Машины спецслужб России: автопарк ФСБ

nibyz › Блог › номера спец служб

ЕКХ77 — серия, которая устанавливалась на машинах Федеральной службы охраны (ФСО). Согласно журналу «Автопилот» [1], история появления этих номеров такова: однажды начальник Федеральной службы охраны Юрий Крапивин решил обсудить с президентом России Борисом Ельциным, какие еще буквы в дополнение к официально закрепленным за его ведомством ААА отдать под номера службы охраны. Решили, что ЕКХ (Ельцин+Крапивин=Хорошо) будет звучать неплохо. В народе же эту аббревиатуру обычно расшифровывают как «Еду как хочу» или вообще как «Е## кого хочу». В настоящее время практически все заменены на ЕКХ99.
ЕКХ99 — серия, которая устанавливалась на машинах ФСО. Пришла на смену серии ЕКХ77.
ХКХ77, ХКХ99 — принадлежат автомобилям ФСБ и связанным с ней структурам.
САС77 — начиная с 500-го номера, принадлежат техническим подразделениям ФСБ, МВД и связанным с ними структурам. Большинство номеров оформлено на «организации прикрытия».
АОО77, ВОО77, МОО77, СОО77 — серии принадлежат автомобилям, приписанным к Управлению делами президента.
АОО77, AMP97 — автотранспорт администрации президента.
CОО77, MОО77 — депутаты госдумы.
АММ99 — депутаты Мосгордумы.
CCC77 — cерия устанавливается на автомобили Центра спецсвязи, Фельдъегерской службы, Министерства связи и «близких» к ним структур, а также на личные машины сотрудников. Народное название — «три Семёна» или «три Светы».
CCC99 — cерия устанавливается на автомобили налоговой полиции, таможни, спецсвязи, ГТК, ГУИНа и ГОХРАНа.
CCC97 — часть серии принадлежит иностранным частным лицам и представительствам иностранных компаний, так как попала в отдел ГИБДД, обслуживающий иностранцев. Небольшая часть серии принадлежит к спецслужбам, остальные — «частники».
ККК99 серия первоначально принадлежала автомобилям фельдсвязи, ФАПСИ, а сейчас распространена среди частных лиц.
ООО77 — серия первоначально (до 1998) предназначалась для ФСБ, а позже — для инвалидов. В народе серия называется «три Оли», «три баранки».
ОМК97 — серия департамента собственной безопасности МВД РФ
ААА99, ММР77 — бывшая серия ФСБ
AAAxx — автомобили Совета Федерации (xx — номер региона интересы которого представляет сенатор).
*ММ77 — бывшая серия московской милиции и пожарной охраны
КММ77 — серия, до сих пор принадлежащая пожарной охране
ММР77 — ФСБ (номера с 300 по 320)
РМР77 — серия Министерства юстиции
АМО77 — администрация Москвы
КОО77 — серия Конституционного суда
КОО99 — серия Конституционного суда (?)
*КР177, *КР97 — серия автомобилей МВД, на которую были заменены «синие» номера автомобилей, «попавших под сокращение». Часть номеров установлена и на автомобилях частных лиц.
EPE177 — установлены на автомобилях членов партии “Единая Россия”. Неофициальная расшифровка “Единая Россия Едет”.

A***MP97. Считается самой крутой VIP-серией номеров. Распределяются они так:
А001МР97 — А136МР97 — Правительство РФ (25 шт), Администрация президента РФ (50 шт), аппарат правительства РФ (40 шт), Управление делами президента РФ (10 шт), Совет Федерации (7 шт), Государственная дума (12 шт) и др.
А137МР97 — А201МР97 — Генеральная прокуратура РФ (65 шт).

А202МР97 — Центральная избирательная комиссия РФ.
А203МР97 — А369МР97 — были за МВД РФ и др. федеральными структурами.
А370МР97 — А400МР97 — разные федеральные структуры: МЧС РФ (4 шт., было 5 шт), МИД РФ (6 шт., было 7 шт), ФСИН РФ (4 шт) и др.
А371МР97 — А374МР97 — МЧС РФ.
А375МР97 — был за кинорежиссером Михалковым Н. С.
А401МР97 — А489МР97 — губернаторы — главы субъектов РФ. 4**, где ** — код субъекта РФ, с 01 по 89 (кроме: 80, 81, 82, 84, 85 и 88).
А501МР97 — А589МР97 — руководители законодательных органов власти субъектов РФ (всего 83 шт.: вторые цифры в номере — код субъекта РФ, с 01 по 89, кроме: 80, 81, 82, 84, 85 и 88).
А601МР97 — А697МР97 — разные федеральные структуры: Росфинмониторинг, Минобороны, Фельдъегерская служба РФ (70 шт), ФСКН РФ.
А698МР97 — А999МР97 — ФСБ (230 шт), Россвязьохранкультура, ФАС, Росаэронавигация, ФСТ, Росстат, ФСФР Росатом.
Е***КХ77, Е***КХ99, Е***КХ97 – ФСО.
К***КХ77 — ФСБ, часть машин Пограничной службы.
С***АС77 — тыловые подразделения ФСБ. Все машины с этой серией уже списаны, а новая не появилась, говорят, ФСБ стала стремиться к большей секретности.
А***ОО77, В***ОО77, М***ОО77, С***ОО77 — Управление делами президента РФ.

С***СС77 — Центр спецсвязи, Фельдъегерская служба, Минcвязи. Но — С398СС77 – вице-президент «Лукойла».
С***СС99 — Налоговая полиция, таможня, спецсвязь, ГТК, ГУИН и ГОХРАН.
С***СС97 — часть серии принадлежит иностранным частным лицам и представительствам иностранных компаний, так как попала в отдел ГИБДД, обслуживающий иностранцев. Небольшая часть серии относится к спецслужбам.
К***КК99 — серия первоначально принадлежала автомобилям фельдсвязи, ФАПСИ, а сейчас распространена среди частных лиц.
О***ОО77 — серия первоначально (до 1998) предназначалась для ФСБ, а позже — для инвалидов.
*ММ77 — бывшая серия московской милиции и пожарной охраны.
КММ77 — серия, до сих пор принадлежащая пожарной охране.
ММР77 — ФСБ (номера с 300 по 320).
РМР77 — Министерство юстиции.
АМО77 — администрация Москвы.
КОО77, О***КС98 — Конституционный суд

АМО50, ВМО50, КМО50, СМО50, ОМО50, ММО50, ТМО50, НМО50, УМО50, ХМО50

— различные госструктуры Московской области (в том числе администрации Московской области, скорой помощи и ГИБДД Московской области)

АММ50, АММ90 — администрация Московской области
МММ50, МММ90 — силовые структуры Московской области (в том числе прокуратура, МЧС, УГИБДД, и т. д)
*МР90 — серия автомобилей МВД, на которую были заменены «синие» номера автомобилей «попавших под сокращение»
Санкт-Петербург

Серии автомобилей МВД, на которую были заменены «синие» номера автомобилей, «попавших под сокращение»:

ОВО78, ОВО98 — УВО
ОТТ78, ОТТ98 — ГИБДД
ОММ78, ОММ98 — РУВД
ООМ78, ООМ98 — ГУВД
ОКО78, ОКО98 — прокуратура, ФСБ
ОРР78, ОРР98 — РУВД СПб
ООН78, ООН98 — Госнаркоконтроль, ФНС
ОСМ78 — «Смольный»
ОАО78, ОАО98, ОАО47 — администрация города и области
ААА78, ААА98, ААА47 — администрация города и области
ООО78, ООО98 — администрация питера
ООС78, ООС98 — есть у МВД, МИДа, ФСБ и на закрытых предприятиях
ВВВ78, ВВВ98 — Министерство обороны
МММ78, МММ98 —

ССС04 — судьи
HHH04 — налоговая
OOO04 — руководство республики
MPA04 — МВД
PPP04, PPA04 — прокуратура
TTT04 — редкая блатная серия
XXX04 — распространённая блатная серия

РКС02, ККС02 — автомобили законодательного органа республики — Государственного Собрания — Курултая. Неофициально расшифровываются как «Республика Курултай — Собрание».
М**02 — до замены номеров автомобилей на «синие» данная серия полностью принадлежала автомобилям МВД. Теперь устанавливается на автомобили частных лиц.

Республика Саха (Якутия)

ААА — серия автомобилей правительства РС(Я)
МММ — серия автомобилей МВД, на которую были заменены «синие» номера автомобилий «попавших под сокращение»

*ММ — серия автомобилей МВД, на которую были заменены «синие» номера автомобилей, «попавших под сокращение»
*КМ — серия автомобилей МВД
ВРМ — ранее серия автомобилей МВД
ВТМ — серия автомобилей МВД

РКК — администрация Красноярского края. Неофициально расшифровывается как «Республика Красноярский Край».
КРК, НРК — администрация А.Хлопонина
ООО — Администрация Красноярского края.
АОО — Администрация г. Красноярска.
МКК — ранее, МВД. Неофициально расшифровывается как «Милиция Красноярского Края».

МОО25 — старая серия автомобилей УВД, до замены их на «синие».
МОО125 — …
ВОО25 — военные
ААА25 — …
ААА125 — прокуратура Приморского края
ННН25 — серия администрации Владивостока, личные автомобили депутатов городской думы. Образована от первой буквы фамилии мэра Владивостока Владимира Николаева.
МММ25 — депутаты…
ССС25 — администрация Приморского края. Образована от первой буквы имени Сергея Дарькина Неофициальная расшифровка — «Сироты Со Светланской».
ХХХ25 — УВД (или прокуратура).
ООО25 — ранее, при губернаторе Евгении Наздратенко, администрация Приморского края
ТТТ25 — ранее, при мэре Юрии Копылове, администрация Владивостока и федеральные структуры в Приморском крае

АОО — серия администрации Вологодской области и законодательного собрания Вологодской области

РАА администрации Волгоградской области
ААМ дума Волгоградской области
ААА Прокуратура ВОлгоградской области, (встречаются еще бывшие РРР)
АСК Следственный комитет ВО, часть у ГУВД ВО, так же дается частным лицам
УУУ УФСБ по ВО
ААК УФССП по ВО, Управление Минюста по ВО, Судебный департамент Областного суда

ААА — администрация Воронежской области
ВОА — Воронежская областная администрация
МММ — Прокуратура
ХХХ — Суд

Читайте также:  Опасные женщины-водители

ААК — администрация Калининградской области, УФСБ, прокуратура
ККК — администрация Калининградской области
ТТТ — ГИБДД Калининградской области

АКО — ранее администрация Кемеровской области
ООО, ТТТ — администрация Кемеровской области
РРР — прокуратура Кемеровской области
800 — серия клуба Dragracing-а

ООО — ранее, администрация Курганской области
ТТТ — администрация Курганской области
ОКО — прокуратура Кургана (АУП)

ННН — номера мэрии Новосибирска, администрации Новосибирской области и областого совета. Неофициально расшифровываются как «Не трожь Новосибирское Начальство». Интересно, что в Новосибирске с кемеровскими номерами «ННН» ездят броневики одного из коммерческих банков.
АСК — ФСБ
АНО — старые номера администрации Новосибирской области (до введения «ННН»)
ААО — номера различных госструктур, в частности администраций районов Новосибирска. Интерсно, что в Железнодорожном районе Новосибирска есть автомобиль ГИБДД не с «синими» номерами, а с «ААО».
РРР, МОР — «морозовские» серии, введены бывшим начальником УГИБДД Петром Морозовым.
НСО — «яковлевская» серия, введённая бывшим начальником УГИБДД Виталием Яковлевым.
МРО — текущая «блатная» серия.
МВУ, МУР, МУВ — по слухам, устанавливаются на автомобили МВД.
001 — номера спасательной службы Спас-001, а также «самые блатные» номера из «цифровых» номеров.
002 — ранее устанавливались на машины сотрудников ФСБ. На данный момент просто «красивые номера».

АРО — серия администрации Ростовской области.
ААА — серия администрации Ростова (?)
ККК — серия автомобилей полпредства президента в ЮФО в период работы там Казанцева.
ННН — серия автомобилей прокуратуры
МММ — серия автомобилей органов внутренних дел.
ООО — депутаты, коммерсанты (?)

AAA164 — правительство Саратовской области

О***ВВ64 — правительство Саратовской области и районов (до 200) PPP164 — областная прокуратура Т064**64 — Гоподская
Тверская область

АТВ69 — номера администраций Тверской области и города Твери

АТО70 — номера администрации Томской области

ТТТ — номера администрации Архангельской области
МАО — Милиция Архангельской области

Автомобили ФСБ

Во времена СССР главным символом КГБ являлась черная «Волга». На чем теперь передвигаются сотрудники ФСБ и как распознать их автомобили – рассказываем в статье.

В советские годы черный автомобиль представительского класса, а именно «Волга», мог означать только одно – за рулем «чекисты», которые прибыли лишь с единственной целью – арестовывать. Долгие годы машинам ОГПУ, НКВД или КГБ не полагались специальные цветографические схемы (ЦГС) так же, как для техники скорой помощи или милиции. Более того, и в современной России автопарк ФСБ получил соответствующую цветографическую схему лишь в 2009 году, по указу Владимира Владимировича Путина.

Отличить технику ведомства легко по наличию на бортах автомобилей полос в виде российского триколора и надписи «ФСБ России». На машины Пограничной службы ФСБ наносятся зеленые полосы с синим обрамлением и надпись «Пограничная служба ФСБ России». Микроавтобусы службы разминирования обозначаются синими полосами с надписью «ФСБ России».

Из-за специфики службы ведомство не обладает своей «особенной» серией государственных регистрационных знаков, однако исключением являются:

  • военные номера (целиком за ФСБ закреплён код 10, а за пограничной службой ФСБ — код 12)
  • федеральная спецсерия А***МР97 (за центральным аппаратом ФСБ в этой серии зарезервировано более 200 номеров)

Федеральная Служба Безопасности, можно сказать, находится на самообеспечении, что снимает с нее какие-либо рамки на закупку транспортных средств. Более того, данные о закупках автомобилей хранятся в строгой секретности. Однако мы подобрали для вас небольшой список машин, на которых передвигаются сотрудники ФСБ.

Руководящий состав

Безусловно, все автомобили руководящего состава ФСБ оснащены проблесковыми маячками, номерами серии А***МР97 и, конечно же, поставляются исключительно в черном цвете кузова. Чаще всего это:

  • Toyota Land Cruiser
  • Toyota Camry
  • Nissan Teana
  • Mercedes-Benz S-class
  • BMW 7 er
  • Audi A8

Бывшее 16 Управление КГБ

Данное подразделение еще со времен СССР продолжает заниматься разведовательной деятельностью. В список их задач входит разведка, радиоперехват и дешифровка. Чаще всего переделке подвергаются коммерческие автомобили Ford Transit, Volkswagen Transporter, Mercedes-Benz Sprinter и ГАЗ-27057. В мобильные лаборатории устанавливаются комплексы «Эфир». Подобные фургоны используются для проведения совместных операций с Росгвардией.

Пограничная служба ФСБ

Автопарк данного подразделения является наиболее разнообразным. Здесь можно найти и УАЗ-469, и УРАЛ-4320, и квадроциклы Can Am. Однако наибольшее удивление вызывал у нас автомобиль Skoda Octavia RS. Для каких целей пограничникам понадобилась «заряженная» версия седана – остается загадкой.

Служба Разминирования

Чаще всего, данное подразделение использует коммерческие легковые автомобили Volkswagen Crafter, а также ГАЗ-2705. Помимо цветографической схемы автомобили оснащены «балкой-мигалкой» и целым комплексом оборудования для разминирования.

Автомобили для пресечения террористических актов

Данные машины черного цвета оснащаются красно-синими проблесковыми маячками, «триколором» и окрасом в черный цвет. Чаще всего в автопарке этого подразделения можно встретить Hyundai Santa Fe и Volkswagen Passat.

Спецавтомобили на службе КГБ (43 фото)

В советские годы на службе КГБ было немало спецавтомобилей, которые визуально мало чем отличались от серийных машин. Эти авто были мощнее и быстрее, они были более безопасными и наделялись специальным оборудованием, но узнать их в потоке других машин было совсем непросто. Давайте познакомимся с некоторыми из таких автомобилей.

ЗИС-115 (он же “изделие-100”), созданный на основе ЗИС-110.

Одним из таких пользовался товарищ Сталин.


Проект вёл КГБ и ведомство позаботилось, чтобы автомобили больше напоминали передвижную крепость.


Бронекапсула и бронестекло толщиной 7,5 сантиметров делали ЗИС неуязвимым для всех видов стрелкового оружия.


Окна предполагались сдвижными, а для этого инженеры применили гидравлические домкраты.


Броневик весил 4,2 тонны и оснащался 6-литровым 8-цилиндровым двигателем.

Внешне изделие-100 полностью копировало ЗИС 110.


Среди немногочисленных отличий была центральная головная фара, другие колпаки и обычные шины без белой полосы.

ГАЗ М-20 Г “ПОБЕДА” – первый автомобиль специального назначения для КГБ. Очень непростая “ПОБЕДА”.

Снаружи машина не отличалась от хорошо известной всем модели, но была вооружена 6-цилиндровым мотором ЗИМ мощностью 90 л. с., который заметно менял её темперамент и позволял выжимать больше 130км в час.

Интересной особенностью специальной “ПОБЕДЫ” был багажник, который открывался изнутри. Поговаривают, что его могли использовать в качестве бойницы и в это охотно верится.






Позже на службе КГБ появились и ГАЗ-24-24 на базе обычного ГАЗ-24.


Седан мог разгоняться до 180 км/ч.

На машины устанавливали систему специальной связи и проблесковые маячки скрытого ношения.

Тираж таких машин остается неизвестен до сих пор.






В крыше предусмотрен люк, но вовсе не для созерцания звёзд, а для отработки нештатных ситуаций, а заднее стекло может мгновенно опускаться для ведения стрельбы.


Сиденья в задней части салона сделаны поворачивающимися, чтобы удобнее было следить за окружающей обстановкой и в случае чего стрелять.


Всего было построено восемь “Скорпионов”.


Бронированный Зил-4105, также известный как “Бронекапсула”.



ЗАЗ-966 с мотором от “Волги”. Оказывается “Ушастый” тоже выполнял оперативную работу.

«Наблюдалки», «догонялки» и «Черный доктор»: уникальные машины спецслужб СССР

В советские времена никто даже предположить не мог, что в редком автомобильном движении рядом с вами едут легковые машины, абсолютно ничем не отличающиеся от себе подобных, но наделенные моторами в пару сотен лошадиных сил и способные, сорвавшись с места, за считанные секунды развить скорость в пару сотен километров в час. Такие сверхмощные, быстроходные и неприметные автомобили с секретной аппаратурой, закамуфлированные под обычные легковушки, несли скрытую службу в системе Комитета государственной безопасности.

На заглавной фотографии — мощный спецавтомобиль ЗИЛ-41072 Скорпион для сопровождения и охраны кортежа Президента СССР (фото А. Барашкова)

Лучший и последний советский спецавтомобиль Скорпион в Кремле

В их обязанности входили наружное наблюдение за окружающей обстановкой, диссидентами или иностранцами, преследование подозрительных машин и сопровождение автомобилей высших советских и партийных работников. К этой же засекреченной категории относились специальные санитарные автомобили для оказания экстренной медицинской помощи обитателям лимузинов из правительственных кортежей.

ГАЗ М-20Г (1955–1958 гг.)

Достаточно совершенная легковая Победа с четырехцилиндровым двигателем в 50 л. с. привлекала внимание не только военных, но и сотрудников КГБ. В середине 1950-х по заказу столь солидного ведомства Горьковский автозавод приступил к сборке более мощного и быстроходного спецавтомобиля М-20Г, внешне не отличавшегося от серийных вариантов М-20 и М-20В. Его оборудовали шестицилиндровым мотором мощностью 90 л. с. с масляным радиатором, гидромеханической трансмиссией, задним мостом от автомобиля ГАЗ-12 (ЗИМ) и 100-литровым топливным баком. В комплектацию машины входили средства радиосвязи и специальные звуковые сигналы.

Читайте также:  Оклейка плёнкой

Первый советский спецавтомобиль М-20Г на базе Победы М-20Машина наблюдения М-20Г на шасси М-20В (из архива И. Падерина)

На деле вариант М-20Г оказался слишком тяжелым и плохо управляемым, зато его скорость возросла до 132 км/ч, а время разгона с места до 100 км/ч составляло 30 секунд. Таких машин изготовили порядка 100 единиц.

ГАЗ-23 (1962–1970 гг.)

Этот малоизвестный индекс носил второй горьковский спецавтомобиль, созданный на базе серийной 75-сильной модели ГАЗ-21М Волга. На нем установили 195-сильный двигатель V8 и автоматическую трансмиссию от представительской Чайки ГАЗ-13. По сравнению с обычной Волгой на модели ГАЗ-23 были существенно усилены кузов и ходовая часть, применялись стекла из триплекса, тормозные накладки из жаропрочного материала, литые чугунные тормозные барабаны и устройство запирания капота из салона. Увеличение снаряженной массы до 1 780 кг привело к существенному повышению расхода топлива, зато время разгона с места до «сотни» сократилось вдвое (до 16 секунд), а максимальная скорость достигла 160 км/ч.

На модели ГАЗ-23А сохранилась механическая коробка передач, а ГАЗ-23Б для эскортирования важных персон отличался хромированной облицовкой окон и левого зеркала. До 1970 года машин 23-й серии собрали 603 экземпляра.

Спецавтомобили семейства ГАЗ-24 (1972–1997 гг.)

В начале 1970-х годов на базе новых серийных легковушек ГАЗ-24 Волга Горьковский автозавод приступил к сборке двух «специализированных» вариантов для КГБ СССР. Первый автомобиль ГАЗ-24-24 для внешнего слежения получил прозвище «наблюдалка». Обычно его окрашивали в неяркие цвета, чтобы машина терялась в автомобильном потоке. В обязанности второй модели ГАЗ-24-25 черного цвета с улучшенной отделкой салона и сдвоенной выхлопной трубой входило сопровождение правительственных кортежей, за что ее прозвали «догонялкой».

-_ok_html_m62506453″> Спецмашина наблюдения ГАЗ-24-24, внешне не отличавшаяся от обычной Волги

Автомобиль сопровождения ГАЗ-24-25 с 195-сильным мотором (из архива И. Падерина)

Как и ГАЗ-23, эти автомобили также получили основные агрегаты от первой Чайки, но дополнительно снабжались усиленными кузовами и узлами ходовой части. К немногим внешним отличиям второй машины относились дополнительные прямоугольные сигнально-предупредительные фары на бампере, спецсигналы за радиаторной решеткой, высокая антенна на правом крыле для мощного радиооборудования, особый запор капота и характерные номерные знаки. Машина со снаряженной массой 1 750 кг разгонялась с места до 100 км/ч всего за 15 секунд. Ее максимальная скорость возросла до 190 км/ч. В 1972–1988 годах собрали 1 034 автомобиля этой серии.

С выпуском модернизированного седана ГАЗ-24-10 на его базе собирали спецавтомобиль ГАЗ-24-34 с 220-сильным мотором V8 от новой Чайки ГАЗ-14, дисковыми тормозами и встроенными в переднюю облицовку противотуманными фарами. По заказам на них монтировали кондиционер, особую обивку и даже механизм с тремя сменными номерными знаками. В 1985–1993 годах завод выпустил 245 таких машин.

Спецавтомобиль внешнего наблюдения ГАЗ-24-34 на шасси ГАЗ-24-10

Пробные образцы будущих спецавтомобилей появились в 1979 году в рамках конструкторской и стилевой разработки опытной 120-сильной модели ГАЗ-3101 с прямоугольными фарами, преобразованной затем в ГАЗ-3102.

Прототип эскортного автомобиля на опытном шасси ГАЗ-3101 (из архива И. Падерина)

С началом серийного производства модернизированной Волги ГАЗ-3102 на ее основе началась сборка двух спецмашин, укомплектованных по требованиям КГБ, а затем и ФСБ. По уже отработанной схеме первой из них была обычная «наблюдалка» ГАЗ-31012 с 195-сильным двигателем и трансмиссией от первой Чайки, внешне ничем не отличавшаяся от серийной модели ГАЗ-3102. Распознать ее можно было только по форме ручки управления автоматической трансмиссией, похожей на рычаг для механической коробки передач.

Наиболее интересной стала особо прочная и совершенно секретная эскортная машина ГАЗ-31013 с характерной низкой посадкой, которая до сих пор считается лучшим, наиболее мощным и надежным советским спецавтомобилем. Полных сведений о нем не сохранилось.

Эксперты Bellingcat пришли к ФСБ в поисках причастных к уничтожению Boeing над Донбассом

Расследовательская группа Bellingcat опубликовала новые данные по катастрофе самолета Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines в зоне вооруженного конфликта на Украине в 2014 году. Согласно тексту Bellingcat, человеком, контролировавшим переброску зенитного ракетного комплекса «Бук» на территорию сопредельной страны, мог быть генерал-полковник Федеральной службы безопасности (ФСБ) РФ Андрей Бурлака, известный участникам боевых действий как «Владимир Иванович». Фигурирующий в расследовании экс-министр обороны самопровозглашенной ДНР Игорь Стрелков (Гиркин), якобы общавшийся с «Владимиром Ивановичем», в разговоре с “Ъ” не стал комментировать выводы исследователей, лишь повторив свою стандартную фразу «Ополчение Boeing не сбивало».

Помощь и координация

«14 ноября 2019 года Совместная следственная группа (JIT) объявила, что у нее есть доказательства: за несколько месяцев до трагедии Российская Федерация осуществляла административный, финансовый и военный контроль территории так называемой Донецкой народной республики (ДНР), с которой и была запущена ракета комплекса “Бук”»,— говорится в начале расследования Bellingcat, целью которого было установить, как и кем именно осуществлялся этот контроль.

17 июля 2014 года пассажирский самолет Boeing 777 Malaysia Airlines, следовавший из голландского Амстердама в малайзийский Куала-Лумпур, потерпел крушение в зоне боевых действий на востоке Украины, в 50 км от границы с Россией. Катастрофа произошла спустя четыре месяца после начала военного конфликта между вооруженными силами Украины и бойцами самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР). Все 298 человек, в том числе 80 детей и 15 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли. Расследованием занялся Совет по безопасности Нидерландов (СБН), который решил: воздушное судно было сбито осколками боевой части 9Н314М от ракеты «земля—воздух» 9M38 зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Бук». Российская же сторона вначале утверждала, что ответственность за крушение MH17 лежит на украинских ВВС. Позднее иную версию инцидента предложили представители российского концерна «Алмаз-Антей» — производителя ЗРК «Бук». Они установили не только тип ракеты, сбившей малайзийский Boeing 777, но и район, откуда она могла быть запущена — населенный пункт Зарощенское. Заместитель командующего корпусом минобороны ДНР Эдуард Басурин утверждал, что этот поселок в день катастрофы MH17 «находился под полным контролем подразделений вооруженных сил Украины».

Как расследовали катастрофу рейса MH17

В заявлении JIT утверждалось, что контакты между руководством самопровозглашенной ДНР и РФ велись с помощью предоставленных ФСБ защищенных телефонов. Часть из этих переговоров была, по-видимому, перехвачена и расшифрована экспертами JIT. По признанию расследователей, некоторых фигурантов этих разговоров — в частности, экс-советника российского президента Владислава Суркова — узнать было легко. А вот с идентификацией других участников возникли сложности. Интерес Bellingcat привлек некий «Владимир Иванович», который, исходя из опубликованной JIT расшифровки переговоров играл видную роль в управлении ситуацией на месте — именно он, как следует из расшифровки переговоров, отдавал приказы «министру обороны ДНР» Игорю Стрелкову и давал «добро» на уничтожение отрядов полевого командира Игоря Безлера «премьер-министру ДНР» Александру Бородаю. И именно к нему господин Бородай обращался для того, чтобы организовать вооруженным отрядам огневую поддержку российских вертолетов.

Из этого расследователи делают вывод, что Владимир Иванович — сотрудник российских спецслужб.

Среди запрошенных у «сотрудника ФСБ в Ростове» вещей есть приборы ночного видения, оружие и боеприпасы. Наконец, в еще одном из перехваченных разговоров «Владимира Ивановича» упоминают как «высокопоставленного сотрудника из Москвы».

Bellingcat делает вывод, что в начале вмешательства России в ситуацию в Донбассе, две российские спецслужбы — ФСБ и ГРУ (речь идет о Главном управлении Генерального штаба ВС РФ, которое больше известно под своей предыдущей аббревиатурой) вели отдельные операции по поддержке ополченцев.

«Очевидно, что “Владимир Иванович” — тот самый сотрудник ФСБ, которому было поручено координировать трансграничную передачу оружия»,— пишут расследователи. Теперь им предстояло выяснить, кто же скрывается под этим псевдонимом.

Эксперты Bellingcat начали с поиска имени «Владимира Ивановича» через общедоступные программы и мессенджеры. Приложение GetContact (своего рода определитель мобильных номеров) указало, что у одного из пользователей номер +79381340450 записан в телефонной книге как «Владимир Иванович». В более старой версии программы с, соответственно, более старой версией базы данных к «Владимиру Ивановичу» добавилась фамилия «Бурлак».

Начав поиски Владимира Ивановича Бурлака, расследователи нашли лишь одного сотрудника российских спецслужб, однако он умер до 2014 года, и они пришли к выводу, что это псевдоним. Его стали искать во взломанной и выложенной в интернет переписке чиновников ДНР и РФ (в том числе Владислава Суркова) и нашли письмо, вероятнее всего отправленное бизнесменом Константином Малофеевым господину Суркову, в котором были перечислены кандидаты в новое правительство ДНР. В конце письма господин Малофеев советовал собеседнику обсудить с «Владимиром Ивановичем» кандидатуру командира батальона «Восток» Александра Ходаковского.

Читайте также:  Какой внедорожник самый надежный и экономичный, недорогой в обслуживании: рейтинг лучших новых и автомобилей бу с пробегом для России

Как начался суд по делу о катастрофе MH17

Наконец, в Bellingcat перешли к анализу взломанной переписки в мессенджере Viber, где в результате поисков обратили внимание на Александра Серова — помощника Дениса Пушилина, ныне главы ДНР, а тогда — спикера парламента самопровозглашенной республики. Выяснилось, что господин Серов переписывался с высокопоставленными госслужащими ДНР, и в одном из сообщений указал, что «Владимир Иванович» — замглавы ФСБ, чье настоящее имя — Андрей Иванович. Александр Серов указывал, что именно этот человек ведает отпусками полевых командиров.

Тогда расследователи принялись искать в руководстве ФСБ «Андрея Ивановича» и нашли начальника оперативно-организационного управления Пограничной службы ФСБ России генерал-лейтенанта Андрея Ивановича Бурлаку, первого заместителя руководителя Пограничной службы Владимира Кулишова (который, в свою очередь, занимает пост заместителя главы ФСБ Александра Бортникова). Чтобы проверить свою гипотезу, они решили найти образец голоса господина Бурлаки и сравнить его с голосом «Владимира Ивановича» из перехваченных в Донбассе переговоров.

Довольно быстро нашелся видеофрагмент интервью, которое господин Бурлака дал Оренбургскому региональному телевидению. Однако чтобы убедиться, что речь идет именно об этом человеке, Bellingcat нужен был фрагмент подлиннее, не менее минуты. Поначалу поиски закончились неудачей — видеофрагменты с его участием были, однако голос на них отсутствовал. Эксперты использовали поиск по картинкам, и их внимание привлекла такая фотография: на одной из площадок интернет-торговли продавался телевизор за 9 тыс. руб. К нему были приложены фотографии, среди них — кадр эфира телеканала «Звезда», на котором по счастливой для расследователей случайности был именно говорящий в камеру Андрей Бурлака. Объявление было размещено 1 июня 2018 года, и расследователи решили посмотреть все программы за этот день. Наконец, на 28-й минуте четвертой серии документального фильма «Граница. Особые условия службы» они увидели господина Бурлаку и услышали его голос, который сразу записали. Запись передали Национальному центру криминалистической медиаэкспертизы Университета Колорадо. Директор центра профессор Кэтелин Григорас, эксперт по анализу цифровых аудиосообщений, в заключении указал, что «компьютерный анализ продемонстрировал отношение правдоподобия, что свидетельствует об умеренной поддержке тезиса о том, что исследуемый голос принадлежит указанному лицу, а не другому человеку, чей голос был записан в схожих условиях».

Эксперты Bellingcat замечают, что компьютерный анализ учитывает лишь акустическую схожесть голоса, но не обращает внимания на используемые фонемы, интонацию и лингвистические. В расследовательском центре отмечают, что если их учитывать, сомнений в принадлежности голосу господину Бурлаке не останется. «Основываясь на комплексном анализе собранный доказательств, Bellingcat пришел к выводу, что офицер ФСБ из опубликованных JIT переговоров, идентифицируемый как “Владимир Иванович”, может быть уверенно определен как генерал-полковник Андрей Иванович Бурлака»,— резюмировали в исследовательском центре.

В то же время параллельная экспертиза записей, сделанная по запросу BBC News, показала как подобие, так и некоторую разницу в голосах генерала Бурлаки и «Владимира Ивановича».

Напомним, 9 марта в судебном комплексе Схипхол под Амстердамом начался суд по делу о катастрофе в небе над Донбассом. Уголовный процесс должен дать ответ на вопрос: виновны ли Игорь Стрелков (Гиркин) и трое его подчиненных — двое россиян (Олег Пулатов, Сергей Дубинский) и один украинец (Леонид Харченко) — в уничтожении этого самолета. Ни один из обвиняемых на суде не присутствует, однако интересы господина Пулатова отстаивают нанятые им юристы — два голландских адвоката, а также российский юрист Елена Кутьина.

Москва утверждают, что суд в Гааге политизирован. «Россия рассчитывает на профессиональное, деполитизированное участие всех заинтересованных сторон по всему спектру факторов трагедии MH17. Диалог — это не лекция, которую мы слышали от Совместной следственной группы, а процесс, где обе стороны слушают друг друга. К нашему сожалению, мы от этого пока далеки. А политизированное и предвзятое юридическое шоу в Гааге еще более затрудняет этот процесс и не приближает нас к правде»,— заявили, в частности, в начале апреля в постпредстве РФ при ООН. В Москве не раз говорили, что речь идет о «подгонке фактов под заранее определенные выводы».

Тем временем, Игорь Стрелков в разговоре с “Ъ” не стал комментировать результаты расследования Bellingcat, лишь сообщив: «Вы знаете мой стандартный ответ на эти вопросы. Ополчение Boeing не сбивало. Больше никаких комментариев не даю». О возможной роли России господин Стрелков не высказывался.

Алексей Наумов, Кирилл Кривошеев

Россиянин Игорь Гиркин (Стрелков, позывной «Стрелок»), на момент катастрофы — министр обороны ДНР

Общество Синих Ведёрок

Мы в социальных сетях
  • Синее Ведерко vkontakte. И секретная закрытая группа там же.
  • Группа в Фейсбуке
  • Синее Ведерко в Твиттере
  • Wiki Ведерко
  • Синее Ведерко в Одноклассниках! (альтернативная группа)
  • Синее Ведерко в Zello! (Рация)
Архив
12345678910111213141516171819202122232425262728293031
На этой странице
Метки
Статистика

Оперативные автомобили ФСБ

Друзья! Выношу в отдельную тему информацию по автомобилям ФСБ/ФСО, которые не возят чиновников, а выполняют всякие задачи, вроде предотвращения терактов и подобных неприятных моментов. Они имеют цветографическую схему, нанесенную по ГОСТ Р50574-2002, а введены эти исправления в соответствии с постановлением правительства 1041. Цветографическая схема абсолютно дебильнейшая и должна быть изменена (полосы должны быть нанесены на капот и багажник). Если есть кто, кто знает механизм, как инициировать процесс внесения изменений в ГОСТ, расскажите, как это сделать, займемся.

Теперь по теме. Вот как они выглядят:

В нашем сообществе эта тема поднималась не раз. (раз, два). Отличие этих автомобилей от членовозов именно в том, что там ездят обычные ФСБшники, которые ловят преступников по их линии. Еще раз хочу отметить, что эти автомобили такие же, как милиция. Отличить их можно по наличию люстры вместо мигалок или по наличию красно-синих маяков. Также, практически всегда, это недорогие автомобили в ценовом диапазоне до 1 млн рублей.

11.06.2011 11:37 (UTC)

(без темы)

11.06.2011 21:58 (UTC)

Куда уж более заметное?

11.06.2011 11:38 (UTC)

(без темы)

11.06.2011 11:57 (UTC)

(без темы)

11.06.2011 11:57 (UTC)

(без темы)

11.06.2011 12:47 (UTC)

(без темы)

11.06.2011 12:54 (UTC)

(без темы)

11.06.2011 16:14 (UTC)

(без темы)

11.06.2011 16:23 (UTC)

(без темы)

11.06.2011 17:07 (UTC)

(без темы)

11.06.2011 20:00 (UTC)

(без темы)

11.06.2011 22:11 (UTC)

(без темы)

12.06.2011 07:45 (UTC)

(без темы)

12.06.2011 11:34 (UTC)

Возможный вариант изменения ГОСТа

Моё имхо – тут надо искать не непосредственно способ внесения изменений в ГОСТ, а тех, кто может его инициировать. По чьей инициативе ГОСТ исправили, добавив вот этот триколор? Наверняка по инициативе ФСБ. Значит, надо составить и написать письмо в ФСБ, ну и в ГИБДД, думаю, крайне желательно. Что-то типа “уважаемая ФСБ/ГИБДД! Прошу обратить внимание, что в связи с недавними изменениями ГОСТа по спецмаркировке повысилась вероятность увеличения напряжения и аварийности на дорогах страны. ГОСТ раскраски оперативных машин ФСБ составлен таким образом, что спецраскраска наносится только на боковые стороны машины, в результате чего обычные водители на дорогах затрудняются определить принадлежность машины к оперативным спецслужбам, в результате чего могут по заблуждению не предоставить необходимое оперативникам преимущество в движении спецслужбам, чем могут вызвать ни для кого не желательные дорожные инциденты. В связи с этим просим рассмотреть возможность внесения таких изменений в ГОСТ цветографических схем, которые позволят однозначно идентифицировать машины спецслужб по аналогии со службами скорой и пожарной помощи и автоинспеции, а именно – нанесение триколора не только на бока машин, но и на капот, и на багажник. С уважением, блаблабла.”

Ну и, может быть, дополнить ссылками на посты с описаниями инцидентов, на фотки, и массовый засыл пользователями через виртуальные приёмные ГИБДДД и ФСБ. То есть повернуть это дело таким образом, что это им в основном надо и важно, а не только обычным водителям. Глядишь, и получится тогда.

Добавить комментарий