На каких машинах «летали» наши первые покорители космоса Автомобили знаменитых космонавтов

Иностранные космонавты, совершившие полеты на советских и российских кораблях

14 марта 1995 года на космическом корабле впервые полетел американский астронавт — Норман Тагард, в прошлом боевой летчик, воевавший во Вьетнаме. Он стал 20-м иностранным гражданином, воспользовавшимся российской ракетой. А всего на наших кораблях отправлялись на орбиту космонавты из 26 стран мира. Во времена СССР космические дороги активнее всего осваивали граждане из бывшего соцлагеря.

Первым на борт «Союза» поднялся чех Владимир Ремек. Будучи военным пилотом ВВС Чехословакии, Ремек в 70-е годы получил высшее военное образование в Военно-воздушной академии им. Гагарина в Москве. И после кратковременной «побывки» на родине вернулся в СССР, чтобы начать подготовку в отряде космонавтов.

В космос он полетел 2 марта 1978 года, проработав на космической станции «Салют-6» 7 суток в качестве космонавта-исследователя.

Вернувшись после полета на родину, Ремек занимал ряд постов в военном ведомстве. Не потерялся он и после «бархатной революции», длительное время являясь депутатом Европарламента. А в этом году он вновь вернулся в Москву, заняв пост посла Чехии в России.

Через полгода после Ремека на станцию «Салют-6» прилетел представитель Польши Мирослав Гермашевский. В советский отряд космонавтов он также пришел пилотом ВВС. Однако перед этим, в детстве, ему пришлось хлебнуть лиха. В годы войны его семья пострадала от украинских националистов: были заколоты вилами его дед, а чуть позже — отец. Полуторагодовалого Мирослава «бойцы» УПА выбросили зимой на снег. Когда наутро его нашел старший брат, будущий космонавт был едва жив.

После полета принимал активное участие в урегулировании политического кризиса в стране, учился в Академии Генштаба в Москве, возглавлял политуправление польской армии. А после его упразднения в звании бригадного генерала возглавлял Высшую офицерскую летную школу. В отставку вышел в 2000 году, будучи заместителем командующего ВВС и ПВО Польши.

Космонавтов из стран Социалистического содружества выпускали в космос, словно «Жигули» с конвейера Волжского автозавода. Через месяц после поляка полетел немец из ГДР Зигмунд Йен. И он был пилотом ВВС. И он окончил советскую военную академию. И пробыл в космосе также 7 суток.

А после полета его путь был несколько иным. Занялся наукой и получил степень доктора в Центральном институте физики Земли. После объединения двух Германий длительное время работал в Европейском космическом агентстве.

Следующим на станции «Салют» стал уже чисто западный немец Клаус Дитрих Фладе. Его полет состоялся в 1992 году. До подготовки к полету он служил летчиком-испытателем. После — продолжил испытание военных крылатых машин. Выйдя на пенсию в звании подполковника, продолжил работать испытателем на Airbus.

Немецкий отряд космонавтов, летавших на наших кораблях, оказался многочисленным. Томас Артур Райтер стал истинным марафонцем. Прилетев на «Союзе» на станцию «Мир» в сентябре 1995 года, он провел на ней 179 суток. А в 2006 году, воспользовавшись для полета на МКС уже американским шаттлом, пребывал в невесомости 171 сутки.

А в феврале 1997 года четвертым «союзным» немцем стал Райнхольд Эвальд, пробывший в космосе 19 суток. В отличие от своих предыдущих коллег-соотечественников, он был не пилотом, а ученым и проводил на «Мире» полноценные исследования.

В апреле 1979 года полетел представитель Болгарии — военный пилот Георгий Иванов. В действительности его фамилия была Какалов. По настоянию советской стороны ввиду неблагозвучности фамилии для русского уха человек был вынужден сменить фамилию.

Впоследствии дослужился до генеральского звания. А после «отмены» социализма стал большим боссом — управляющим директором авиакомпании «Эйр София»

В 1988 году Александр Панайотов стал вторым «космическим» болгарином. До полета был пилотом ВВС. После пошел по административной линии, дослужившись до замминистра транспорта. Сейчас занимается частным бизнесом.

В соответствии с программой «Интеркосмос» после болгар наступила очередь венгров. Честь представлять страну доверили Берталану Фаркашу — пилоту ПВО. Он совершил полет в 1980 году. После полета дослужился до звания бригадного генерала. Затем занялся охраной окружающей среды и стал совладельцем авиакомпании.

В 1980 году полет на советском корабле совершил Фам Туан, не просто пилот, а боевой летчик, сбивший B-52, чего во Вьетнаме никто кроме него не сделал. До 2000 года занимал большие посты в Министерстве обороны Вьетнама.

1980 год оказался урожайным на запуски в космос социалистических космонавтов. В сентябре полетел кубинский пилот-истребитель Арнальдо Тамайо Мендес. О нем известно, что он отличился в период Карибского кризиса, патрулируя кубинское небо на МиГ-15. И в отряд космонавтов поступил, будучи командующим авиабригады. Еще о нем известно, что в год он стал сиротой. А в 13 начал работать на мебельной фабрике.

Жугдэрдэмидийн Гуррагча совершил полет в 1981 году. Он не был пилотом ВВС. В монгольской армии прошел службу в радиотехнических войсках. После окончания Академии им. Жуковского стал инженером по авиационному оборудованию. Провел в космосе строго отмеренные по программе «Интеркосмос» 7 суток. Вернувшись на землю, стал начальником штаба войск ПВО, а в новом тысячелетии — министром обороны.

В мае 1981 году полетел последний «социалист» — румын Думитру Дорин Прунариу. Был он не пилотом, а крепким инженером, получившим авиационно-космическое образование. После полета получил международное образование в Канаде. Стал доктором философии. Представлял Румынию в Евросоюзе, был послом в России.

Для Советского Союза космос был в значительной мере инструментом идеологии и политики. После того, как список социалистических стран был исчерпан, настала очередь пригласить космонавта из капиталистической страны. Выбор пал, естественно, на Францию. Поскольку в Пятой республике были наиболее сильны социалистические настроения. И в 1982 году на корабле «Союз Т-6» на орбиту отправился Жан-Лу Кретьен, военный пилот, входивший во французский отряд космонавтов. Естественно, этот полет был использован в качестве демонстрации Советским Союзом доброй воли по отношению к Западу.

Кретьен летал на «Союзе» и еще один раз — в 1988 году, побывав на станции «Мир».

По количеству иностранных космонавтов, летавших на наших кораблях, Франция занимает второе место, после США. После Кретьена на них выходили на орбиту Мишель Тонини (1992), Жан-Пьер Эньере (1993), Клоди Андре-Дэе (1996 и 2001), Леопольд Эйартц (1998).

В 80-е годы Советский Союз совершил еще три одиночных «иностранных» запуска. В 1984 году полетел индиец Ракеш Шарма.

В 1987 году на «Союзе» взлетел Мухаммед Ахмед Фарис, профессиональный врач.

1988 год стал в какой-то мере историческим. Если прежде на наших кораблях летали исключительно военные пилоты из разных стран, то на сей раз на орбиту отправился японский профессиональный журналист Тоехиро Акияма.

Еще более оригинальную фигуру направила в космос в мае 1991 года Великобритания. Победительницей конкурса по отбору добровольцев стала химик-технолог кондитерской фабрики Хелен Патрисия Шармен.

В 90-е годы начало сходить на нет подавляющее господство в космосе профессиональных военных пилотов. Им остался сектор командиров корабля и пилотов. Австрия осенью 1991 года отправила на советском корабле специалиста по промышленной электронике Франца Артура Фибёка. До полета он работал на крупных фирмах руководителем проектов, после полета продолжил заниматься тем же самым.

Как было сказано в начале, 14 марта 1995 года США стали 16-й страной, которая отправила в космос своего представителя на российском корабле. Этой чести был удостоен Норман Тагард, родившийся в 1943 году. Его биография уникальна. Получил степень бакалавра инженерных наук. Во время войны во Вьетнаме совершил 163 боевых вылета на F-4. После чего получил степень доктора медицины в Университете Техаса. Придя в NASA, совершил 5 полетов в космос.

После этого на «Союзах» летали граждане Словакии — Иван Балла (1999), ЮАР — космический турист Марк Шаттлеворт (2002), Италии — Роберто Виттори (2002), Бельгии — Франк де Винне (2002), Нидерландов — Андре Кауперс (2004), Бразилии — Маркус Понтис (2006), Малайзии — Шейх Музафар Шукор (2007), Республики Корея — Ли Со Ён (2008), Канады — Ги Лалиберте (2009).

OlegShakirov › Блог › Matra Bonnet Djet любимый автомобиль Юрия Гагарина

О машинах Юрия Гагарина уже много писали, в том числе и о его любимой спортивной Matra Djet V голубого цвета. Тем не менее, об этой машине еще не все рассказано.

Четырёхколёсные подарки пытались вручить сразу несколько автомобильных компаний. Юрий Алексеевич по понятным причинам отказывался: где это видано, чтобы кумир советского народа ездил на зарубежном автомобиле?

И только одной фирме — французскому авиационно-космическому концерну Mechanique-Aviation-Traction — удалось удивить «небесного первооткрывателя» своей продукцией, компактным купе Matra-Bonnet Jet VS. Заметив неподдельный интерес со стороны знаменитого лётчика («Матру» Гагарин увидел на авиасалоне), французы приняли единственно правильное решение — отправили машину в Москву. В качестве подарка.

И тут случился скандал. Один из югославских журналов опубликовал снимки Гагарина, разглядывающего «Матру», прокомментировав фотографии едким комментарием: «В Париже на авиационно-космической выставке Гагарин занимался больше автомобилями, чем авиацией и космосом». Как только издание попало в руки наших «органов», в рабочем кабинете Николая Каманина, начальника первого отряда космонавтов, раздался звонок. Говорил секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов: «Я ответил Суслову, что с содержанием статьи знаком, статья пасквильная, — вспоминал Каманин. — Французы подарили Гагарину гоночную машину, зная, что он увлекается быстрой ездой.

Принять подарок от французов посоветовали министры Дементьев и Смирнов и наш посол в Париже Зорин». Суслова ответ Каманина устроил, хотя «осадок остался», и выезды космонавта на иномарке можно буквально пересчитать по пальцам.
Модель Djet была разработана маленькой французской фирмой Automobiles Rene Bonnet, которая, в свою очередь, была частью компании DB, созданной в тридцатых годах Рене Боннэ и Шарлем Дойчем. А первые буквы их фамилий составили название компании. Партнеры занимались постройкой гоночных и спортивных переднеприводных автомобилей и даже пытались участвовать в Формуле-1 — на болиде с передним приводом и двухцилиндровым воздушником. В начале 60-х между Боннэ и Дойчем возникли разногласия, так как последний не хотел переходить с двигателей Panhard на силовые агрегаты Renault. Так возникает Automobiles Rene Bonnet, которая сперва продолжает выпуск под своей маркой мелкосерийных кабриолетов Le Mans с кузовом из фибергласа, но уже с реношными моторами.

В 1962-м Боннэ представляет спорткар Djet — первый серийный среднемоторный спорткар. Две сотни выпущенных Джетов позволяют считать эту модель серийной. Это был легкий автомобиль с хребтовой рамой и прогрессивными для того времени независимой подвеской и дисковыми тормозами по кругу. Легкий кузов со стекловолоконными панелями на стальном каркасе. Силовой агрегат с развернутой назад коробкой передач располагался за водительским и пассажирским сиденьями.

Машины оснащались мотором от Renault 8, с увеличенной 65-70 л. с. мощностью (Djet I) либо его тюнинговой версией от Амедео Гордини мощностью 80, а позже и 90 л. с. Гоночные версии вооружались литровым высокофорсированным мотором Gordini, развивавшим 80-100 л. с.
Стеклопластиковый кузов производила аэрокосмическая компания Матра. Неудивительно, что этот концерн выкупил фирму в 1964 году. После того, как фирма Automobiles Rene Bonnet году стала собственностью «Матры», автомобиль подвергся модернизации. Габариты несколько выросли, но кузов стал более элегантным, с прекрасной аэродинамикой (коэффициент обтекаемости 0,25).

В 1966 году этот автомобиль уже выпускался под названием Matra Bonnet Djet, потом название сократилось до просто Матра Джет. Удивительно, но несмотря на свою собственную команду в Формуле 1 и спортпрототипах, Матра не смогла добиться успеха с этой моделью, слишком дохлые были двигатели для спортивного автомобиля. Очень много таких автомобилей подверглось переделкам, чаще всего двигатели заменяли на Renault Gordini.
Всего было изготовлено около 1.5 тыс. автомобилей и сейчас они представляют коллекционную ценность.

Читайте также:  На чем ездит звезда отечественного кино Сергей Безруков

Один из таких Джетов недавно нашли в старом гараже в Америке, там он простоял целых 40 лет.

10 самых известных космонавтов и их рекорды

1. Самый первый в истории человечества космонавт Юрий Гагарин отправился покорять космос 12 апреля 1961 года на корабле «Восток-1». Его полет продлился 108 минут. Гагарин был удостоен звания Герой Советского Союза. Кроме того, его наградили «Волгой» с номерами 12-04 ЮАГ — это дата совершенного полета и инициалы первого космонавта.

2. Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова совершила полет в космос 16 июня 1963 года на корабле «Восток-6». Кроме того, Терешкова — единственная женщина, совершившая одиночный полет, все остальные летали только в составе экипажей.

КСТАТИ
Первыми в космосе, вопреки расхожему мнению, были не Белка и Стрелка, а собака по имени Лайка. Она отправилась на околоземную орбиту на советском корабле «Спутник-2» в ноябре 1957 года, однако через 7 часов после старта погибла.

3. Алексей Леонов — первый человек, который вышел в открытый космос 18 марта 1965 года. Продолжительность первого выхода составила 23 минуты, из которых вне корабля космонавт пробыл 12 минут. Во время пребывания в открытом космосе его скафандр разбух и препятствовал возвращению обратно в корабль. Войти космонавту удалось только после того, как Леонов стравил из скафандра лишнее давление, при этом залез он внутрь корабля вперед головой, а не ногами, как полагалось по инструкции.

4. Первым на лунную поверхность ступил американский астронавт Нил Армстронг 21 июля 1969 года в 2 часа 56 минут по Гринвичу. Спустя 15 минут к нему присоединился Эдвин Олдрин. Всего на Луне космонавты провели два с половиной часа.

5. По числу выходов в открытый космос мировой рекорд принадлежит российскому космонавту Анатолию Соловьеву. Он совершил 16 выходов общей продолжительностью более 78 часов. Суммарный налет Соловьева в космосе составил 651 сутки.

6. Самым молодым космонавтом является Герман Титов, на момент полета ему было 25 лет. Кроме того, Титов также является вторым советским астронавтом в космосе и первым человеком, совершившим длительный (более суток) космический полет. Полет длительностью 1 день 1 час космонавт совершил с 6 на 7 августа 1961 года.

7. Самым пожилым космонавтом, совершившим космический полет, считается американец Джон Гленн. Ему было 77 лет, когда он участвовал в полете на корабле «Дискавери STS-95» в октябре 1998 года. Кроме того, Гленн установил своего рода уникальный рекорд – перерыв между полетами в космос у него составил 36 лет (первый раз он был в космосе в 1962 году).

8. Дольше всех на Луне пробыли американские астронавты Юджин Сернан и Харрисон Шмит в составе экипажа «Apollo 17» в 1972 году. Всего космонавты находились на поверхности земного спутника 75 часов. За это время они совершили три выхода на лунную поверхность общей продолжительностью 22 часа. Они были последними, кто побывал на Луне, и, по некоторым данным, оставили на Луне небольшой диск с надписью «Здесь человек завершил первый этап освоения Луны, декабрь 1972 года».

9. Первым космическим туристом стал американский мультимиллионер Деннис Тито, который отправился в космос 28 апреля 2001 года. При этом де-факто первым туристом считается японский журналист Тоёхиро Акияма, за полет которого в декабре 1990 года заплатила Токийская телевизионная компания. Вообще, космическим туристом не может считаться человек, полет которого оплачивала какая-либо организация.

ИНТЕРЕСНО
Первая свадьба в космосе состоялась 10 августа 2003 года между российским космонавтом Юрием Маленченко и американкой российского происхождения Екатериной Дмитриевой. Свадьба была заочной, так как жених находился на борту МКС, а невеста в ЦУПе НАСА. Будущие супруги видели друг друга на мониторах, а обручальные кольца надели себе самостоятельно.

10. Первым космонавтом Великобритании стала женщина – Хелена Шармен (Helen Sharman), которая отправилась в полет 18 мая 1991 года в составе экипажа «Союз ТМ-12». Она считается единственным космонавтом, летавшим в космос в качестве официального представителя Великобритании, все остальные имели помимо британского гражданство другой страны. Интересно, что до того как стать космонавтом, Шармен работала химиком-технологом на кондитерской фабрике и откликнулась на обращение о конкурсном отборе участников космического полета в 1989 году. Из 13 000 участников выбрали именно её, после чего она приступила к тренировкам в подмосковном Звездном городке.

listofbest

Всё самое лучшее!

Этот дайджест посвящен 52-ой годовщине полета Ю.А. Гагарина. Что бы там не говорили, но именно этот человек считается и всегда будет считаться космическим пионером.

1. Первым космонавтом Земли официально считается Ю.А. Гагарин . Однако на самом деле, Гагарин был первым благополучно вернувшимся космонавтом. По некоторым непроверенным источникам, д о него в неудачных попытках покорить космос погибло по не менее десяти человек.

Существует информация (правда, не подтвержденная документами), что руководству нашей страны настолько сильно хотелось завоевать стране звание лидера в космической индустрии, что первые попытки отправить на орбиту космический корабль с человеком на борту начались уже в 1957 году. Когда в 90-х годах с этой информации был снят гриф секретности, мы узнали фамилии первых погибших героев, это были летчики-испытатели Ледовских (1957 год), Шаборин (1958 год) и Митков (1959 год).

Фамилия пилота, запущенного в 1960 году, капсула с которым по непонятным причинам изменила направление полета и ушла в космическую бездну, так и останется навсегда не известной. В сентябре 1960 года при взрыве ракеты-носителя погиб космонавт Петр Долгов. Грачев, Качур, Лобов… Эти высококвалифицированные летчики-испытатели бесследно пропали в недрах центра подготовки космонавтов вместе со всеми документами.

Имеются записи о Владимире Ильюшине, вышедшем на орбиту в апреле 1961 года, и даже совершившем три витка вокруг Земли, но потерпевшем аварию при возвращении. Однако официальные источники предоставляют информацию, что известный летчик Владимир Ильюшин незадолго до этого погиб в автомобильной катастрофе…

Повторюсь, официальной информации о всем вышеизложенном автору текста найти не удалось.

Так или иначе, 12 апреля 1961 года Ю.А.Гагарин стал первым человеком, покинувшим пределы Земли.

Гагарин погиб при загадочных обстоятельствах 30 марта 1968 года во время обычного тренировочного вылета. После продолжительных дискуссий и анализа миллионов фактов и официальная, и неофициальная версии сошлись к одному. Пилоты (Гагарин и Серегин) были совершенно здоровы, вылетели на полностью исправной машине и в небе не встретили помех (птиц и инородных предметов), однако в результате некой ошибки (человеческого фактора, как сейчас говорят) создалась нештатная ситуация, с которой летчики не смогли справиться.

2. Первыми живыми существами, покинувшими пределы Земли были обычные плодовые мушки — дрозофилы, отправленные в 1947 году в космос американцами на ракете V-2. Целью запуска было протестировать степень воздействия радиации на живой организм на больших высотах. Эксперимент прошел удачно — дрозофилы вернулись целыми и невредимыми.

3. 11 июня 1948 года на баллистической ракете, построенной на основе знаменитой немецкой «Фау-2», американцы отправили в космос макака-резуса Альберта I. Не поднявшись даже на 100 километров, животное погибло от удушья. Эстафету год спустя принял Альберт II. Сам полет прошел нормально, планируемая высота (134 километра) была достигнута. Но при посадке у капсулы не раскрылся парашют, и Альберт II тоже погиб. Лишь в 1951 году все обошлось и обезьяне-астронавту удалось-таки вернуться на родную землю. Это был уже Альберт VI…

Американцы запускали в космос еще много человекообразных, но наибольшую известность имеют: обезьяна Гордо, которая стала первой обезьяной в космосе, она была запущена 13 декабря 1958 года и шимпанзе Хэм, запущенный в январе 1961 года. Обезьяна облетела Землю за 1 минуту 39 секунд, за что ее по праву называют «первым Гагариным».

Эра обезьяньих полетов закончилась в 1962 году. Макаку Бонни из-за ухудшения здоровья досрочно вернули из космоса. Через двенадцать часов она погибла. На защиту животных встала общественность Америки, и Конгресс США был вынужден положить конец экспериментам с обезьянами.

4. Поэтому первыми млекопитающими, которые официально пересекли линию Кармана и вернулись живыми (воображаемая граница Земли и космоса, проходящая на расстоянии 100 км от поверхности планеты), были две собаки. 22 июля 1951 года с полигона Капустин Яр собаки Дезик и Цыган поднялись на высоту 110 км и возвратились назад живыми. При повторном запуске Дезика в составе второй пары экипаж погиб из-за отказа парашюта. Это были первые жертвы космоса.

5. А вот первым животным, вышедшим на орбиту Земли, были уже собаки. В России (из-за недостатка обезьян) в качестве подопытных космонавтов использовали собак. Изначально, правда, собирались послать в космос свинью. Эта затея не понравилась руководству страны: «Вы представляете заголовки западных газет? «Русские свиньи в космосе!» Это просто позор!» Прославиться удалось безродной, подобранной на улице собаке Лайке. Увы — посмертно.

Готовя животное к полету, ученые знали: моська обратно не вернется. Космический корабль, на котором она летала, не имел спускаемого аппарата, и собака была обречена сгореть вместе со спутником в верхних слоях атмосферы. 3 ноября 1957 года Лайка взмыла ввысь с космодрома Байконур. Как выяснилось много лет спустя (информация долгое время находилась под грифом «секретно»), «космонавт» погиб через несколько часов после взлета от стресса и перегрева. Позже ученые признались, что отправили бедное животное на верную гибель. Они так спешили запустить спутник к очередной годовщине Октябрьской революции, что не успели до конца продумать конструкцию ракеты.

11 апреля 2008 года в Москве на Петровско-Разумовской аллее на территории Института военной медицины, где готовился космический эксперимент, был установлен памятник Лайке. Двухметровый памятник представляет собой космическую ракету, переходящую в ладонь, на которой гордо стоит Лайка в натуральную величину. Кроме того, старшее поколение видело профиль собаки на пачке одноименных сигарет, достаточно популярных в СССР.

Интересно, что французские ученые «тренировались на кошках». Кошка Фелисетт удачно слетала к звездам в 1963 году.

6. Первый орбитальный полет живых существ с успешным возвращением на Землю — собак Белки и Стрелки 19-20 августа 1960 года на советском корабле «Спутник-5». Они благополучно сделали пару витков на орбите и через 25 часов вернулись на землю целыми и невредимыми.

Кстати, а вы не задумывались, почему выбирали именно самок для полета в космос? Объясняется это очень прозаично — для них проще было сделать туалет. Перед полетом их натренировали правильно соблюдать гигиену в условиях замкнутого пространства. Кстати, в космос отправляли только дворняг, как более выносливых и стрессоустойчивых. Однако не забывали том, что в случае благоприятного исхода полета, собакам придется красоваться на страницах газет и журналов, а также перед объективами телекамер. Поэтому претендентов выбирали самых красивых, стройных, с «интеллектуальными» мордашками.

7. Первыми размножиться в космосе удалось перепелкам. 22 марта 1990 года в специальном космическом «роддоме» вылупился перепеленок. Это было первое существо, родившееся на орбите. Вслед за первым цыпленком появился второй, третий…

А на Земле в это же время биологи с нетерпением ждали появления перепелок из контрольной группы яиц. Как по команде, те тоже стали вылупляться в срок. Ученые не скрывали радости: если и дальше все будет идти нормально, значит, в непривычных для себя условиях живые организмы способны плодиться и размножаться. А это открывает перед человечеством грандиозные перспективы: в длительных космических «командировках» можно разводить небольших домашних животных… Однако родиться в космосе вовсе не значит прижиться там. Перепелята не смогли адаптироваться к невесомости. Из всей пушистой команды на Землю вернулись только три птенца.

8. Первая женщина-космонавт — Валентина Терешкова, 16 июня 1963 года. При выборе Терешковой на роль первой женщины-космонавта из пяти подготовленных претенденток, как обычно в нашей стране, учитывались и политические моменты: Терешкова была из рабочих, тогда как другие — из служащих. Кроме того, отец Терешковой, Владимир, погиб во время советско-финской войны, что тоже отлично вписывалось в красивую историю.

Читайте также:  Штраф за багажник на крыше

Терешкова провела на орбите трое суток и благополучно приземлилась возле небольшого селения в Алтайском крае. Через несколько дней Валентине Терешковой объявили выговор в связи с нарушением режима в районе места посадки: она раздала местным жителям запасы продуктов из рациона космонавтов, а сама ела местную пищу, после трёх суток голодания. Терешкова скрыла факт полета от родителей, и они узнали об этом по радио.

3 ноября этого же года Валентина Терешкова вышла замуж за космонавта Андрияна Николаева. Она единственная женщина в России, имеющая звание генерала (присвоено ей в 1995 году).

9. Первый выход космонавта в открытый космос 18 марта 1965 года. В течение 10 минут космонавт Алексей Леонов находился за бортом космического корабля.

Примечательно, что став первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, Алексей Леонов чуть было не стал первым космонавтом, погибшим в открытом космическом пространстве. Выходя из шлюзовой камеры, Леонов забыл пристегнуть страховочный фал, и если бы его напарник Павел Беляев не поймал его за ногу, космонавт навсегда остался бы на околоземной орбите. Кроме того, при возвращении экипажа, оказалось что инженеры Центра управления полетом ошиблись в расчетах (по другим данным из-за отказа системы ориентации космического корабля), и спускаемый аппарат приземлился в нескольких тысячах километров от расчетной точки. Выходить из тайги космонавтам пришлось на лыжах и несколько дней дожидаться вертолета с помощью.

Через некоторое время после выхода в открытый космос нашего космонавта Леонова, такой же эксперимент удалось повторить и американцам. 3 июня 1965 года американские космонавты Джеймс Макдиватт и Эдвард Уайт, стартовавшие на космическом корабле «Джеминай-IV», вышли в открытый космос.

10. Первая высадка на Луне — 21 июля 1969 года. Американские астронавты Нил Армстронг, Эдвин Олдрин, Майкл Коллинз приблизились к поверхности луны на космическом корабле «Аполлон-11″. Командир корабля «Аполлон-11″ Нейл Армстронг стал первым человеком, ступившим на Луну.

Высадка на Луну разделила мировую общественность на два противоборствующих лагеря: одни считают ее грандиозной мистификацией и подтверждают свою позицию весьма весомыми доводами, другие не видят ничего странного в мелких несоответствиях в документах, фото и видео материалах, подтверждающих высадку, а своих оппонентов считают завистниками и провокаторами.

Существуют целые группы ученых, доказывающих свои версии, опираясь на изображения следов, длину и направление теней, динамику передвижения людей и техники и т.п. Масла в огонь подла и НАСА, отказывшись показать оригинальную кино-запись пребывания астронавтов на Луне, а затем сообщив, что уникальные кадры затерялись в архивах, и вместо них представив публике реконструкцию событий, отснятую в Голливуде.

Так или иначе, истины мы не узнаем никогда, и нам остается либо верить, что высадка была, либо не верить.

Таким образом первые шаги в направлении освоения космоса были сделаны. Следующие события стали развиваться с невероятной, космической скоростью. Вот наиболее примечательные из них.

– Первая в мире мягкая посадка на поверхность Венеры — советская межпланетная станция «Венера-7» — 15 декабря 1970 года.

– Первый космонавт отметил день рождения в космосе — Виктор Пацаев, 19 июня 1971 года.

– Первый рукотворный объект достигает поверхности Марса — советская межпланетная станция «Марс-2» — 27 ноября 1971 года.

– Первый рукотворный объект, пересекший пояс астероидов и достигший тем самым Внешней Солнечной Системы — американский аппарат «Пионер-10», 15 февраля 1973 года.

– Первый космический аппарат, пролетевший вблизи планеты Юпитер — «Пионер-10», 4 декабря 1973 года.

– Первый международный, советско-американский, пилотируемый космический полёт — «Союз-19» и «Аполлон», 15 июля 1975 года (программа «Союз—Аполлон»). Это событие принято считать завершением 18-летней «космической гонки».

– Первый человек в космосе, не являющийся ни гражданином СССР, ни гражданином США, — Владимир Ремек (Чехословакия), 2 марта 1978 года, «Союз-28»-«Салют-6».

– Первый космический аппарат, пролетевший возле Сатурна — американская АМС «Пионер-11», 1 сентября 1979.

– Первый полёт продолжительностью более полугода — «Союз-36»-«Салют-6»-«Союз-37», Леонид Попов, Валерий Рюмин, 9 апреля 1980 года.

– Первый полёт шаттла — «Колумбия» STS-1, Джон Янг, Роберт Криппен, 12 апреля 1981 года.

– Первый в мире космический аппарат, передавший цветные фотографии и звукозапись с поверхности Венеры — советская АМС «Венера-13», 1 марта 1982 года. Она же проработала на поверхности этой планеты рекордное и до сих пор не превзойдённое время: 127 минут.

– Первый раз в экипаж входит женщина-космонавт — «Союз Т-7», Светлана Савицкая, 1984года.

– Первый рукотворный объект, покинувший Солнечную систему (достигший орбиты Нептуна, бывшего в то время дальше Плутона от Солнца) — американская АМС «Пионер-10», 13 июня 1983 года.

– Первый в истории человек, работавший в открытом космическом пространстве без какой-либо связи с кораблём (в свободном полёте) — астронавт Брюс МакКэндлесс II, «Челленджер» STS-41B, 7 февраля 1984 года.

– Первая женщина-космонавт совершает выход в открытый космос — «Союз Т-12», Светлана Савицкая, 25 июля 1984 года.

– Первая американская женщина, вышедшая в открытый космос — Кэтрин Салливан, 11 октября 1984 года.

– Первый американский сенатор в космосе — Эдвин Гарн, «Дискавери» STS-51D, 12 апреля 1985 года

– Первый астронавт-принц из Саудовской Аравии — Султан ас-Сауд, 17 июня 1985 года

– Первый межорбитальный перелёт с одной космической станции на другую — произведён с «Мира» на «Салют-7» на корабле «Союз Т-15», Леонид Кизим, Владимир Соловьёв, 4 мая 1986 года.

– Первый полёт продолжительностью один год — «Союз ТМ-4»-«Мир (орбитальная станция)»-«Союз ТМ-6», Владимир Титов, Муса Манаров, 21 декабря 1987 года — 21 декабря 1988 года

– Первый и единственный космический полёт советского многоразового транспортного корабля «Буран». Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия» 15 ноября 1988 года

– Первый космический аппарат, пролетевший вблизи спутника Марса Фобоса и передавший фотографии его поверхности — советская АМС «Фобос-2», 21 февраля 1989 года.

– Первый платный полёт в космос. Первый коммерческий негосударственный космонавт, первый профессиональный журналист в космосе, первый японец в космосе — Тоёхиро Акияма . 2 декабря 1990 год.

– Первый и последний курьёзный случай, когда космонавты, стартовавшие в СССР в 1991 году, приземлились уже в стране с другим названием — Российской Федерации — Сергей Крикалёв и Александр Волков, «Союз ТМ-13», 25 марта 1992 года

– Первая стыковка шаттла с орбитальной станцией «Мир» — «Атлантис» STS-71, 29 июня 1995 года

– Первым и единственным искусственным спутником Юпитера стал американский космический аппарат «Галилео», 8 декабря 1995 года.

– Первая в истории успешная миссия марсохода. Марсоход «Sojourner» доставлен на Марс американским аппаратом «Mars Pathfinder» 4 июля 1997 года.

– Первый китайский космический корабль «Шэньчжоу-1» — начало реализации китайской пилотируемой программы (пока беспилотный старт), 20 ноября 1999 года.

– Первая в истории мягкая посадка космического аппарата на поверхность астероида — совершена американской АМС «NEAR Shoemaker» на поверхность Эроса, 12 февраля 2001 года

– Первый в мире космический турист — Деннис Тито (США), «Союз ТМ-32»-«МКС»-«Союз ТМ-31», 28 апреля 2001 года, продолжительность полёта 7 дней 22 часа. Полёт обошёлся ему в 20 млн $. Предыдущие коммерческие космонавты туристами не считаются, поскольку летали на деньги спонсоров, задания которых выполняли в полёте.

– Первая свадьба в космосе — Юрий Маленченко, МКС-7, 10 августа 2003 года

– Первым и единственным искусственным спутником Сатурна стала американо-европейская АМС «Кассини-Гюйгенс», 1 июля 2004 года.

– Первая в истории мягкая посадка, совершенная во Внешней Солнечной системе — европейский зонд «Гюйгенс» успешно вошёл в атмосферу спутника Сатурна Титана, совершил посадку на его поверхность и передал оттуда фотографии 14 января 2005 года.

– Первая доставка на Землю капсулы с образцами кометного вещества — произведена американским аппаратом «Stardust(Звездная пыль)» 15 января 2006 года.

– Первый марафонский пробег в космосе. Во время своего пребывания на орбите Сунита Уильямс 16 апреля приняла заочное участие в марафоне, который ежегодно проводится в Бостоне. Для марафонского пробега в условиях невесомости был сооружён специальный тренажёр. Время пробега — 4 часа 23 минуты.

– Первый потомственный космонавт (сын космонавта) в космосе — Сергей Волков, 8 апреля 2008 года.

– Первый трёхместный китайский космический корабль «Шэньчжоу-7», стартовал 25 сентября 2008 года.

– Первый успешный эксперимент по раскрытию солнечного паруса произведён японским космическим аппаратом «IKAROS» 4-10 июня 2010 года.

– 8 декабря 2010 года впервые достиг околоземной орбиты частный космический корабль «Дракон».

– Первый в истории полёт частного космического транспорта к МКС — совершён американским космическим кораблём «Дракон» 22 мая 2012 года.

– Первый рукотворный объект, вышедший на границу межзвёздного пространства — американская АМС «Вояджер-1», 14 июня 2012 года. На данный момент этот космический аппарат достиг наибольшего расстояния от Земли.

Если вам понравилась статья – поделитесь ей с друзьями!

На каких машинах «летали» наши первые покорители космоса Автомобили знаменитых космонавтов

С первого полета человека в космос прошло почти шестьдесят лет. Какое это было событие для детей того времени! О космических полетах и прогулках по пыльным тропинкам далеких планет мечтали многие теперь уже бабушки и дедушки, а после — уже их дети, сегодняшние мамы и папы. Издавались энциклопедии, летали в космос герои детских книг: от сына Дяди Степы до Незнайки.

Для современных детей космос уже гораздо более привычный и родной, а книги о планетах пишут и издают на любой вкус и возраст — как научные, так и художественные (о них я обязательно расскажу в другой подборке). Сегодня же в подборке восемь научно-популярных книг о космосе и космонавтах для маленьких исследователей.

«Космические сказки. Солнечная система», Елена Ульева

Небольшая книжка для самых маленьких исследователей (и тех, кто все еще путает, какая планета за какой расположена от Солнца). Информацию о Солнечной системе Елена Ульянова рассказывает как сказку о добром Солнышке, которое готово поделиться теплом «с планетками». «Первым прилетел Меркурий — самый маленький, но самый быстрый. — Солнышко! Солнышко! Согрей меня скорее! Я люблю тепло. Как же я замерз в далеком черном космосе! — Конечно, малыш! Прячься ко мне под бочок! — говорит ему Cолнышко. Подлетел к нему Меркурий и стал крутиться вокруг. Ни на шаг не отходит…» Следом за Меркурием появляется… правильно, Венера, а там и Земля подтянулась и давай то один бочок, то другой греть, день с ночью чередовать.

В той же серии для малышей вышла сказка о Луне и Земле, где спутник — как будто грустный малыш, разыскивающий себе маму.

«Космос — книжка с окошками» (серия «Жизнь на Земле»)

Картонная книга с окошками — сто вопросов про космос и космонавтов, от простых до довольно заковыристых: кто такой астроном, попадал ли метеорит в человека, что делает Землю особенной, что такое МКС и Роскосмос (!). Понятно, что получить серьезное представление о планетах и жизни астронавтов на МКС по книге не получится, но познакомиться и заинтересоваться — вполне. А еще в одном из окошек можно… понюхать, чем пахнет Луна.

«История космоса. Моя первая книга о Вселенной», Кэтрин Барр, Стив Уильямс

Главное впечатление от книги Уильямса и Барра для маленьких исследователей — в космосе очень, очень красиво! Текста в книге немного, и, возможно, не весь он будет понятен малышам: «Частицы этого облака объединялись в крохотные объекты — атомы, из этих атомов образовывались пыль и газ. Газ сжимался и закручивался. От сжатия он разогревался все сильнее и сильнее. Наконец он так раскалился, что начал светиться», — однако на этот случай в конце книги читателей ждет словарь полезных слов.

Читайте также:  Автомобили лидеров

Книгу хочется рассматривать снова и снова, вместе с нарисованными маленькими космонавтами любоваться огромными звездами, черными дырами, созвездиями и планетами. И главный вывод — вокруг еще столько всего, что мы можем исследовать, — нам кажется очень вдохновляющим!

«Животные-космонавты. Первые покорители космоса», Дарья Чудная

Захватывающие и трогательные истории о самых первых покорителях космоса — отважных дворнягах. Кстати, вы знаете, взрослые, почему в космонавты не брали породистых собак? А что и как ели первые космонавты в своих кораблях (хозяев-то рядом не было, кто косточкой угостит)? И вопрос со звездочкой: почему в космос поначалу не брали мальчишек?

Множество интересных подробностей, реальные и точно правдивые истории полетов. Автор книги Дарья Чудная — пиар-директор Музея космонавтики, а среди читателей и помощников, указанных на форзаце, — сотрудники музея и космонавты.

Моя любимая история о том, как однажды будущий космонавт сбежал, и вместо него полетел случайный бродяга ЗИБ (Запасной исчезнувшего Бобика) и не только полетел, но вернулся целым и невредимым.
«…ЗИБ прожил долгую счастливую собачью жизнь, чем и доказал, что летать в космос не вредно. …А Королев, когда узнал о столь успешной подмене тренированного космонавта щенком-побирушкой, очень обрадовался. И сказал: «Да на наших кораблях в космос скоро будут летать по путевкам — на отдых!»

Книга подробно и с большой любовью к космосу и собакам проиллюстрирована Асей Мицкевич.

«Космонавты, объявляется посадка!», Пьер‑Франсуа Моро, Матильда Джордж

Книга подробно и увлекательно рассказывает о космонавтах — о том, как они готовятся к полету, как живут в космосе, чем чистят зубы и куда ходят в туалет, какие трудности и испытания ждут их при подготовке, а какие — в полете. Книгу написал Пьер-Франсуа Моро — ответственный редактор раздела «Космос» крупнейшего французского журнала Air et Cosmos. И детям, и родителям может быть интересно познакомиться с европейским взглядом и на историю космоса. Чего стоят шутка «можно сказать, что первый американец на орбите — обезьяна» и упоминание необходимости знания русского языка, который в космосе является международным наравне с английским. Описаны в книге и интересные традиции перед отправкой, например, что все экипажи перед полетом сажают деревья и… смотрят кино «Белое солнце пустыни»!

«Путешествие в космос. Удивительные факты о Солнечной системе», Петер Экберг, Андерс Нюберг

Издательство «Пешком в историю»

Книга для тех, кому интересны не космонавты, а другие планеты. На части страниц — комикс, на части — тексты, причем немаленькие. Профессор Астро и его друзья, дети Джек и Юни, отправляются в полет на космическом корабле «из обломков». Впрочем, герои в книге присутствуют в основном для приветствий и восторженных аплодисментов планетам.

О каждой планете — отдельный разворот, много научного текста, факты выбраны интересные, но для уже подготовленного читателя (или готовьтесь помогать, родители). «Воздух на Венере очень густой, поэтому атмосферное давление там все время высокое. Оказавшись на этой планете, человек чувствовал бы себя так, как если бы он находился на Земле на глубине 800 метров ниже уровня моря. А еще на Венере идут дожди из едкой серной кислоты! Венера крутится вокруг своей оси очень медленно — на одно вращение уходит целых 243 земных дня! При этом по орбите она движется даже быстрее, чем Земля: оборот Венеры вокруг Солнца, то есть год, составляет 225 земных суток».

Вдоволь наглядевшись на удивительные планеты, герои возвращаются на Землю и напоминают читателям, что дом — лучшее место во вселенной.

«Давай поговорим о космосе», Лена Набокова

Художница Лена Набокова с помощью Музея космонавтики и Падуанского университета в Италии создала необычную иллюстрированную энциклопедию о космосе — для тех, кто достаточно вырос, но так ничего и не понял! Лена с иронией отмечает в начале книги, что мы все видим Вселенную по-разному, и запускает в гипотетическое путешествие в космос необычную команду: девушку-ученого и художницу. Комиксовые забавные рисованные диалоги, а рядом довольно подробно, но популярным языком изложенные научные факты и живописные иллюстрации: планеты, спутники и структура Млечного Пути.

Несмотря на количество научной информации, книга получилась одновременно веселой и философской, есть чему улыбнуться вместе с героинями и о чем помечтать, глядя в небо.

«Как устроен космос: Ты и Вселенная», Кейт Дэвис, Дара О’Бриэн

Издательство «Редакция Вилли Винки»

Дара О’Бриэн — выпускник физико-математического факультета и мегапопулярный в Британии стендап-комик. Книга о Вселенной сочетает две его ипостаси: с одной стороны, в ней довольно много информации о космосе, планетах и кометах, а также о более специфических понятиях вроде облака Оорта. С другой — на три предложения приходится две шутки, и рассказ сдобрен множеством метафор, а юмор и метафоры — все же дело специфическое, кому что нравится. Например, возвращаясь к облаку Оорта, О’Бриэн поясняет, что если Солнце — это как бы клубничка, а планеты — кусочки сахара вокруг нее, то облако Оорта — это осиный рой вокруг, но вообще-то это область космоса за поясом Койпера (впрочем, все это в любом случае гипотетически). Думаю, даже по этому примеру становится понятно, что книжка не для пятилетних исследователей, но вполне возможно я недооцениваю нашу молодежь.

«Мы мечтали быть первыми»: каким был космонавт Алексей Леонов

11 октября умер советский космонавт Алексей Леонов. Он был первым человеком, побывавшим в открытом космосе. Леонову было 85 лет. Какой была жизнь покорителя космоса и художника — в материале РБК

Алексей Леонов родился в 1934 году в селе Листвянка Западно-Сибирского края (сегодня Кемеровская область). Был восьмым ребенком в семье. Его отец, ветеринар и зоотехник, в 1937 году был репрессирован за конфликт с председателем колхоза, а семья лишилась дома и имущества и была объявлена врагами народа. «Соседи, рядом с которыми жили хорошо, мама их детей учила, отец помогал, пришли и забирали вещи наши, потому что мы враги народа. Мама рассказывала, что они с меня даже штанишки сняли. Вот как можно народ настроить. », — вспоминал Леонов.

В 1939 году отец был реабилитирован, семья переехала в Кемерово. «В бараке, где мы жили в Сибири, в 16-метровой квартире нас жили 11 человек. У меня штатное место было под кроватью. К нам в барак приехал самый настоящий летчик, он меня заметил, подошел, я говорю ему: «Я я хочу быть, как вы!» — а он мне: «Нужно быть здоровым, смелым и умываться с утра». Вот так я решил летчиком стать», — рассказывал космонавт.

В 1955 году Леонов окончил 10-ю Военную школу первоначального обучения летчиков в Кременчуге, куда он поступил по комсомольскому набору в 19 лет. В 1957 году окончил Чугуевское военное авиационное училище летчиков (ВАУЛ). Затем вернулся в Кременчуг, где служил летчиком-перехватчиком

Зимой 1959 года Совет министров СССР принял постановление об отборе и подготовке космонавтов к первому полету на космическом корабле «Восток». Были рассмотрены документы 3461 летчика, отобрали 347 человек, среди которых был и Леонов. После долгой подготовки, 18–19 марта 1965 года, совместно с Павлом Беляевым Леонов совершил полет как второй пилот на корабле «Восход-2» и стал первым вышедшим в открытый космос человеком. «А Земля-то круглая. Это были первые слова, которые я сказал, шагнув в пустоту», — смеялся Леонов. В 1965 году за этот полет ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После этого Леонов стал участником подготовки лунной программы СССР. Она продолжалась до 1969 года, но прекратилась после успешной высадки на Луну 21 июля 1969 года экипажа «Аполлона-11». «С Луной американцы нас действительно опередили. И всерьез верить в то, что они не были на Луне, могут только абсолютно невежественные люди. И, к сожалению, вся эта нелепая эпопея о якобы сфабрикованных в Голливуде кадрах началась именно с самих американцев», — писал​ Леонов в своей книге.

В июле 1975 года он отправился в космос второй раз как командир космического корабля «Союз-19» по программе совместного со США пилотируемого полета. Тогда впервые в мире прошла стыковка кораблей двух разных стран. После этого он был награжден еще одной Золотой Звездой и орденом Ленина.

22 января 1969 года Виктор Ильин совершил попытку покушения на генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. Его кортеж в сопровождении кортежа космонавтов, в котором были Леонов, Георгий Береговой, Андриан Николаев, Валентина Терешкова и Алексей Архипович, ехал из Внуково, где встречали экипажи кораблей «Союз-4» и «Союз-5», совершивших первую в мире стыковку. Когда автомобиль подъехал к Красной площади, переодетый в милицейскую форму Ильин начал стрелять по одному из автомобилей, решив, что в нем сидит Брежнев. «Я на него смотрю, а он из двух пистолетов стреляет в упор. 16 патронов выпалил, даже не понимая, в кого он стрелял. Я подумал тогда, что мне крышка», — вспоминал Леонов. Во время покушения был смертельно ранен шофер космонавтов Илья Жарков.

На фото слева направо: летчики-космонавты Валерий Быковский, Алексей Леонов, председатель президиума ВС СССР Николай Подгорный, летчики-космонавты Валентина Терешкова, Леонид Брежнев, летчики Владимир Шаталов, Борис Волынов, Константин Феоктистов (на заднем плане), Евгений Хрунов, Андриян Николаев, Алексей Елисеев и Павел Попович.

Леонов был известен не только как космонавт, но и как художник. «Перед полетом я много думал, какая техника должна быть: краска в космосе не пойдет, пастель не пойдет, акварель — тоже. Оставался карандаш. Карандаш «Тактика» средней твердости и хорошая бумага. Я уже по рассказам товарищей знал, что увижу: черное небо, голубую Землю. И когда я сделал первые работы, они стали говорить, что горизонт у меня не так изгибается. Мы долго спорили — я-то замерял его! Я точно знал, сколько градусов должна быть дуга!» — вспоминал​ космонавт.

Перед поступлением в авиационное училище он пробовал поступить в Рижскую академию художеств, но не мог остаться там из-за нехватки средств. Тем не менее Леонов рисовал всю жизнь. Вместе с художником-фантастом Андреем Соколовым он создал серию почтовых марок на космическую тему. В 1965 году был принят в Союз художников. Его работы есть в собрании Третьяковской галереи, Дрезденской галереи, в музее города Гагарин и в Кемерово, где прошло его детство. Там же находится единственная в России школа творчества для детей с нарушениями работы опорно-двигательного аппарата, работающая благодаря помощи Леонова.

С супругой Светланой будущий космонавт познакомился в Кременчуге, куда вернулся после учебы. У пары две дочери, старшая Виктория умерла в 1996 году. Младшая Оксана живет в США.

В 1991 году Леонов вышел на пенсию. «Мы не ради денег летали. Никто и не думал заикаться об этом. И к славе не стремились. Амбиции заключались в ином — мы мечтали быть первыми, хотели сделать то, что не по силам другим», — рассказывал он.

Был советником первого заместителя председателя совета директоров Альфа-банка, членом Высшего совета партии «Единая Россия». В 2017 году вышел фильм «Время первых» о выходе Леонова в открытый космос, основанный в том числе на воспоминаниях космонавта из одноименной книги.

Добавить комментарий