких журналов. Знаменитости зарабатывают миллионы долларов и тратят их на роскошную жизнь. Кто-то покупает себе яхты и частные самолеты, кто-то роскошные виллы, средневековые замки или даже целые острова. У каждой звезды в наличии есть автомобиль, у многих в нем сидит за рулем личный водитель. И все же, несмотря на атрибуты красивой жизни, есть несколько известных людей, которых вы можете встретить в любой день в метро или автобусе. Это удивительный факт, но впредь будьте внимательней, вдруг напротив вас утром в переполненном вагоне сядет знаменитость.

10. Дрю Бэрримор

Дрю известна тем, что является активным волонтером и постоянно жертвует крупные суммы бедствующим людям. Она предпочитает не тратить деньги на дорогие наряды или брендовые сумки. Женщина говорит, что ей просто жаль совершать ненужные расходы. Неудивительно, что Дрю совершенно не болеет собственной славой и ведет ничем не примечательную жизнь обычного человека. Однажды актриса выложила в сеть фото того, как она красится в вагоне метро, прокомментировав это тем, что у нее после рождения второго ребенка совершенно нет времени на уход за собой.

9. Киану Ривз

После своей самой известной роли в «Матрице» он пожертвовал около 70 % гонорара со съемок на помощь людям, страдающим лейкемией, после того, как помог собственной сестре побороть эту болезнь. Остальную часть вырученных денег он отдал операторам, гримерам и остальным членам съемочной группы, заявив, что их заработок несправедливо ниже, чем актерский. С таким взглядом на жизнь немудрено, что актер предпочел пентхаусу жизнь в обычной скромной квартире. Киану редко пользуется личным автомобилем, намного чаще его можно встретить в метро, где с актером может сфотографироваться любой желающий поклонник. А несколько лет назад в сеть попало видео, как Киану уступает свое место в вагоне метро стоящей женщине.

8. Мадонна

Мадонна очень ждала, когда откроется педиатрический центр в Блантайре, и поехала на открытие не на автомобиле, а на автобусе. Певица тщательно подготовилась к поездке и решила замаскироваться под обычного человека, надев широкополую шляпу и прикрыв лицо. Ее действительно никто не узнал, и она спокойно добралась до центра. И во время поездки Мадонна снимала видео, где изображала коварный торжествующий взгляд от осознания того, что ее хитрая уловка со шляпой полностью удалась.

7. Нил Патрик Харрис

Нил Патрик Харрис признается, что просто обожает общественный транспорт. Он ездит на метро на работу каждый день и советует всем вокруг делать то же самое. Единственное, что ограждает актера от постоянных поклонников, требующих фото и автографы – это затемненные очки. Он говорит, что только в подземке и автобусе к нему приходит вдохновение. Актер любит присматриваться к обычным людям, которые едут по делам. Именно в пассажирах метро и наземного транспорта он видит прототипы для своих ролей.

6. Дженнифер Лопес

Однажды жители Нью-Йорка пришли в изумление, увидев в сети фото, пестрящие изображением Джей Ло в подземке в пушистом домашнем халате и высоченных ботильонах. Позже актриса и певица призналась, что совершенно не планировала вызвать такой резонанс у публики. Просто она в тот день снимала клип на свою песню. Для того, чтобы перебраться от одной съемочной локации к другой, ей необходимо было, не переодеваясь, быстро спуститься в метро и доехать до нужной станции. Сделала Дженнифер это в итоге очень эпатажно.

5. Зои Салдана

Поклонники Зои часто фотографируют знаменитость в метро. Зои говорит, что ей нравится ездить в подземке с детства. Когда она была маленькой, она садилась в вагон метро каждый день и всегда любила смотреть, какими разными могут быть люди вокруг. Но все же Зои признается, что некоторые пассажиры в метро очень неприятно пахнут, и она старается держаться от них подальше. Актриса часто акцентирует внимание на своем остром обонянии, для нее очень важны запахи вокруг. Поэтому ее любовь к подземке кажется фанатам немного странной.

4. Кэти Холмс

Самыми частыми фотографиями из подземки может похвастать одна из самых умных голливудских знаменитостей Кэти Холмс. В метро она старается выглядеть как можно более непрезентабельно – надевает куртки и брюки нейтральных цветов и пытается скрыть лицо за солнечными очками. Но пронырливых фанатов не так-то просто обмануть, и каждый день можно увидеть свежие фотографии актрисы в подземке. К поездкам в метро она приучает и свою маленькую дочку. Кэти признается, что в метро она чувствует себя обычным человеком, и это очень важно для нее как для актрисы.

3. Джулианна Мур

Сейчас Джулианна может позволить себе без особых хлопот добраться куда-то на подземке или на автобусе. Она говорит, что папарацци и поклонники давно оставили ее в покое и последние только изредка просят сделать фото на память. Актриса говорит, что на общественном транспорте очень удобно добраться куда угодно, если в этот день нет съемок и надо забрать детей из школы или встретиться с друзьями в кафе. Джулианна часто повторяет, что ее будни ничем не отличаются от будней миллионов американских женщин.

2. Том Хэнкс

Том Хэнкс не стесняется говорить при звездных коллегах о том, что он любит ездить на метро. Он стал делать так всего несколько лет назад, когда полностью поменял свое отношение к жизни из-за сахарного диабета. Актер рассказывал во многих интервью, что образовавшаяся болезнь заставила его переосмыслить очень многое. Теперь он тщательнее заботится о своем здоровье и чаще размышляет о людях вокруг себя. Например, в метро ему нравится наблюдать за другими пассажирами, которые и не замечают, что с ними рядом едет дважды оскароносный актер.

1. Рианна

Рианна вообще не привередлива и не чурается общественного транспорта.

Она все чаще пользуется метро вместо автомобиля и обосновывает это тем, что плотный график несовместим с поездками на машине. Поэтому в подземке она катается во время съемок клипов, чтобы избежать наземных пробок. Певица не прочь прокатиться в метро и просто для того, чтобы встретиться со старыми друзьями. Актриса признается, что подземка напоминает ей о прошлой жизни до славы, когда она была обычной школьницей.

Автомобили навсегда: почему мы никогда не пересядем на общественный транспорт

Тренд последнего десятилетия – скепсис по отношению к автомобилю и многоумные прогнозы о том, что человечество вскоре, наконец, откажется от такой непрогрессивной штуки, как личная машина, и пересядет массово на общественный транспорт. Перспектива эта кажется авторам прогнозов и их поклонникам во всех отношениях радужной. Однако на самом деле отказ от личного транспорта в пользу общественного суть не что иное, как деградация. Попробую объяснить, почему я так думаю.

Ч то бы ни говорили пессимисты, но с каждым веком мы живем все лучше и лучше. Мы перестали убивать друг друга за каждый кусок мяса, перебрались из пещер в дома, придумали водопровод с канализацией, освоили письменность и товарно-денежные отношения, перестали умирать от эпидемий чумы и оспы. В конце концов, в начале XXI века мы обнаружили себя в теплом комфортном жилье, со свободным доступом к любой интересующей информации через Интернет и возможностью быстро перемещаться по земле, воде и воздуху.

Одно из важнейших завоеваний человека – это право на личное пространство. Так уж сложилось, что нам это нравится. Мы хотим жить в отдельной квартире, иметь там собственную комнату, а еще лучше – несколько комнат, плюс загородный дом и далее по списку.

Автомобиль – чего греха таить, штука имиджевая. Это такая надстройка над нашим эго, продолжение костюма. Садясь за руль, мы каждый раз становимся немножко Железным человеком, обретая возможность мчаться вперед, грозно рыча. Но если быстрая езда и демонстрация собственной крутизны нужны не каждому, то кусок личного пространства, оборудованный с комфортом и умеющий перемещаться вместе с владельцем – это универсальная ценность. И это то, что объединяет ржавую насквозь «шестерку» 1986 года выпуска за 10 тысяч рублей и новый Rolls-Royce Wraith за 25 миллионов.

Да, они возят воздух. Причем в «шестерке» этот воздух пропитан не ароматом нежной кожи, а миазмами горелого масла и старых тряпок, но этот воздух – свой собственный! Внутри нет людей, которые нам неприятны. Можно слушать музыку, включить аудиокнигу или практиковаться в пении. Можно закурить сигарету или просто ехать в относительной тишине. Без всего этого можно прожить, но это такое излишество, которое стоит потраченных денег.

Если задуматься, то личные квартиры, к тому же еще и многокомнатные – это не меньшее расточительство. Допустим, у вас есть жена и ребенок, и вы живете в трехкомнатной квартире. Всю первую половину дня, пока вы на работе, а ребенок в школе, квартира стоит пустая! В ванную вы ходите обычно не чаще трех раз в день, а ночью совершенно спокойно умещаетесь в одной постели с женой, оставляя ребенка в детской, а гостиную – без людей. Вам еще не стыдно, что вы занимаете столько жилплощади и используете ее неэффективно?

Безусловно, намного эффективнее будет вернуться к социалистической модели, расселиться обратно по общежитиям с утренними очередями в туалет, готовкой на общей кухне по записи и ранним бронированием душа для помывки. Ну и что, что среди соседей обязательно найдутся алкоголик, сварливая бабушка и пяток нелегальных мигрантов, спящих на двух койках посменно… Зато каждый квадратный метр дефицитного городского пространства будет освоен!

Безусловно, общественный транспорт – не коммунальная квартира. Там как минимум не нужно спать и времени там проводишь меньше. Но суть та же: нежелательные соседи, нехватка личного пространства и неудобства. Если автобус или вагон метро – новенький, чистый и приходит вовремя, то, условно, из советской коммуналки он всего лишь превратится в европейский хостел. Где на стенах веселенькие обои, есть wi-fi, но душ по-прежнему один на восемь номеров. Вы променяете отдельную квартиру на хостел? То-то же.

Тут мы, конечно же, подбираемся к проблеме пробок. Все, наверное, видели знаменитую социальную рекламу из города Мюнстер в Вестфалии, где показано, как много места занимают машины на улице, и как мало – люди, которые на этих машинах едут. А даже если и не видели, то суть понятна: в городе места мало. И чтобы не забивать улицы своими металлическими коробками, нужно ходить пешком или компактно утрамбовываться в общественный транспорт.

Читайте также:  10 современных авто в стиле «ретро»

Логика кажется безупречной, но проблема не в машинах, а в несовершенстве городской инфраструктуры. И наши предки, которые застраивали город без расчета на автомобили, тут совершенно не при чем. В исторической части города обычно прекрасно помещаются все местные жители со своими машинами.

Проблемы исходят из районов, застроенных XX-XXI вв. В СССР увлекались социалистической «эффективностью», компактно трамбуя вчерашних крестьян в барские квартиры, а затем – панельные хрущобы. На Западе проблемы создавали безответственные предприниматели, монетизирующие каждый клочок купленной земли на полную катушку, строя гигантские многоэтажки. В пост-перестроечной России опыт акул капитала переняли с энтузиазмом, понастроив по всей стране «муравейников» на 1 000 квартир с 100 парковочными местами.

Проблема – именно в этом. В нецивилизованном бизнесе, в смотрящих на это сквозь пальцы надзорных органах, в коррупции. В гиперцентрализованной экономике, где финансовые потоки стекаются в столицу, лишая возможности хорошего заработка в регионах. Городской общественный транспорт – это таблетки от горла, которые решают локальную проблему воспаления гланд, но если все время пить холодное пиво на морозе, то болеть меньше не станешь.

Позвольте мне не расписывать подробно в этой колонке способы «примирения» мегаполиса с автомобилями. Если коротко, то нужно остановить застройку спальных районов и пригородов многоэтажками, а также диверсифицировать транспортные потоки, убрав из исторического центра точки притяжения.

Кстати, эти тезисы я озвучивал одному из главных американских урбанистов Вукану Вучику, у которого брал интервью несколько лет назад. Он парировал, что если центр освободить от правительств и избытка бизнес-центров, оставив туристические зоны и жилье, то это будет «убитый центр», потому что в нем не будет бурной жизни. Знаете, мистер Вучик, я недавно переехал в ту часть центра, где мало чиновничьих ведомств и бизнес-центров (на Петроградскую сторону). Тут нет суеты и это лучшее место в Санкт-Петербурге, пусть и «убитое», по вашей логике.

Найдутся люди, которые скажут, что в тесноте мегаполиса есть своя романтика. Но человеческая психика устроена так, что она в любых дискомфортных условиях находит что-то романтичное. Есть армейская романтика, есть и лагерная, хотя если честно, то ни на войне, ни в тюрьме нет ничего хорошего.

Если человеку, который привык читать книжку в троллейбусе, предложить машину с личным водителем и гарантировать отсутствие пробок, он выберет ее, не раздумывая, и это нормально.

Вот только не нужно кивать на западных чиновников! Да, нынешний экстравагантный министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон в свою бытность мэром Лондона вовсю позировал на велосипеде. Только не говорите, что вы поверили, будто он так и ездит на нем. Вынужден вас огорчить: мистер Джонсон предпочитает BMW с шофером, причем с номерным знаком MAY10R (стилизованное «mayor», т. е. «мэр») – на этом его подловила газета Daily Mail.

Как видите, с этим англичанином не все потеряно, он не сошел с ума. Просто политикам нужно иногда показывать себя «своим парнем» для недалекого и небогатого электората, особенно когда они лоббируют законы, ограничивающие права автомобилистов.

Министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон

Любой человек, будь то Борис Джонсон или ваш сосед дядя Степа, стремится к лучшей жизни. А «лучшая жизнь» невозможна без права перемещаться в пространстве по собственному расписанию, в комфортной обстановке и без нежелательных соседей. То есть она невозможна без личного автомобиля.

Естественно, машина будущего будет другой: с экологичным силовым агрегатом, всевозможными системами «защиты от дурака» и автопилотом. Как бы ни менялась начинка, две вещи останутся неизменными: машины останутся привлекательными и они будут давать нам личное пространство. В этом плане какая-нибудь BMW 7 series 12-го поколения из 2035 года будет мало отличаться от все той же ржавой «шестерки» (которая по меркам 70-х была очень даже ничего).

Безусловно, без общественного транспорта существовать невозможно, особенно если речь идет о дальних путешествиях – глупо ехать на машине два дня, когда можно преодолеть это расстояние за шесть часов на самолете или высокоскоростном поезде. Еще более глупо выкатывать с паркинга машину, когда от дома до офиса можно за 15 минут дойти пешком, и на улице отличная погода.

Деградация – не в использовании общественного транспорта как такового. Деградация – в признании общественного транспорта правильным способом повседневного передвижения и отказ от своего дальнейшего развития, чтобы пересесть на автомобиль. Потому что опыт подсказывает: по-настоящему экономика развивается только тогда, когда она работает на человеческие удовольствия. Когда она работает на что-то еще, обычно получаются только танки и ракеты.

Звёзды, которые ездят на общественном транспорте

Общественное мнение о звёздах шоу-бизнеса, как правило, сформированное из информации в жёлтой прессе, обычно не совсем позитивное. Их жизнь настолько отлична от нашей, что мы не удивляемся, читая об их образе жизни: ездят только на лимузинах, одеваются в супермодных бутиках, питаются в сверхдорогих ресторанах. Но, оказывается, не так всё запущено. Есть и среди этих «небожителей» приятные исключения.

Киану Ривз

Жизнь актёра, которого таблоиды называют самым добрым, скромным и скрытным, отличается от общепринятых голливудских норм для существования таких особ. У него мало вещей, нет охранников, живёт он в съёмном жилье и ездит на общественном транспорте. Да ещё и уступает место женщинам. Киану основал фонд по борьбе с онкозаболеваниями и отказался дать организации своё имя, выступает в защиту животных и различных экологических инициатив.

Интересно! После съёмок в фильме «Матрица» 90% гонорара Ривз отдал гримёрам, каскадёрам и другим специалистам, считая, что они имеют такое же право на высокую оплату своего труда (а это 80 миллионов долларов).

Том Хэнкс

Исполнитель культовой роли Форреста Гампа не прочь проехаться в метро, ничем не показывая своей звёздности. После того как у него обнаружили сахарный диабет, Том поменял своё мировоззрение и стал больше размышлять об окружающих. На снимке, опубликованном в соцсети, актёр сидит в обычном пальто, вязаной шапочке и скромном шарфе. Причём автор кадра с восхищением пишет, как это круто и, оказывается, Хэнкс тоже человек.

Хью Джекман

Супергерой Росомаха из фильма «Люди Икс» тоже пользуется нью-йоркской подземкой, причём не один, а с женой и двумя детьми. Папарацци даже оценили его наряд (около 300 долларов). Актёр дружелюбно общался с другими пассажирами и, вообще, произвёл очень хорошее впечатление.

Нил Патрик Харрис

Исполнитель роли Графа Олафа в сериале «Лемони Сникет: 33 несчастья» каждый день ездит на метро. Правда, чтобы не узнали, надевает чёрные очки. Конечно, это мало помогает, и пассажиры узнают его. Но если каждый день видеть знаменитость, к её присутствию привыкаешь. Актёр говорит, что в окружающих он находит источник вдохновения. Приятно осознавать, что хоть на что-то мы ещё годимся!

Джулианна Мур

Американская актриса и писательница, лауреат премии «Оскар», двух премий «Эмми», двух премий «Золотой глобус», «Премий Гильдии киноактёров США» и т. д. так часто пользуется общественным транспортом, что даже фанаты и папарацци оставили её в покое. Мур говорит, что она предпочитает жить как обычный человек.

Майкл Дуглас

Звезда «Уолл-стрит», «Войны Роуз» и «Основного инстинкта» мог бы почивать на лаврах и вообще не спускаться с голливудского Олимпа. Но он и его не менее талантливая жена Кэтрин Зета-Джонс так же талантливо и с особой ответственностью относятся к вопросам воспитания детей. Поэтому свою дочь оскароносец возит в школу на метро.

Сара Джессика Паркер

Актриса солидарна в одном со своей героиней Кэрри Брэдшоу из телесериала «Секс в большом городе»: любовью к обуви. У неё более ста пар туфель любимого бренда, не считая других фирм. Трудно представить, что в обуви за 2 тыс. долларов можно ходить по магазинам. Но в обычной жизни так не бывает. Сара носит обувь за 30 баксов и мечтает создать линию одежды, каждая вещь которой будет стоить не более 20 $. А ещё она продала на аукционе все туфли, в которых щеголяла, снимаясь в своей звёздной роли. Деньги были пожертвованы школе музыки и искусств.

Эндрю Гарфилд

Талантливый исполнитель нового человека-паука не стесняется пользоваться метро и частенько спускается в подземку, где скромно сидит, слушая музыку.

Интересно! Эндрю даже не догадывался, как неудобен костюм Спайдермена, сделанный из латекса. В этой роли актёр исполнял сложные трюки, которые нельзя было поручить каскадёрам.

Эдди Редмэйн

Коренной британец, обладающий андрогинной внешностью, модель, исполнитель нестандартных ролей, закончил Итон и Кембридж. Писатель-зоолог из фильма «Фантастические твари и где они обитают» по роману Джоан Роулинг, трансгендер Лили в «Девушке из Дании» – этому талантливому актёру доступны все жанры кинематографа.

Для исполнения главной роли в фильме «Вселенная Стивена Хокинга» ему пришлось заниматься с хореографом, поскольку известный учёный страдал редкой формой паралича. Но даже после получения ордена Британской империи Эдди не зазвездился и признаётся, что продолжает пользоваться лондонским общественным транспортом. Так что желающие получить автограф, вперёд, за Редмэйном, под землю!

Кэти Холмс

Актриса, завоевавшая популярность, сыграв роль в комикс-блокбастере «Бэтмен: Начало» после развода с Томом Крузом занимается карьерой и пытается вернуться на театральную сцену. Она занята в репетициях на Бродвее, поэтому часто возвращается домой поздно. Однажды горожане увидели её в метро в одиночку. Горожане изумлённо разглядывали Кэти, рискнувшую совершить такой героический поступок. Правда, впоследствии оказалось, что телохранитель у звезды есть, и он следовал неотступно за ней во всё время поездки.

Михаил Галустян

Российский шоумен и комедийный артист, вообще-то, ездит на серебристой AUDI TT. Но будучи в Германии, решил проехаться на немецком трамвае. Там его и застали неугомонные папарацци. Может, он и в Москве снялся бы в таком неожиданном месте, но боится, что его затопчут поклонники (как в часы пик).

Анастасия Волочкова

Прима, которая не посадит свою драгоценную пятую точку ни на что, дешевле «Майбаха», да вдруг в метро? Любой имеющий разум скажет, что это пиар-ход. И люди там, оказывается, «такие милые». Ну как же так, в общественном транспорте, без белых роз (наверное, даже билет не купила, вот так люди и богатеют), вся такая беспомощная… Но главное – впечатлений море! Так что, народ, пользуйтесь услугами ленинградского метро – и будет вам счастье лицезреть «искреннюю, сексуальную, стройную» (слова А. Волочковой) своими глазами.

Тина Канделаки

Грузинская и российская журналистка, телеведущая, Тинатин Гивиевна была признана самой стильной на канале. Она ведёт здоровый образ жизни и усиленно занимается спортом, поскольку является генеральным продюсером федерального спортивного канала «Матч ТВ». Предпочитает ездить на AUDI. Но вот мы видим её в общественном транспорте, замотанную в платочек, скромно прячущую ручки в рукава шубейки. И где ж такую одёжку нашла? Ан вон где, это она в Женеве в автобусе решила проехаться. Правда, восторгов не выказала. Не узнали нашу звездульку, что ли? Да и мы бы не узнали.

Читайте также:  Полезные аксессуары для автомобиля

Эвелина Блёданс

Комедийная актриса, ведущая многих телешоу, засветилась в метро. Невозможность передвигаться по пробкам сподвигла её на такой поступок. Потом писали, что Блёданс в шубе в общественном транспорте передвигается. Надо было снять перед входом, чтобы людей не нервировать.

Может, наша культура на таком уровне, что так и хочется доморощенным звёздам сказать слова Станиславского: «Не верю!» Какие-то вы… Не вызывающие доверия. Всё-таки недалеко мы от малиновых пиджаков и золотых цепей в палец толщиной отошли.

8 потрясающих систем общественного транспорта, изменивших города

Во всех городах есть общественный транспорт. Вещь полезная — он помогает людям добраться до работы или попасть в другой конец города. А некоторые виды транспорта настолько необычны, что полностью меняют облик города. Предлагаем вам прочитать о восьми видах, но сначала — краткий экскурс.

Считается, что первый общественный транспорт появился в XVII-м веке во Франции — это были общественные кареты. К сожалению, пользоваться ими могли себе позволить только люди из высшего класса, так что общественные кареты быстро исчезли за ненадобностью. Потребовалось почти 200 лет, чтобы общественный транспорт стал неотъемлемой частью города. Но к концу XIX-го века в большинстве городов вовсю работали крупные транспортные системы. Итак:

1. Сеульский метрополитен, Южная Корея

Сеульский метрополитен — одна и самых масштабных систем метро в мире. Ежедневно поезда перевозят по 9,8 млн человек, и это много, учитывая, что население Сеула — около 21-го млн жителей. Поезда ходят каждые две-пять минут, а ветки проложены почти по всему городу и пригородам.

Сеульский метрополитен можно назвать выставкой высоких технологий: здесь есть электронные табло и первый в мире виртуальный рынок, где люди могут покупать продукты или другие мелочи, используя мобильные телефоны. Разумеется, на всех станциях есть Wi-Fi и лифты.

Недостатки? В метро одновременно может находиться слишком много народу, и концентрация CО2 будет небезопасной.

2. Гонконгский метрополитен, Китай

В Гонконге 90% граждан ездят на работу на общественном транспорте. Линии метро проходят через самые густонаселённые районы. В Гонконгском метрополитене есть несколько систем, которые делают его не только эффективным, но и едва ли не самым доступным среди всех метрополитенов мира.

Платить за весь общественный транспорт можно единой картой под названием «Octopus». Сейчас в обращении ходит около десяти миллионов таких карт, и это снижает затраты и время на использование и обслуживание. В шаговой доступности от метро находится множество магазинов и ресторанов.

Метро — очень распространённый вид транспорта и используется в Гонконге повсеместно, так что местным жителям не приходится переплачивать за жильё только потому, что оно расположено поблизости от транзитных линий.

3. Паромные линии Вашингтона, США

Штат Вашингтон обладает уникальными геологическими особенностями, которые порой затрудняют передвижение: архипелаг Сан-Хуан и другие острова с материка труднодоступны. Например, чтобы добраться до острова Уидби из крупного мегаполиса, может потребоваться несколько часов на машине.

Чтобы минимизировать неудобства, Вашингтон создал самую большую сеть пассажирских паромов в США. Двадцать доков обслуживаются и управляются фантастически эффективно. В 2009-м году в системе паромов использовалось 9,9 млн транспортных средств, которые в общей сложности помогли добраться до места назначения 22,4 млн пассажиров.

4. Венецианские вапоретто, Италия

Венеция — ещё один уникальный город с точки зрения геологии: город состоит из сотен островов и каналов, так что автомобили, автобусы и метро для него не подходят. Исторически сложилось, что у большинства жителей были личные гондолы, иногда с гондольером (в зависимости от достатка).

Но современные венецианцы пользуются эффективными и чрезвычайно быстрыми вапоретто (теплоходами или катерами), которые работают по принципу автобусов и ходят круглосуточно. К сожалению, вапоретто с их высокой скоростью косвенно способствуют разрушению исторических зданий.

5. Мельбурнский трамвай, Австралия

В конце XIX-го века Мельбурн мог похвастаться самой крупной в мире трамвайной системой. Тогда это были ещё конные экипажи. Весь город был опутан 250 км путей с 1753 остановками, и трамвайная система позволяла любому человеку свободно доехать от пригорода до пляжей.

Сейчас в Мельбурне совершается 3,5 млн поездок на трамвае в неделю. Хотя сеть существует почти 80 лет, приватизировали её только в 1999-м году. Впрочем, это как раз не новость, так было со многими транспортными системами во всём мире. Например, система поездов Великобритании была приватизирована только в 1990-х — 2000-х годах.

6. SkyTrain в Ванкувере, Канада

SkyTrain в Ванкувере был создан, чтобы уменьшить наземное движение в городе. Полностью автоматизированные сверхскоростные линии монорельса проходят по нескольким районам Ванкувера. Этот транспорт можно назвать сверхточным. Популярность его постоянно растёт, и есть опасения, что вскоре SkyTrain не сможет удовлетворить весь спрос.

SkyTrain — отличный пример того, как общественный транспорт может преобразовать город: вокруг станций селится множество людей и строится множество магазинов, торговых центров и прочих объектов городской инфраструктуры.

7. Медельинские гондолы, Колумбия

Сложный рельеф может привести к гигантским пробкам, а отсутствие нормального общественного транспорта может существенно осложнить жизнь — добираться от одного конца города до другого придётся долго.

Медельин в Колумбии — как раз одно из таких мест: город расположен на крутых склонах, и любому транспорту придётся катить вверх и вниз по крутым холмам. Горок много, дороги плохие, так что автомобильный транспорт был не слишком эффективен — чтобы добраться от окраин до центра, требовалось от двух до двух с половиной часов.

Так было, пока не появились гондолы, которые связывают отдалённые районы города друг с другом и сокращают время проезда с одного конца города до другого.

8. Канатные трамваи Лос-Анджелеса, США

Эти канатные дороги были заброшены ещё до начала XX-го века. В конце XIX-го века спекулянты недвижимостью создали большую сеть канатных дорог, чтобы сделать горные районы вроде Банкер-Хилла более привлекательными. За основу была взята та же конструкция, что и для канатной сети трамваев Сан-Франциско.

В итоге канатная дорога протянулась с востока на запад. Но в 1902-м году их заменили электрические трамваи, которые можно увидеть во многих старых фильмах, снятых в 1910-х и 1920-х годах. Трамваи же в своё время уступили место автомобилям и автобусам.

Транспортный запрос: 26% россиян недовольны автобусами и трамваями

Россияне недовольны наземным общественным транспортом и предпочитают личный автомобиль, несмотря на явные неудобства — пробки, плохие дороги и проблемы с парковкой. Об этом говорится в исследовании аналитического центра НАФИ, с которым ознакомились «Известия». Основные претензии к автобусам и трамваям у жителей миллионников — их работа не удовлетворяет больше половины респондентов из крупных городов. Чаще всего люди жалуются, что транспорт ходит редко, в салонах постоянная давка, а кондукторы и водители не всегда вежливы с пассажирами. При этом ежедневно общественным транспортом пользуется лишь каждый четвертый их опрошенных. Эксперты уверены, что даже если с нового года финансирование отрасли будет увеличено кратно, на решение накопившихся проблем уйдут десятилетия.

Зато не пешком

Судя по результатам опроса, 27% жителей городов-миллионников жалуются на недостатки в работе автобусов, троллейбусов и трамваев. В целом по России этот показатель немного ниже — 26%. Однако в регионах ежедневно пользуется городским общественным транспортом лишь каждый четвертый (27%), говорится в исследовании НАФИ. Серьезную конкуренцию муниципальным перевозчикам создают частники: в крупных городах 24% жителей ежедневно ездят на маршрутках. Это в 2,5 раза больше, чем, например, в Москве.

Наиболее же популярной альтернативой общественному транспорту по-прежнему остается личный автомобиль. Примерно каждый второй россиянин предпочитает ежедневно садиться за руль: показатель по городам-миллионникам составляет 52%, по остальным городам — 49%, по селам — 47%. И это при том, что каждый пятый жалуется на пробки, а 16% отмечают, что качество дорог оставляет желать лучшего.

Свой выбор респонденты объясняют проблемами общественного транспорта. Люди отмечают, что автобусы, троллейбусы и трамваи слишком редко ходят — об этом сообщили 7% респондентов. Не устраивают россиян и переполненные салоны (особенно в часы пик), а также грубость водителей и кондукторов. Каршеринг же пока остается малораспространенной и преимущественно столичной фишкой — пользуются им лишь 4% россиян.

Гораздо лучше дела обстоят в Москве: 81% жителей столицы в целом доволен работой общественного транспорта. Также, несмотря на высокий уровень автомобилизации, жители Москвы реже садятся за руль — ежедневно пользуются общественным транспортом 54% респондентов.

Подвижной состав

Пробки на дорогах давно стали универсальной проблемой любого субъекта Федерации. Однако нет ничего удивительного в том, что люди по-прежнему выбирают автомобиль, считает депутат Госдумы, председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

— В пробке гораздо комфортнее сидеть под кондиционером в собственном авто, чем жаться в салоне переполненного автобуса. К тому же иногда автобус можно ждать и час. Актуальна и проблема плохого состояния подвижного состава, — подчеркнул парламентарий.

По его словам, регионам нужно выделять больше денег на обновление подвижного состава, развитие инфраструктуры общественного транспорта и на зарплаты персонала. Но при этом победить неэффективность автотранспортных предприятий можно, только дав субъектам больше свободы в принятии решений.

— Взять хотя бы тарифы. Они устанавливаются на федеральном уровне, и регион не может просто их повысить. Хотя иногда это необходимо. Тут даже частникам приходится трудно — не говоря о муниципальных перевозчиках. То же касается маршрутов: автобусы придерживаются утвержденных схем движения, что не всегда удобно. Поэтому люди предпочитают такси или собственные авто, — подчеркнул эксперт.

Вячеслав Лысаков не берется предполагать, сколько времени уйдет на то, чтобы решить транспортную проблему в регионах. Но считает, что это в любом случае — вопрос не самой ближайшей перспективы.

Однако в пресс-службе Министерства транспорта России «Известиям» сообщили, что регионы обладают достаточным количеством полномочий для организации своих транспортных систем.

— Органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления с учетом территориальных особенностей, а также возможностей региональных и местных бюджетов определяют направления развития пассажирского транспорта общего пользования на территории региона или муниципального образования, — подчеркнули в ведомстве.

Читайте также:  Легендарный автомобиль советского кино

По примеру Казани

Главная проблема общественного транспорта в России — отсутствие комплексного подхода, уверен урбанист Аркадий Гершман. По его словам, чиновники в регионах часто не понимают, как именно должна функционировать транспортная система города, а также руководствуются устаревшими нормами.

— Принято считать, что автобусы и троллейбусы — это такой социальный транспорт для одной бабушки в час. Поэтому финансирование на него выделяется по остаточному принципу. Если дороги и развязки воспринимаются как инвестиция, то общественный транспорт — исключительно как статья расходов. Но общественный транспорт и не должен окупаться за счет продажи билетов и рекламы в салоне и на бортах. Просто если его не развивать, на дорогах будут образовываться пробки, — подчеркнул собеседник издания.

Часто можно встретить ситуацию, когда существующие маршруты либо не совсем удобны, либо вообще устарели, но транспорт продолжает придерживаться принятой схемы. Для изменения схемы нужно проводить масштабные исследования: это, с одной стороны, вопрос финансов, а с другой — инициативы и политической воли.

— У нас в стране есть позитивный пример Казани, где к Универсиаде полностью пересмотрели транспортную архитектуру города и избавились от маршруток. Или система «Магистраль» в центре Москвы. В обоих случаях переосмыслили советское наследие и проложили маршруты там, где они нужны и удобны людям. Подобные преобразования начинали и в Екатеринбурге, но, к сожалению, до конца дело не довели, — отметил Аркадий Гершман.

Урбанист согласен, что в масштабе страны на решение транспортного вопроса уйдут десятилетия. И для этого необходим комплекс мер: организация пересадки внутри городской транспортной системы бесплатными, принятие общих стандартов качества обслуживания и прокладка новых трамвайных маршрутов. А также — развитие пешеходной и велосипедной инфраструктур, поскольку пассажир должен как-то попадать к остановкам общественного транспорта.

Почему мы никогда не пересядем на общественный транспорт

Тренд последнего десятилетия – скепсис по отношению к автомобилю и многоумные прогнозы о том, что человечество вскоре, наконец, откажется от такой непрогрессивной штуки, как личная машина, и пересядет массово на общественный транспорт. Перспектива эта кажется авторам прогнозов и их поклонникам во всех отношениях радужной. Однако на самом деле отказ от личного транспорта в пользу общественного суть не что иное, как деградация. Попробую объяснить, почему я так думаю.

Что бы ни говорили пессимисты, но с каждым веком мы живем все лучше и лучше. Мы перестали убивать друг друга за каждый кусок мяса, перебрались из пещер в дома, придумали водопровод с канализацией, освоили письменность и товарно-денежные отношения, перестали умирать от эпидемий чумы и оспы. В конце концов, в начале XXI века мы обнаружили себя в теплом комфортном жилье, со свободным доступом к любой интересующей информации через Интернет и возможностью быстро перемещаться по земле, воде и воздуху.

Одно из важнейших завоеваний человека – это право на личное пространство. Так уж сложилось, что нам это нравится. Мы хотим жить в отдельной квартире, иметь там собственную комнату, а еще лучше – несколько комнат, плюс загородный дом и далее по списку.

Автомобиль – чего греха таить, штука имиджевая. Это такая надстройка над нашим эго, продолжение костюма. Садясь за руль, мы каждый раз становимся немножко Железным человеком, обретая возможность мчаться вперед, грозно рыча. Но если быстрая езда и демонстрация собственной крутизны нужны не каждому, то кусок личного пространства, оборудованный с комфортом и умеющий перемещаться вместе с владельцем – это универсальная ценность. И это то, что объединяет ржавую насквозь «шестерку» 1986 года выпуска за 10 тысяч рублей и новый Rolls-Royce Wraith за 25 миллионов.

Да, они возят воздух. Причем в «шестерке» этот воздух пропитан не ароматом нежной кожи, а миазмами горелого масла и старых тряпок, но этот воздух – свой собственный! Внутри нет людей, которые нам неприятны. Можно слушать музыку, включить аудиокнигу или практиковаться в пении. Можно закурить сигарету или просто ехать в относительной тишине. Без всего этого можно прожить, но это такое излишество, которое стоит потраченных денег.

Если задуматься, то личные квартиры, к тому же еще и многокомнатные – это не меньшее расточительство. Допустим, у вас есть жена и ребенок, и вы живете в трехкомнатной квартире. Всю первую половину дня, пока вы на работе, а ребенок в школе, квартира стоит пустая! В ванную вы ходите обычно не чаще трех раз в день, а ночью совершенно спокойно умещаетесь в одной постели с женой, оставляя ребенка в детской, а гостиную – без людей. Вам еще не стыдно, что вы занимаете столько жилплощади и используете ее неэффективно?

Безусловно, намного эффективнее будет вернуться к социалистической модели, расселиться обратно по общежитиям с утренними очередями в туалет, готовкой на общей кухне по записи и ранним бронированием душа для помывки. Ну и что, что среди соседей обязательно найдутся алкоголик, сварливая бабушка и пяток нелегальных мигрантов, спящих на двух койках посменно… Зато каждый квадратный метр дефицитного городского пространства будет освоен!

Безусловно, общественный транспорт – не коммунальная квартира. Там как минимум не нужно спать и времени там проводишь меньше. Но суть та же: нежелательные соседи, нехватка личного пространства и неудобства. Если автобус или вагон метро – новенький, чистый и приходит вовремя, то, условно, из советской коммуналки он всего лишь превратится в европейский хостел. Где на стенах веселенькие обои, есть wi-fi, но душ по-прежнему один на восемь номеров. Вы променяете отдельную квартиру на хостел? То-то же.

Тут мы, конечно же, подбираемся к проблеме пробок. Все, наверное, видели знаменитую социальную рекламу из города Мюнстер в Вестфалии, где показано, как много места занимают машины на улице, и как мало – люди, которые на этих машинах едут. А даже если и не видели, то суть понятна: в городе места мало. И чтобы не забивать улицы своими металлическими коробками, нужно ходить пешком или компактно утрамбовываться в общественный транспорт.

Логика кажется безупречной, но проблема не в машинах, а в несовершенстве городской инфраструктуры. И наши предки, которые застраивали город без расчета на автомобили, тут совершенно не при чем. В исторической части города обычно прекрасно помещаются все местные жители со своими машинами.

Проблемы исходят из районов, застроенных XX-XXI вв. В СССР увлекались социалистической «эффективностью», компактно трамбуя вчерашних крестьян в барские квартиры, а затем – панельные хрущобы. На Западе проблемы создавали безответственные предприниматели, монетизирующие каждый клочок купленной земли на полную катушку, строя гигантские многоэтажки. В пост-перестроечной России опыт акул капитала переняли с энтузиазмом, понастроив по всей стране «муравейников» на 1 000 квартир с 100 парковочными местами.

Проблема – именно в этом. В нецивилизованном бизнесе, в смотрящих на это сквозь пальцы надзорных органах, в коррупции. В гиперцентрализованной экономике, где финансовые потоки стекаются в столицу, лишая возможности хорошего заработка в регионах. Городской общественный транспорт – это таблетки от горла, которые решают локальную проблему воспаления гланд, но если все время пить холодное пиво на морозе, то болеть меньше не станешь.

Позвольте мне не расписывать подробно в этой колонке способы «примирения» мегаполиса с автомобилями. Если коротко, то нужно остановить застройку спальных районов и пригородов многоэтажками, а также диверсифицировать транспортные потоки, убрав из исторического центра точки притяжения.

Кстати, эти тезисы я озвучивал одному из главных американских урбанистов Вукану Вучику, у которого брал интервью несколько лет назад. Он парировал, что если центр освободить от правительств и избытка бизнес-центров, оставив туристические зоны и жилье, то это будет «убитый центр», потому что в нем не будет бурной жизни. Знаете, мистер Вучик, я недавно переехал в ту часть центра, где мало чиновничьих ведомств и бизнес-центров (на Петроградскую сторону). Тут нет суеты и это лучшее место в Санкт-Петербурге, пусть и «убитое», по вашей логике.

Найдутся люди, которые скажут, что в тесноте мегаполиса есть своя романтика. Но человеческая психика устроена так, что она в любых дискомфортных условиях находит что-то романтичное. Есть армейская романтика, есть и лагерная, хотя если честно, то ни на войне, ни в тюрьме нет ничего хорошего.

Вот только не нужно кивать на западных чиновников! Да, нынешний экстравагантный министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон в свою бытность мэром Лондона вовсю позировал на велосипеде. Только не говорите, что вы поверили, будто он так и ездит на нем. Вынужден вас огорчить: мистер Джонсон предпочитает BMW с шофером, причем с номерным знаком MAY10R (стилизованное «mayor», т. е. «мэр») – на этом его подловила газета Daily Mail.

Как видите, с этим англичанином не все потеряно, он не сошел с ума. Просто политикам нужно иногда показывать себя «своим парнем» для недалекого и небогатого электората, особенно когда они лоббируют законы, ограничивающие права автомобилистов.

Любой человек, будь то Борис Джонсон или ваш сосед дядя Степа, стремится к лучшей жизни. А «лучшая жизнь» невозможна без права перемещаться в пространстве по собственному расписанию, в комфортной обстановке и без нежелательных соседей. То есть она невозможна без личного автомобиля.

Естественно, машина будущего будет другой: с экологичным силовым агрегатом, всевозможными системами «защиты от дурака» и автопилотом. Как бы ни менялась начинка, две вещи останутся неизменными: машины останутся привлекательными и они будут давать нам личное пространство. В этом плане какая-нибудь BMW 7 series 12-го поколения из 2035 года будет мало отличаться от все той же ржавой «шестерки» (которая по меркам 70-х была очень даже ничего).

Безусловно, без общественного транспорта существовать невозможно, особенно если речь идет о дальних путешествиях – глупо ехать на машине два дня, когда можно преодолеть это расстояние за шесть часов на самолете или высокоскоростном поезде. Еще более глупо выкатывать с паркинга машину, когда от дома до офиса можно за 15 минут дойти пешком, и на улице отличная погода.

Деградация – не в использовании общественного транспорта как такового. Деградация – в признании общественного транспорта правильным способом повседневного передвижения и отказ от своего дальнейшего развития, чтобы пересесть на автомобиль. Потому что опыт подсказывает: по-настоящему экономика развивается только тогда, когда она работает на человеческие удовольствия. Когда она работает на что-то еще, обычно получаются только танки и ракеты.

Добавить комментарий