Электромобили, которые могут проехать 400 км

Электромобили 2019 года с большим запасом хода – ТОП-10

Представлен рейтинг ТОП-10 электромобилей с максимальным запасом хода. Наведены характеристики и цена электрокаров. В конце статьи видео подборка ТОП-5 самых ожидаемых электрокаров.

Содержание рейтинга:

  • Tesla Model S Extended Range
  • Tesla Model 3 Long Range
  • Tesla Model X Extended Range
  • Mercedes-Benz EQC
  • Hyundai Kona Electric
  • Audi e-tron quattro
  • Kia e-Niro
  • Chevrolet Bolt
  • Jaguar I-Pace
  • Nissan Leaf e plus
  • Видео

Сегодня тяжело представить популярного автомобильного производителя в арсенале, которого не было бы линейке электромобилей. Можно сказать это одно из самых стремительных направлений в развитии строения транспорта. Экономия топлива, всевозможные загрязнения окружающей среды и прочие нюансы от которых электромобили уходят в сторону.

Если еще 10 лет тому модели электромобилей можно было пересчитать на пальцах, то сегодня это бесчисленное количество, которое даже запомнить тяжело. Основной характеристикой электромобиля считается запас хода, именно он показывает насколько «железный конь» выносливый и на что способен. Чтоб понять, какой же электромобиль самый выносливый и получил максимальный запас хода, рассмотрим рейтинг ТОП-10.

1. Tesla Model S Extended Range

Первой моделью в рейтинге стал электромобиль Tesla Model S «Extended Range». Как показывают характеристики, и заявляет производитель, запаса хода полностью заряженной батареи хватит на 539 километров пробега. От 0 до 96 км/час такая комплектация может разогнать за 4,1 секунды.

В качестве элемента питания инженеры использовали аккумуляторный блок на 100 кВт*час. Что касается ценовой политики, то стартовая цена обычной комплектации обойдется от $93000. Сколько обойдется топовая комплектация такой Tesla Model S «Extended Range» производитель пока не уточняет.

2. Tesla Model 3 Long Range

Вторую позицию рейтинга занял так же электромобиль Tesla Model 3 «Long Range» с длиной базой. Как видим, это очередной показатель того, что производитель нацелился на удержание позиций рейтинга. Запаса хода такого электромобиля хватит на 499 км пробега без подзарядки. В отличие от предыдущего лидера, данная модель является опциональной.

Первую сотню на спидометре Тесла может преодолеть за 5,1 секунду, а максимальная скорость выросла до 225 км/час. По информации производителя, емкость аккумулятора удлиненной версии составляет 75-80 кВт*ч. Энергопотребление такой модели электромобиля составляет порядка 17 кВт*ч на 100 км пробега. Что касается цены, то старт начинается от $64100. Максимально такой электромобиль может выдать 258 лошадок, а вот среднее время зарядки от обычной розетки со стандартным зарядным составляет 8 часов.

3. Tesla Model X Extended Range

Закрывает первую тройку еще одна модель Tesla Model X «Extended Range». На полностью заряженной батареи электромобиль сможет проехать 475 км пути. От 0 до 96 км/час (60 миль/ч) электрокар может разогнаться за 4,7 секунды. Стартовая цена начинается от $96000.

Под капотом такого электромобиля инженеры спрятали ранее известную батарею, емкостью 100 кВт*ч. Привод новинки полный, поэтому особых трудностей по бездорожью не будет. Особенность данной модели в том, что они может расположить 7 пассажиров, а второй ряд дверей получил систему открытия «крылья чайки». В салоне помимо стильного дизайна выделяется вертикальный 17″ сенсорный дисплей мультимедийной системы.

4. Mercedes-Benz EQC 2018

Не так давно был представлен еще один лидер электромобилей – Mercedes-Benz EQC 2018. Дизайн данной модели хоть и новый, но все же узнаются черты производителя. По информации производителя, запаса хода данной модели хватить на 450 километров пути. Сердцем для такого кроссовера послужили два асинхронных электродвигателя, с максимальным крутящим моментом 765 Нм, общей мощностью 402 лошадки. Больше всего по весу затянула батарея, как утверждает производитель – 650 кг.

Потребление электроэнергии кроссовера составляет 22,2 кВт*ч на 100 км пробега. Таким образом, до 100 км/час на спидометре новинка может разогнаться за 5,1 секунды, а вот максимальная скорость составляет 180 км/час и ограничена программным путем. Всего ж вес кроссовера составляет 2425 кг. Что касается ценовой политики, то старт на электромобиль Mercedes-Benz EQC обойдется от $87000. В сравнении с предыдущими лидерами не столь много, но стоит учитывать, что это полноценный кроссовер, с полным приводом и неплохими характеристиками по проходимости.

5. Hyundai Kona Electric

Первую пятерку лидеров закрывает весьма известный кроссовер Hyundai Kona Electric, о котором ранее ходило не мало слухов. Корейский производитель так же не стал в последних рядах, представив новый кроссовер Hyundai Kona Electric. От обычного Kona, новый электромобиль отличается минимально, но вот под капотом это полностью другая модель. На выбор покупателя предлагают короткую (Short-range) и длинную версию кроссовера (Long-range).

Как утверждает производитель, запаса хода новой Hyundai Kona Electric в модификации 64 кВт хватит на 415 километров пути. До 100 км/час электромобиль может разогнаться за 9,3 секунды, а вот максималка составляет 167 км/час и ограничена программным путем, хотя говорит, что её можно поднять до 200 км/час. Потребление электроэнергии порядка 14,8 кВт*час. Что касается цены, то в среднем такая модель обойдется от $50000.

6. Audi e-tron Quattro

Вторую пятерку лидеров электромобилей 2019 года открывает Audi e-tron Quattro. Внешне новый электрокар многим напоминает Audi Q7 последнего поколения, но внутри он вовсе иной. На каждую ось инженеры установили по электромотору, тем самым выполнив функцию полного привода и равномерно расположив вес на оси.

Суммарная мощность агрегата составляет 408 лошадок, а полного зарядка батареи хватит на 400 км пробега. В зависимости от стандарта зарядки, в среднем потребуется от 30 минут до 8,5 часов. Первую сотку на спидометре электромобиль преодолеет за 5,7 секунды, а вот максимальная скорость составит 200 км/час. Производство новинки стартует в середине 2019 года, поэтому пока можно говорить только о приблизительной цене. По словам производителя, базовая комплектация Audi e-tron Quattro обойдется от 79900 евро, хотя ближе к старту продаж эта цифра может измениться.

7. Kia e-Niro

Седьмую позицию рейтинга заняла новая модификация Kia e-Niro 64 кВт. Полного заряда батареи такого электрокара хватит, чтоб проехать 384 км без подзарядки. Даже 5 лет тому такой показатель запаса казался недостижимым, сегодня же это в пределах нормы. Батарея такого электромобиля емкостью 64 кВт*ч, мощность электродвигателя 204 лошадки.

Первую сотню на спидометре кроссовер может преодолеть за 7,8 секунды. Несмотря на то, что электромобиль попал в рейтинг и относится к более бюджетным вариантом, он неплохо удивил ценой и комплектацией. На борту новинки можно найти самые современные технологии, системы безопасности и комфорта. Что касается цены, то базовая версия стартует от 35000 евро, по сравнению с конкурентами это существенно дешевле.

8. Chevrolet Bolt

Восьмую позицию рейтинга разделил небольшой, компактный хэтчбек Chevrolet Bolt с весьма неплохими характеристиками. Мощность электродвигателя под капотом составляет 200 лошадок, а запаса хода без подзарядки достаточно на 383 километра пути. В зависимости от типа зарядки в среднем потребуется от 30 минут до 9 часов.

Что касается динамических характеристик, то от 0 до 100 км/час электромобиль сможет разогнаться за 7,2 секунды, а максимальная скорость составит 145 км/час. Цена такого электромобиля так же на столь большая, базовая комплектация с весьма неплохим набором характеристик обойдется от $36620.

9. Jaguar I-Pace

Предпоследнюю девятую позицию рейтинга занял массивный Jaguar I-Pace. Тяжело представить данного производителя в таком рейтинге, но прогресс требует свое, и все же инженеры решились на выпуск полностью электрифицированной модели. Одной зарядки хватит на 377 км, именно так это утверждает производитель. Суммарная мощность электродвигателя составляет 400 лошадок (700 Нм), а мощность батареи 90 кВт*ч.

Если верить информации производителя, то до 100 км/час электромобиль может разогнаться за 4,8 секунды и максимально показать отметку в 200 км/час. Комплектация новинки весьма неплохая, но вот цена так же удивит не мало. Базовая комплектация стартует от 78240 евро, сколько обойдется топовая комплектация производитель не уточняет.

10. Nissan Leaf e plus

В отличие от предыдущих конкурентов по рейтингу, новый Nissan Leaf e plus не спешит прогрессировать на столь большую дистанцию. Как утверждает производитель, одно полного заряда батареи хватит на 364 километра пробега. Мощность такого хэтчбека составляет 160 кВт (214 л.с.), с максимальным крутящим моментом 340 Нм.

По результатам разных тестов, до первой сотни на спидометре электромобиль может разогнаться за 6 секунд. Что касается комплектации новинки, то здесь производитель так же не пожалел, на борту новинки можно найти самые современны системы безопасности и комфорта, а так же качественную обшивку и мультимедийную систему. Цена нового Nissan Leaf e plus в базе стартует от $36000.

Рассмотрев рейтинга новых электромобилей 2019 года, можно удивиться такому большому запасу хода и неплохой комплектации, но немного большой цене. С другой же стороны есть сомнения в заявленных данных, все электрокары за исключением Audi e-tron quattro и Mercedes-Benz EQC, проходили тестирование по стандарту EPA. Нюансом этого стандарта есть то, что испытания проходят в идеальных для электромобиля условиях, но не в тех условиях, где он используется каждый день.

Это может основным показателем того, что реальный запас хода перечисленных электромобилей существенно отличается. Например, достаточно включить кондиционер, лишний раз послушать музыку или вовсе надавить на педаль газа, как показатель запаса хода существенно сократится. Более правдивыми будут показатели в Audi e-tron quattro и Mercedes-Benz EQC, Ауди тестировали по стандарту WLTP, а мерседес по стандарту NEDC. Оба варианта тестируют в условиях городского использования, что дает более правдивые данные. Остается ожидать реальных отзывов владельцев, чтоб вполне понять, насколько правдивы заявления производителей и чего в дальнейшем стоит ожидать от новых электромобилей.

Видео-обзор самых ожидаемых электромобилей в 2019 году:


Как я купила электромобиль

И экономлю больше 100 тысяч рублей в год

Полгода назад я вообще не знала о существовании бюджетных электромобилей.

Все слышали о Тесле, но мало кто собирается искать такой автомобиль для себя. Многие считают, что все электромобили дорого стоят, ими невозможно пользоваться зимой, трудно найти запчасти или заменить батарею, в сервисах не возьмутся за ремонт.

Это оказалась быстрая, удобная и экономичная машина. Сейчас я трачу на передвижение 1000 Р в месяц вместо 9000 Р , которые уходили на авто с ДВС.

Р ” width=”1000″ height=”667″ class=”” style=”max-width: 1000px; height: auto” > Мой электромобиль из Японии — Ниссан Лиф 2011 года выпуска. Я купила его за 450 000 Р

Как я решилась на электромобиль

В октябре 2018 я уже год ездила на Опеле Астре 2006 года выпуска. Машина хорошая, но на 12-й год эксплуатации стала часто ломаться. Я решила отремонтировать ее и продать. Взамен присматривала себе что-нибудь новое и экономичное.

Из любопытства решила посмотреть на автомобили с электродвигателем. Всегда считала, что они очень дорогие и дефицитные. Совершенно неожиданно увидела объявление о продаже полностью электрического автомобиля Ниссан Лиф за 450 000 Р .

Оказывается, есть обычные электромобили, а не навороченные Теслы. С виду они не отличаются от бензиновых и дизельных машин, «усов», как у троллейбуса, у них нет, поэтому мало кто о них знает.

Посидев несколько часов на форумах и посмотрев пару видео, я позвонила владельцу. Мы договорились встретиться, я осмотрела машину и внесла задаток. За неделю продала свою Астру — и стала счастливым обладателем электромобиля.

Первые впечатления от электромобиля

Первые ощущения от вождения авто с электродвигателем не передать словами. С самого начала поражает тишина: электромотора не слышно совсем. До сих пор я получаю море удовольствия от езды, хоть и пользуюсь машиной уже полгода.

Еще одно открытие: на светофоре я могу тронуться с места и обойти 90% авто с двигателями на бензине или дизеле. При этом вы вряд ли встретите на дороге лихача на электромобиле. Можно «притопить» пару раз, но в целом вырабатывается привычка не тратить заряд батареи без необходимости.

Читайте также:  Прототипы машин из советских мультиков

Производители позиционируют электромобили как «транспорт будущего», поэтому оснащают их самыми передовыми технологиями. В моей машине нет только подогрева сидений и руля, потому что машина изначально была сделана для юга Японии. В других комплектациях подогрев есть.

Главное достоинство электромобиля — в его экономичности: при активной езде он обходится где-то в 1000—2000 рублей в месяц. Я заряжаю машину каждую ночь по 5 часов, а к концу дня расходую весь заряд.

Р ” width=”2000″ height=”1414″ class=” outline-bordered” style=”max-width: 1000.0px; height: auto” data-bordered=”true”> Квитанция за сентябрь, когда у меня еще не было электромобиля. Без него я заплатила за электричество 1107 Р Р . Передвижение на электромобиле в течение месяца обошлось мне в 1162,35 Р ” width=”2000″ height=”1360″ class=” outline-bordered” style=”max-width: 1000.0px; height: auto” data-bordered=”true”> Квитанция за ноябрь, в пик моей водительской активности. За электричество я заплатила 2269,35 Р . Передвижение на электромобиле в течение месяца обошлось мне в 1162,35 Р

Сравнение трат на обычную машину и электромобиль

До электромобиля у меня был Опель Астра. Машины по размерам и классу соответствуют друг другу, поэтому сравню их между собой. Бензин в Опель будем заливать АИ-92 , так дешевле.

За 2018 год на Астре я проехала 30 000 км. Это 2500 км в месяц, около 83 км в день. Возьмем этот пробег за среднегодовой.

Сколько потрачу за год на Опеле Астре. Возьмем средний расход бензина в городе — около 9 л на 100 км. Литр АИ-92 в Казани сейчас стоит 41 Р . На 100 км потрачу 369 Р . Стоимость 1 км на бензине будет 3,69 Р .

30 000 км × 3,69 Р = 110 700 Р — столько потрачу на бензин за год.

За 30 000 км пробега нужно будет поменять масло в двигателе три раза, 3000 Р за один раз, итого 9000 Р в год. Один раз за год надо будет поменять свечи — это еще 1000 Р .

Раз в 60 000 км рекомендуют менять ремень газораспределительного механизма — ГРМ. Стоимость везде разная, поэтому возьмем среднюю — 10 000 Р — и поделим на два: у нас же не 60, а 30 тысяч километров. Получается 5000 Р .

Итого на топливо и обслуживание Астры за год уходит 125 700 Р .

Сколько потрачу на Ниссане Лифе. 1 кВт⋅ч электроэнергии в Казани стоит 3,69 Р . Емкость батареи моего авто — 18 кВт⋅ч, за них я заплачу 66,42 Р . Я проезжаю на 1 кВт⋅ч 7 км. Получается, что 18 кВт⋅ч мне хватит на 126 км. То есть один километр обойдется в 53 копейки.

я потрачу за год на электромобиль

30 000 км × 0,53 Р = 15 900 Р потрачу на электричество за год.

В редукторе электромобиля раз в 30 000 км нужно менять масло. Литр стоит 1000 Р .

Расходы на электроэнергию и замену масла в редукторе Лифа — 16 900 Р в год.

Электромобили с самым реально высоким запасом пробега

Рейтинг электрических автомобилей с реально большим пробегом на одной зарядке.

Мода на электрические автомобили набирает обороты во всем мире. Некоторые эксперты даже прогнозируют скорую глобальную гибель классических машин на ДВС. Но насколько это реально? Или же электрокары – очередной временный популярный тренд, как это было в начале 20 века? Действительно ли электрические автомобили могут составить уже сегодня конкуренцию обычным автомобилям? Судя по опубликованному британскому рейтингу, до этого еще далеко. Дело в том, что реальный запас хода электромобилей не имеет ничего общего с заявленными автопроизводителями пробегами. Итак, вот список электроавтомобилей с самым большим запасом хода.

Tesla Model 3

Продажи электромобилей растут по всему миру. В ближайшие несколько лет аналитики прогнозируют, что продажи электрического транспорта будут только расти. В настоящее время существует несколько барьеров, препятствующих массовому внедрению электроавтомобилей. Например, это стоимость электрокаров, которая на порядок выше стоимости автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Но главное, что тормозит распространение электрокаров, – это проблема с их дальностью хода и зарядкой.

Многие автомобилисты в настоящий момент знают, что электроавтомобили пока не смогут заменить бензиновые или дизельные, так как у них нет большого запаса хода, а также в связи с отсутствием по всему миру развитой инфраструктуры электрических зарядных станций.

Jaguar I Pace

Правда, автомобильные электрические технологии не стоят на месте. Да, первые электрокары имели действительно небольшой запас хода. Сегодня же на рынке уже появляются электрические машины с весьма неплохим запасом пробега на одной зарядке. Если же посмотреть на официальные спецификации автопроизводителей, которые раскрываются для электрокаров, то складывается ощущение, что электротранспорт уже вполне способен конкурировать с обычными автомобилями, работающими на ДВС. Но это на самом деле не так. При реальных тестах электрокары показывают не очень радостные цифры.

То есть с электрическими автомобилями все точно так же, как и с бензиновыми и дизельными. Все мы знаем, как сильно отличается расход топлива в обычных автомобилях от заявленной автопроизводителями экономичности. То же самое наблюдается и с электрокарами. В итоге реальный пробег электрокаров может быть в два раза ниже, чем заявил автопроизводитель.

Kia eNiro

Для того чтобы узнать реальный пробег электрокаров на одной зарядке, британский журнал «WhatCar» провел испытание популярных в мире электроавтомобилей. На основе тестов автожурнал опубликовал интересный рейтинг электроавтомобилей по запасу пробега.

Как проводились тесты? Испытание начиналось с разряда батареи автомобиля, чтобы убедиться, что транспортное средство больше не может продолжать движение. Далее аккумулятор электрокара заряжался зарядкой со встроенным счетчиком измерения энергии в кВт-ч. Зарядка проводилась в помещении, которое оснащено системой кондиционирования воздуха для поддержания постоянной температуры в течение всех тестов.

BMW i3

Перед началом дорожных испытаний также проверялось давление в шинах, чтобы удостовериться, что оно находится в пределах, рекомендованных автопроизводителем. Чтобы тесты были достоверными, специалисты проводили тесты при одинаковой температуре на улице – от 10 до 15 градусов по Цельсию. Также во всех тестируемых автомобилях рядом с водителем всегда сидел пассажир. Температура в салоне автомобилей была установлена на 21 градус. Режим вождения у всех автомобилей выбирался обычный (нормальный) со стандартной регенерацией.

Hyundai Kona Electric

Испытания проводились на частной испытательной трассе журнала, которая имеет длину 19,4 мили, а также на общих дорогах, которые проходят в сельской местности, по шоссе и там, где часто образуются пробки.

После тестов каждый автомобиль снова подключался к зарядке и количество энергии, необходимой для полной зарядки, записывалось специалистами. По итогам этих записей и был составлен рейтинг электроавтомобилей. Как вы думаете, какой автомобиль занял первое место? Нет, это не Tesla. На удивление, первое место занял электрокар Hyundai Kona Electric 64 кВт, который достиг впечатляющих 259 миль заряда (416 км). Вторую строчку в рейтинге занял Jaguar I Pace с запасом хода 253 мили (407 км). На третьей строчке рейтинга с таким же результатом, как у Jaguar I Pace, расположился электрокар Kia e-Niro 64kWh.

Tesla Model S и Model X

Стоит отметить, что диапазон более 200 миль (321 км) удалось преодолеть шести автомобилям. Более 14 электрокаров преодолели в тесте более 100 миль (160 км).

По результатам тестов Smart Forfour EQ и Smart Fortwo EQ Cabrio заняли последние места, так как их запас хода составил всего 57 и 59 миль соответственно (91 и 95 км).

Сколько могут проехать электроавтомобили в реальных условиях?

18. Smart Forfour EQ

Реальная дальность хода: 57 миль (91 км)

17. Smart Fortwo EQ Cabrio

Реальная дальность хода: 59 миль (95 км)

16. Volkswagen e-Up

Реальная дальность хода: 66 миль (106 км)

15. Hyundai Ioniq Electric

Реальная дальность хода: 117 миль (188 км)

14. Volkswagen e-Golf

Реальная дальность хода: 117 миль (188 км)

13. BMW i3 94Ah

Реальная дальность хода: 121 миля (194 км)

12. Nissan Leaf

Реальная дальность хода: 128 миль (206 км)

11. Renault Zoe Q90

Реальная дальность хода: 132 мили (212 км)

10. Renault Zoe R110

Реальная дальность хода: 146 миль (234 км)

9. Hyundai Kona Electric 39 кВт-ч

Реальная дальность хода: 158 миль (254 км)

8. BMW i3 120Ah

Реальная дальность хода: 165 миль (265 км)

7. Audi E-tron

Реальная дальность хода: 196 миль (315 км)

6. Tesla Model S 75D

Реальная дальность хода: 204 мили (328 км)

5. Tesla Model X 100D

Реальная дальность хода: 233 мили (374 км)

4. Производительность Tesla Model 3

Реальная дальность хода: 239 миль (384 км)

3. Kia e-Niro 64kWh

Реальная дальность хода: 253 мили (407 км)

2. Jaguar I-Pace

Реальная дальность хода: 253 мили (407 км)

1. Hyundai Kona Electric 64 кВт-ч

Dosenoffner › Блог › Советские электромобили

Сегодня электромобили находятся на пике своей популярности. Авто на электрической тяге преподносятся как нечто прорывное и новаторское, не упоминая что автомобиль на тяге электродвигателя существует более 120 лет. В наши дни богатые буратины могут купить себе “эко” образ жизни, но были ли попытки в СССР разработать, освоить и начать производство транспортного средства с альтернативным видом топлива для людей? Конечно были, он них речь и пойдет.
В СССР было особенное отношение к электричеству, благодаря плану ГОЭРЛО. Невероятно, но факт, вся современная электронная музыка это наследие разработки советского ученого Льва Термена в виде терменвокса, первого в мире электронного музыкального инструмента.
Первым же электромобилем в СССР был ЛЭТ, 1935 года постройки.

Автомобиль представлял из себя экспериментальную лабораторию на которой проверяли жизнеспособность электромобиля в условиях СССР. Что бы упростить конструкцию, автомобиль был сделан на базе ЗиС-5, в движение ЛЭТ приводил агрегат мощность 13 кВт, который питали 40 аккумуляторных батарей суммарной емкостью 168 А·ч. Дальность хода не превышала 40 км, а максимальная скорость передвижения равнялась 24 км/ч. Аккумуляторы весили 1400 кг и остаточная грузоподъемность составляла 1800 кг. Работал сей аппарат в качестве мусоровоза, ибо совокупность характеристик не позволяла использовать его для более серьезных задач. Дальше одного экспериментального дело не пошло, в стране которая готовилась к войне было не до электромобилей, в приоритете были обычные отработанные образцы с ДВС.
Вернутся к электромобилям удалось после победы в войне. Начиналась эпоха послевоенной отстройки и Холодной войны, инженеры вновь могли свободно экспериментировать. Постановление Совета министров СССР от 1947 года дало задачу Министерству автомобильной и тракторной промышленности разработать и изготовить электромобили. По предписанию министра П.И. Паршина, задание было передано в НАМИ. Согласно технического условия нужно была разработать автомобили грузоподъемностью 500 и 1500 кг, дальностью хода 65 км и более и скоростью передвижения 30-35 км/час. К 1948 году НАМИ представило 2 электромобиля НАМИ-750 и НАМИ-751.

Кузов автомобиля представлял из себя пространственную ферму выполненную из алюминиевого профиля. Обшивка была частично металлическая, частично деревянная. НАМИ-750 был оснащен двумя двигателями 3,2 кВт, а НАМИ-751 двумя 6 кВт двигателями. Питание осуществлялась от свинцовых батарей, а крутящий момент на колеса передавался при помощи специальных редукторов.

Для упрощение и удешевление конструкции прибегли к использованию агрегатов от уже выпускаемых машин, но без значительных доработок они не подошли. Например, переднюю балку от ГАЗ 11-73 пришлось сузить, что бы она вписалась в габариты уже готового кузова. Если для экспериментального образца это было вполне адекватная мера, то для авто которое планировалось под серийное производство — крайне нежелательная конструкция.

Читайте также:  Лучшие современные электромобили

НАМИ изготовила 6 экземпляров, после прохождения полного цикла испытаний, чертежи были переданы на Львовский автобусный завод, где было выпущено уже 20 экземпляров. Львовские автомобили отличались тем, что они оснащались железо-никелевыми аккумуляторами. Выйти в более значительную серию НАМИ-750 и НАМИ-751 не удалось из-за того что они не соответствовали требованиям техзадания. КПД электрооборудования НАМИ-750 было 84%, а НАМИ-751 — 80%, что не удовлетворяло заказчика. Крайне негативно автомобиль показал себя в управлении, узкая колея сказалась на рысканье автомобиля, а при торможении НАМИ вообще клевали носом. Так же проблемой было то, что бортовая сеть авто была под постоянный ток, а городская сеть — переменный ток, то есть для зарядки нужно было специальное оборудование. Уже готовые экземпляры оказались тяжелее чем они рассчитывались, что сказалось на дальности хода, всего в 60 км. Ну а главным доводом против этих машин оказалось то, что итоговая стоимость малотоннажного НАМИ была в 2 раза больше чем ЗиС-5. Все изготовленные НАМИ-750 и НАМИ-751 отправились на работу в почту, где и проработали до 1958 года.
После НАМИ всерьез к электромобилям в СССР вернулись в 70-х. Московский ВНИИЭМ в сотрудничестве с калининградским ВНИИЭТ разработали автомобиль ЭМО-2.

Ферма авто изготавливалась из профиля, а панели из стеклопластика. Технически ЭМО-2 интересен тем, что на нем использовали серебряно-цинковые аккумуляторы и асинхронные электродвигатели переменного тока. Дальность хода автомобиля составляла 100 км.

Параллельно с ЭМО-2 калининградский и московский НИИ занимались разработкой электроавтомобиля на базе УАЗ-451. Результатом совместно работы стал автомобиль У-131.

В движение У-131 приводился асинхронным электродвигателем, мощностью 15 кВт. На автомобиль устанавливались свинцово-кислотные аккумуляторов общим объемом 100 А·ч, дальность хода составляла 70 км. Размещались аккумуляторные батареи в специальном нише.
Качественно в плане оснащения электроавтомобиль У-131 отличался наличием системы рекуперативного торможения. Данная система позволяла вырабатываемую электродвигателями энергию, работающими в генераторном режиме, возвращается в электрическую сеть автомобиля. Всего было изготовлено 5 экземпляров, которые проходили испытаний на Черкизовском мясокомбинате.

У-131 неплохо показали себя по итогам испытаний, поэтому в 1975-м Министерство автомобильной промышленности поручило Ульяновскому автомобильному заводу разработать автомобиль, на базе серийных экземпляров, пригодный к массовому выпуску. Ульяновские инженеры были очень “рады” такому поручению. По скольку специалистов по электромобилям в Ульяновске не было, в помощь им было харьковское отделение ВНИИЭМ. Результатом работы стал УАЗ-452МИ, готовый к 1978 году. Этот автомобиль оснащался хорошо себя зарекомендовавшим двигателем переменного тока мощность 15 кВт. УАЗ также имел стационарное зарядное устройство, что давало возможность заряжать автомобиль от розетки, например во время загрузки.

Вес автомобиля в снаряженном состоянии приближался к 3000 кг, из которых 680 приходилось на аккумуляторные батареи.

В октябре 1978 года в городе Филадельфия, США, проводился Международный симпозиум по электромобилям, где советская делегация, в составе которой был В.А. Кузнецов (главный инженер проекта УАЗ-452МИ), выступивший с докладом, посвященным работе над электромобилями на переменном токе. Ни один из докладов не за затрагивал тематику электроавтомобилей с таким силовым агрегатом, все строили электромобили с электродвигателями на постоянном токе. Так СССР оказался впереди планеты всей на несколько десятилетий, ведь только сегодня в электроавтомобилях начали использовать двигателя на переменном токе.
Результатом дальнейшего развития УАЗов на электрической тяге стал УАЗ-3801.

УАЗ-3801 в отличии от УАЗ-452МИ был доработан в плане грузоподъемности, она выросла с 500, до 800 кг. Аккумуляторы из-под рамы были перенесены в специальный отсек в кузове, доступ в который осуществлялся через люки в бортах, что сделало электро-буханку практически неотличимой от обычной с ДВС.

Дальность хода составляла 70 км, а использование системы рекуперации энергии могло увеличить это значение на 5-10 км. С 1980-го по 1985-й было выпущено 65 единиц, что делает УАЗ-3801 самым массовым электромобилем СССР. Большая часть автомобилей работало на автокомбинате №34 “Мосгортранса”.

Первым гражданским легковым автомобилем на электро тяге в СССР стал Запорожец.

В 1973-м году Запорожского машиностроительного института на кафедре электрических машин, под руководством В.Б. Павлова на базе ЗАЗ-966 был сделан опытный экземпляр. На Запорожец был установлен двигатель мощностью 4 кВт и свинцово-кислотные аккумуляторные батареи весом 400 кг. Дальность хода составляла 100 км.
Запуск такого автомобиля в серийное производство даже не рассматривался, по скольку разрабатывался исключительно по инициативе ЗМИ, но в 1974 году на ВДНХ СССР автомобиль получил бронзовую медаль, а электроника которой он был оснащен получила серебряную.

Продолжателем темы гражданских легковых автомобилей стал Волжский автомобильный завод. К 1976-му на ВАЗе был разработан электромобиль на базе ВАЗ-2102, первично автомобиль получил индекс 2102Э, но затем с вводом новой системы классификации был переназначен на 2801.

По скольку в Союзе уже опыт по разработке электромобилей, было принято решение что самым рациональным для легкового электромобиля будет кузов в виде двухдверного фургона. Устанавливался на ВАЗ электромотор мощностью 25 кВт, его снабжали энергией никель-цинковые аккумуляторы, вес которых достигал 380 кг. Запас хода не превышал 130 км, а максимальная скорость 87 км/ч.

Всего с 1976-го по 1984-й год было произведено 47 экземпляров. Часть авто остались работать на ВАЗе в качестве развозчиков еды.

Другая часть авто попала в 34-й московский автокомбинат, но больше всего авто попало в УССР на Запорожский завод полупроводниковых приборов.

Принимала участие в производстве электромобилей и Рижская автобусная фабрика. В 1976-м году была выпущена небольшая партия микроавтобусов РАФ-2204. Этот автомобиль оборудовался агрегатом мощностью 23 кВт, максимальная скорость составляла 60 км/ч, а запаса хода хватало на 70 км. На РАФ-2204 ставили железо-никелевые аккумуляторы, которые весили 630 кг.

Техническую часть, которая касалась электрического движителя, совместно разработали калининградский ВНИИЭТ и Рижский электромашиностроительный завод. Электродвигатель, привода были размещены в подкапотном пространстве, привод осуществлялся на передние колеса.

Испытания показали что конструкция автомобиля неудачная, а короткобазная переделка РАФа не оправдывает затрачиваемых средств. Опыт работы РАФа в направлении электромобилей не пропал зря, ведь к Олимпиаде-80 заводу была поставлена задача изготовить специализированный судейский автомобиль.

Судей, работавших на марафонском беге и спортивной ходьбе должен был перевозить автомобиль, к которому выдвигается ряд требований: низкая шумность и отсутствие выхлопных газов. Такое техническое условие мог выполнить только электроавтомобиль, а именно РАФ-2901.

На РАФ-2901 устанавливали никель-цинковые аккумуляторы, для них был сделан специальный отсек в задней части автомобиля. В процессе эксплуатации на олимпиаде автомобиль не заряжали, аккумуляторные батареи просто заменяли при помощи погрузчика. Скорость передвижения не превышала 30 км/ч, а дальность хода автомобиля составляла 100 км.
После завершения олимпиады РАФы были переданы во ВНИИИТ ТССР. Работы по модернизации РАФов проходили в городе Ашхабад. В 1983-м специалисты представили доработанный автомобиль.

На РАФ 2901 были установлены солнечные батареи общей площадью 8 м.кв., доработка силового агрегата позволила увеличить максимальную скорость автомобиля до 50 км/ч.
К “всесоюзному соревнованию электромобилей” присоединился и ЕрАЗ. В 1975-м году Ереванский автомобильный завод вывел на испытания ЕрАЗ-3731. На автомобиль ставили электродвигатель работающий на постоянном токе мощность 22 кВт, никель-железные аккумуляторы. ЕрАЗ разгонялся до 57 км/ч, запас хода был равен 40 км. 6 опытных образцов были отправлены в 34-й московский автокомбинат.

Как и любое ереванское изделие, автомобиль не отличался качеством, а в совокупности с отсталым силовым блоком он был малопригоден в эксплуатации. По результатам испытаний конструкция были признана несовершенной и работы по нему были свернуты.
Но в позднем СССР электромобили разрабатывали не только на базе серийных машин, были и полностью самостоятельные разработки. В 70-х московские НИИАТ и ВНИИЭМ совместно с калининградским ВНИИЭТ автомобили ЭТ-А923 и ЭМ-А923 с силовыми агрегатами мощность 10 и 15 кВт, работавшими на постоянном и переменном токе соответственно. Автором дизайна автомобилей стал знаменитый Ю.А. Долматовский.

На эти электромобили устанавливались свинцовые аккумуляторные батареи. Задний мост и балка использовались от ГАЗ-24. Кузов представлял из себя каркасную основу обшитую алюминиевыми панелями. Автомобиль заранее планировался как транспортное средство для разных служб, например почты, поэтому существовали версия с правым расположение руля. Для удобства погрузки с обоих сторон были сделаны сдвижные двери.
Первые 7 автомобилей, были собраны в 1971-м на заводе НИИАТ в Орле. Машины оказались тяжелее чем они задумывались, вес достигал 2200 кг. При таком весе из автомобиля удалось выжать только 60 км/ч и 80 км запаса хода. Внешне пришлось отойти от запланированного дизайна, ибо не было возможности сделать сложные матрицы для прессов.

Чуть позже в 1975-м опытную партию из 10 единиц выпустил Апшеронский машиностроительный завод. В отличие от орловских машин они оснащались двигателем мощностью 21 кВт работающим на постоянном токе. С новым силовым агрегатом электромобили достигали скорости 70 км/ч, дальность хода не изменилась. На испытания авто попали в подольское АТП №1127 “Главмособлавтотранса”.

Почему же электромобили не получили широкого распространения в СССР? В передовой стране, где нет влияния капитала на политику государства внедрить передовую технологию которая сильно повлияет на мировой устрой можно без проблем. Можно, если технология стоящая, а электромобили при своих немногочисленных преимуществах имели ряд огромных недостатков. Малый запас хода, проблема эксплуатации аккумуляторных батарей, высокая стоимость электрооборудования и автомобиля по итогу в целом — подписали приговор электромобилям. Дальше чем единичное производство и экспериментальная эксплуатация они пойти не могли. В СССР не пытали иллюзий по поводу псевдоэкологичности электромобилей, которую сегодня удачно навязали маркетологи недалеким людям. Так что страница истории с авто электрическими двигателями в СССР коротка, но при этом довольно красочна.

Ралли электрокаров Минск — Брест. 400 км без дозарядки проехал только один

Пока одни белорусы высчитывают экономию от обнуления НДС при покупке электромобиля, другие проверяют, как далеко можно уехать на одном заряде батарей своих электрокаров.

Без дозарядки доехал только один

Артур Туманов, основатель tesla-cars.by, организовал эконом-ралли для электромобилей по маршруту Минск — Брест, в котором приняли участие восемь экипажей. Задача проста — добраться до финальной точки в шале GREENWOOD. Протяженность маршрута составила 401 км.

Состав участников получился не очень разномастным — из восьми машин семь были марки Tesla, компанию которым составил Jaguar i-Pace. Зато Tesla была представлена практически полным модельным рядом в самых различных версиях. Тоже интересно, учитывая, что все они могут проехать больше 400 км по заводским данным.

По заводским данным Tesla Model S P100D обладает самым большим запасом хода — 613 км

  • Самый «дальнобойный» автомобиль — Tesla Model S P100D с заявленным запасом хода 613 км.
  • Подержанная Tesla S85 первого поколения может проехать от 407 до 430 км.
  • Новая Tesla Model S 75 Standart Range проезжает 417 км, но это благодаря тому, что она использует электромоторы постоянного тока от Model 3.
  • Также в ралли приняли участие Tesla S P85D, но с батареей на 100 кВт·ч. Model 3 в исполнении Performance обещает проехать 530 км, Model X P100D — 485 км, Model X P100 — 565 км.
  • Британский Jaguar i-Pace готов увезти на 470 км.

Но все это — на бумаге. А сколько участники смогли проехать в реальной жизни?

Сбор автомобилей был назначен на привокзальной площади, где установлено сразу шесть зарядных терминалов для электромобилей. Там все электрокары зарядились до 100% и выдвинулись в сторону трассы М-1. Никаких особых правил ралли не предполагало. Ехали практически в обычном режиме, наиболее приближенном к реальным условиям эксплуатации. По договоренности во всех автомобилях работал климат-контроль.

Читайте также:  История о том, как инспектор решил, что водитель не пропустил пешехода и начал оформлять протокол

— Если бы мы ехали на максимальный результат, то гонка прошла бы гораздо медленнее. Оптимальная скорость с точки зрения экономии электроэнергии — 70 км/ч. Мы ехали в рамках ПДД — по знакам, даже меньше. При разрешенной скорости 120 км/ч на отдельных участках быстрее 110 км/ч мы не разгонялись, — рассказывает Артур Туманов.

Снег, холод и сильный ветер сокращают запас хода электромобиля

В условиях холода, снега и сильного ветра все экипажи без проблем добрались до промежуточного пункта — городка Береза, когда позади осталось 250 км. До Бреста и его зарядных станций оставалось проехать еще 110−120 км. На этом этапе три автомобиля отсеялись. Аутсайдерами стали Tesla S 75 Standard Range, Tesla S85 и Jaguar i-Pace. У них бортовые компьютеры показывали запас хода около 55−60 км, так что до Бреста они бы не дотянули. Три экипажа остались заряжаться, остальные поехали дальше.

— В Брест экипажи приехали с разными результатами. Две Tesla Model X доезжали уже с нулевым запасом хода, при этом умудрились проехать сверх этого 13 и 17 км. Model 3 Performance прибыла в Брест с запасом хода 3 км, Tesla S P100D — 2 км. А вот «эска» P85D c замененной батареей показывала целых 50 км в остатке. Правда, это был единственный экипаж, состоящих из двух человек. Тем не менее этот автомобиль без дозарядки в Бресте добрался до финальной точки нашего ралли — в шале Greenwood. А это еще плюс 40 километров. И даже после бортовой компьютер показывал запас хода в 12 км.

Четыре другие машины были вынуждены стать на зарядку в Бресте, благо их там шесть штук, так что каждому нашлось место. По словам Артура Туманова, на обратном пути экипажи показали результат на 20% экономичнее. Но к этому времени и погода изменилась.

Приемы экономичной езды на электрокаре

Даже при нынешних бесплатных зарядках владельцы электромобилей прибегают к экономии электричества. Хотя бы для того, чтобы увеличить запас хода на одной зарядке.

— Как я уже говорил, самая экономичная езда на электромобиле — со скоростью в диапазоне 70−90 км/ч. После 100 км/ч расход возрастает незначительно, а после 120 — резко устремляется вверх. Если стоит задача куда-то доехать на пустой батарее, то лучше не разгоняться больше 70 км/ч. Еще один нюанс, о котором мало знают, — на трассе лучше избегать езды в режиме рекуперации. Он эффективен в городе, с частыми разгонами и торможениями. На трассе гораздо экономичнее будет катиться с горки на нейтрали (в Tesla это можно сделать) или стараться работать с газом так, чтобы машина не разгонялась и не тормозила. А перед горкой уже немного набирать скорость, — советует Артур.

Инфраструктура развивается, но есть вопросы

— Расскажу одну комичную ситуацию. Когда мы всей кавалькадой стояли в Березе, со стороны Бреста к нам подъехала Tesla. Ее водитель сильно удивился, увидев восемь машин сразу. Проблема в том, что на большинстве терминалов может заряжаться только один автомобиль. Либо два, но второй будет подключен к медленной зарядке, — говорит Артур.

Кроме того, часть установленных зарядных терминалов не работает, но узнаете вы об этом по факту, когда приедете заряжаться. Например, в Барановичах зарядка не работает уже полгода. А она играет важную роль для тех, чей запас хода не превышает 200 км, так как находится примерно на полпути между Минском и Брестом. А еще электромобилисты говорят, что хорошо было бы устанавливать зарядные терминалы на двух сторонах трассы. Если один занят, всегда можно переехать к другому.

Обратите внимание на скорость зарядки — 569 км за час

— На обратном пути я поехал на своей машине через Полесье. Заехал в Микашевичи, чтобы проверить новый терминал для супербыстрой зарядки. Он выдает 120 кВт и заряжает Tesla до 80% за 40 минут. Это очень круто, но когда я подъехал к терминалу в Микашевичах, он не работал. Нашел работника, стал расспрашивать. Говорит, что во время грозы, видимо, что-то отключилось. Пошел, включил, заработало.

А вывод из этого импровизированного электроралли можно сделать такой: автопутешествия на электромобиле по Беларуси уже стали реальностью. Хотя, конечно, с оговорками. Возможно, принятый недавно указ о развитии электромобилей и обнуление пошлин для физлиц дадут хотя бы небольшой толчок к росту продаж «электричек».

Рейтинг ТОП-10 электромобилей с самым большим запасом хода

Электромобили, при множестве их достоинств, пока не завоевали рынок по двум причинам:

  1. Цена. Они стоят заметно дороже бензиновых собратьев. Но, учитывая темпы развития технологий и то, какие мощности брошены на решение этой задачи, уже в ближайшие несколько лет цены сравняются.
  2. Запас хода электромобиля от одной зарядки. Этот показатель зависит от емкости установленного аккумулятора и сбалансированности всех его систем.

Маленький запас хода электроавтомобиля — главная проблема электротранспорта — как далеко на нем можно уехать. Ждать несколько часов возле розетки, чтобы отправиться дальше, — не очень комфортный вариант.

Рейтинг электромобилей, которые вы можете купить уже сегодня

В этот рейтинг попали только серийные электромобили с большим запасом хода, которые есть в продаже на сегодняшний день.

Цифры приведены по данным EPA (Американского агентства по защите окружающей среды). Оно проводит ходовые испытания и оценку уровня энергоэффективности всех электромобилей, представленных на рынке США. Иногда производители в рекламе дают максимальное расстояние по методике NEDC, которое существенно отличается в большую сторону. Оно указано в скобках. Если упростить: EPA — езда по реальной трассе; NEDC — на стенде в идеальных условиях.

При определении позиции в рейтинге учитывалось только путь, который электромобиль может проехать на одной зарядке. Поскольку в данной статье речь идет о дальних поездках, километраж взят для загородного цикла езды.

Для ознакомления указаны:

  • Цена. На новый автомобиль, минимальная, какую удалось найти в достоверных источниках.
  • Емкость аккумуляторной батареи.
  • Время ее полного заряда от обычной сети.
  • Эффективность преобразования энергии (сколько киловатт-часов необходимо потратить на 100 км пути).

10. Ford Focus Electric (модель 2017 года) — запас хода 185 км

  • 185 километров на одной зарядке.
  • 45 000$.
  • 35 кВт*ч.
  • за 5.5 часов.
  • 18.8 кВт*ч/100 км.

Добротный, надежный электромобиль с хорошей управляемостью. Без выдающихся характеристик. Отлично подойдет для поездок по городу и добраться до дачи на выходных. До 2017 года выпускался с батареей 23 кВт*ч. В России официально не продается.

9. Nissan Leaf (2016+) — запас хода 190 км

Самый популярный в мире электромобиль. До 2016 года оснащался аккумулятором на 24 кВт*ч. Официально не продается, но выбор серых машин очень большой.

8. Hyundai Ioniq Electric — запас хода 200 км

Поместить эту модель на седьмое место не совсем справедливо. Она оснащена самым слабым аккумулятором в списке, но выжимает из него максимум. В рейтинге EPA по энергоэффективности Hyundai Ioniq Electric сейчас лидирует. Каждый километр, который вы на ней проедете, обойдется на 10-20% дешевле, чем у конкурентов. Официально в России не продается.

7. Volkswagen e-Golf — запас хода 205 км

Хорошая середина по цене и характеристикам. Купить можно у серых дилеров.

6. Renault ZOE — запас хода 300 км

Предыдущая версия, с аккумулятором 22 кВт*ч, в 2015 году была самым продаваемым электромобилем в Европе. Отсутствует в рейтинге EPA поскольку не продается в США.

5. BYD e6 — запас хода 300 км

Большой запас хода обеспечивает аккумулятор весом почти в тонну, но вызывает вопрос крайне низкий показатель энергоэффективности. Дело в том, что здесь использована батарея феррум-фосфатного типа. Производитель обещает для нее 4 000 циклов заряда практически без потери мощности и меньшую чувствительность к перепадам температур, что и является главным козырем. Модель активно используется в таксопарках Европы. У нас официально не продается.

4. Tesla Model 3 — запас хода 350 км

  • 350 — 500 км (в зависимости от комплектации).
  • от 50 000$

Модель от Tesla, ориентированная на массовый рынок. Цена в США начинается от 35 000$. На данный момент компания столкнулась с трудностями при производстве и, несмотря на громадное количество предзаказов (около полумиллиона), отправила покупателям всего несколько десятков тысяч авто. Продажи ожидаются.

3. Chevrolet Bolt EV — запас хода 380 км

Конкурент Tesla 3 по автономности, которого не надо ждать в очереди. Отличные характеристики и цена (в США от 30 тыс.). В Европе продается под названием Opel Ampera-е.

2. Tesla Model X — запас хода 410 км

  • 383 — 463 км (в зависимости от комплектации).
  • от 140 000$.
  • 70 — 90 кВт*ч.
  • за 12 часов.
  • 22.5 — 23.8 кВт*ч/100 км.

Этот кроссовер разгоняется до 100 км/ч быстрее, чем Lamborghini Gallardo.

1. Tesla Model S — запас хода 500 км

  • 350 — 539 км (в зависимости от комплектации).
  • от 130 000$.
  • 60 — 100 кВт*ч.
  • за 12 часов.
  • 17 — 18.5 кВт*ч/100 км.

Самый большой запас хода среди электромобилей. А также впечатляющая динамика (2.7 секунды до сотни), лучший автопилот в мире и все, что может предложить современный уровень развития науки, если вас не смущает стоимость. Официальных дилеров в России нет и на восьмилетнюю гарантию от производителя рассчитывать не приходится.

Как производитель может увеличить запас хода

Увеличить емкость аккумулятора.

Революционно новых источников питания, которые можно применить в промышленных масштабах, не изобретали с начала 90-х. Именно тогда появились литий-ионные батареи. Они усовершенствовались в плане безопасности и долговечности, но принципы работы остались те же. Разницы между аккумулятором в мобильном телефоне и электромобиле — практически нет.

Главное, что следует знать: чем мощнее аккумулятор, тем он больше и тяжелее. И чем больше, тем дороже. Можно балансировать схему распределения заряда/разряда, усовершенствовать подключение, экспериментировать с добавками к электродам и так далее, но существенного эффекта пока добиться не удалось.

Уменьшить потери мощности.

Улучшить аэродинамику корпуса, снизить вес авто, уменьшить потери на трение. Обратите внимание, для каждой модели указана эффективность преобразования киловатт-часов в пройденный путь. Эта цифра показывает, сколько стоит доехать из А в Б на конкретном электромобиле, ведь электричество тоже не бесплатно.

Скорость заряда аккумуляторов

В рейтинге указано время, за которое батарея полностью заряжается от обычной домашней сети. На такой режим эксплуатации и рассчитывают производители электромобилей: владелец днем ездит по городу, вечером ставит машину на зарядку и утром получает снова готовый к поездкам автомобиль.

Что делать, если надо добраться в другой город?

Все модели в списке обладают возможностью быстрой зарядки до 50-80% от мощного источника тока. Например, Tesla, на их фирменных станциях «Supercharger», можно зарядить до 80% за 40 минут. Как раз время перекусить. При этом используется ток 120 — 135 кВт.

Подобную инфраструктуру сейчас активно развивают производители электромобилей. В основном на трассах между крупными городами и стоянках возле торговых центров.

Были и радикальные попытки решить проблему. В Model S есть возможность заменить аккумулятор на полностью заряженный за 3 минуты. Но услуга получилась дорогой (60-80$) и не пользуется спросом. Ведь на этой же станции можно немного подождать и зарядиться полностью бесплатно.

Увеличивают автономность и специальные программы-планировщики, которые прокладывают маршрут в зависимости от расположения зарядных станций на пути.

Словом, можно уверенно сказать, что количество электромобилей на дорогах и число «быстрых» зарядок будет стремительно расти.

Добавить комментарий