Самые распространенные нарушения правил дорожного движения

Самые распространенные нарушения ПДД в 2019 году в России

Многие владельцы автомобилей считают, что правила дорожного движения существуют для того, чтобы их нарушать. Это не совсем правильный подход с точки зрения сохранения жизни и здоровья, поэтому мы сразу скажем, что против любых нарушений. Впрочем, нужно признать, что ПДД в Российской Федерации далеко не всегда написаны грамотно. Иногда проехать без нарушения просто невозможно. Это, конечно же, не оправдывает тех нарушителей, которые в 2019 году чуть более 100 миллионов раз нарушили правила и получили протоколы или постановления об административных нарушениях от сотрудников ГИБДД или от автоматической системы фиксации (возможно, данные поступили не за все месяцы года). Есть и небольшой позитив – в 2018 году нарушений было более 130 миллионов, что на 30% больше, чем в году ушедшем. Так что налицо хорошая тенденция снижения количества нарушителей. Конечно, это повлияло и на статистику смертности. Сократилось общее количество аварий, а также несколько снизилось количество погибших в авариях людей. В 2019 году в России погибло чуть меньше 18 000 человек, что все равно является невероятно большой цифрой. Это в среднем около 12 погибших на каждые 100 000 населения, что невероятно высокий показатель, скажем, для Европы. В Швейцарии, к примеру, этот показатель уже несколько лет держится ниже 1 человека на каждые 100 000 населения, а в Швеции стремится к 1 человеку на 1 миллион населения. Нужно что-то с этим делать, и начать стоит именно с ужесточения наказаний за те нарушения, которые водители в России совершают чаще всего. В частности, нужно посмотреть на статистику и понять, что в РФ нарушения имеют совершенно другой состав, чем в других государствах. Так что и борьба со смертью на дорогах должна быть выстроена иначе.

Содержание

Какие нарушения случались в России в 2019 году чаще всего?

Разные источники дают разные данные, так что придется использовать аналитический метод и вывести наиболее вероятных виновников смертей на дорогах. Улучшить статистику ДТП и снизить количество погибших в пути россиян можно, изменив подход к формированию штрафов, а также путем нещадной борьбы с плохими дорогами. Кстати, именно начало масштабного строительства и ремонта федеральных трасс стало поворотным пунктом в снижении смертности на дорогах. Стоит об этом задуматься местным властям тех регионов, которые до сих пор остаются далеко позади по качеству дорожного покрытия.

Итак, наиболее часто встречаются такие нарушения:

1. Превышение скорости. Практически в половине случаев зафиксировано превышение в диапазоне от 20 до 50 км/ч. Пугает то, что практически половина водителей превысила скорость на более чем 50 км/ч. К сожалению, наказание в виде стандартного штрафа мало пугает большинство водителей.

2. Несоблюдение требований дорожных знаков и/или разметки. Сюда входит пресечение сплошной или двойной сплошной разделительной полосы, за которое в России лишают прав. Тем не менее, строгое наказание не возымело нужного влияния на владельцев транспортных средств.

3. Проезд на красный световой сигнал светофора. Это традиционно третье нарушение в списке популярных проступков водителей на российских дорогах. Нужно напомнить, что проезд на желтый свет также считается нарушением и карается столь же строго, как и проезд на красный сигнал.

4. Нарушение правил расположения транспортных средств на дороге. Раньше водителей в РФ не сильно часто штрафовали за это нарушение из-за плохого состояния дорог. Сейчас же привычка ездить в левой полосе должна остаться в прошлом, нужно прижиматься как можно правее.

5. Нарушение правил пользования ремнем безопасности. Несмотря на довольно демократичный штраф, сотрудники ГИБДД в прошедшем году довольно часто выписывали постановление по данной статье. Пора учиться пристегиваться, это реально спасает жизнь в большинстве аварий на скорости до 100 км/ч.

6. Езда без шлема на мотороллере или мотоцикле. Это нарушение всегда было довольно частым, но в предыдущем году фиксировалось рекордное количество раз. Вероятно, причиной тому стал резкий рост количества двухколесного транспорта на дорогах страны.

Также нужно отметить рост количества пьяных водителей за рулем транспортных средств. Пусть это нарушение и не входит в перечень самых популярных, но оно рекордно с точки зрения сравнения с другими странами. Удивляет, что ежегодное повышение ответственности за такое нарушение не приводит ни к каким положительным результатам. Водители продолжают ездить в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. К сожалению, практически пятая часть смертельных ДТП происходит именно из-за пьяных водителей. В статистике это не всегда находит отражение, так как вместе с алкогольным опьянением есть и другие нарушения, которые искажают реальное положение вещей.

Как изменились штрафы за нарушения в 2020 году?

Все ожидали, что в 2020 году начнут штрафовать за летнюю резину зимой, но который год подряд штрафные листы водители не получают. Дело в том, что новая редакция КоАП с изменениями вступит в силу после окончательного утверждения в марте 2020 года, а пока действуют старые правила, и штраф за подобное нарушение можно легко оспорить в суде. Также есть ряд других отсрочек – именно до марта 2020 года действуют старые штрафы и старые санкции. Впрочем, это дело времени, и рассчитывать на длительные поблажки не стоит.

Итак, в России в 2020 году будут повышены наказания за такие нарушения:

· превышение скорости – придется заплатить минимум 1000 рублей, а максимальная планка за нарушение составляет 4 000 рублей, что не так уж и мало;

· неправильный переезд железнодорожных путей – взыскание по новому закону будет составлять до 5 000 рублей, и это довольно ощутимое повышение;

· выезд на встречную полосу движения с пересечением сплошной разделительной линии – теперь штрафовать будут на 8 000 рублей с тем самым лишением водительского удостоверения;

· отсутствие ОСАГО заставит вас заплатить 5 000 рублей, а инспектор будет вынужден транспортировать машину на штрафплощадку;

· управление автомобилем без водительского удостоверения будет стоить нарушителю теперь 8 000 рублей, что также существенно повысило меру наказания.

Нужно также вспомнить о том, что государство не прекращает развивать систему камер на дорогах для автоматической фиксации нарушений. В 2020 году планируется потратить 2.5 миллиарда рублей на новые камеры, которые смогут фиксировать новые нарушения. Так, камеры смогут отправлять автомобилистам штрафы за непристегнутый ремень, отсутствие страховки ОСАГО, разговоры по телефону без использования гарнитуры, а также за опасное вождение.

Последнее важное изменение – в 2020 году в России будет введен новый штраф за превышение скорости от 10 км/ч. Проект еще предстоит обсудить и принять в Думе, поэтому рано говорить о конкретных наказаниях.

Зачем вообще повышать штрафы?

К сожалению, на россиян никак не влияет подобная тактика правительства. Мы нарушаем правила практически столько же, несмотря на ежегодное повышение штрафов. Но для государства это один из немногих способов, которыми оно пытается влиять на ситуацию на дорогах страны. Это самый простой метод создать видимость заботы о жизнях автомобилистов, вот и применяется он исправно каждый год. Впрочем, нужно заметить, что большинство штрафов в России «копеечные», если сравнить их с европейскими санкциями за подобные нарушения.

К примеру, за пьяное вождение в России (впервые) нужно заплатить 30 000 рублей с лишением прав на 1.5-2 года. В Германии нужно заплатить штраф в размере дохода за 30-40 дней (4000-5000 евро) плюс лишение до 5 лет. В Испании пьяный водитель расстается с 1000 евро плюс рискует получить лишение. В штате Иллинойс, США, действуют самые строгие наказания. Если вы попадете в ДТП в пьяном виде, получите пожизненное лишение, 25 000 долларов штрафа и, возможно, 3 года тюремного заключения.

Все чаще звучит идея привязки штрафов за нарушения ПДД к официальному доходу граждан. Такая схема применяется в Японии, Германии, Сингапуре. В Японии, к примеру, не так давно был выписан штраф за пьяное вождение в размере 2.5 миллиона долларов. Просто за рулем оказался довольно состоятельный человек с большим доходом. Но пока в России эта идея не получила должной поддержки.

Как избежать постоянных расходов на оплату штрафов?

Практически каждый водитель хоть однажды в год но становится заложником обстоятельств и вынужден заплатить определенную сумму средств со своего кармана. Если вы не хотите расставаться с деньгами, стоит учитывать несколько действенных рекомендаций. Вы можете сократить расходы на эксплуатацию автомобиля, если не будете оплачивать крупные штрафные санкции.

Учтите несколько простых рекомендаций:

1. Купите хороший радар-детектор. Это поможет вам заранее узнавать о присутствии камер фиксации нарушений на дорогах. Учитывая значительное расширение сети камер, это вам точно пригодится.

2. Проверьте ваш спидометр. На многих отечественных авто, особенно достаточно возрастных, спидометр показывает откровенную ложь. С допуском 20 км/ч на нарушение это можно было как-то стерпеть, но в 2020 году правила меняются.

3. Скачайте приложение с актуальными ПДД и статьями КоАП для водителей. Изучайте материал на досуге, чтобы понимать главные изменения и быть готовым ко всем ситуациям на дороге.

4. Приучайте себя ездить по правилам. Как бы это ни звучало поучительно, но правила дорожного движения написаны кровью. Это важнейший документ для водителя, и предписания нужно учиться соблюдать. Дальше штрафы будут только выше.

5. Изучайте маршруты перед длинными путешествиями. Читайте отзывы, качайте навигаторы, которые показывают плохую дорогу. Это поможет заранее определять проблемы и готовиться к сложным ситуациям.

Также стоит подобрать себе хорошего адвоката, так как около 20% вынесенных постановлений и протоколов в России успешно оспариваются. Вы можете сократить расходы, используя помощь надежного адвоката. Но иногда помощь этого самого адвоката будет стоить дороже, чем оплата штрафа. Самостоятельно стоит изучить законы и знать свои права и обязанности. От вашего общения с сотрудником ГИБДД многое зависит. Не нарушайте, чтобы сократить расходы, и помните, что от соблюдения правил дорожного движения зависит ваша жизнь и жизнь ваших пассажиров!

Предлагаем посмотреть видео о нарушениях на дороге:

Подводим итоги

Все больше нарушений ПДД заканчиваются тем, что водитель лишается прав, а также ищет свой автомобиль на ближайшей штрафплощадке с уплатой немалых взносов. Штрафы также становятся больше, и нарушать уже неприятно для семейного бюджета. Несмотря на это, россияне продолжают упорно нарушать правила и лишаются жизней на дорогах. Ужасная статистика продолжает обновляться из года в год без видимого улучшения. Но взяв пример с европейских стран, задрав размеры штрафов, государство ничего хорошего не добьется.

Ключи к безопасной поездке – организация качественных дорог с ограждениями и двумя полосами движения в каждом направлении. Также нужно устранять некачественные участки дорожного покрытия и в целом вкладывать в инфраструктуру дорог в России, которые остаются не слишком-то качественными в регионах. Но пока государство идет путем повышения штрафов, и это не слишком радует владельцев машин. Справедливости ради, скажем, что штрафы в России не такие уж и высокие даже после повышения, если сравнить их с рядом европейских стран.

Самые частые нарушения правил дорожного движения, которые нас раздражают

Какие ПДД чаще всего нарушают?

Большинству автолюбителей нравится владеть своим автомобилем. Все мы хотим ездить в спокойной обстановке на работу или в выходной день по магазинам. К сожалению, в последние годы ездить в расслабленном состоянии за рулем не получается. Причиной тому служат многочисленные многокилометровые пробки и поведение других водителей, которые часто нарушают правила дорожного движения, чем раздражают других участников дорожного движения и создают аварийные ситуации на дорогах.

Наверняка каждый из Вас сильно нервничал за рулем из-за каких-то неадекватных действий другого водителя на дороге. Не редкость когда некоторые водители, пренебрегая другими участниками движения, намеренно нарушают правила дорожного движения, подвергая риску не только себя, ну и других водителей. В таких случаях нервы могут не выдержать даже у человека с большим самообладанием.

К примеру, чего стоят разговоры водителей по мобильному телефону, из-за чего реакция автолюбителя снижается в несколько раз. Именно поэтому мы часто видим, как водители без всяких причин на то причин, ведут себя на дороге неадекватно.

Сегодня мы решили рассказать Вам о самых частых нарушениях ПДД, которые раздражают всех участников дорожного движения. Надеемся, что те, кто часто нарушают правила дорожного движения, пересмотрят свое отношение к окружающим их людям и к безопасности на дороге.

Читайте также:  Советские аналоги зарубежных автомобилей

Разговоры по мобильному телефону за рулем

Несмотря на то, что в нашей стране действует штраф за разговоры по мобильному телефону во время движения, огромное число водителей по прежнему каждый день пользуются ими за рулем. В настоящий момент штраф за пользование телефоном во время движения без специальных электронных устройств (которые позволяют разговаривать по телефону без использования рук) составляет 1500 рублей (12.36 1 ).

Но мера ответственности не останавливает многих водителей. И дело в низком размере штрафа. Дело в том, что привлечь водителя за разговор по мобильному телефону за рулем очень тяжело. Сотруднику ДПС нужно для привлечения водителя к ответственности предоставить фото или видео доказательства нарушения ПДД. Именно поэтому большое количество граждан, не боясь привлечения к ответственности, нарушают ПДД, пользуясь телефоном за рулем.

Как установили путем исследования, пользование мобильным телефоном во время движения очень сильно отвлекает водителя. По некоторым данным реакция снижается на тот же уровень, который наблюдается, если водитель находится в лёгком алкогольном опьянении. Водители, которые разговаривают по телефону во время движения, часто создают опасность на дороге своими неадекватными действиями за рулем.

Движение по автомагистралям на маленькой скорости

Многие водители часто забывают, что за пределами населенных пунктов двигаться по автомагистралям на маленькой скорости запрещается. В настоящий момент двигаться по скоростному шоссе со скоростью менее 40 км/час нельзя. Штраф за подобное нарушение составляет 1000 рублей (12.11 ч.1).

Даже если водитель новичок и боится двигаться на скорости больше 40 километров в час, в случае выявления нарушения сотрудником ДПС, ответственный за нарушение ПДД будет оштрафован. Двигаясь по шоссе на маленькой скорости, Вы создаете искусственную помеху другим участникам дорожного движения, а также можете спровоцировать аварию. Помните, что если Вы двигаетесь с маленькой скоростью по скоростному шоссе в связи с неисправностью автомобиля, то обязательно включите аварийную сигнализацию, чтобы предупредить других водителей о своей низкой скорости. При первой же возможности сверните с автомагистрали.

Не включить поворотник

Еще самое распространенное нарушение правил дорожного движения на наших дорогах это не выполнение требований ПДД, включить световой сигнал при намерении перестроиться, развернуться или повернуть. Согласно статистике ДТП не включение поворотников в 70 процентах случаев приводит к аварии. Ведь не сообщая заблаговременно о своем намерении движения, Вы создаете на дороге аварийную ситуацию.

Не все на дороге могут “читать” и чувствовать, что хотят предпринять другие участники дорожного движения. Поэтому, не включив предупреждающий сигнал, Вы рискуете попасть в аварию. Помните, что своими действиями Вы провоцируйте других водителей на агрессию. Напомним, что согласно действующим ПДД в РФ за не включение поворотников Вам грозит штраф в размере 500 рублей (12.14 ч.1 1 ).

Управление автомобилем без ближнего света

С 2010 года на территории России действует новая законодательная норма, согласно которой водители в любое время суток при выезде на дорогу обязаны включать ближний свет фар (дневные ходовые огни). В случае нарушения данного пункта ПДД водитель подлежит наказанию в виде штрафа в 500 рублей. (12.5 ч.1). Несмотря на наличие штрафа за нарушение данного правила дорожного движения, многие водители пренебрегают этой обязанностью. Почему? Все очень просто.

Согласно статистике нарушений ПДД, водителей не так часто привлекают за подобные нарушения, в связи с отсутствием доказательной базы. Также как и разговоры по мобильному телефону за рулем, необходимо предоставить фото или видео доказательства нарушений.

Помните, что, несмотря на низкий штраф за не включение ближнего света днем, старайтесь не забывать включать фары. Ближний свет в дневное время обеспечивает Вашу видимость на дороге.

Несоблюдение дистанции на дороге

На дороге всегда найдутся водители, которые часто не соблюдают безопасную дистанцию между транспортными средствами. Вы замечали как водитель, который хочет Вас обогнать сначала подъезжает близко к задней части Вашего автомобиля в расчете, что Вы уступите ему дорогу. Скажите честно, Вас это раздражает? Конечно да.

Большинство водителей положительно ответят на этот вопрос. Многие водители даже не знают, что за подобное нарушение, законом установлена ответственность в виде штрафа в 1500 рублей (ст.12.15 ч.1)

Помните, что несоблюдение дистанции на дороге очень часто приводит к серьезным авариям. Даже в летнюю сухую погоду на новой резине, в случае не соблюдения дистанции, Вы можете не успеть затормозить и ударить впереди идущий автомобиль. Также не забывайте, что подъезжая близко к другому транспортному средству, Вы раздражаете водителя и можете спровоцировать агрессию.

Внезапное изменение траектории движения на дороге

Очень часто водители на дороге забывают о других участниках дорожного движения и внезапно, без предупреждения начинают менять траекторию своего движения, что приводит к серьезным авариям. Часто в таких ситуациях водители даже не смотрят в зеркала заднего вида, чтобы убедиться, что для перестроения отсутствуют препятствия. Так, что будьте внимательны на дороге, если хотите изменить направление движения. Прежде чем перестроиться убедитесь, что Вы не кому не мешаетесь.

Уступайте дорогу

Если Вы движетесь по скоростной полосе с небольшой скоростью, то при приближении автомашины позади Вас уступите дорогу, если она движется на скорости большей Вашей. Не провоцируйте водителя на агрессию, поскольку если Вы не уступите полосу движения и продолжите двигаться на маленькой скорости, Вы заставите сильно нервничать другого водителя. Помните, что водитель, который движется на скорости большей Вашей, имеет преимущественное право проезда по скоростной полосе. В таком случае Вы должны либо уступить дорогу или набрать скорость.

Велосипедист

Будьте внимательны к незащищенным участникам дорожного движения. Помните, что велосипедисты являются полноправными участниками движения. Пересекая полосу движения для велосипедистов убедитесь, что по ней никто не едет. В случае проезда по ней велосипедиста уступите ему дорогу в соответствии с ПДД. Припарковав автомобиль с краю дороги, прежде чем открыть дверь, также не забудьте убедиться, что сбоку в этот момент не проезжает велосипедист.

Если Вы не уступите дорогу велосипедисту, то Вам грозит ответственность в виде штрафа в 1500 рублей (статья 12.18)

Обгон тихоходного транспортного средства

Часто при движении на узкой дороге мы сталкиваемся с тихоходными транспортными средствами, которые нас раздражают своей низкой скоростью. В таких случаях сохраняйте спокойствие. Помните, что тихоходное транспортное средство не может ехать быстро. Если Вы хотите его обогнать, то следует это делать только в тех местах, где это разрешено дорожными знаками и разметкой.

Также помните, что обгонять тихоходное транспортное средство Вы можете только в том случае, если на нем присутствует соответствующий знак, указывающий на максимально возможную скорость движения.

В случае если Вы начнете обгон в неположенном месте, то Вы можете быть привлечены за выезд на встречную полосу движения (1500 рублей или лишения прав в зависимости от обстоятельств).

При сужении дороги не провоцируйте на конфликт

Вы сталкивались с грубостью на дороге? Уверены, что большинство из Вас ответят положительно на этот вопрос. К примеру, часто подъезжая к сужению дороги (ремонт, авария и т.п.) мы вынуждены перестраиваться в другую полосу, но по каким-то причинам большинство участников дорожного движения нас не пропускают.

Подобная невежливость наблюдается по всей стране. А потом такие водители ругают наши власти за ситуацию на дороге. Помните, чтобы изменить обстановку на дорогах России необходимо начать с себя. Измените свою культуру вождения. В случае сужения на дороге, уступайте хотя бы через одного другим машинам. Хотели бы отметить, что, не уступая другому участнику дорожного движения дорогу, мы не только нарушаем ПДД, но и провоцируем аварию.

Езда по разделительной полосе

При движении по скоростной полосе часто многие водители (особенно премиум марок) стараются обогнать другой автомобиль по разделительной полосе. Ни в коем случае не делайте этого, поскольку это грубое нарушение правил дорожного движения. (12.15 ч.1) – штраф 1500 рублей. Также в некоторых случаях выезд на разделительную полосу может расцениваться как выезд на встречную полосу движения.

Парковка

Вам знакома ситуация, когда подъезжая на парковку, на которой практически нет мест, Вы встречаете автомашины, которые припаркованы не правильно (на два места)? Признайтесь, что в этот момент Вы начинаете нервничать. Поэтому когда Вы паркуете автомобиль, вспомните о такой ситуации и тогда, скорее всего, Вы поставите машину правильно. Стоит отметить, что хотя за подобные действия в нашем законодательстве ответственности нет, но из-за неправильной парковки Вы можете спровоцировать агрессию у других водителей по отношению к Вам, что может вызвать серьезный конфликт.

Стоянка машины в неположенном месте

Часто знаки запрещающие стоянку автомобилей стоят не далеко от остановок общественного транспорта. Если еще в подобных местах многие водители стараются не оставлять свои транспортные средства, то там где муниципальные власти ограничили бесплатную парковку многие из нас стараются все таки поставить свою машину. Некоторые водители часто ошибочно полагают, что на платных парковках можно пренебрегать знаками запрещающие бесплатную стоянку. Это не так. На законодательном уровне существует ответственность за бесплатную стоянку в местах, предназначенных для платной парковки.

Не бросайте мусор из машины

К сожалению, в нашей стране отсутствует ответственность за выкидывание мусора в окно автомобиля. К примеру, в Европе за это предусмотрены большие штрафы. Но отсутствие штрафов не означает, что нужно выкидывать из окна различный мусор или окурки сигарет. Ведь выброшенный мусор может попасть во время движения в другой автомобиль, что может спровоцировать конфликт с другим водителем.

Нет ничего проще, чем сложить все в пакет и выбросить потом все в урну.

Не соблюдение дорожных знаков

Почему в нашей стране дорожные знаки превратились в ненужные элементы на дорогах? Ведь в автошколах изучению дорожных знаков уделяется большое внимание. Конечно, надо признать, что на наших дорогах часто многие знаки не соответствуют дорожной разметки или дорожным условиям, но это не означает, что их надо игнорировать.

При движении по дороге неукоснительно соблюдайте предписания всех дорожных знаков. Поверьте, большинство знаков находятся на дороге не просто так. Самое частое нарушение ПДД, с которым сталкиваются сотрудники ГИБДД на дороге, это несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками. К примеру, поворот направо, вопреки запрету на подобный маневр (ст.12.16 ч.1 и ч.2 – штраф до 1500 рублей).

Использование резины не по сезону

Пока что в России не приняли закон, который бы запрещал использование резины не по сезону. Депутаты только готовят законопроект, который предусматривает ответственность за езду на автомобиле, который оснащен шинами не по сезону. Но, несмотря на то, что пока ответственности нет, это не означает, что нужно ездить на летних шинах в зимний период и наоборот. Помните, что управляя машиной на летних шинах в зимнее время, Вы подвергаете опасности не только себя, но и других участников дорожного движения. Даже если Вы считаете себя профессионалом, помните, что законов физики никто не отменял.

Надеемся, что каждый участник дорожного движения рано или поздно осознает, что нужно более ответственно подходить к безопасности на дороге. Поверьте, если каждый из нас изменит себя и будет неукоснительно соблюдать правила дорожного движения, то ситуация на Российских дорогах улучшится в несколько раз.

febi › Блог › Новые штрафы и самые распространенные нарушения ПДД

1 сентября в действие вступают поправки в КоАП, которые значительно увеличивают наказание за нарушение многих пунктов ПДД, вводят понятие «повторное нарушение», увеличивают верхний предел штрафа до 50 тысяч. Все подробности этих изменений – в материале «Новые штрафы с 1 сентября. Все подробности». Ну а сейчас мы расскажем, о том, какие же пункты ПДД российские водители нарушают чаще всего. Итак, по данным «Российской газеты», рейтинг нарушений ПДД выглядит следующим образом:

1.Превышение скорости
Согласно статистике, при увеличении скорости тяжесть последствий аварий возрастает в геометрической прогрессии. И об этом надо всегда помнить. Наказание с 1 сентября за превышение будут следующие:
• При превышении на 20-40 км/ч штраф составит 500 рублей.
• 40-60 км/ч — 1000-1500 рублей. Но стоит дважды в течение года ехать с таким превышением, как наказание будет уже 2000-2500 руб.
• Превышение на 60-80 км/ч. Тут все уже серьезней. Если нарушение совершено впервые, то вас могут лишить прав на 4-6 месяцев (или штраф 2000-2500 рублей, но это уже будет решать суд). При повторном нарушении — только лишение прав на 1 год.
• превышение на 80 км/ч — лишение прав на 6 месяцев или штраф 5000 рублей. Повторное нарушение — лишение прав на год.

Читайте также:  Возродившиеся автобренды

2. Поворот не со своей полосы
Помните – при повороте необходимо занять крайнее положение на дороге (если иное не обозначено знаками). Нарушение этого правила с 1 сентября будет «стоить» от 500 до 1500 руб. в зависимости от дорожных знаков и разметки.

3. Выезд на встречную полосу движения
Одно из самых «страшных» нарушений. Наказание тоже суровое – лишение прав на 4-6 месяцев. А если нарушение было зафиксировано камерами, то штраф составит 5000 рублей.

4. Остановка или стоянка в неположенном месте
Главный бич крупных городов. В Москве и Санкт-Петербурге наказание за это нарушение – 3000 рублей.

5. Обгон по обочине
Ну нельзя обгонять по обочине и справа! Нельзя. Это опасно, ведь водители, которые двигаются в крайней правой полосе обычно не следят, что происходит у них справа. С 1 сентября обгон справа будет стоить 1500 рублей!

6. Разговор по телефону
С 1 сентября за разговоры по телефону без устройства Hands free штраф составит 1500 рублей.

7. Проезд на запрещающий сигнал светофора
Одно из самых опасных нарушений. Причем следует отметить, что под «запрещающим» подразумевается не только красный, но и желтый сигнал! По статистике 20-30% всех столкновений автомобилей происходят как раз из-за проезда перекрестков на запрещающий сигнал светофора. С 1 сентября нарушение этого пункта ПДД будет стоить 1000 рублей, но за повторное нарушение наказание увеличится до 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев.

8. Не предоставление преимущества в движении пешеходам
Не любят в России пропускать пешеходов на переходах. Хотя водители обязаны это делать. Наказание за нарушение этого пункта ПДД – 1500 рублей.

9. Езда в пьяном виде
Комментировать тут нечего – пьяным ездить нельзя. С 1 сентября нарушителей будут наказывать не только лишением прав, но и денежным штрафом – 30 000 рублей. А при повторном нарушении – 50 тысяч рублей (плюс лишение на три года). Правда, с 1 сентября вводится понятие «погрешность алкотестера». Она установлена на уровне 0,16 миллиграмма абсолютного этилового спирта на литр выдыхаемого воздуха (не надо путать с «промилле», которые высчитываются из анализа крови). Разумеется, это совершенно не означает, что с 1 сентября можно будет пить за рулем! Однако введение уровня «0,16» позволит избавиться от спорных случаев, когда водителей лишали прав за микроскопическое содержание алкоголя.

10. Неправильное использование указателей поворота
С 1 сентября за перестроение без включения «поворотника» наказание составит 500 рублей.

ТОП-7 самых частых нарушений ПДД, о которых водители даже не подозревают

Даже автомобилисты, которые сдали на права честно и без взяток, иногда нарушают правила дорожного движения. Причем делают это не специально. Дело в том, что ПДД постоянно меняются, да и некоторые пункты Правил трактуются автомобилистами в свою пользу, а реальность не всегда совпадает с подобными трактовками. В результате – множество ДТП, грозящих нарушителям неприятностями. А всего-то и надо было периодически перечитывать главную водительскую книжечку.

Вы когда-нибудь включали вместо «противотуманок» ближний свет? А может быть ездили с перегоревшей фарой? Или проезжали на желтый сигнал светофора? Или не мигали поворотником при перестроении из одного ряда в другой? Знаете ли вы, что это нарушает закон? Да что уж там, в каждой второй машине водитель сидит за рулем, тыкая в телефоне. Наверняка, подобный грешок есть и за вами.

Для того, чтобы не стать нарушителем на дороге, необходимо хорошо знать правила дорожного движения. Однако, к сожалению, крайне мало водителей следят за изменениями ПДД после окончания учебы в автошколе. А ведь на дорогах регулярно появляются новые знаки и даже разметка.

Только за 2018 год (который, заметим, еще не закончился!) изменили правила перевозки детей (теперь до 7 лет только в специальных автокреслах), запретили за городом выходить из автомобиля без светоотражающего жилета в ночное время суток, утвердили единые правила для перекрестков с круговым движением, ввели новую «вафельную» разметку, а также полосы синих цветов. И это еще не все. Количество нововведений в ПДД в этом году превысило привычный для автомобилистов уровень. При этом не существует какой-то системы, которая бы официально оповещала действующих автомобилистов об изменениях. Некоторые водители узнают о нововведениях по радио, другим – рассказали знакомые, но ведь кто-то мог и не уследить, что, например, изменилась приоритетность проезда на круговых перекрестках. Получается, что такой водитель будет много лет ездить, не зная этого правила.

Чтобы такого не происходило, советуем вам постоянно изучать новые нормы и подстраиваться под них. Да и давно известные Правила необходимо время от времени освежать в памяти. Кстати, все нововведения мы регулярно обсуждаем в нашем Telegram-чате с опытным преподавателем по теории ПДД Евгением Вадимовичем Задорожным.

А сегодня мы подробно разберем те пункты ПДД, которые водители нередко нарушают, часто даже не понимая или просто забывая, что их действия противоречат установленным правилам дорожного движения.

Пожалуй, самое массовое нарушение правил дорожного движения – это превышение скорости. На российских дорогах установлены вполне конкретные скоростные лимиты. Так, в населенных пунктах допускается движение со скоростью не превышающей 60 км/ч, а во дворах вообще установлен максимум в 20 км/ч. За городом ограничения полояльнее: на автомагистралях – 110 км/ч, а на остальных трассах – 90 км/ч. Однако, как показывает практика, многие водители не считают превышение скорости на 19 км/ч нарушением, ведь за это в административном кодексе не предусмотрено никаких санкций. Однако 100 км/ч на «трешке» и 120 км/ч по МКАДу – это опасное легкомыслие. К сожалению, большинство серьезных аварий с тяжелыми последствиями происходит именно из-за превышения скорости.

Стоит помнить о том, что если водитель, превысивший скорость всего на 10 км/ч, собьет пешехода, который переходит дорогу в неположенном месте, его, скорее всего, признают виновным из-за нарушения скоростного режима. А за этим последуют все соответствующие правовые последствия, и они не из приятных.

2. Запрещающий желтый

Большинство водителей уверены, что желтый сигнал светофора всего лишь информирует о предстоящем красном, который запрещает проезд транспорта. Однако в п. 6.2 ПДД четко сказано, что на желтый также ездить нельзя. Исключением считаются лишь случаи, когда автомобилисту для того, чтобы остановиться, необходимо применить экстренное торможение (п. 6.14 ПДД). Любители проскочить частенько пользуются данной лазейкой в Правилах, тем самым избегая наказание. Однако, дело не столько в штрафах, сколько в последствиях подобных нарушений. Стоит другому торопыге с пересекающегося направления стартануть чуть раньше, и вот – типичное ДТП.

Так что хотите подольше пожить – не нарушайте указаний светофора. Даже на пустой дороге лучше остановиться и дождаться разрешающего движение зеленого сигнала, нежели столкнуться с двигающимся наперерез груженым КАМАЗом.

3. Светофор без контуров

Продолжим «светофорную» тему. Много мифов возникло вокруг светофоров с дополнительной секцией. Когда на улице темно, да еще и льет дождь рассмотреть стрелку в отдельном окошке бывает довольно проблематично. Чтобы упростить задачу для водителей, дорожные работники налепляют на основную секцию светофора специальные трафареты со стрелками, указывающими разрешенное направление дальнейшего движения конкретного окошка.

Однако порой дополнительная секция есть, а контурной стрелки на основном зеленом сигнале светофора нет. Многие автомобилисты почему-то наивно полагают, что это серьезная причина не подчиняться требованиям сигналов допсекции. Только, если внимательно прочитать п. 6.4 ПДД, то станет понятно, что контурная стрелка лишь уведомляет водителей о наличии дополнительных секций светофора, но не отменяет выполнение их сигналов. Более того, п. 6.3 ПДД и вовсе прямым текстом запрещает проезд в направлении дополнительной секции, когда ее сигнал выключен.

Конечно, если на основном зеленом сигнале светофора отсутствуют контурные стрелки при наличии допсекций, то это нарушение ГОСТа 52282-2004, что можно использовать в свою пользу в случае спора с сотрудником ГИБДД. Тем самым получится избежать штрафа, но в итоге вероятно приведет к ДТП.

Мы настаиваем, что поворот направо под негорящую стрелку – это проезд на запрещающий сигнал светофора. Со всеми вытекающими последствиями.

4. Покидание места ДТП

В головах водителей прочно закрепилось требование Правил, что покидать место аварии почти что смерти подобно – признают виновным, прав лишат, в тюрьму посадят . Поэтому после ДТП автомобилисты боятся сдвинуть свои транспортные средства даже на сантиметр.

На самом же деле требование оставаться на месте аварии касается лишь водителя, а не его машины. Более того, п. 2.6.1 ПДД обязует водителей освободить проезжую часть, если автомобили перегородили проезжую часть, тем самым мешая движению других транспортных средств. Конечно, предварительно, необходимо зафиксировать на фото и видео положение автомобилей относительно друг друга и к объектам дорожной инфраструктуры. Иначе прибывшие на место происшествия инспекторы ГИБДД могут даже оштрафовать вас на 1000 рублей за то, что вы стали причиной образования затора.

5. «Противотуманки» вместо ближнего

Всех автомобилистов в нашей стране можно разделить на тех, кто ограничивается во время ночных поездок лишь включенными «габаритами» (хорошо хоть ими!), и тех, кто, отправляясь в дорогу в ясный солнечный день, включает и фары, и «противотуманки». Первые, видимо, берегут лампочки для потомков, вторые – из кожи вон лезут, чтобы как можно сильнее заявить о своем присутствии на проезжей части. Объединяет и тех, и других то, что обеим категориям водителей неплохо было бы перечитать правила дорожного движения.

Правила пользования внешними световыми приборами подразумевают, что ночью или в условиях ограниченной видимости нужно обязательно включить ближний или дальний свет, а габаритные огни необходимы при парковке на обочине. А вот «противотуманки» дальний или ближний свет фар не заменяют.

«Забывчивостью» при включении поворотника во время перестроения из ряда в ряд страдают многие автомобилисты. К сожалению, это говорит о нашей культуре вождения. Это может быть простительно водителям-новичкам, у которых данное действие еще не доведено до автоматизма (хотя в автошколе все-таки большинство оттачивают данный навык в совершенстве). Но когда про поворотники «забывают» автомобилисты с приличным опытом, то эта полнейшая безответственность, которая приносит дискомфорт другим участникам дорожного движения.

Включение поворотников при маневрировании – это не только требование этики, но и указания конкретного пункта Правил (п. 8.1 и 8.2 ПДД). И делать это необходимо заблаговременно. Иначе – штраф.

Однако сумма штрафа в 500 рублей, видимо, мало кого пугает. Тем более, что для того, чтобы привлечь водителя к ответственности, нужно зафиксировать момент нарушения на видеокамеру. Только учтите, что подобная «забывчивость» при маневрировании может обойтись вам значительно дороже, если машина попадет в аварию.

Ни для кого не секрет, что гаджеты скоро поглотят мир. Мы лично проводили эксперимент, катаясь по улицам столицы. Каждый второй автомобилист в вяло движущейся «пробке» достает мобильный телефон, отвлекаясь из-за этого от дороги и угрожая безопасности дорожного движения.

Именно по этой причине во многих государствах (и в России, кстати, в том числе!) запрещается использовать мобильные устройства находясь за рулем. Только по каким-то причинам российские водители регулярно нарушают запрет п. 2.7 ПДД. Штраф за подобное правонарушение составляет, между прочем, 1500 рублей.

Внимательнее изучайте правила дорожного движения, следите за нововведениями и не нарушайте. И будет на дорогах тишина и спокойствие!

За три грубых нарушения ПДД будут лишать прав на год—полтора. В чем смысл нового законопроекта?

В советские времена самым страшным орудием инспектора ГАИ был дырокол: три грубых нарушения в течение года — и ты остаешься без прав, так называемая накопительная система. Так что шоферы, имевшие в талоне две дырки, вели себя на дороге тише воды ниже травы.

Дырокол смыло волной перестройки, однако в 90-е появился талон предупреждений: каждое нарушение в зависимости от тяжести оценивалось баллами, и набравший 15 баллов (так называемая списывающая система) становился безлошадным на год. Потом баллы отменили. Но в других странах они есть!

Балльную систему приняли в Латвии и Норвегии в 2004 году, на Мальдивах в 2005 году, в Испании, Румынии и Чехии в 2006-м, во Франции в 1993 году (в ­2003-м внесли коррективы). Более десяти лет действует балльная система в Венгрии, Греции, Израиле, Ирландии, Словении, Германии.

Читайте также:  Ошибки, которые совершают водители при посадке в авто

Чаще всего баллы предусмотрены только за грубые нарушения. Во Франции таких 40 типов, в Италии, Корее и Мальте около 30, в Великобритании и Венгрии — 20, в Норвегии всего семь. Лишь педантичные немцы начисляют баллы за каждое нарушение.

Обычный список грубых нарушений: оставление места аварии, управление машиной в нетрезвом состоянии или отказ от медосвидетельствования, проезд под запрещающий сигнал светофора, серьезное превышение скорости. Если наказание уже предусматривает лишение прав, например за «пьянку», то баллы не начисляют.

Срок действия баллов разнится от года до трех. Хотя в Латвии баллы за обычные нарушения живут два года, а за грубые — пять.

Тяжесть наказания отличается: от нескольких месяцев до нескольких лет безлошадной жизни. В Корее лишают возможности сесть за руль на день за каждый балл, в Латвии при наборе 16 баллов (для начинающих — 10) отлучают от руля на год, а при повторном наборе — пожизненно.

На Мальте балльная система действует только для неопытных водителей. В Великобритании, Латвии и Франции отношение к водителям дифференцированное: начинающим поблажек нет, к ним закон более суров.

Отметки о набранных баллах вручную уже не ставят: их заносят в базы данных. В некоторых странах у водителя есть возможность посмотреть свою историю.

Кстати, штрафные баллы можно отработать. Во Франции, Германии и Венгрии для улучшения своей водительской истории необходимо прослушать курс лекций по безопасности движения. Регулярно посещать курсы нельзя — только один раз в несколько лет. В Южной Корее списывают баллы тем, кто сообщает о нарушениях на дороге, и называется это не стукачеством, а активной гражданской позицией.

Вернуть права непросто. В Польше и Израиле сдают теорию, в Латвии, Франции и Чехии — еще и практику. Причем во Франции даже после успешной сдачи всех экзаменов человек сперва получает временное удостоверение — как начинающий водитель. В Германии над провинившимся шофером измываются по полной: помимо сдачи экзаменов, он посещает психолога и пишет специальный Idiotentest, официальное название которого Medizinisch-Psychologische Untersuchung, «медицинско-психологическое обследование». Разумеется, все экзамены платные.

Помогает ли? В Италии после введения подобной практики за два года число погибших в ДТП снизилось на 20,5%, раненых — на 22%. В Латвии по истечении года количество аварий уменьшилось на 7%, а погибших в ДТП — на 11%. В Чехии за первый месяц аварийность снизилась на 27%. Правда, первые результаты не отражают реальную картину: водители привыкают к новым штрафам, и законопослушность неизбежно снижается.

В нашей стране неоднократно обсуждали возврат балльной системы: последний раз в 2013 году это предлагал депутат Вячеслав Лысаков. И сейчас наконец проект приняли — в виде изменений в 12-ю «автомобильную» главу Кодекса об административных правонарушениях. В Госдуме проект представляли Вячеслав Лысаков и заместитель главы МВД Игорь Зубов. При этом генерал в качестве обоснования говорил о том, что около 40% виновников ДТП ранее нарушали Правила. А Лысаков объяснял, что баллы помогут эффективно бороться с хроническими нарушителями, которых 3—5% от общего числа.

Итак, новая статья 12.38 «Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством» предлагает за трехкратное грубое нарушение в течение года лишать прав на год—полтора. «Зачетный» год отсчитывается с момента вступления в силу постановления о наказании за первое грубое нарушение — то есть спустя десять суток после того, как ГИБДД или суд вынесут вердикт.

В случае, если хроническим нарушителем окажется человек вообще без водительского удостоверения (и такое бывает!), то его оштрафуют на 10—30 тысяч рублей. В этом случае сумма набегает приличная: штраф за само нарушение плюс штраф за управление без прав 5—15 тысяч — и новый еще на 10—30 тысяч.

Проступки, зафиксированные автоматическими камерами, в расчет не берутся, поскольку автоматика в соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ может только штрафовать. Таким образом, возбудить дело по новой статье имеет право лишь инспектор, который лично зафиксировал нарушение и определил, что оно стало третьим грубым нарушением за год.

Не будет ли это способствовать увеличению числа взяток? Действительно, с каждым грубым нарушением у водителя появится больше желания договориться с инспектором полюбовно. И это вновь может стать проблемой: как известно, видео­контроль за дорожными нарушениями в нашей стране ввели именно из-за повсеместной коррупции в ГИБДД.

А еще один проблемный аспект — сама многострадальная глава 12 КоАП. Взгляните на статьи серьезных нарушений: почему за одни штрафуют на 5000 рублей и лишают прав, а за другие можно отделаться 500-рублевой купюрой или даже предупреждением? Не разумнее было бы сперва навести порядок в 12-й главе, условно разделить правонарушения по тяжести последствий и определить каждому соответствующее наказание — и только потом вводить балльную систему?

Надеемся, что в ходе будущего обсуждения статьи 12.38 КоАП из нее уберут некоторые наиболее спорные пункты. Например, начисление баллов за пересечение сплошной линии при повороте или развороте — ведь это нарушение может быть ненамеренным, если разметка частично заметена снегом или стерлась. А баллы «за пешеходов» уж точно могут привести к расцвету коррупции, ведь в мегаполисах есть настолько нагруженные «зебры», что обвинить в непредоставлении дороги пешеходу можно будет практически любого водителя. Стой себе в засаде, тормози и вымогай!

Но так или иначе, а статью 12.38 «за систематические нарушения» примут уже в этом году.

Частые нарушения правил дорожного движения

Количество машин на дорогах из года в год только увеличивается. А значит, соответственно растет и количество нарушений. Основным документом, регламентирующим поведение водителей на дороге, являются правила дорожного движения. В них подробно описано поведение водителей в той или иной ситуации и значение дорожной разметки и знаков. Итак, какие нарушения совершают чаще всего?

Статистика нарушений ПДД по России

Показатели состояния безопасности дорожного движения за последние несколько лет можно найти на официальном сайте ГИБДД. Согласно этим данным вследствие нарушения правил ПДД в России произошло в 2015 году 184 000 ДТП, в 2016 году 173 694 ДТП, в 2017 году (по состоянию на сентябрь) 120 617 ДТП.

Также ведется официальная статистика количества правонарушений на дорогах. Согласно этим данным в 2015 году сотрудниками ГИБДД было вынесено 87,1 млн постановлений о назначении административного штрафа на общую сумму 70,7 млрд рублей, в 2016 году количество постановлений немного уменьшилось и составило 78,5 млн (из них 61 млн нарушений был зафиксирован камерами и 17,5 млн зафиксированы сотрудниками ГИБДД лично).

Точное количество нарушителей правил дорожного движения содержится в Форме №1-БДД, составленной госавтоинспекцией:

Самыми распространенными являются нарушения скоростного режима, выезд на встречную полосу, проезд на красный сигнал светофора, не пристегнутый ремень безопасности и другие. Размеры штрафов за указанные нарушения приведены в разделах ниже.

Несоблюдение скоростного режима

Согласно многочисленным сводкам ГИБДД и статистическим данным наиболее частым нарушением в области дорожного движения является нарушение скоростного режима. У большинства российских водителей превышать скорость является нормальной практикой. Тех, кто никогда не совершал это правонарушение, практически не существует.

Согласно последним поправкам за превышение скорости в 2018 году предусмотрена следующая ответственность. Если величина превышения попала в диапазон от 20 до 40 единиц, водителю грозит штраф в 500 рублей. От 40 до 60 – 1 – 1,5 тыс. рублей, при повторном правонарушении в течение года от 2 до 2,5 тыс. рублей. Свыше 60 – от 2 до 2,5 тыс. рублей или лишение прав до полугода, при повторном нарушении срок лишения возрастает до 1 года. Больше всего заплатят водители, превысившие установленную скорость на 80 и более единиц – 5 тыс. рублей, также они могут остаться без прав на срок до 6 месяцев. При этом следует уточнить, что если правонарушение фиксировалось камерами, такая мера наказания как лишение водительских прав не используется. Ее заменяет штраф в размере 5000 рублей.

Выезд на встречную полосу

Выезд на встречную полосу с целью обгона или объезда препятствия – второе по популярности правонарушение. Ответственность за него прописана в ст. 12.15 ПДД. Так вот согласно данной статье за выезд на встречную полосу или трамвайные пути при совершении объезда препятствия предусмотрен штраф в размере от 1 до 1.5 тыс. рублей. Если целью выезда был обгон попутно движущегося транспортного средства, размер штрафа возрастает до 5000 рублей. Также к водителю может быть применено лишение прав на срок от 4 месяцев до полугода. При повторном совершении этого нарушения лишат прав на 1 год.

Разговор по телефону

Еще одно топовое правонарушение. Мобильные телефоны настолько прочно вошли в нашу жизнь, что некоторые практически никогда не выпускают их из рук. А это во время движения может привести к самым печальным последствиям. Согласно статистике использование телефона за рулем без применения специальных устройств беспроводной связи увеличивает риск ДТП в 4 раза. На данный момент за это правонарушение предусмотрен штраф в размере 1,5 тысяч рублей.

Проезд на запрещающий сигнал светофора

Согласно статистике городских аварий от 20 до 30% случаев ДТП происходит именно из-за нарушения этого правила. Чаще всего водитель просто не рассчитывает свои силы и не успевает проскочить перекресток, в то время как другие участники движения уже начинают выполнять маневр. За такой нарушение размер штрафа составляет 1 тыс. рублей. При повторном совершении наказание существенно ужесточается. Размер штрафа возрастает до 5 тыс. рублей, также водитель может быть лишен прав сроком до полугода. Еще одной разновидностью этого нарушения является заезд за стоп-линию. За него водителям придется заплатить 800 рублей.

Вождение в нетрезвом виде

Еще одна распространенная проблема российских водителей – вождение в нетрезвом виде. Ответственность за это деяние пересматривается почти ежегодно. Согласно данным таблицы штрафов за 2018 год этот вид нарушения грозит обернуться лишением прав на срок до 2 лет и штрафом в 30 тыс. рублей. Также к водителю может применяться административный арест сроком до 15 суток, а само ТС может быть помещено на стоянку.

При повторном совершении ответственность возрастает многократно. Штраф при этом увеличивается до 200-300 тыс. рублей. Также в дополнении к нему водителю может грозить заключение сроком до 2 лет или принудительные работы.

Парковка в неположенном месте

Этот вид нарушения очень актуален для жителей городов. Многие просто не обращают внимания на запрещающие знаки. При этом размер штрафа здесь во многом зависит от конкретного расположения транспортного средства. Если водитель расположит свое авто на местах отведенных для инвалидов ему придется выложить 5000 рублей. При этом машину еще до прихода владельца могут увезти на эвакуаторе.

Если машина будет оставлена на тротуаре или ближе 5 метров от пешеходного перехода размер взыскания составит 1000 рублей, так же как и в предыдущем случае ТС может быть задержано. При этом действие данной статьи не распространяется на вынужденную остановку. Водитель, создавший помехи другим участникам дорожного движения, наказывается штрафом в размере 2 тыс. рублей. Его машина при необходимости также может быть эвакуирована.

Не пристегнутый ремень безопасности

Многие очень часто пренебрегают этим очень простым правилом. Ответственность за него предусматривает наложения штрафа в размере 1 тыс. рублей. Причем взыскание может быть наложено как на самого водителя, так и на пассажиров.

При этом дети в возрасте до 12 лет должны перевозиться с использованием специального удерживающего устройства. Ответственность за это нарушение предусматривает наложение штрафа в размере 3 тыс. рублей.

Отсутствие полиса ОСАГО

Из-за значительного подорожания полиса ОСАГО многие водители не торопятся с его приобретением. Максимум что им грозит – это наложение штрафа в 800 рублей. При этом ответственность за случаи, когда полис все же есть, но его забыли дома, составляет 500 рублей.

Заключение

Выше были рассмотрены самые распространенные виды нарушений правил дорожного движения в целом по России. В зависимости от региона эта статистика может существенно меняться. Также нарушения актуальные для больших городов могут быть абсолютно не характерны для провинции и наоборот.

Добавить комментарий