Опасность луж на дороге

Обычная лужа может стать причиной повреждения автомобиля

Почему водителям нужно избегать глубоких луж

Как известно, автомобили и дороги, и тем более дорожные условия, не всегда дружат друг с другом. И не всякие намерения и желания водителя осуществить тот или иной маневр подкреплены и состоянием машины, и ее конструкцией, и ее возможностями. Даже такое с виду безобидное действие, как проезд на скорости по глубокой луже, таит в себе немало опасностей и проблем с эксплуатацией машины в будущем.

Переправа, переправа… Почему стоит бояться луж

В техпаспорте вашего автомобиля производитель обязательно указывает параметры преодоления водных препятствий, глубину брода. Кроме того, важно использовать правильную технику вождения, если вы заехали глубже, чем планировали.

Держите ровную, одинаковую скорость на первой передаче вне зависимости от типа трансмиссии – механика/автомат, – сохраняя не очень высокие, но постоянные обороты без остановок и ускорений. В противном случае вы рискуете залить волнами моторный отсек. Скорость передвижения должна быть такой, чтобы волна шла перед вашей машиной, так чтобы радиаторная решетка все время находилась в пространстве «за волной».

Если вы затеяли массовую переправу, не спешите на ее преодоление следом за коллегами.

Волны, которые подняли движущиеся впереди, особенно если у них крупные автомобили, могут захлестнуть вашу машину. Однако в случае если вы «заглохли», немного не дотянув до заветного берега, советуем вылезать «на стартере». Вам понадобятся механическая трансмиссия, полностью заряженная аккумуляторная батарея, … а также терпение и удача.

Однако описанная ситуация и пути ее преодоления – это скорее исключение, чем правило. Особенностью российского климата является преобладание сырой, влажной погоды с большим количеством осадков, особенно в межсезонье. И лужи на улицах, трассах поздней осенью или ранней весной могут коварно скрывать опасные препятствия в виде ямы, выбоины, промоины или открытого канализационного люка – его по «нашей» привычке забыли закрыть. Понятно, что, попав в такую «ловушку», можно нанести серьезный ущерб машине, повредив колесные диски или даже подвеску. И летом ситуация не лучше, когда после проливных дождей то здесь, то там случаются прорывы магистральных трубопроводов.

Поэтому водителям необходимо быть предельно внимательными и осторожными. Ниже мы перечислим наиболее распространенные опасности опрометчивой езды по лужам, приводящие к повреждениям и ремонту. От простых и относительно дешевых до сложных и затратных.

Проблемы с электрикой

Считается, что большинство неприятностей с электрикой после попадания в воду «лечится» временем: высохнет и само собой рассосется. Возможно, в ряде случаев так и происходит. Но чтобы быть полностью уверенным в работоспособности электрооборудования вашей машины, необходимо после «водной процедуры» проверить все электрические части, которые, предположительно, могли промокнуть. Их надо разобрать, высушить и почистить.

Защита картера двигателя

Данная опция не является обязательной конструктивной особенностью на многих автомобилях. Некоторые бренды устанавливают пластиковый пыльник перед двигателем, препятствующим проникновению в моторный отсек грязи и воды. Однако нередки ситуации, когда неприятности в виде именно грязи и воды начинаются после удара, который принимает на себя незащищенный участок.

Поддон картера расположен под двигателем и представляет собой тонкостенную емкость для моторного масла. В случае его повреждения, пробоя или нарушения целостности конструкции нарушается система смазки, что приводит к грустным результатам в работе двигателя. Установка защиты производится к силовым частям рамы: балка, лонжероны, подрамник двигателя. Поскольку при ударе именно защита принимает на себя его энергию.

Техцентры предлагают несколько вариантов исполнения подобной защиты. В качестве материала могут быть использованы (в порядке возрастания цены):

  • Сталь – бюджетный и популярный материал
  • Алюминиевый сплав – он более легкий и более ударостойкий
  • Композитный материал – самый дорогой и наиболее прочный, повредить который практически невозможно

Поврежденные бамперы или спойлеры

Наружные элементы в виде бамперов, спойлеров не только одними из первых в автомобиле попадают в лужу. Зачастую они становятся и первыми «жертвами» преодоления водной преграды. Кто-то может махнуть рукой на утрату спойлера, хотя оборотной стороной, кроме потери внешнего вида, может быть увеличенный расход топлива.

Хуже обстоит дело, когда вода повредит бампер. Этого может и не случиться, если крепление надежно. Но если все «хозяйство» уже болталось, то результатом станет повреждение или вообще замена бампера.

Мокрые тормоза

Опытный водитель знает, что тормозные колодки также в числе первых встречают агрессивную водную среду. Степень их состояния можно установить, вслушиваясь во время нескольких плавных подтормаживаний. Еще мокрые тормоза рекомендуется сушить после проезда по глубокой луже: ехать и время от времени просто нажимать на педаль тормоза. И если нет проблем с цилиндриком, диском или колодками, то этой меры должно хватить.

К сожалению, кривизна тормозных дисков – обычное состояние многих моделей автомобилей. Например, старые «японцы» со слишком маленькими тормозами или более поздние Opel. Для многих моделей это типичное заболевание, не обязательно связанное с воздействием воды.

Вопрос: менять или нет? Многими экспертами ремонт тормозных дисков признан неэффективным и даже опасным. С такими дисками можно ездить, если кривизна небольшая, хотя это влияет на комфорт езды. Но если вы чувствуете биение или вибрацию на руле, лучше заменить.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)

Это один из датчиков электронной системы управления силового агрегата автомобиля с впрыском топлива. Его функция – оценка объема воздуха, который поступает в ДВС, а также корректировка параметров смеси в зависимости от этого. В случае отказа или сбоя, когда через воздушный фильтр в него попадает вода, двигатель переходит на работу в аварийном режиме, о чем свидетельствует сигнал на приборной панели: check engine.

Проверка воздушного фильтра

Если ваша машина преодолела водную преграду с критичной глубиной, рекомендуется проверить воздушный фильтр: нет ли в ней жидкости. В случае если он мокрый, прежде всего с внешней стороны, не впадайте преждевременно в панику. Может случиться, что внутрь проникло совсем немного влаги, потому что синтетическое волокно фильтра преградило путь губительной для силового агрегата воде.

Неисправность генератора

Зачастую неисправность генератора, который обеспечивает автомобиль электроэнергией, напрямую не связана с водой. Неприятности могут случиться, если разрушается корпус. Тогда генератор в лучшем случае может сгореть. В худшем – вызвать короткое замыкание, что выведет из строя бортовой компьютер и всю электрику. В других ситуациях он может перегреваться из-за того, что забилась грязь и/или «умерли» графитовые щетки. К сожалению, однозначного совета, как бороться с этим, пока нет.

Масло в двигателе и АКПП

После преодоления глубокой лужи/водной преграды необходимо в числе первых действий проверить состояние масла в двигателе и автоматической коробке передач (для механики попадание влаги внутрь не так важно). Если во время осмотра на щупах появилась эмульсия из воды и масла, автомобиль двигаться самостоятельно не может. Необходима помощь буксира или эвакуатора в случае залитой водой коробки-автомата.

И на СТО не повредит обстоятельная диагностика на предмет наличия масла в мостах, раздаточной коробке и т. д. Если воды не обнаружено в моторном масле или масле автоматической трансмиссии, можно попробовать «тихим шагом» добраться до сервиса своим ходом.

Вероятнее всего, если вы проедетесь на скорости по статистической луже, с вашей машиной ничего не случится. Но угодив в болото, глубокую грязь, можно затопить коробку передач и дифференциал.

Тогда ваш путь лежит прямиком в автосервис на замену масла со снятием поддона коробки и чисткой фильтра.

Гидроудар

Самая большая неприятность, которая может постичь автовладельца при контакте с водной преградой, – это попадание внутрь работающего двигателя воды. Так может случиться, если машина проехала глубокую лужу и резко встала. Вероятнее всего, силовой агрегат получил гидроудар.

Из курса физики мы помним, что вода не сжимается. Но если вы едете быстро по луже, впереди стена брызг, которая легко может попасть в двигатель через воздушный фильтр. Поршень двигателя не может ее сжать, и мотор резко стопорится с характерным звуком удара.

Но это не самое неприятное. В этот момент на подвижные части агрегата передается вся энергия движения, способная их сокрушить. Чем выше были обороты только что работающего мотора, тем опаснее это для силовой установки, тем больший урон гидроудар может нанести двигателю. А значит, и вашему кошельку. Вплоть до замены агрегата.

Тип автомобиля, его возраст и тип привода

Это еще три важных параметра, о которых постоянно следует помнить. В борьбе с «лужной» стихией больше могут пострадать как дизельные машины, так и современные, нафаршированные насквозь электроникой. Старым бензиновым движкам эти проблемы были просто нипочем. Постояли, выкачали воду, подсохли – и снова в путь. На нынешних супертехнологичных образцах автопрома массового спроса буквально достаточно капли дождя, чтобы перевести двигатель в аварийный режим.

Аналогичные истории происходили и в случае поломки датчика массового расхода воздуха в некоторых двигателях TDI именно благодаря частицам влаги. И в результате после быстрого проезда по большой луже или в сильный дождь двигатель практически сразу переставал адекватно функционировать. Хотя сегодня современная компоновка моторного отсека собирает все элементы в один узел, который чем выше установлен, тем лучше защищен от воздействия воды.

Загляните под капот своей машины

Посмотрите, где находится генератор, воздухозаборник и турбокомпрессор. Если генератор и турбокомпрессоры установлены низко, а заборник воздуха выглядит так, будто он просит пить, учтите это во время езды по лужам. И еще. Если при открытом моторном отсеке вы видите довольно большую площадь рамы автомобиля, это значит, что ваша машина, увы, не аэроглиссер и не гидроцикл. Что она подвергается серьезной аварии во время проезда через лужу или глубокую водную преграду.

Ездить не колесами, а головой

Лихачество и безрассудство – это не всегда игра в «шашечки», прикольные маневры, щекочущие нервы и дарящие адреналиновые ощущения. Это и езда в дождь, и эффектный проезд с фейерверком брызг по лужам. Хорошо, если у вас большой внедорожник, высокопосаженная конструкция которого вполне допускает такие эскапады. Они действительно лучше водозащищены, чем обычные городские/шоссейные машины. Хотя некоторые автопроизводители и на малолитражках располагают воздухозаборник таким образом, что все жизненно важные элементы движения машины надежно защищены.

Как, к примеру, на Fiat Panda Cross, которая обладает весьма впечатляющими внедорожными возможностями.

Ежели у вас другая жизненная или автомобильная судьба или ситуация, не искушайте себя. Берегите себя и свой автомобиль. А также финансовые средства, которые вы будете вынуждены потратить на его ремонт или восстановление – из-за собственного безрассудства.

Почему нельзя проезжать лужи на скорости

Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

Во-время и после дождя на дорогах появляются лужи. Лужи бывают большие и маленькие, глубокие и не очень. Все зависит от того насколько интенсивным был дождь или от количества осадков в данной местности и от качества дороги. К лужам на дороге следует относиться не как к некоторому количеству воды на дороге, а как к препятствию, которое надо преодолеть.

Преодоление луж на автомобиле имеет свои правила и особенности. Игнорирование этих правил приводит к моментальным или отсроченным негативным последствиям. Ошибки при преодолении луж приводят к поломкам системы зажигания, тормозов, сцепления, к потере управления и аварии. Делятся лужи на 3 вида:

  • неглубокие – 15 см;
  • средней глубины – 25-30 см;
  • глубокие – более 30 см.

Правила преодоления луж меняются в зависимости от глубины и размера лужи.

Какую опасность представляют лужи на дороге?

Лужи на дороге представляют 4 основные опасности на дорогах: аквапланирование, гидроудар, скрытые препятствия, отказ тормозов. Рассмотрим влияние каждого из них на автомобиль в движении по отдельности.

Аквапланирование

Даже тонкая пленка воды на асфальте после кратковременного дождя создает опасность при вождении. При наезде на воду, часть воды не успевает выдавиться из-под колеса и создает между покрышкой и поверхностью дороги тонкую водяную прослойку. Машина не контактирует с асфальтом, начинает скользить, как по льду. Становится неуправляемой и не реагирует моментально на нажатие тормоза. Эффект аквапланирования начинается от скорости 70 км/ч и выше. Зная это правила, следует снизить скорость езды по мокрой дороге до 60 км/ч и ниже.

Гидроудар

Проезжая лужу средней и высокой глубины на высокой скорости, системы автомобиля подвергаются гидроудару. Моментально изменятся плотность среды (воздух-вода) сквозь которую едет автомобиль. Больше всего страдает подвеска и поршневая группа (поршни и коленвал). При регулярной езде по воду на большой скорости эти компоненты быстро выходят из строя.

Снижение эффективности тормозов

Особую опасность представляет вода, попавшая на тормозные колодки. Тормоза в этом случае срабатывают не так быстро, как требуется. После преодоления лужи колодки следует просушить несколько раз нажав на тормоза на средней скорости. Если после лужи возникает препятствие и необходимо экстренное торможение, то велика вероятность ДТП.

Скрытые препятствия

В мутной воде на дороге могут находиться кирпичи, камни, доски с гвоздями. Особую опасность представляют открытые люки канализации или открытые ливневые стоки. Встреча с такими препятствиями на большой скорости грозит поврежденной покрышкой или даже оторванным колесом, сломанным амортизатором и полуосью. В глубокой луже автомобиль может просто лечь на днище и надолго застрять.

Читайте также:  Машины с какой коробкой передач чаще покупают в России

Правила преодоления луж

Основное правило при преодолении лужи любого размера – снизить скорость движения до минимально возможной. Так снижается вероятность аквапланирования и попадание воды в систему зажигания.

  • Движение по луже только по прямой линии. Повороты в воде приводят к потере управляемости
  • Не тормозить после того как заехали в лужу. Вызывает заносы.
  • При въезде в лужу и выезде из нее крепче держите руль, так как изменение нагрузки передается от колес на руль.
  • «Просушите» тормоза несколько раз нажав на тормоз после того, как вы преодолели лужу.

Если вы проезжаете по незнакомой местности и не уверены в глубине лужи, выйдите из машины и прощупайте лужу длинным предметом (палкой, веткой дерева, черенком от лопаты). Двигайтесь мелкими шагами. Вода может скрывать довольно глубокие ямы или открытые люки.

ОСТОРОЖНО – ЛУЖА НА ДОРОГЕ.

ОСТОРОЖНО – ЛУЖА НА ДОРОГЕ.

Лето, солнце и вода наши лучшие друзья. Так ли это? Настало время поговорить о ВОДЕ, о воде для нашего автомобиля. Какую опасность скрывает безобидная лужа на дороге. Что ждёт наш автомобиль, когда мы на скорости «проскакиваем» с фонтанами брызг эти лужи.

Аквапланирование и методы его предотвращения

Очень часто в обзорах к той или иной модели шин встречается такой термин как аквапланирование. Причем как видно из этих же обзоров разработчики и производители шин уделяют данному вопросу немаловажное значение.

Аквапланирование со стороны – безобидно и буднично.

Аквапланирование шин – это явление, при котором колеса (шины) автомобиля теряют контакт с дорогой, и вместо твердой дороги под колесами образуется тончайшая водяная пленка, по которой и скользит автомобиль.

Если провести аналогию для лучшего восприятия явления аквапланирования, то можно сказать так: при движении по сухому асфальту показатель сцепления колес с дорогой принимаем за единицу:
— при движении по мокрому асфальту этот показатель снижается до уровня 0,5 ;

-движение по обледенелой дороге еще меньше 0,2-0,3;

— а эффект аквапланирования возникший под колесами авто снижает до 0.

Но не следует путать аквапланирование шин со скольжением. Данные явления по-разному формируются и имеют разные последствия для автомобиля:

Если при аквапланировании автомобиль, полностью потерял контакт с дорогой, то при скольжении колеса просто теряют частично величину показателя сцепления, но, тем не менее, автомобиль можно вывести из этого состояния.

ЗАПОМНИТЕ. В случае с аквапланированием, пока не упадет скорость и не исчезнет несущая сила водяного клина, автомобиль будет абсолютно неуправляем.

Факторы, влияющие на возникновение аквапланирования

Однако не стоит думать, что въезжая в лужу или двигаясь в дождь, ваше авто станет неуправляемым. Нет, для того что бы возникло явление аквапланирования необходимо соблюдение трех основных условий.

В первую очередь это эффективность рисунка протектора – его рельефности и способности отводить за короткий промежуток времени большое количество воды из пятна контакта.

Второй фактор это толщина водяной пленки на дороге. Если вы едете просто по обильно смоченному дождем асфальту это одно, а если въезжаете в лужу это совсем другое дело.

И третий фактор это скорость движения автомобиля на мокрой дороге, чем выше скорость, тем вероятнее возникновение эффекта аквапланирования.

Остановимся более подробно на этих трех факторах, и попробуем разобраться.

Каким образом можно уменьшить их негативное влияние на автомобиль.

Рисунок протектора. Если ваши покрышки заметно изношены или глубина канавок на протекторе небольшая, то они не смогут обеспечить отвод воды из пятна контакта. Как показывают практические замеры, на скорости равной 100 км/ч для возникновения аквапланирования необходима водяная пленка толщиной всего 1 мм. В случае слабого отвода воды из пятна контакта перед колесом наблюдается возникновение водяного вала, который через небольшой промежуток времени трансформируется в этакий водяной клин, и именно под его влиянием происходит отрыв колеса от поверхности дороги. После того как это происходит ни экстренное торможение ни повороты руля существенного улучшения не приносят.

Толщина водяной пленки. Относительно толщины водяной пленки, которая приводит к аквапланированию однозначного ответа нельзя дать. Так как данный параметр зависит от других двух. Однако точно можно сказать, что при движении на умеренной скорости (до 100 км/ч) даже в сильный дождь аквапланирование может и не возникнуть. Но если вы въедете в большую и глубокую лужу (от 1 см и больше глубиной), то даже на незначительной скорости ваше авто может поплыть. Поэтому приближаясь к лужам на дороге, будьте бдительны.

Скорость движения. Третий фактор – скорость движения. Скорость движения это единственный фактор, который позволяет в конкретных условиях дорожной обстановки избежать скольжения автомобиля по дороге под воздействием аквапланирования. Для этого необходимо лишь объективно оценивать дорожную ситуацию и своевременно снижать скоростной режим в зависимости от обстановки. Дополнительные факторы Кроме этого многие специалисты по безопасности движения однозначно заявляют, что на возникновение эффекта аквапланирования напрямую влияет состояние подвески. По неофициальным данным износ амортизатора на 50% увеличивает в разы возможность появления данного эффекта. Так же учитывайте и состояние дорожного плотна. Если вам удалось отыскать участок ровного без изъянов асфальтобетона не стоит гнать по нему в дождливую погоду как сумасшедший. Как показывает опыт, максимально ровная поверхность дороги уменьшает минимальную толщину водяной пленки, которая может спровоцировать аквапланирование в разы. Поэтому если под вашими колесами не крупнозернистый асфальтобетон не стоит разгоняться в дождь, или после него.

Как проявляется аквапланирование.

У разных автомобилей данный эффект проявляться по-разному. Здесь главную роль играет, прежде всего, тип привода автомобиля. К примеру, у заднеприводных автомобилей аквапланирование сначала возникает на передней оси, а лишь потом на задней. Ощутить это можно по реакции и отклику руля. Он как бы становиться мягким и податливым, при этом реакций со стороны авто не наблюдается. В таком случае даже не увеличивая скорость, и не вращая рулем, может произойти ДТП. Переднеприводные автомобили подвергаются аквапланированию наоборот, с задних колес в первую очередь. И в этом случае иногда наоборот набор скорости передними (приводными) колесами позволяет вытянуть авто из этой неприятной ситуации.Однако даже малейший намек на торможение или сброс газа могут повлечь неуправляемый занос или разворот на дороге.

Признаки автомобильных шин устойчивым к аквапланированию. Важно знать несколько признаков, по которым можно отличить обычную летнюю шину от летней шины с так называемым «дождевым рисунком». Водоотталкивающие покрышки обязательно должны иметь в центральной части протектора продольную канавку. Она должна быть достаточно глубокой, и по ее краям обязательно располагают многочисленные поперечные прорези (ламели). Идеальным вариантом будет конфигурация водоотводов протектора в виде елочки. В таком случае при попадании такой шины в воду она выводится по канавкам назад и по сторонам, что препятствует образованию вала и водяного клина в последующем.

Рассмотрим несколько основных советов о том, как же можно избежать аквапланирования.

1.Необходимо внимательно следить за состоянием покрышек на автомобиле. Не забывайте, что износ даже самой качественной шины на 50% снижает ее сопротивляемость аквапланированию до 70%. Кроме этого не следует понимать производителей шин буквально. Помните, что даже самая качественная шина не избавляет от аквапланирования, а лишь отодвигает его на уровень более высоких скоростей.

2.Во время движения следите внимательно за состоянием дорожного полотна. Если есть хоть малейшие намеки на мокрое дорожное плотно, следует сбросить скорость, и лучше это сделать заблаговременно. Особенно остро этот вопрос стоит на тех участках дороги, где полотно новое и гладкое. Если зрительно вы видите даже небольшую влажность на дороге, сбавляйте скорость, иначе аквапланирование не заставит себя долго ждать. Лучше задержаться в пути чуть дольше, но доехать, чем не добраться до пункта назначения вовсе.

3.Если вам пришлось ехать в дождливую погоду, то в обязательном порядке снизьте скорость до приемлемого уровня.

4.Если вы знаете, что впереди будет труднопроходимый участок пути, который может потребовать замедления и торможения, непременно снижайте скорость до 50-60 км/ч.

5.Если на вашем пути оказалась лужа, которую без риска для себя и других участников движения объехать не удастся, то преодолевайте ее только по прямой, при этом частота вращения коленчатого вала не должна возрастать или снижаться, кроме этого не вздумайте притормозить проезжая непосредственно по луже. Лучше всего притормозить перед лужей заблаговременно, допускается даже экстренное торможение, но лишь до лужи, а не во время ее проезда.

Заключение! Напоследок хотелось бы обратить внимание водителей, что нельзя делать, если автомобиль подвергся такому явлению как аквапланирование.

1.Не следует пытаться повернуть руль и колеса. Если эффект аквапланирования возник не на всех колесах, это приведет к неконтролируемому заносу автомобиля.

2.Нельзя тормозить при помощи тормозной системы. Это лишь усугубит занос автомобиля. Если уж и тормозить то только двигателем. Да и то необходимо это делать медленно и на незначительную величину. Если вам удастся выдержать сброс оборотов мотора, то сцепление колес с понижением скорости восстановиться и можно двигаться далее.

3.Не следует прибавлять газу на переднеприводных автомобилях, как это рекомендуется делать при заносе. Для аквапланирования это не работает.

Дождь, лужи и аквапланирование

Дождь на дороге приносит с собой различные трудности, от мелких до серьезных.

Уменьшается видимость. Ухудшается обзорность из-за капель на стеклах и зеркалах снаружи автомобиля и запотевания стекол изнутри.

В начальной фазе дождя резко снижается коэффициент сцепления колес с дорогой. Когда дождь только начинается, он не смывает, а лишь скатывает в шарики дорожную пыль вместе с мельчайшими камушками, частицами резины от покрышек и т.п., превращая эту смесь в отличную смазку. Увеличивается опасность заносов и сносов осей автомобиля, возрастает тормозной путь.

Появляется опасность аквапланирования, т.е. исчезновения пятна контакта шин с дорогой из-за прослойки воды и, как следствие, потери сцепления колес с дорогой. Аквапланирование обычно проявляется при езде по залитому водой асфальту на скорости свыше 60 км/ч или при торможении юзом даже по неглубокой пленке воды и нередко приводит практически к полной потере управляемости.

Главными факторами, определяющими скорость, на которой возникает этот эффект, являются глубина лужи, вес автомобиля, тип резины, ширина покрышек (чем больше, тем лучше) и степень износа резины.

Обычные покрышки при большой скорости не успевают выдавливать из-под себя воду. В результате автомобиль скользит по тонкому слою водяной пленки, как по льду. В дождевых шинах на протекторах прорезаются специальные каналы, по которым вода удаляется из зоны контакта с дорогой, в результате чего обеспечивается хорошее сцепление с дорогой. Кроме того, на протекторе имеется сеть поперечных канавок с изменяемым углом наклона, что позволяет еще более эффективно удалять воду. На сухом шоссе аквашины ведут себя как обычные универсальные покрышки.

При торможении юзом колесо перестает вращаться и отвод воды резко снижается.

«Подлость» аквапланирования заключается не столько в потере управляемости, сколько в том, что, водитель по привычке пытается бороться с заносом и скорректировать траекторию «плывущей» машины. Однако, делать это бессмысленно из-за отсутствия сцепления с дорогой. Кроме того, выезд из лужи на вывернутых вбок колесах закончится резким и быстрым заносом, но теперь уже при высоком коэффициенте сцепления. Справиться с таким заносом будет под силу далеко не каждому водителю и самым вероятным окончанием станет опрокидывание. Причём зачастую процесс аквапланирования заканчивается раньше, чем визуально закончится лужа, поскольку на глубокой воде происходит весьма существенное замедление, акселератор уже отпущен, вес смещается к передним колёсам.

Попадание в лужу на скорости одной стороной автомобиля чревато резким ударом по колесам, который тут же передается на руль. Это может привести к частичной потере управляемости и к вырыванию руля из рук, а возможно, и к травмам пальцев и кисти.

Проезд через глубокую лужу опасен наездом на канализационные люки, ямы, гвозди и прочие неприятности, а также попаданием воды на систему зажигания и последующем заглушением двигателя. Даже при успешном «форсировании» вода с грязью может попасть в карданные и рулевые шарниры, ШРУСы, задний мост, внутрь дверей и порогов.

При первых же каплях дождя снижайте скорость, усильте осторожность и избегайте резких маневров.

В ливень обязательно включите ближний свет — так другим водителям будет легче разглядеть вашу машину.

Приближаясь к попутным и встречным автомобилям, заранее включайте рычаг управления щетками стеклоочистителей, чтобы не ослепнуть на пару секунд от потока мутной воды на лобовом стекле.

Прогнозируйте возможность аквапланирования. Появились сомнения в управляемости на мокрой дороге — снижайте скорость. Вспомните о том, насколько изношены передние колёса.

Наблюдайте за поведением впереди идущих автомобилей. Минимальное их «рысканье» — снижайте скорость. Не стоит при этом брать в расчёт скорость обгоняющих вас автомобилей: у них может стоять резина с лучшим водоотводом, их автомобиль может быть тяжелее Вашего, им может управлять водитель, переоценивающий свои возможности контроля.

  • Перед лужей лучше отпустить акселератор.
  • Влетать в лужу лучше заранее придав автомобилю нужное направление. Если лужа лежит на повороте проходить его следует «двойным входом’: первоначальный поворот до лужи, затем руль прямо и проезд лужи по прямой, затем вторичный поворот руля после прохода лужи.
  • Попав в лужу (чувствуется по легкости руля), резко не тормозите, не прибавляйте газ и не рулите. Когда машина влетает в глубокую лужу обоими передними колесами, ее рывком осаживает назад. Твёрдо держите руль обеими руками, слегка разведя локти в стороны-вверх и будьте готовы к рывкам в сторону.
  • Потеряв контакт с дорогой, не выворачивайте руль слишком круто, даже если очень хочется; ожидайте внезапного прекращения аквапланирования.
  • Реагируйте на рывки автомобиля быстрыми, но «скупыми» движениями руля.
  • Если аквапланирование все же привело к заносу/сносу — действуйте после выезда из лужи как обычно (на гололеде).
  • На переднеприводном автомобиле можно дополнительно прибавить газ — ведущие и управляемые колеса за счет более быстрого вращения будут лучше отводить воду и контакт восстановится.
  • После проезда луж периодически «подсушивайте» тормоза легким нажатием левой ногой.
  • Если есть возможность объехать лужу, лучше ею воспользоваться.
  • Если принято решение переправиться через глубокую лужу, обязательно проведите разведку. Лучше всего подождать другую легковую машину и пройти по ее колее, но не раньше чем она выберется на берег и волны от нее успокоятся. Небольшие лужи пропускайте между колесами.
  • Если вода попадет на вентилятор и зальет систему зажигания, подождите несколько минут и попробуйте завестись — скорее всего вода успеет испариться на горячем моторе. Если не помогло, выезжайте «на стартере» вперед или назад (куда ближе) и сушитесь уже на берегу. Не пытайтесь проскочить глубокую лужу на быстром ходу — поднявшаяся волна зальет двигатель. Спокойно двигайтесь на первой передаче и не переключайте ее — в момент сброса газа воду может засосать в выхлопную трубу
Читайте также:  Лучшие идеи для перекуса в дороге

Как ездить по лужам, чтобы не повредить двигатель

Даже небольшого дождя хватит, чтобы изношенные шины “поскользнулись” на масляно-бензиновой плёнке, шины всплыли, потеряв сцепление с покрытой толщей воды дорогой, а ямка, заполненная водой, оказалась с сюрпризом. Но все эти неприятности худо-бедно можно пережить. Чего не скажешь о гидроударе двигателя.

На самом деле, для риска, что цилиндры “хлебнут” воды, много не нужно. Какой-нибудь получасовой ливень, что бывают только летом, низина по дороге следования и, пожалуй, неправильные решения водителя — этого вполне хватит, чтобы отправить даже крепкий мотор в нокаут.

Единственный способ 100%-ной профилактики от ситуации, когда водитель невольно управляет уже не машиной, а гандолой, будет только отказ от поездки во время сильного дождя.

Во всех остальных случаях вполне реальна ситуация: машина оказывается посреди слоя воды, вокруг плывут такие же коллеги по несчастью на “аварийке”, и конца этому морю разливаному не видно.

Точь-в-точь как на подъезде к затопленному аэропорту Шереметьево в Москве недавно. И как бывает в некоторых районах Минска после ливней.

Как преодолеть глубокие лужи безопасно

Итак, это случилось. Впереди водная преграда, а проехать необходимо. Как вести себя при “большой воде” водителю?

Во-первых, будьте готовы к неприятным последствиям. Попав на узлы и механизмы автомобиля, вода, вероятно, вызовет коррозию деталей. Точно не избежать контакта с водой подвеске и тормозной системе. Так что после даже удачного форсирования залитого водой участка будьте готовы к последующему обслуживанию этих узлов автомобиля.

1 – остудить мотор

Въезжать в глубокую лужу на машине со слишком горячим двигателем нельзя. При контакте с холодной водой впускной коллектор и прочие детали от перепада температур просто потрескаются.

Другая причина заключается в том, что при форсировании луж с более-менее остывшим мотором удастся отодвинуть момент автовключения электрического вентилятора системы охлаждения, а тот вполне способен за счёт вращения залить весь моторный отсек водой даже при небольшом уровне этой самой воды. Поэтому совет первый — перед преодолением глубокой лужи постарайтесь остановить машину и заглушить мотор хотя бы на 5 минут.

С другой стороны, если вам удалось найти относительно благополучное место для стоянки, может ну её, эту лужу? Автомобиль и нервы будут целее.

2 – провести разведку дна

Глубокие лужи опасны не только высоким уровнем воды, но и полной неизвестностью. Под толщей воды может скрываться открытый канализационный люк, кусок армированной трубы или промоина, которая вполне способна утопить машину.

Подъезжая к “большой воде”, по возможности лучше поставить машину на “аварийку” и отправиться исследовать дно: состояние дороги на въезде и выезде, твёрдость дна и глубину участка.

Как минимум стоит внимательно следить за другими автомобилями: как они объезжают лужу, где её глубина меньше. Запомнив траекторию благополучного преодоления, можно осторожно трогаться и повторить манёвр.

Но это крайний вариант, конечно. Если есть хоть какой-то вариант объехать глубокую воду или поставить автомобиль на безопасном участке, лучше передумать.

3 – проверить высоту воздухозаборника

У отдельных внедорожников для преодоления брода предусмотрено допоборудование — шноркель. Установив его, можно существенно поднять точку забора воздуха в двигатель.

При форсировании водной преграды вместе с воздухом в воздухозаборник может попасть и вода, вызвав гидроудар мотора. Поэтому относительно безопасно проезжать можно только те лужи, максимальная глубина которых достигает не больше 3/4 от высоты воздухозаборника.

Откройте капот и посмотрите, где именно расположен воздухозаборник. Затем мысленно проведите линию по кузову. Если вода вровень или выше этого уровня — не думайте въезжать в лужу.

Допустим, глубина толщи воды на дороге меньше уровня расположения воздухозаборника. Означает ли это, что можно безопасно форсировать лужу? И да и нет. Если вам повезло с автомобилем и с расположением воздухозаборника, вы сможете спокойно форсировать лужи глубиной до 0,4-0,5 метра. Но любое внезапное изменение уровня воды, например, провал в яму — и двигатель получит гидроудар.

Подняв волну при движении с высокой скоростью, вы рискуете залить воздухозаборник сверху. То же самое касается волны от попутных и встречных автомобилей.

4 – двигаться в воде медленно и равномерно

Для проезда по глубокой луже лучше выбрать первую передачу и поддерживать невысокие, но стабильные обороты двигателя. Избегайте резких торможений и ускорений: это поднимет волну, которая может залить моторный отсек.

В идеале нужно выбрать такую скорость движения, чтобы волна, которая образуется перед машиной, всё время бежала впереди, и радиаторная решётка оказывалась в послеволновой впадине.

Старайтесь держаться подальше от других автомобилей, особенно крупных внедорожников: им водные преграды нипочём и они поднимают большую волну, которая угрожает непосредственно вашему автомобилю. По этой же причине просто стоять по самые стёкла посреди моря разливаного на “аварийке” и просто ждать, когда это всё кончится — не лучшая стратегия. Таким образом вы, может, и не зальёте цилиндры, зато это легко сделают соседи по потоку, объезжая вас со стороны.

Если вы въехали в лужу, которой не видно конца, и она с каждым отрезком всё углубляется, не паникуйте. Во-первых, вы уже знаете о месторасположения воздухозаборника в вашем авто и понимаете, с какого момента двигателю грозит реальная опасность. Во-вторых, внимательно смотрите за другими автомобилями: возможно, на каких-то участках из-за неровного асфальта посуше, и можно направить колёса туда.

В крайнем случае — включайте “аварийку” и потихоньку отползайте к перекрёстку или началу лужи. Лучше признать свою ошибку и исправить её, пока не стало слишком поздно.

5 – правильно действовать, если автомобиль заглох

Начнём с самого плохого сценария. Вы едете через глубокую лужу, и вдруг мотор со стуком останавливается. Это гидроудар. То есть в один или в несколько цилиндров двигателя попала вода.

В отличие от воздуха или топливной смеси, вода несжимаема. Соответственно с попаданием воды объём жидкости в камере сгорания больше её объема, когда поршень находится в верхней мёртвой точке. Когда происходит такт сжатия в ДВС, то есть оба клапана закрыты, а поршень движется вверх, сжимая топливовоздушную смесь, вода приводит к быстрому нарастанию давления, поршень “ударяется” о воду в цилиндре и останавливается. Добавим к этому инерцию маховика, рабочий ход в соседних цилиндрах и инерцию движения автомобиля — получим удар разрушительной силы. Как минимум, от гедроудара согнётся шатун двигателя. Дальше возможны варианты — от капремонта до полной замены мотора.

Если двигатель при проезде воды стукнул и остановился, ни в коем случае не заводите его! Даже если он запустится, последствия будут ещё более катастрофическими.

Другая причина, почему может заглохнуть автомобиль ещё “на берегу” — в систему зажигания попала вода. Иногда помогает просто подождать пару минут, пока жидкость испарится на горячем двигателе, и он заведётся. Вероятно, после придётся устранять на сервисе ошибки ЭБУ.

Хуже, если поднятая волна заливает катушки зажигания и попадает в распределитель. Такая проблема приводит к риску короткого зажигания. Двигатель троит, вибрация передаётся на кузов. Могут возникать “выстрелы” в выхлопных трубах: это в катализаторе взрывается несгоревший в цилиндрах бензин. Залитые водой датчики выдают ошибки, и блок управления может принудительно заглушить мотор.

В этом случае, а также если вода зальёт сам ЭБУ двигателем и мотор встанет как вкопанный без признаков жизни, без эвакуатора и серьёзного ремонта (замены блока управления в сборе как минимум) не обойтись.

6 – устранить последствия

Даже при благополучном исходе форсирования “реки” после ливня или таяния снега, владельца ждут неприятные и дорогостоящие в ремонте последствия. Перечислим самые распространённые.

Вода попала в тормозную систему. Первое, что стоит сделать после борьбы с водной стихией — просушить тормозные колодки плавными нажатиями на педаль на сухом участке дороги. Если вода останется в системе, тормозной диск покроется слоем ржавчины, может “закиснуть” тросик ручника. Особенно внимательно стоит быть в случае с барабанными тормозами.

Воздушный фильтр набрал воды. В любом случае после проезда глубокой лужи лучше извлечь и осмотреть воздушный фильтр. Если он мокрый, возможно, в цилиндры всё же попала вода, хотя её количества не хватило для гидроудара. Или же фильтр впитал всю влагу в себя. В зависимости от ситуации придётся либо выкручивать свечи и выгонять воду из цилиндров стартером (с заменой или прокаливанием свечей) или обойтись заменой воздушного фильтра (меняется вместе с салонным воздушным фильтром обычно).

Масло эмульгировало. Сразу после поездки по дороге с высоким уровнем воды проверьте состояние моторного масла на щупе и маслозаливной горловине. Если оно образовало мутно-белую эмульсию (пену), заводить машину нельзя! Придётся доставлять автомобиль на сервис и менять масло и фильтр, возможно, с промывкой системы. То же самое касается масла в АКПП. Желательно также проверить состояние масла в мостах, механической КПП, раздаточной коробке.

В любом случае, после форсирования водной преграды моторное масло и все фильтры необходимо будет заменить.

Другие проблемы. В зависимости от ситуации и особенностей вашего автомобиля, вода может подмочить диск сцепления, попасть под капот даже через негерметичные арки колёс и намочить электрику моторного отсека. Проезд по скрытым в воде препятствиям и бордюрам может привести к необходимости “перебрать” подвеску.

Итого

Даже при самом благополучном исходе, проезд глубоких луж обойдётся для автовладельца дорогостоящим ремонтом и внеплановым обслуживанием: как минимум, заменой расходников и масляным сервисом.

Главное правило езды в сильный дождь — снижать скорость и стараться предвидеть опасные ситуации заранее. Проезд низин в ливень — одна из таких опасностей.

Продумывайте маршрут, ищите объездные пути.

Не попасть в ситуацию, которая грозит вывести из строя узлы и агрегаты автомобиля или отправить в утиль двигатель — самая лучшая стратегия.

О том, как избежать эффекта аквапланирования в дождь, читайте здесь.

Наехали на лужу и испачкали пешехода: это ДТП, кто виновен и иск к дорожникам?

Обрызгали из лужи

  1. Само такое событие имеет состав для определения ДТП со всеми вытекающими последствиями: лишением прав в случае, если водитель уехал, а также даёт возможность взыскать ущерб пешеходу.
  2. Если вас обрызгал проезжающий автомобиль, то важно собрать доказательства причастности к этому именно данной машины (видеозапись, свидетели), а также оценить причинённый ущерб.
  3. Если вы как водитель испачкали прохожего, то для вас главное – остановиться, вызвать и дождаться ГИБДД либо возместить ущерб добровольно, если согласны с его размером.
  4. Тем не менее, судебная практика 2020 года неоднозначна по данному вопросу: суды как взыскивают с водителей ущерб, почти веря пешеходам на слово, так и отказывают при наличии доказательств происшествия.

Многие автолюбители, если обрызгали лужей, кусками льда или даже камнями прохожих, считают, что ничего страшного не произошло. Между тем, это может повлечь за собой не только гражданскую ответственность, но и административную вплоть до лишения прав, а также возмещение ущерба из собственного кармана, даже если у водителя есть полис ОСАГО. О том, кто виноват в происшествии с обрызгиванием пешеходов или чужого имущества, считается ли это вообще ДТП, можно ли взыскать ущерб с дорожников и актуальную судебную практику 2020 года рассматриваем в этой статье.

Читайте также:  Возродившиеся автобренды

Обрызгали из лужи прохожего – что говорят ПДД и есть ли за это штраф?

Итак, начнём мы с азов автозаконодательства и в первую очередь выясним, как оценивать данный инцидент с юридической точки зрения. И здесь, с одной стороны, Правила указывают нам, что это самое что ни на есть ДТП по его определению:

Дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

  1. Лужа находилась на дороге? Да.
  2. Обрызгивание пешехода произошло в процессе движения машины и с её участием? Да.
  3. Пешеходу причинён ущерб? Да, если тот был в чистой одежде, и ему придётся её стирать, обращаться в химчистку или даже если тот получил травмы или царапины из-за кусков льда, камней или щебня из-под колёс автомобиля.

Следовательно, если вы окатили водой из лужи, льдом или другими твёрдыми или жидкими материалами на дороге при пробуксовке, то это по букве подзаконного акта является ДТП.

Что это значит?

Это означает вытекание всех мер ответственности, а их может быть несколько:

  • самая жёсткая – часть 2 статьи 12.27 КоАП РФ, если вы обрызгали пешехода и уехали, а тот вызвал сотрудников ГИБДД или полиции на место происшествия; здесь вам может грозить мера ответственности в виде лишения прав на 1-1,5 года или даже арест до 15 суток,
  • если вы специально испачкали пешехода, то полицейские могут квалифицировать такое действие как мелкое хулиганство,
  • ну и, конечно же, вам грозит гражданская ответственность – возмещение ущерба пешеходу за испачканную одежду, обувь.

Другая сторона – Верховный суд РФ

Но есть и иное мнение, и не абы кого, а Верховного суда, которое, однако, касается не совсем наезда на лужу водителем, а вылетевшего камня из-под колёс автомобиля. Но давайте обо всём по порядку!

Выше мы логично умозаключили, что такой инцидент является ДТП. Но тонкость здесь в том, что не всегда суд может понять это происшествие как “с участием транспортного средства”, потому что здесь главное заключается в отсутствии прямого контакта между автомобилем и пешеходом – сначала был наезд на лужу, а уже грязь из неё испачкала человека.

Речь идёт о постановлении Верховного суда №39-АД 16-1. Кратко говоря о позиции судей, аналогичный нашей ситуации вылетевший камень из-под колёс авто не может отвечать признакам, образующим ДТП, потому как водитель никак не может контролировать этот вопрос, в том числе предотвратить выброс камней.

И потому, обратите внимание, что в нашем случае данное мнение ВС РФ может не подойти по той простой причине, что водитель всегда должен быть способен увидеть перед собой лужу, а также пешехода, которого он может обрызгать. Следовательно, данная позиция малоприменима в нашем случае.

Что нарушил водитель?

Есть в Правилах дорожного движения пункт, который считается универсальным в экспертных кругах, в том числе среди инспекторов. Это пункт 10.1 – его предписания довольно сильно размыты настолько, что водителю можно вменить его нарушение в очень многих ситуациях.

Однако, в нашем случае как раз он нарушается. Давайте взглянем на официальную трактовку!

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Если лужа стала причиной материального ущерба и, следовательно, ДТП, то она по сути является опасностью, о которой говорится в 10.1 ПДД. Следовательно, в обязанности водителя входят:

  • ехать с такой скоростью, чтобы не обрызгать и не испачкать никого вокруг, даже если дорога представляет собой одну огромную лужу с возможными ямами на её дне,
  • если вы увидели перед собой внезапно лужу, то скорость машины и ваша реакция должны быть такими, чтобы снизить её или вовсе остановиться – главное, не обрызгать людей вокруг.

Можно ли привлечь дорожные службы?

Казалось бы, в появлении луж на дороге виноват вовсе не водитель, а те, кто обязан содержать дорогу в соответствующем для возможности безопасности дорожного движения состоянии.

Но не всё так просто. И, если в случае с ямами, открытыми люками и прочими нарушениями на дорогах можно взыскать причинённый ущерб с дорожников, то лужи не предоставляют такой возможности.

Дело в том, что максимальный размер ям, выбоин и прочего регламентированы ГОСТами. А вот отсутствие луж не является обязанностью по обеспечению безопасности на дорогах. То есть лужа – это по законодательству 2020 года даже не нарушение, а нормальное явление на дороге. Есть только требования по обеспечению систем водоотвода, но и здесь нет чёткого требования, чтобы полностью отсутствовала какая-либо вода на поверхности проезжей части.

Поэтому взыскать с дорожных служб расходы за испачканную одежду или обувь пешеходу по судебной практике практически невозможно, равно как и водителю переложить на них вину.

Испачкали грязью из лужи – что делать пешеходу?

Итак, если вас обрызгали водой и грязью, то в первую очередь необходимо попытаться остановить нарушившего водителя, если это представляется возможным, и вы ещё на виду у него. Ведь водитель мог не заметить этого.

Далее порядок действий следующий:

  1. если водитель остановился и признаёт свою вину, то можно договориться прямо на месте о возмещении вреда, просто оценив ущерб; обязательно напишите расписку о получении денег: за что, в какие дату и время, от кого и кому,
  2. если водитель остановился, но не согласен, то следует вызвать ГИБДД для оформления ДТП, но будьте готовы к тому, что вам откажут в приезде, утверждая на месте, что это не дорожное происшествие; здесь помочь может только звонок руководству, и то не всегда,
  3. если автолюбитель уехал, то сразу попытайтесь найти свидетелей, которые смогут подтвердить, что именно данный автомобиль обрызгал вас из лужи, с госномерами, маркой и моделью; кроме того, попробуйте найти камеры видеонаблюдения поблизости, направленные в вашу сторону – этот вариант лучше свидетелей,
  4. далее вам необходимо оценить ущерб; увы, но даже чеки из химчистки и за оплату коммунальных плателей суды не всегда принимают во внимание, но и экспертизу сделать вы вряд ли сможете – просто не найдёте эксперта, который сможет оценить вашу одежду и восстановлние её чистоты.

Теперь остаётся только подавать в суд на ответчика. В полицию к участковому или в отделения РОВД в таком случае обращаться бесполезно – ваше дело касается частного делопроизводства в гражданском порядке, а административное правонарушение здесь рассматривает ГИБДД. Но даже если те не приехали и не оформили документы, вам ничего не мешает подать в суд на водителя, кроме того, что на одно из важных доказательств будет меньше – документов полиции о ДТП.

Действия водителя

Если вы в данной ситуации – водитель автомобиля и испачкали грязью из лужи человека, то первое, что необходимо сделать – остановиться (и извиниться). Выше мы указали, что может вас ждать за оставление места ДТП.

Далее, если вы признаёте свою вину, можно договориться о прямо возмещении. Но в этом случае обязательно возьмите расписку о передаче денег, указав, за что, когда, каким образом, от кого и кому вы передаёте средства. В документе должно быть чётко указано, что это деньги за конкретный причинённый ущерб в таком-то размере.

В противном случае всё равно следует дождаться сотрудников ГИБДД, которые приедут оформлять ДТП. И далее уже действовать по ситуации – ниже в разделе судебной практики мы рассмотрим, в каких случаях прохожий не сможет взыскать ущерб.

Работает ли ОСАГО?

Да. Если у вас есть действующий страховой полис, то нет никаких ограничений того, кому именно причинён ущерб – ОСАГО действует и в отношении причинения вреда “иному имуществу”, а не только другим автомобилям.

Другой вопрос, если вы уехали. В этом случае возможен регресс от страховой компании на сумму выплаты испачканному пешеходу. То есть страховщик сначала возмещает вред потерпевшему, а затем взыскивает с вас эту сумму как с причинителя такого вреда. Но это возможно только в том случае, если на вас составлен материал, и вы привлечены к ответственности по части 2 статьи 12.27 КоАП.

Судебная практика

И она, к сожалению, противоречива – есть решения судов как в пользу потерпевших пешеходов, так и водителей. Давайте рассмотрим несколько таких решений.

В пользу пешехода: обрызгали грязью из-за пробуксовки колёс

В Пермском мировом суде прохожий, шедший по проезжей части, был облит грязью с ног до головы при пробуксовке колёс таксиста. В связи с чем он подал в суд не последнего о взыскании материального и морального вреда, а также судебных расходов.

Водитель суду пытался пояснить, что никаких доказательств ущерба прохожий не представил и вообще шёл по проезжей части дороги, где ему ходить запрещено по ПДД. Однако, при даче объяснений указал на то, что не исключает, что мог обрызгать прохожего, хотя не видел этого.

В итоге суд удовлетворил требования пешехода.

В пользу водителя: нет доказательств события и ущерба

С другой стороны, Самарский суд отказал пешему участнику дорожного движения в исковых требованиях. Человек стоял возле своего автомобиля, когда мимо проезжавший другой авто, за рулём которого находился его сосед, облил его водой из лужи на большой скорости.

Истец предоставил все чеки – даже за трату воды, и требовал взыскать каждую затраченную статью расходов (электричество, химчистка, кубометры воды), а также моральный вред в размере аж 250 тысяч рублей.

Но в результате суде отказал пешеходу по 2 основаниям:

  • во-первых, свидетели пешехода не заявили прямо, что именно этот автомобиль обрызгал его, хотя утверждали, что после проезда машины увидели, что человек стоит испачканный и мокрый,
  • во-вторых, чеков суду оказалось недостаточно для определения суммы ущерба.

Далее тот же человек пытался обжаловать решение в районном суде в рамках апелляции, но также безуспешно.

Если облили специально

В третьей ситуации суд признал водителя автомобиля виновным по статье за мелкое хулиганство за то, что тот якобы специально испачкал грязью из лужи женщину, которая в ответ даже ударила ногой по машине.

На пешеходном переходе

Суд в Казани удовлетворил требования пешехода, а также признал водителя автомобиля виновной в непропуске пешехода на переходе, когда та, помимо прочего, обрызгала прохожую из лужи.

Основаниями для привлечения водителя стали показания самого водителя и её свидетеля, которые не исключили тот факт, что могли облить прохожую, а также то, что ехала водитель за автобусом, что могло стать дополнительной причной того, что она не увидела пешехода.

А есть ли ущерб?

Среди автолюбителей в 2020 году в сети нередко разгораются нешуточные споры о том, а является ли вообще ущербом испачканная одежда. Подогревается такой спор обычно именно в контексте определения такого инцидента как ДТП, что не вяжется в голове у многих автовладельцев.

И доводы здесь вполне логичные.

  • Испачканный грязью из лужи другой автомобиль в таком случае тоже несёт ущерб, ведь он теперь должен ехать на автомойку и оплатить услугу. В таком случае владелец машины может с каждого проезжающего мимо в непогоду водителя взыскивать ущерб соразмерно количеству грязи от него. Это кажется абсурдным, но логика одна. Тем не менее, здесь суд, скорее всего, укажет на то, что машина в принципе предназначена для пачкания, и мойка – это эксплуатационные расходы владельца машины, а не ущерб от ДТП.
  • Тогда и дорожники могут взыскать с водителя, если тот обрызгает дорожный знак или даже отбойник. Но и здесь доводы судей могут быть ровно аналогичными предыдущему пункту. То же самое касается, к примеру, частного забора у дороги, ворот, калиток и прочего.
  • Обувь пешехода – она пачкается, пока он просто идёт по дороге. Так почему, если её же обрызгает машина, то тогда это становится происшествием и влечёт за собой взыскание ущерба?! Всё просто – здесь идентично пунктам выше, если испачкается только подошва обуви, то это не ущерб, обувь на это рассчитана.


Добавить комментарий