Оптические иллюзии на дороге

Оптическая иллюзия – новый инструмент защиты пешеходов

Согласно статистическим данным, за истекшие 10 лет – с 2006 до 2016 года, на территории России количество автотранспорта увеличился на 20 000 000 машин и достигает 57,11 млн автомобилей. При этом, только за прошедший год смертность на дорогах составила около 17 000 человек. В категорию повышенного риска чаще всего попадают пешеходы.

Столкновения транспортных средств, а также наезд на пешеходов чаще всего происходит из-за нарушения правил дорожного движения и превышения скорости. Поэтому, проведение различных процедур, направленных на повышения безопасности на дорогах – приоритетное направление в деятельности специализированных ведомств.

Выводы международных экспертов

Согласно заключению международной комиссии, если транспортное средство двигается со скоростью до 50 километров в час, то в случае столкновения с пешеходом процент выживаемости составляет от 70 до 80 процентов. При этом, если скорость машины повышается хотя бы на 15 километров и достигает 66 км/час и выше, то с вероятностью 70 процентов пешеход при столкновении погибнет. Это связано с силой удара, а также ограниченностью угла обзора и длительностью тормозного пути.

Выводы экспертов не являются чем-то уникальным и доподлинно известны большинству водителей. Однако, несмотря на это, в России, как и во многих других странах, нарушение скоростного режима остается весомой проблемой, несмотря на все попытки правительства решить этот вопрос.

Очень эффективной и популярной технологией в ряде западных стран стал метод оптической иллюзии, который вынуждает автомобилиста снизить скорость.

Оптические иллюзии на дорогах: что это

Технология подразумевает создание специальной разметки в местах скопления людей, рядом с остановками общественного транспорта и пешеходными переходами. Принцип действия достаточно прост – на дорожном полотне создается художественный рисунок по определенному принципу. Суть оптической иллюзии заключается в том, что посреди дороги образуется выраженное препятствие для движения.

Как это работает

На самом деле дорожное полотно остается абсолютно свободным для движения. Однако, грамотно нарисованное трехмерное изображение создает визуальную картинку, которая посылает сигнал мозгу о том, что впереди препятствие и следует притормозить.

Как утверждают психологи, восприятие реальности зрением происходит на основании нервных импульсов, которые глаз посылает мозгу. Поскольку машина находится в движении, то времени на объективный анализ всех компонентов и особенностей нет, поэтому, любое препятствие на дороге воспринимается мозгом как сигнал к действию – в данном случае, к снижению скорости.

Насколько эффективна такая методика в Российской Федерации покажет время, однако, согласно выводам западных экспертов, а также по статистическим данным от стран, где метод активно используется, применение оптической иллюзии позволяет снизить аварийность на перекрестках минимум на 30 процентов, а максимум – на 50.

Услуги компании ООО «Дор Технологии»

Пока новые технологии остаются на уровне согласования и внедрения, специализированная компания «Дор Технологии» предлагает широкий перечень товаров и услуг для дорожного ограждения и защиты:

  1. Пешеходные и газонные ограждения.
  2. Ремонт и монтаж различных типов заграждений.
  3. Производство дорожных, мостовых, оцинкованных барьеров.
  4. Монтаж защитной продукции с удерживающей способностью от 130 до 700 кДж.
  5. Опоры по типовым сериям.

Снабжение и оборудование объектов с нашей компанией – это гарантия бесперебойности работы и своевременности реализации всех задач.

Шесть опасных иллюзий, с которыми можно столкнуться за рулем

Иллюзии, которые угрожают водителю в дороге.

Мы давно уже знаем, что наш мозг легко обмануть, поскольку он не совершенен, как и все в нашем мире. Именно поэтому существуем огромное количество различных иллюзий , которые легко и просто обманывают наш мозг , который обрабатывает зрительные образы особым образом. Но одно дело когда иллюзии созданы для нашего развлечения , а другое когда иллюзии матушки природы возникают за рулем, что представляет огромную опасность. Вот самые опасные иллюзионных эффектов, которые могут угрожать как водителю и пассажирам, так и всем участникам дорожного движения.

Туннельная иллюзия

Когда транспортное средство движется внутри туннеля, поскольку эталонный объект изменяется относительно, водитель может легко потерять правильное суждение о скорости транспортного средства, непреднамеренно набрать скорость. При долгом монотонном движении в туннеле водитель не почувствует большую скорость.

Особенно это опасно при движении в темном туннеле, когда навстречу движутся автомобили с включенными передними фарами, которые могут ослеплять водителя. В том числе даже горит только ближний свет фар. Этот опасный эффект возникает из-за резкого яркого света после движения в темном туннеле. В результате, незаметно превысив установленную скорость движения, ослепленный водитель может резко затормозить, спровоцировав серьезную аварию, и даже потерять направление движения.

Поэтому, когда вы едете в туннель, не забудьте включить ближний свет фар и габариты, а также строго контролируйте установленную Правилами дорожного движения текущую скорость автомобиля, проверяя ее на спидометре. Если вы неопытный водитель и вам неудобно отвлекаться на спидометр, тогда заранее перед въездом в туннель снизьте скорость (ниже, чем разрешенный ПДД максимум). Включив ближний свет фар и габариты автомобиля, вы позволите другим водителям увидеть вас, что снизит риск столкновения.

Иллюзия расстояния

Тем, кто не имеет большого опыта вождения, и тем, кто только получил права, нужно обратить внимание на иллюзию расстояния. Также на эту опасную иллюзию стоит обратить внимание тем, кто только недавно пересел на другой автомобиль. Иллюзия расстояния приводит к неправильной оценке дистанции между вашей и впереди идущей машиной.

Несоблюдение дистанции – одно из самых частых и опасных нарушений ПДД, которые приводят к авариям. Например, если вы недавно пересели с хэтчбека на большой внедорожник или на полноразмерный седан, вы можете первое время не чувствовать габаритов автомобиля и ехать по привычке так, что будете держать ту же дистанцию, что и когда ездили на автомобиле меньших размеров.

В итоге ваша дистанция будет недостаточной в случае резкого торможения впереди идущей машины, из-за чего есть большой риск, что вы не успеете остановиться в экстренной ситуации. У тех, кто еще не набрался опыта вождения, также самой частой ошибкой является несоблюдение дистанции, поскольку водители-новички еще не чувствуют правильное расстояние между машинами. И виной всему иллюзия расстояния, которая обманывает водителей насчет истинной дистанции.

Следовательно, всегда строго соблюдайте дистанцию. Если не уверены, лучше держите дистанцию до другой машины как можно больше. Напомним, что, если вы движетесь в городе, вы должны держать дистанцию до другой машины не менее 15 метров – это приблизительно три длины вашей машины. Если вы движетесь по загородной трассе, обращайте внимание на скорость автомобиля. Разделив вашу текущую скорость на два, вы получите необходимую безопасную дистанцию в метрах.

Например, если вы едете по шоссе со скоростью 60 км/час, то минимальная дистанция должна быть 30 метров. Этот расчет применим только в летнее время на сухом асфальте. На мокрой или скользкой дороге дистанцию необходимо увеличить и снизить среднюю скорость с учетом дорожных и погодных условий. Если вас в дороге застали снегопад, метель, сильный ливень, туман, приводящие к плохим дорожным условиям, вы ДОЛЖНЫ увеличить дистанцию в два раза.

Иллюзия скорости

Когда мы долгое время движемся с определенной монотонной скоростью, мозг адаптируется к этой скорости, поэтому наша оценка текущей скорости по ощущению может быть не совсем обычной. Мы можем ошибаться, считая, что движемся медленно, но по факту движение транспортного средства может быть довольно-таки быстрым.

Особенно это опасно, когда вы после долгого движения по скоростному шоссе или автостраде съезжаете в населенный пункт, где, как правило, движение ограничено скоростью 40 км/ч, 50 км/ч или 60 км/ч. Но многие водители, привыкнув к скорости на шоссе, продолжают движение по населенному пункту с прежней скоростью, нарушая ПДД и создавая на дороге опасную ситуацию.

На эту иллюзию скорости должны обратить внимание все водители, а особенно новички, которые, не имея опыта, могут начать входить в повороты на той же скорости, с которой ехали по скоростной трассе. В итоге это может привести не только к штрафам за превышение скорости, но и к ДТП.

Поэтому после того, как вы ехали с большой скоростью по шоссе, въезжая в населенный пункт или съезжая с автострады, обратите внимание на свою текущую скорость и снизьте ее заранее согласно предписаниям ПДД. Также, съезжая со скоростной дороги, расслабьте вашу ногу на педали газа, включите ваш мозг, который, возможно, устал от долгого монотонного движения по шоссе, и восстановите свое чувство скорости, чтобы продолжить движение, не нарушая установленные правила.

Иллюзия ширины

Во время движения по бульвару вид деревьев по обеим сторонам дороги может давать водителям ощущение движения в узком проезде. Причем чем выше скорость, тем уже будет казаться дорога, по которой вы едете. Но как только деревья исчезнут (например, по сторонам дороги начнется открытое пространство), у вас сложится впечатление, что дорога стала шире. Многие в этот момент могут волей-неволей, не осознавая это, прибавить скорость автомобиля. В итоге машина будет ехать намного быстрее, чем будет казаться водителю. Так не только легко налететь на штрафы с камер, но и оказаться в аварии.

Иллюзия поворотов и прямых

Под влиянием географических факторов дороги не всегда могут быть прямыми, а также водителей всегда ждут в дороге большие или маленькие повороты. Когда мы едем, мы обычно разгоняемся на прямых участках, а затем, как правило, замедляемся перед поворотами. Эта привычка может сыграть с любым водителем злую шутку. Особенно когда идет речь о движении по горным дорогам, перевалам и т. п.

Например, представьте: вы движетесь по извилистой горной дороге в сторону города Сочи, где небольшие прямые участки резко сменяются затяжными поворотами (горный серпантин дорог). После длительного движения обычно водители привыкают к постоянным разгонам по прямым участкам и к бесконечным поворотам.

Некоторые уже интуитивно начинают чувствовать перед каждым поворотом его угол и становятся слишком самоуверенными. Но горная дорога никогда не прощает малейших ошибок. Ведь каждый поворот по-своему уникален и может иметь совершенно разный угол поворота. А когда вы движетесь по незнакомой дороге, вы можете не справиться с управлением на больших поворотах. Также, привыкнув разгоняться на прямой после каждого поворота, вы можете, начав разгон, не сообразить вовремя, что после поворота начинается другой резкий поворот, а не прямой участок, и не успеть снизить скорость. В этом случае все может завершиться плачевно.

Поэтому все водители должны уделять особое внимание при движении в поворотах, всегда увеличивая в таких местах дистанцию до других автомобилей, оставляя себе достаточно места для успешного прохождения поворота. И, конечно, нельзя забывать, что безопаснее всего проезжать повороты на низкой скорости.

Читайте также:  Автозаводы в Китае

Иллюзия времени

Настроение водителей очень сильно может влиять на управление автомобилем. Когда водитель находится в хорошем настроении, ему кажется, что время летит очень быстро, а когда расстроен –обычно он чувствует, что время течет медленней. Кроме того, когда вы куда-то спешите, всегда возникает ощущение, что времени катастрофически мало.

Это обычно вызывает суету у водителя и провоцирует менее внимательное вождение. Но ради безопасности водители, даже если опаздывают, не должны суетиться и нервничать. Ведь именно из-за подобных вещей часто случаются дорожно-транспортные происшествия. Главное – осознайте, что, если вы опаздываете, вам кажется, что время бежит в два раза быстрее. Увы, так работает наш мозг, создавая подобное странное восприятие мира.

Поэтому независимо от дорожных условий и обстоятельств вы должны контролировать свое поведение за рулем: вести себя терпеливо, внимательно, не суетиться, обязательно отслеживая скорость автомобиля, и обеспечивать должную безопасность себе, пассажирам и другим участникам дорожного движения.

Из-за влияния многих факторов у водителей часто возникают различные иллюзии вождения, что приводит к неправильной эксплуатации и даже к несчастным случаям на дороге. Поэтому каждый водитель должен понимать, как возникают подобные дорожные иллюзии и как с ними бороться, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.

Оптические иллюзии

Все люди разные. И в то же время их объединяют некоторые особенности и общие недостатки человеческого организма. Например, кошки видят лучше нас, собаки имеют нюх, который нам и не снился, есть недоступный человеку ультразвук и многое другое. Короче говоря, недостатки у человеческого организма есть. Можно о них только поговорить, а можно сделать для себя практические выводы, которые пригодятся в деле обеспечения безопасности при вождении автомобиля.

Посмотрите на рисунок 51 а. Ну как, нравятся Вам эти “лохматые кривули” в квадрате?

Мне же не нравится то, что все мы (за очень редким исключением) приняли эти прямые и параллельные линии за кривые и гнутые.

Рис. 51. Оптические Иллюзии

“О чем это он? Где это здесь прямые, да еще и параллельные?” – недоуменный вопрос подавляющего большинства читателей.

Тем, кто не видит, придется взять в руки линейку, чтобы убедиться в том, что диагональные линии – прямые и параллельны друг другу!

А что там с кружочками на следующем рисунке (рис. 51 б)?

Если взять в руки циркуль или все ту же линейку, то выяснится, что центральный кружок, как на левом, так и на правом рисунке имеет одинаковый диаметр!

Что поделаешь, опять нас подвело несовершенство человеческого организма.

Думаю, теперь все убедились в том, что поначалу мы неправильно восприняли реальную действительность. И это очень серьезное заявление. Ведь водитель, управляющий автомобилем, при восприятии дорожной обстановки тоже подвержен иллюзиям.

Да-да, то, что мы сейчас с вами на себе ощутили, называется – иллюзия. Не пугайтесь, это не галлюцинация, но при стечении некоторых обстоятельств можно заработать и ее. А пока давайте немного поговорим об иллюзиях на дороге.

Предусмотреть все возможные варианты иллюзий, конечно, не получится, но некоторые из них общеизвестны, и каждый водитель должен знать, что при определенных условиях он может неправильно воспринимать дорожную обстановку.

Однажды мой пассажир (мой друг и “новичок” на дороге) недоуменно спросил: “Ты чего остановился? Ведь он еще далеко!”

Случилось это осенью в сумеречное время при несильном тумане. Мне предстояло повернуть налево на небольшом перекрестке. Издалека, как нам обоим казалось, к перекрестку приближалась встречная машина. Мой пассажир не успел еще договорить свою фразу, как мимо нас на большой скорости пронеслась темно-синяя “Волга”.

После этого мой друг выдавил из себя уже совсем другую фразу: “Как это? Он же был далеко! Давай объясняй, почему ты остановился, у тебя глаза другие что ли?”

Пришлось ему объяснять почти все из того, что Вы можете прочитать ниже.

Искаженное восприятие скорости и расстояния

Цвет автомобиля, оказывается, имеет большое влияние на безопасность дорожного движения. Экспериментальным путем установлено, что подавляющее большинство людей неодинаково воспринимает движущиеся предметы, окрашенные в различные тона.

Кажется, что темной окраски автомобиль движется где-то там вдалеке с небольшой скоростью, а на самом деле его скорость значительно выше и находится он к нам ближе, чем казалось.

И наоборот. Кажется, что автомобиль, имеющий светлую окраску, со страшной скоростью уже подъехал к нам близко-близко, а на самом деле он едет не спеша и находится от нас еще далеко.

  • Скорость движения темного автомобиля и расстояние до него – недооцениваются.
  • Скорость движения светлого автомобиля и расстояние до него – переоцениваются.

И это самые настоящие иллюзии. Правда, оттого, что данной проблеме нашлось определение, нам легче не стало. Надо делать практические выводы о том, что окраска автомобиля влияет на безопасность дорожного движения. Садясь за руль своей машины, стоит подумать о том, как другие водители и пешеходы будут воспринимать Ваш автомобиль в движении. Да и самому не стоит забывать о возможных ошибках в восприятии соседей по дороге, имеющих различную окраску.

Автомобиль, имеющий светлую или яркую окраску, является более безопасным по сравнению с автомобилем темного цвета и блеклых тонов.

Что там у нас дальше? Туман? К сожалению, не только туман или пасмурная погода, но и обычные сумерки дают эффект иллюзорного восприятия скорости и расстояния. Кажется, что все машины движутся с малыми скоростями и на значительном от Вас расстоянии, хотя на самом деле все совсем наоборот:

В пасмурную погоду, в тумане и в сумерках скорость движения автомобилей – недооценивается, а расстояние до них – переоценивается.

Какие еще сюрпризы преподнесет нам действительность? Поверьте, сюрпризов хватает.

Например, крупные предметы человек воспринимает лучше, чем мелкие.

Ну и что из того? Это известно всем!

А то, что мотоцикл, который показался на горизонте, окажется около нас намного раньше, чем мы на то рассчитывали.

И все совсем наоборот в случае с большим грузовиком. Он будет долго и нудно сближаться с нами, хотя казалось, что он вот-вот подлетит к нашей машине.

Делаем очередные выводы:

  • Скорость движения мотоцикла и расстояние до него – недооцениваются.
  • Скорость движения крупногабаритного транспорта и расстояние до него – переоцениваются.

Урок 11. Оптические иллюзии на дороге

Автомобиль, как правило, не совершает аварии. Как правило, ДТП случается из-за того, кто управляет автомобилем, но а человеку свойственно ошибаться. Сегодня с Ларисой Мищенковой – психологом, педагогом-практиком автошколы “Барнаульский Центр Высшего Водительского Мастерства” поговорим об оптических иллюзиях.

Какие оптические иллюзии существуют?

Мы с вами уже говорили о скорости реакции человека на 10-м уроке, сегодня мы продолжим разговор о физиологии. И поговорим о зрении водителя. Вот эти две темы направлены мной не на то, чтобы дать какие-то конкретные рекомендации по управлению, я хочу привлечь наших водителей к мысли о том, что мерить безопасность своего управления нельзя ни стажем, ни маркой автомобиля, ни новыми шинами, ни количеством подушек безопасности.

Мне хочется привлечь внимание к тому, что есть еще очень много факторов, на которые, к сожалению, человек не может воздействовать. Эти факторы влияют на то, как вы доберетесь из пункта А в пункт Б.

Зрение человека так же, как и реакция, имеет свои предельные показатели, давайте мы будем брать за основу 100% зрение. Человек со слабым зрением – это понятно всем, у него будут проблемы. А как же вопрос будет решаться, если у человека 100% зрение? Я вам хочу рассказать и доказать, что даже 100% зрение человека не совершенно, очень интересные моменты связаны с оптическими иллюзиями.

Оптические иллюзии – это ошибки в зрительном восприятии, и причины таких ошибок кроются в наших физиологических особенностях. То есть ошибаться может и человек со 100% зрением, и вообще это норма. И есть такие специальные тесты, которые могут доказать, что зрительный анализатор любого человека абсолютно не совершен.

Примеры оптических иллюзий можно посмотреть в интернете.

Я уверена, что большинство из вас скажут: как же так, я вообще не думал, что так может быть. Я сама через это все прошла и была очень поражена. С одной из оптических иллюзий знакомы все водители – это “мертвая зона”, либо “слепая зона”, однако это вообще самый минимум. Каждый водитель должен знать, что свет и цвет может очень сильно искажать расстояние и скорость движения автомобиля.

Были проведены специальные опыты, которые подтвердили, что люди по-разному воспринимают скорость движения автомобилей с различным цветом кузова. Сделали они так, на трассу поставили разные автомобили разного цвета, но каждый из них до встречного автомобиля находился на расстоянии 100 м и двигался со скоростью 70км/ч.

Как же воспринимали водители встречного автомобиля ситуацию в зависимости от того, каким цветом был встречный автомобиль?
Черный автомобиль испытуемым казался удаленным на расстояние приблизительно 108 метров, а его скорость оценивалась гораздо ниже — 62 км/ч. Автомобиль синего цвета: казалось, что он находится на расстоянии 104 метра, а скорость его была 69 км/ч.

Оказывается, что расстояние до темных автомобилей кажется больше, а скорость их движения кажется меньше. А вот с автомобилем белого цвета было все наоборот, когда ехал белый автомобиль казалось, что он находится на расстоянии 98 метров, а его скорость 72 км/ч. Когда ехал желтый автомобиль, то казалось, что он находится на расстоянии 96 метров, а скорость его 74 км/ч, то есть здесь получается наоборот, казалось, что он находится к нам ближе, и скорость его была больше. В плане безопасности такое восприятие лучше для каких-то неприятных моментов.

Рекордсменом оказался автомобиль красного цвета. Он воспринимался в следующем режиме: казалось, что он находится на расстоянии 92 метра, а скорость его была 78 км/ч. То есть темные автомобили искажают реальность в более опасную сторону, светлые наоборот.

И в целом для всех марок легковых автомобилей самым безопасным по тяжести последствий ДТП принято считать желтые или красные автомобили. То есть они хоть и создают оптические иллюзии, неправильно воспринимается информация с ними, но она воспринимается в сторону улучшения.

А как еще может обманывать нас наше зрение?

Размеры авто точно так же вызывают оптические иллюзии. Если автомобиль едет крупногабаритный, то нам будет казаться, что он находится чуть дальше, а он в реальности чуть ближе. И еще очень сильно влияет на восприятие дорожной информации контрастность. Пример в тестах: два кружочка одинакового серого цвета одинакового оттенка, если мы один из них накладываем сверху на квадрат темного цвета, а другой наоборот на квадрат серого цвета, то сразу восприятие наше меняется мгновенно. Нам кажется, что ярче тот, который находится в контрасте с темным квадратом. И как только мы уберем эти квадраты и оставим, опять только в поле зрения эти кружки одинакового цвета, они сразу становятся опять одинаковыми. Вот такой парадокс.

Читайте также:  На чем ездит звезда отечественного кино Сергей Безруков

Сумерки — это время, которое считается весьма аварийным. Почему?

Самое большое количество ДТП приходится именно на эту часть суток. Положение усугубляется тем, что одежда пешеходов имеет темные цвета и не имеет светоотражающих элементов. Она очень плохо контрастирует с окружающим фоном, все темное и одежда темная, и поэтому пешеходы становятся невидимыми. Это нужно обязательно учитывать в своем вечернем передвижении. Влияние на видимость также оказывает цвет дорожного покрытия.

Если асфальт, по которому мы движемся, светлый, то это очень хорошо. Но если он темный или еще хуже, когда влажный, то сразу создаются дополнительные иллюзии, происходит большое искажение восприятия дорожной информации. И особенно серьезную опасность представляет ослепление водителя светом фар встречного автомобиля. Видимость резко ухудшается, хотя мы с вами привыкли и каждый день сталкиваемся с понятием “ослепление”.

И мы не отводим этому достаточного внимания, мы продолжаем ехать, не снижая скорости, однако исследования показали, что процесс восстановления зрительных функций после ослепления может колебаться в очень значительных пределах, и у некоторых водителей он будет достигать 10 секунд. Чтобы ваше зрение начало снова видеть на 100% после ослепления фарами может пройти до 10 секунд.

Я каждый день езжу по слабоосвещенным или вовсе неосвещенным участкам дорог, где водители невольно ослепляют друг друга даже ближним светом фар. Я вижу много машин, которые не снижают скорость перед встречными авто. А всегда ли мы выбираем разумную и безопасную скорость в темное время суток во время дождя, когда в каждой капле отражаются фары машин, уличные фонари и даже свет луны? Все эти блики сильно мешают нашему зрению. Некоторые водители ночью едут в привычном для них “дневном режиме” с теми же малыми дистанциями и боковыми интервалами на высокой скорости.

Ослепление может быть таким сильным, что наступит полная потеря зрения. Хотя вам так не будет казаться, ведь очень уж кратковременный этот отрезок по времени. А давайте попробуем и сымитируем ослепление. Представьте, что вы закрыли глаза всего на 5 секунд и едете при этом в плотном потоке по центральному проспекту, где через каждые 70 метров пешеходные переходы. Впереди едущая машина начинает интенсивно тормозить. Вы можете себе позволить ехать, не контролируя ее? Вот и в ослепленном состоянии нельзя ехать с маленькой дистанцией и на неразумно высокой скорости.

А если в этот миг ребенок пойдет через дорогу?

Неприятно и страшно даже представить себе такое. Поэтому призываю прочувствовать это на себе и принять соответствующие меры. Обязательно после нашего урока познакомьтесь с оптическими иллюзиями, что называется вживую. Мы сегодня с вами говорили о зрении, вернее, о его несовершенстве за счет интересной формы зрительного искажения – оптических иллюзий. Давайте будем помнить: если ваше зрение стопроцентно, то доверять ему на 100% все равно я бы не советовала.

В следующий раз в “Автоклассе” поговорим о том, нужно ли рисковать за рулем и стоит ли это делать вообще, если речь идет о вождении автомобиля.

Все советы и уроки контраварийного вождения для начинающих и для водителей со стажем от профессионалов автошколы БЦВВМ.


Когнитивное выпрямление 2: изучаем иллюзии и искажения


(с)

Сотни лет исследователи обсуждали, какие неизвестные процессы в глазах, мозге или за пределами человеческого тела вызывают иллюзии. Поскольку измерить такого рода физиологические реакции очень непросто, до недавнего времени невозможно было досконально изучить корреляции между иллюзиями и их физиологическими предшественниками.

В последние годы благодаря технологическому прогрессу мы значительно продвинулись в исследованиях, и даже раскрыли несколько нейронных механизмов формирования оптических иллюзий (подробнее смотрите в первой части). Впереди еще больше открытий, в чем мы сегодня убедимся — для некоторых зрительных иллюзий до сих пор не предложено подтвержденного и правильно описанного научного объяснения.

Иллюзия Морон-Бур-Росса и вариации

Каждое кольцо однородно по цвету, но внутренняя область, отделенная тонким белым кружком, выглядит светлее, чем внешняя.

У этой иллюзии множество вариаций.

Посмотрите на рисунок ниже. Вам покажется, что в каждом прямоугольнике правая часть, попадающая в область треугольника, темнее левой, хотя на самом деле яркость одинаковая.

Мишель Эжен Шеврёль еще в 1839 г. показал, что один и тот же цвет будет восприниматься ярче на темном фоне, и темнее — на светлом фоне, так как цвет придает смежному цвету дополнительный оттенок.

Каждый прямоугольник, изображенный на рисунке выше, однороден по яркости, но наблюдателю кажется, что возле границы яркость отличается.

Согласно одной из гипотез, ответственность за эти виды иллюзий несет локальная энергетическая модель обнаружения признаков (Morrone & Burr, 1988), в основе которой лежит предположение, что для человеческого мозга вес точек, находящихся на границе областей, должен иметь бóльшие значения по сравнению с весом внутренних точек. При этом значение средней яркости изображения не является существенным.

В другой гипотезе говорится, что иллюзия основана на независимой переходной двухфазной обработке сигналов увеличения и уменьшения света, подобных тем, которые, как считается, происходят внутри магноцеллюлярного пути, обеспечивающего регистрацию движения объектов, восприятие пространственной глубины и определение пространственных отношений между объектами (Burr & Morrone, 1993; Marrocco, 1976; Saito & Fukada, 1986; Swanson, Ueno, Smith, 1987).

Иллюзия восприятия глубины

Иллюзия восприятия глубины — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. В данном примере, благодаря правильному расположению теней, кажется, что фигура уходит вглубь.

Одним из способов восприятия глубины в мире вокруг нас является использование так называемых монокулярных сигналов. Если вы закроете один глаз, вам будет сложнее оценить глубину, но всё же вы сможете определить, насколько близко или далеко располагаются объекты в зависимости от вашей позиции.

Абсолютный или фактический размер объекта также способствует восприятию глубины. Меньший объект, даже не зная точно его величины, будет казаться расположенным дальше, чем объект бóльшего размера, помещенный в то же место.

Наше знакомство с объектом влияет на восприятие размера и расстояния. Так, представление о типичных размерах автомобиля, управляемого вами, помогает определить, насколько близко или далеко находятся другие транспортные средства.

Перспектива — это иллюзия, в которой две параллельные дороги сходятся на некотором расстоянии в одну точку. (с)

Некоторые иллюзии настолько стали частью нашей жизни, что мы воспринимаем их как данность. Например, кажется, что дорога, изображенная на фото, сужается по мере удаления от точки наблюдения, а маленькие объекты воспринимаются более удаленными, чем большие. Но это правило работает и в обратную сторону: не зная размеры объектов, можно увидеть один как меньший, так как он находится дальше.

Автокинетическая иллюзия

Иллюзия движения, выполненная в форме бьющегося сердца (либо другой темной фигуры).
Черное сердце «движется» из-за внешнего окружения, которое выглядит как размытый ореол. Эффект возникает, когда мозг «сравнивает» центральное изображение с полосатым фоном.
Цвет также может усиливать эффект движения.

Но с иллюзиями иногда происходит интересная вещь. Проверим:

Если человеку предварительно не сообщить, что узоры на иллюзии выше должны вращаться, он может и не заметить когнитивный эффект. Еще ряд аналогичных иллюзий построен на основе научного исследования «Visual dissociations of movement, position, and stereo depth: Some phenomenal phenomena», сделанного в 1983 г.

Эффект иллюзии строится на тоненькой «подсветке» одной из граней квадрата и «затенении» другой с помощью светлой и темной полосок, создающих, соответственно, ощущение движения квадрата на динамичном фоне. То же самое происходит, если поместить на динамичный экран реальные фигурки с «подсвеченными» и «затененными» краями.

Точного нейробиологического объяснения иллюзий движения пока не существует.

Лунная иллюзия

Эту иллюзию легко принять за происки загадочных атмосферных явлений: полная Луна, находящаяся чуть выше горизонта, выглядит намного больше, чем когда она находится над головой. Причины данной иллюзии все еще обсуждаются. Одно из объяснений строится на восприятии объектов переднего плана, из-за которых Луна над горизонтом кажется отдаленным объектом. Как мы уже выяснили, отдаленный — значит маленький.

Луна, расположенная чуть выше горизонта, не будет казаться настолько большой, если посмотреть на нее через лист бумаги, в котором сделана дырка таким образом, чтобы сквозь нее была видна только Луна, а не горизонт. Если при этом смотреть двумя глазами, то оба глаза будут видеть Луну разных размеров!

Однако есть интересная альтернативная версия, которая строится вокруг эффектов иллюзий Марио Понцо и Германа Эббингауза.

Итальянский психолог Марио Понцо смог «перехитрить» иллюзию восприятия глубины с помощью уменьшающегося расстояния между промежуточными горизонтальными отрезками и монотонного фона. В результате верхний отрезок, пересекающий сходящиеся линии, кажется крупнее.

Иллюзия Германа Эббингауза также связана с восприятием размеров: если окружающие круги располагаются близко к центральному кругу, он кажется больше, и наоборот, если они находятся на большом расстоянии, центральный круг выглядит меньше.

Так вот, эффекты Луны-загадочницы могут возникать из-за одноцветного неба, которое наш мозг воспринимает как находящееся прямо над головой — дальше от горизонта и ближе к зениту.

(с)
Когда Луна находится на горизонте, мозг интерпретирует ее как более далекий объект, и при этом полагает, что она должна быть физически больше, соответствуя наблюдениям Эббингауза и Понцо.

Заключение

Испытывая визуальную иллюзию, мы можем видеть то, чего нет, или не видеть того, что есть на самом деле, или даже видеть что-то, отличное от того, что есть в реальности. Из-за этой разобщенности между восприятием и реальностью иллюзии демонстрируют способы обработки информации физического мира человеческим мозгом.

Иллюзии часто рассматриваются как дефект интеллектуальных систем и опасное ограничение мозга, однако, на самом деле, они помогают создать инструмент для расширения возможностей сознания и подсознания. Изучая недостатки мозга, мы можем узнать больше о вычислительных методах, которые мозг использует для формирования ощущения реальности.

Оптические иллюзии: как мозг возвращает нас в детство

Редакция сайта 360°

Видеть, значит верить. Мы привыкли полностью полагаться на глаза, ведь их, кажется, не проведешь. Но при всей важности зрения, оно не такое уж и совершенное. Некоторые картинки способны обвести нас вокруг пальца и заставить видеть движение там, где его нет, или чувствовать головокружение, стоя на разрисованной, но абсолютно ровной поверхности. А все потому, что видим мы не глазами, а нейронами мозга, который обманываться только рад. Телеканал «360» разобрался в ошибках восприятия и в том, почему они происходят.

Читайте также:  Автомобили гонщиков «Формулы-1»

«Лицо на Марсе»

Пожалуй, самый яркий пример иллюзии космического масштаба — знаменитое «лицо на Марсе». Образ, похожий на человеческий лик, наделал много шума, и породил гипотезы об инопланетном происхождении. На самом же деле, отчетливо видимое лицо оказалось лишь игрой света и тени.

Человеческое сознание устроено так, что достраивает картинку.

«Из сочетания темных и светлых пятен возникает иллюзия объема, перспективное изменение масштаба и контрастности создает иллюзию глубины, наличие симметрии и асимметрии придает картинке статичность или динамичность», — рассуждает фотограф Станислав Ржевский.

В отличие от галлюцинаций иллюзии восприятия присущи каждому человеку с нормальным состоянием психики. Говоря простыми словами, иллюзия — это искажение формы, цвета, положения в пространстве. Но каждый из этих признаков не воспринимается самостоятельно, а только в совокупности.

Иллюзии движения

«Когда изображение искусственно модифицировано, например, смежные изображения заметно отличаются друг от друга, возникает иллюзия движения. Это достигается за счет контраста, мозг начинает думать, что картинка движется», — говорит психотерапевт Марк Сандомирский.
Доказательство — знаменитая иллюзия японского профессора психологии Акиоши Китаока «Вращающийся змей», подарившая создателю мировую славу. Посмотрите, картинка абсолютно статична. Это легко проверить, зафиксируйте взгляд в центре одного из кругов.

Иллюзия Китаока активирует зоны мозга, призванные наблюдать за действительно движущимися объектами, например, пейзажем из окна поезда.

«Такой эффект достигается за счет гиперконтрастного изображения, деталей, и, главное, из-за микродвижений глаз. Это физиология. Глаза всегда находятся в движении», — говорит нейрофизиолог Илья Ханыков.

Информация о контрасте, изменениях яркости крайне важна для нашего мозга, именно по этим параметрам мы распознаем оттенки цвета, фигуры, поэтому большинство иллюзий движения построены на повторе разноцветных фрагментов.

«Можно сказать, что мы вообще интерпретируем реальность через контрасты. Есть эффект усиления контраста для более убедительного поиска различий и создания значимых сигналов для нашей деятельности», — объяснил нейрофизиолог Илья Ханыков.

Это, например, видно в такой вот иллюзии.

«Если в полной темноте зажечь свечу, она ослепит. В этом случае увеличивается чувствительность, которая формируется на уровне нейронов. И этот эффект также вызван поиском контрастов», — сказал нейрофизиолог Илья Ханыков.

Иллюзия тени и света

Человеческий мозг не сомневается, если объект находится в тени, значит, он хуже освещен. Достаточно посмотреть на оптическую иллюзию профессора Массачусетского технологического института Эдварда Адельсона. Опубликованная в 1995 году она до сих пор заставляет нас, махнув рукой, говорить: «Да, ладно, не может быть!»

Может. Фишка этой картинки в том, что клетки шахматной доски, обозначенные буквами A и B, одного оттенка серого цвета, но благодаря тени и окружающей обстановке, кажутся абсолютно разными.

То, что клетки одинакового цвета, элементарно доказать. Распечатайте на принтере картинку, вырежете квадраты по контуру и приложите друг к другу.

«Светлая клетка, окруженная более темными, будет восприниматься светлее обычного, и наоборот, — так сам Адельсон объясняет данный эффект, — На рисунке светлая шахматная клетка (В) в тени окружена более темными. Это приводит к тому, что клетка (В) кажется нам светлее. Темные же шахматные клетки, окруженные светлыми вне падающей тени, кажутся нам более темными».

Восприятие цветов зависит от окружающей действительности. Один и тот же тон может выглядеть по-разному, в зависимости от фона, на котором он изображен. Плюс большую роль в восприятии цвета играет освещение.

«Серое пятно, помещенное в окружении цветных пятен, в иллюзорном восприятии приобретает некоторый тон, которого в действительности не существовало», — отмечает художник Станислав Ржевский

Какая из фигур темнее? Наверняка, вы ответите, не задумываясь. А теперь закройте середину пальцем и убедитесь в том, что ошиблись. Фигуры одинакового цвета.

Эти иллюзии показывают, насколько важна реакция мозга на восприятие цвета при наличии тени. Именно то, как мозг воспринимает фон, тень, освещение и расположение объекта формирует то, что мы видим. Вспомните, злосчастное платье. Одни видели бело-золотое, другие сине-черное. Разгадка тайны оказалась на поверхности — освещение и фон. Это и есть пример разницы зрительного восприятия.

Так и на картинке ниже. Вы уверены, что эти собаки разного цвета? А на самом деле они одинаковы.

А если нам не верите, убедитесь сами: загрузите картинку с лошадьми в графический редактор и уберите фон.

Цвет придумывает мозг

Стоит отметить, что технически цвета вообще не существует. Есть понятие света, сигналы которого получает и пытается распознать мозг, окрашивая это электромагнитное излучение в разные тона. По большому счету мир — монохромный, а цвета — исключительно творение мозга. Такое восприятие, говорят физиологи, было необходимо для выживания, что бы отличать груду камней от спящего бизона или медведя. Именно поэтому естественный отбор, эволюция и поддержали его.

Человеческий глаз обладает так называемым свойством цветопостоянства — в пределах широкого диапазона яркости освещения, восприятие тонов практически не изменяется.

«К примеру, цветные предметы выглядят практически одинаково при комнатном и уличном освещении. Однако по мере снижения интенсивности света, способность к сохранению цветопостоянства ослабевает», — отмечает фотограф Станислав Ржевский.

При очень слабом освещении отдельные цвета становятся неразличимы. И тогда эта самая оптическая иллюзия, то есть ошибка восприятия, помогает нам. На сетчатке формируется изображение, отличающееся от предмета, который его создал.

«Например, в темном парке на тропе мы видим движение и воспринимаем, например, опавший листок, как птичку или мышку, то есть живой объект. Только после мы понимаем, что он неживой. Такое восприятие было эволюционно выигрышно, потому что все, кто предполагал живой объект, с большей вероятностью выживали в столкновении с ним», — отмечает нейрофизиолог Илья Ханыков.

Иллюзия объема и глубины

Художественные приемы, позволяющие на плоскости создавать объемные предметы, с учетом их расположения в пространстве, открыли еще в античные времена. До сих пор для этого применяются различные виды перспективы и светотеневые акценты.

Перспектива сама по себе уже является обманом, потому что она создает иллюзию пространства на плоскости. Например, уходящая вдаль дорога или рельсы всегда изображаются линиями, стремящимися к сближению в одной точке. И кажется, что два одинаковых отрезка разные по размеру. А все потому, что мозг воспринимает верхний отрезок как расположенный дальше, следовательно, представляет его большим по размеру.

Одним из первых миру это продемонстрировал итальянский психолог Марио Понцо в начале XX века: он доказал, что на восприятие размеров предметов влияют не только смежные объекты, но и глубина фона, и разработал классическую иллюзию, которая носит его имя.

Ярким примером иллюзии объема является направление в искусстве под названием оп-арт (от англ. optical art — «оптическое искусство»). Одним из его основоположников считается Виктор Вазарели, французский художник и скульптор.

Такие изображения, говорит психотерапевт Марк Сандомирский, искусственно модифицированы: «Иллюзия объема или пространства возникает за счет изменения пропорций этих псевдообъемных изображений. Они модифицированы очень тонко и заставляют мозг думать, будто бы картинка объемная».

Одна из таких модифицированных картин даже попала в книгу рекордов Гиннеса. Художники из 13 стран мира на асфальте создали гигантский 3D рисунок — 150 метров в длину, и около 15 метров в ширину, общей площадью — более двух тысяч метров.

В большинстве случаев такие рисунки делаются на горизонтальных поверхностях. И именно благодаря искаженным пропорциям, при просмотре с определенной точки мы видим не плоское изображение, а объемное. К слову, в Москве работает целый музей оптических иллюзий. Так что если вас не пугают обмороки и головокружения, отправляйтесь в мир искаженной реальности. А если «укачивает», тренируйте вестибулярный аппарат, ведь весь дискомфорт связан именно с ним.

«Глаза видят одно, от положения тела поступают другие сигналы, из-за этого несоответствия и возникает дискомфорт. Но самое приятное в этом то, что вестибулярный аппарат можно тренировать», — делится наблюдениями нейрофизиолог Илья Ханыков.

Психотерапевт, тренер Института групповой и семейной психологии и психотерапии Марк Сандомирский уточняет, что подобные картинки рассчитаны на человека с нормальным состоянием нервной системы, глаз, мозга и связи между ними.

«Если у человека есть проблемы со зрением, мозгом или координацией, а к этому могут присоединяться проблемы с органами равновесия, тогда восприятие подобных картинок либо не получается, либо становится чрезмерной нагрузкой для мозга и вызывает разного рода дискомфорт — головную боль, боль в глазах, зрительное утомление», — объяснил Сандомирский.

Очевидно, что таким людям, и в 3D-кино не сходить…

Иллюзия искажения

Оптические иллюзии художники и дизайнеры в XXI веке научились вписывать в интерьер. По их мотивам создают мебель и предметы декора. Так, например, автор стеллажа «180°» был вдохновлен иллюзией немецкого астрофизика Иоганна Цельнера, обнаруженной ученым в 1860 году. Горизонтальные линии искажены особым расположением квадратов, и, хотя они параллельны относительно друг друга, кажется, что каждая установлена под наклоном.

На рисунке Цельнера длинные линии кажутся не параллельными, но в действительности это не так. Весь фокус в том, что короткие линии образуют угол с длинными, и именно он создает впечатление, будто бы один конец длинной линии ближе к нам, чем другой.

Мозг возвращает нас в детство

Любые оптические иллюзии вызывают в человеке бурный поток эмоций.

«Все эти эффекты, несовпадение восприятия с реальностью, несовпадение зрительного впечатления с привычным опытом вызывают возрастную регрессию, то есть заставляют мозг переключаться в детское состояние», — говорит психотерапевт Марк Сандомирский.

По его словам, в самом раннем возрасте, в первые недели и месяцы жизни мозг только учился обрабатывать информацию, которую передают глаза, распознавать предметы и улавливать целостную картинку. А при просмотре искаженных и модифицированных картинок обычный навык нарушается, мозг оказывается в непривычном состоянии, полагая, что нужно переучиваться.

«Картинка приковывает внимание, взрослый, словно ребенок, воспринимает предметы с жадным любопытством, именно поэтому эффекты вызывают детские эмоции, ведь у ребенка они более живые и яркие чем у взрослого. То же самое лежит в основе оптических иллюзий и 3D кино», — заключил Марк Сандомирский.

Добавить комментарий