Самый быстрый пит-стоп

Masha-Blade › Блог › Десять рекордов F1, которые были побиты в 2019 году

Сезон-2019 можно смело назвать самым зрелищным за все последние годы Формулы 1 — ну уж точно за время так называемой гибридной эры. К тому же именно в этом году были побиты некоторые весьма неожиданные или, наоборот, ожидаемые рекорды, например — рекорд минимального среднего возраста на подиуме Формулы 1; самый быстрый пит-стоп за все годы и самый долгий срок между набранными очками. Мы собрали для вас десять самых ярких рекордов этого года.

1. Наибольшее количество очков в чемпионате и самый длительный период времени в карьере пилота между первым и последним титулом

Оба эти рекорда принадлежат, несомненно, Льюису Хэмилтону. В этом сезоне он набрал 413 очков — на пять больше, чем в 2018 году, когда завоевал свой пятый титул. Да, в прошлом году в календаре появилось на одну гонку больше, а в этом и дополнительные баллы за самый быстрый круг, но это не умаляет заслуг чемпиона. Кстати, в этом сезоне Льюису принадлежат шесть самых быстрых кругов в гонке — в Испании, Великобритании, Италии, России, Японии и Абу-Даби. В итоге он набрал 413 очков: это не только лучший результат самого Хэмилтона, но и самый высокий показатель за всю историю Формулы 1.

В этом году Льюис также побил рекорд Михаэля Шумахера по самому большому промежутку между двумя титулами — первым и последним. У Шумахера между первым и седьмым прошло десять лет, у Льюиса Хэмилтона — 11. Свой первый титул он взял в 2008 году, сражаясь за команду McLaren, шестой — в этом году.

Столь длительная и успешная карьера говорит о его отличной форме и высокой мотивации — редком сочетании двух крайне важных качеств на протяжении столь долгого времени.

2. Количество первых рядов на стартовой решетке у одной команды

В этом сезоне за право побить этот рекорд сражались Ferrari и Mercedes, но Ferrari в итоге победили. Теперь у них 65 стартов с первого ряда обеими машинами. Во многом заслуга в этом принадлежит тому техническому рывку, который они совершили после летних каникул, и их прекрасной квалификации в Японии — впереди Серебряных стрел, ставших в этом списке вторыми. Позади Mercedes идут McLaren и Williams, у которых за плечами по 62 квалификационных дубля. И конечно, в следующем году сражение за подобный рекорд продолжится — по крайней мере между Ferrari и Mercedes.

3. Наибольшее количество очков без титула

Этот рекорд принадлежит Валттери Боттасу. За свою карьеру он сумел набрать 1289 очков, но так и не сумел завоевать титул. В этом году он набрал 326 очков, став вице-чемпионом, и таким образом опередил Фелипе Массу, удерживавшего этот рекорд до сего года. Мы помним, как Масса упустил свой титул на последнем круге последней гонки сезона-2008 в Бразилии, когда Льюис Хэмилтон сумел-таки финишировать на нужном пятом месте, обогнав на мокрой трассе Тимо Глока. Масса закончил свою карьеру в Формуле 1, так и ни разу не став чемпионом. У Боттаса этот шанс еще есть. Сумеет ли он его реализовать — и позволят ли ему, вот в чем вопрос…

4. Самый молодой победитель гонки за команду Ferrari

Более 50 лет этот рекорд принадлежал знаменитому Жаки Иксу — до тех пор, пока в этом году Шарль Леклер не завоевал свою первую победу в Бельгии. И пусть эта победа была омрачена трагедией, случившейся накануне в Формуле 2, тем не менее она принесла новый рекорд. Теперь самому молодому победителю гонки за команду Ferrari — 21 год, 10 месяцев и 16 дней. Это почти на два года меньше, чем Жаки Иксу, которому на момент его победного подиума во Франции в 1968 году исполнилось 23 года, 6 месяцев и 6 дней.

5. Самый молодой подиум

К тому же и один из драматичных. Речь идет о гонке в Бразилии — когда Льюис Хэмилтон был оштрафован на пять секунд за контакт с Александром Элбоном, приведший к развороту последнего, и освободил последнюю ступень подиума следующему по списку. А следующим оказался Карлос Сайнс, финишировавший четвертым. Первые два места на подиуме заняли Макс Ферстаппен и Пьер Гасли. Сайнса остается только пожалеть: свой первый в карьере подиум F1 он не сумел отпраздновать как следует, получив кубок уже после всех торжеств. В итоге средний возраст пилота на подиуме составил 23 года, 8 месяцев и 23 дня. А предыдущий аналогичный рекорд был установлен в 2008 году на Гран-при Италии. Тогда подиум между собой поделили Роберт Кубица, Хейкки Ковалайнен и Себастьян Феттель.

6. Самое большое число гонок без поул-позиции

Здесь у нас отличился Серхио Перес, который побил рекорд Ромэна Грожана, проехав 176 Гран-при без единого поула. Напомним: в карьере у Ромэна Грожана, чьим лучшим результатом в квалификации стало второе время на Гран-при Венгрии в 2012-и и который ни разу не стартовал первым, на 12 стартов меньше. А еще раньше этот рекорд удерживал Джонни Херберт, который провел 160 стартов без поул-позиций.

7. Наибольшее число гонок лидирования в Формуле 1

Семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер на протяжении своей карьеры лидировал в 142 гонках — рекорд, который был незыблем, пока в этом году его не побил Льюис Хэмилтон. Теперь с учетом результатов 2019 года он пролидировал в общей сложности в 148 гонках. Это на 43 (!) гонки лидирования больше, чем у Себастьяна Феттеля, который занимает третье место в этом списке.

8. Наибольшее число гонок без финиша на подиуме

Этот рекорд принадлежит Карлосу Сайнсу, который провел 101 гонку, прежде чем сумел оказаться на подиуме — да и то весьма условно — после Гран-при Бразилии. Карлосу долго пришлось дожидаться решения судей: оно принималось весьма тщательно и скрупулезно, учитывая, у кого собирались отнять третье место. И в итоге испанец получил свой кубок в одиночестве и без зрителей, но это не помешало ему ощутить свой долгожданный триумф и затем отметить важное событие вместе с командой. Кстати, до Карлоса Сайнса этот рекорд принадлежал Мартину Брандлу, который провел 91 гонку, прежде чем впервые оказался на пьедестале во Франции в 1992 году.

9. Самый длинный период между очками в гонках

Прошедший сезон ознаменовал собой возвращение в Формулу 1 польского гонщика Роберта Кубицы — и, похоже, в том числе ради того, чтобы побить этот рекорд. За 21 Гран-при прошедшего сезона он сумел набрать единственное очко в совершенно сумасшедшей и хаотичной гонке в Германии — в отличие от своего партнера по команде, который закончил сезон «всухую». Тем не менее в квалификациях Джордж Рассел одержал разгромную победу — 21:0. Что касается Кубицы, то он в последний раз набрал очки в 2010 году в Абу-Даби, т. е. 3178 дней тому назад.

10. Самый быстрый пит-стоп

В Интерлагосе команда Red Bull сумела провести пит-стоп Максу Ферстаппену всего за 1,82 секунды. Вот просто произнесите: раз-два, а за это время механики команды поменяли на автомобиле RB15 все четыре колеса! Немыслимо. Но самое невероятное, что они побили свой же собственный рекорд, который перед этим установили четыре месяца тому назад во время Гран-при Германии. Предыдущее время составило 1,88 секунды. Ничего удивительного, что именно они и стали обладателями ежегодной награды компании DHL за самый быстрый пит-стоп.

При подготовке материала использована информация с сайта Formula1.com

От 33 до 1,92 секунды

Эволюция пит-стопов Формулы 1. Часть 1

Современные пит-стопы Формулы 1 настолько скоротечны, что любая заминка в боксах для гонщика и команды превращает гонку в катастрофу, как это случилось с Haas в Австралии и с Ferrari в Бахрейне. Но так было не всегда…

Читайте также:  McLaren Elva

До пит-стопов

На заре автоспорта первые гонки проходили между городами, а разделения на одноместные и обычные машины еще не было – колеса оставались открытыми. Тогда механик ездил с гонщиком и при необходимости выполнял ремонтные работы на обочине дороги.

Упомянутая на фото гонка Париж-Мадрид закончилась гибелью нескольких людей. Это привело к тому, что со временем организаторы некоторых автоспортивных соревнований стали строить кольцевые трассы, иногда все же прокладывая их по существующим дорогам. С их появлением и изменились пит-стопы.

Первые пит-стопы

В период между двумя Мировыми войнами Адольф Гитлер, как и многие современные диктаторы, вкладывал деньги в национальный спорт. Среди прочих видов спорта, финансируемых немцами, был и автомобильный, что неудивительно. Гоночные команды Mercedes и Auto Union были символом немецкого превосходства над остальным миром. Имея фактически неограниченные ресурсы, эти команды практически совершили революцию в проведении пит-стопов.

В своей книге «Cars at Speed» (Автомобили на скорости) корреспондент газеты The New York Times Роберт Дэйли детально описал точность и эффективность пит-стопа Mercedes в гонке, которая проходила в 1937 году на трассе Доннингтон-Парк.

На 21-м круге немецкие механики готовились обслужить болид на пит-стопе. Британские фанаты уже были наслышаны об этих «чудо пит-стопах» и с замиранием сердца ждали их. Казалось, что такого необычного может быть в простой остановке возле боксов? Но болельщики столько раз слышали истории о немецких пит-стопах и не могли в них поверить.

В боксах остановился болид Манфреда фон Браухитша. В тот же момент вокруг него засуетилась команда механиков. Топливо заливалось со скоростью 5 галлонов в секунду (чуть менее 19 литров). Механики также сменили задние колеса, дали гонщику бутылку воды, новые очки, и он поехал дальше. Все это длилось 33 секунды! В той гонке немецкие машины заняли первые пять мест. Все остальные отстали не меньше, чем на два круга. Даже такая эффективность была недосягаемой для чемпионата мира в 1950-х годах.

Эволюция

Технологии развивались, а вместе с ними постепенно уменьшалось время пребывания гонщика на пит-стопе, хотя в первые годы проведения чемпионата мира оно могло легко перевалить за 1 минуту. На видео ниже можно сравнить насколько изменились заезды в боксы с 1950 года (когда колесные гайки откручивали… молотком) до нашего времени.

В 1984 году запретили заправки, и время проведения пит-стопов значительно сократилось. В 1993 году Benetton установила рекорд, который, казалось, будет вечным. Механик итальянской команды Стив Метчетт написал в своей книге «The Mechanic’s Tale» (Сказка механика), что на Гран-при Бельгии им удалось обслужить болид Риккардо Патрезе за 3,2 секунды. Сейчас такая продолжительность пит-стопа считается не самой быстрой, что подтвердил проигрыш позиции Себастьяном Феттелем Валттери Боттасу на Гран-при Китая.

В 1994 году в Формулу 1 вернулись дозаправки. В последующие 15 лет продолжительность пит-стопов зависела от количества топлива, которым заправляли болид, и за редким исключением составляла 6–7 секунд. Когда же дозаправки в 2010 году вновь запретили, не прошло и двух сезонов, как команды стали регулярно проводит пит-стопы менее, чем за три секунды. Постоянное совершенствование технологий привело к 1,92 секунды – рекорду, который в 2016 году установили механики Williams во время пит-стопа Фелипе Массы на Гран-при Европы в Баку.

Гасли поменяли шины за 1,91 секунды. Это прорыв или пижонство?

На “Гран-при Великобритании” в прошлое воскресенье механики “Ред Булла” установили новый рекорд “Формулы-1” по самому быстрому переобуванию на пит-стопе. Машину Пьера Гасли обслужили за 1,91 секунды. Ранее рекорд принадлежал механикам из “Уильямса”. На “Гран-при Европы” в 2016 году машина Фелипе Массы ушла на трассу через 1,92 секунды после остановки.

Принято считать, что идеальный пит-стоп в “Формуле-1” возможно только услышать, но не увидеть. Борьба в боксах иногда становится ключевым аспектом на “Гран-при”. Быстрый и четкий пит-стоп – иногда позволяет улучшить или защитить свое место в гонке, а ошибки команды во время остановки порой сводят на нет все усилия пилотов. Более 20 человек должны работать в абсолютной гармонии. Сменить четыре колеса, отрегулировать переднее антикрыло, очистить заднее антикрыло менее чем за 3 секунды, а порой меньше, чем за 2.

A. NEW. WORLD. RECORD.

Физиотерапевт для механиков

Раньше судить о самом быстром пит-стопе было очень сложно. Проблема заключалась в том, что в таких измерениях отсутствовал общий стандарт: секундомерами управляли люди, телекамеры были разные, а калибровка датчиков не универсальна. Именно поэтому в 2016 году был учрежден приз за самый быстрый пит-стоп “DHL Fastest Pit Stop Award”. Для этого были представлены специальные высокоскоростные камеры, способные судить о пит-стопе с идеальной точностью.

В течение 16 сезонов самым быстрым пит-стопом была работа механиков “Беннетона” на “Гран-при Бельгии” в 1993 году. Тогда машину Риккардо Патрезе держали в боксе лишь 3,2 секунды. А в 1994 году, когда в “Формуле-1” были разрешены дозаправки, пилоты стали проводить на остановках около 8-12 секунд. И даже в тех редких случаях, когда водитель останавливался только, чтобы сменить шины, механики делали все надежно и небыстро. И только в 2010 году, когда болиды перестали заправлять, время на пит-стопе, стало уменьшаться. Так в 2013 году “Ред Булл” обслужил машину Марка Уэббера в течение 2,05 секунд.

– Мы были первой командой, которая наняла физиотерапевта специально для механиков. Однако, кроме этого, мы занялись дизайном, – рассказал бывший технический директор “Уильямс” Пэт Симондс. – Мы должны были взглянуть на всю конструкцию болида. На строение ступицы, колес, гаек, резьбы, ведущих штифтов. И когда улучшается каждая деталь из этого механизма, уменьшается и время, проведенное на пит-стопе.

В отличие от других гоночных серий, где все более автоматизировано, “Формула-1” требует, чтобы практически все манипуляции с машиной выполнялось людьми. И поэтому, несмотря на все технологии, пит-стопы остаются в руках команды. А управление этой командой – дело непростое. Рекордное время в боксах – результат многих часов практики на трассе и на тренировках, где также бывают свои сложности.

– Вы можете измотать парней и, что еще хуже, лишить их энтузиазма, если не будете их мотивировать, – говорит менеджер команды “Ред Булл” Джонатан Уитли. – Во всем должен быть баланс, поэтому на следующий день после гонки, когда все уставшие, мы отдыхаем. Все думают, что снять колесо – это достаточно просто, но они ошибаются. Колеса очень тяжелые и объемные, поэтому перемещать их очень сложно и неудобно. Кроме того, нужно очень плавно убирать домкраты, а водителю оттачивать свою реакцию, что также совсем не просто.

Порой несогласованность на пит-стопе приводит к очень печальным последствиям – механики получают травмы из-за наездов, ударов отлетевших деталей и инструментов. В 2013 году в “Формуле-1” даже думали о том, чтобы в целях безопасности заставить команды не гнаться за быстрыми секундами и проводить на остановках не меньше отведенного времени.

В погоне за рекордами

На самом деле рекорды в боксах во время “Гран-при” не является конечной целью ни для одной из команд. Наоборот, погоня за быстрым временем мудрыми руководителями конюшен не приветствуется.

– Если парни начинают спешить, они хватаются за все подряд, и все идет наперекосяк, – говорит менеджер команды “Торо Россо” Грэм Уотсон. – В итоге падает уверенность, а на следующем пит-стопе ребята концентрируются на том, что происходило раньше. Поэтому мы стараемся сдерживать их от этого максимального темпа.

– Последовательность важнее скорости, – соглашается Пэт Симондс. – Я бы лучше делал каждую остановку за 2,4 секунды, чем одну – за 2,1 секунды, а остальные за 3,5 секунды. Именно поэтому нашей основной целью делать каждый пит-стоп меньше, чем за три секунды.

Читайте также:  Исчезнувшие марки автомобилей

После нового рекорда “Ред Булла” у механиков “Формулы-1” появился новый эталон, к которому стоит стремиться. И несколько команд уже заявили, что в скором времени они смогут тратить на пит-стопе всего 1,7-1,8 секунд. Но чем им ради этого придется пожертвовать?

Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter

Самый быстрый пит-стоп в Формуле-1: рекорд Ред Булл

Механики Ред Булл побили собственный рекорд на самый быстрый пит-стоп Формулы-1

В ходе Гран-при Германии 2019 произошло сразу несколько значимых событий: в гонке неожиданно победил Макс Ферстаппен, фаворит Льюис Хэмилтон пришел к финишу 11-м, а механики «Ред Булл» выполнили самый быстрый пит-стоп в Формуле 1. Главной движущей силой соревнования стал проливной дождь. Подробности – в нашей материале.

Самый быстрый пит-стоп в Формуле-1 от «Ред Булл»

Команда Формулы-1 «Ред Булл» установила мировой рекорд в воскресение 28 июля 2019 в ходе Гран-при Германии 2019. Все 4 шины на машине Макса Ферстаппена, победителя соревнования, были заменены за 1.88 секунд согласно официальному таймингу.

Всего Макс Ферстаппен выполнил 5 пит-стопов в ходе безумной гонки на Хоккенхайме, а самый быстрый из них пришелся на 46 круг.

Логистическая фирма DHL, партнер Формулы-1, каждый сезон вручает награду за самый быстрый пит-стоп. Сейчас в рейтинге механиков лидирует «Ред Булл» (306 очков), на втором месте «Уильямс» (218 очков), а «Феррари» (185 очков) расположилась на 3-м месте.

Это вторая гонка подряд, когда механики «Ред Булл» установили рекорд по скорости обслуживания. Так, во время Гран-при Британии, «Ред Булл» обслужили машину Пьера Гасли за 1.91 секунды.

Руководитель команды Кристиан Хорнер отправил начальника механиков Фила Тернера на трибуну, чтобы получить приз за Гран-при Германии 2019.

«Команда пит-стопа была просто невероятной сегодня», — сказал Хорнер.

Сейчас два самых быстрых пит-стопа принадлежат «Ред Булл», на третьем месте – «Уильямс», которые справились с починкой автомобиля своего пилота за 1.92 секунды на Гран-при Азербайджана.

В десятку лучших пит-стопов входят технические остановки только двух команд – «Red Bull» и «Williams».

Ферстаппен – победитель Гран-при Германии 2019

Макс Ферстаппен – неожиданный победитель Гран-при Германии 2019. Это 2-я для голландца победа в сезоне и 7-я за всю карьеру.

Как и в прошлый раз, Ферстаппен провалился на старте, но в остальном почти не допускал ошибок (кроме разворота на 360 градусов, который все равно ни на что не повлиял). Посодействовала победе также работа механиков: самый быстрый пит-стоп в Формуле-1, разумеется, помог голландцу улучшить время.

Дождь превратил гонку в настоящую лотерею, а Макс сумел обернуть неудачи соперников и плохие погодные условия себе на пользу. Сейчас он третий в общем зачете после Хэмилтона и Боттаса.

Неудачи Льюиса Хэмилтона

Гран-при Германии 2019 Льюис Хэмилтон встретил проблемами со здоровьем. Из-за его простуды «Мерседес» даже подготовили второго пилота. Но все обошлось, и англичанин смог принять участие в соревновании.

Почти вся гонка проходила под проливным дождем, что стало причиной нескольких аварий, в том числе и неудачи действующего чемпиона.

Примерно на середине пути Льюис Хэмилтон слетел с трассы и врезался в ограждение. Он серьезно повредил автомобиль, что стало причиной остановки. Работа механиков на пит-стопе заняла 50.39 секунд. В то время, как часть механиков меняли антикрыло, другие замешкались, подбирая колеса. Растерянность и неторопливость механиков стала поводом для многочисленных шуток в Интернете.

По словам Льюиса, это была одна из самых тяжелых гонок в его жизни. Хэмилтон финишировал 11-м, а Валттери Боттас не смог завершить соревнование: его автомобиль разбился.

Всего в ходе Гран-при Германии 2019 было выполнено 78 пит-стопов – рекордное количество для этого сезона. Следующая гонка Формулы-1 пройдет в Венгрии 4 августа.

Сумеют ли Боттас и Хэмилтон удержать лидерство и отыграться за неудачи в Германии? Сделает ли «Ред Булл» третий подряд самый быстрый пит-стоп в Формуле-1?

Делайте ваши ставки вместе с букмекером 1хБет! А мобильное приложение поможет узнавать результаты гонок раньше всех и делать самые выгодные ставки.

«Формула-1»: как поменять шины за 2 секунды

Рассказываем, как команды проводят пит-стопы.

Пит-стопы – один из самых важных (и известных) компонентов любой гонки «Формулы-1». О скорости работы механиков слагаются легенды. Но все же: как именно механики обслуживают гоночные болиды за такой короткий срок?

Для чего нужны пит-стопы?

Шины болидов спроектированы таким образом, чтобы обеспечивать максимальное сцепление, то есть чтобы они предельно хорошо «прилипали» к асфальту. Чем лучше они по этому параметру, тем быстрее они изнашиваются. А поскольку машины «Формулы-1» едут либо на пределе, либо возле него, то и изнашиваются они за сотню-другую километров. Соответственно, чтобы болид всю гонку мог ехать быстро, шины нужно как минимум один раз сменить.

Точно так же на пит-стопах могут решить мелкие проблемы: поменять поврежденное переднее антикрыло (заднее на пит-стопе поменять практически невозможно), вбить на место какой-нибудь отрывающийся элемент, изменить уровень прижимной силы, прочистить забившийся воздуховод или, что бывает очень редко, поменять глючащий руль. Дозаправок больше нет, в 2010 году регламент был изменен, и теперь машины должны проехать всю гонку на том количестве топлива, которое в них залили перед стартом.

Кто проводит пит-стопы?

В каждой команде есть две бригады механиков, закрепленных за каждой машиной. Однако для пит-стопов из них отбирают лучших, и именно они, вне зависимости от того, к какому болиду приписаны, обслуживают обе машины во время гонки. Всего 18 человек. Для этого они много часов подряд отрабатывают работу на пит-стопе и тренируются всей бригадой: у каждого из них есть четко обозначенная роль и каждое движение выверено с точностью до сантиметра. Точно так же тренируется и сам гонщик: ему важно остановиться с точностью до 5–10 см, чтобы механики могли сразу же приступить к выполнению своих обязанностей.

Зачем так много людей?

На самом деле, все просто. За каждое колесо отвечают три механика: один откручивает и прикручивает единственную гайку на колесе (каждая из которых стоит десятки тысяч долларов), один снимает использованное колесо, и один надевает новое. Кстати, механик, который откручивает колесо, начинает это делать еще до того, как машина окончательно остановилась. По одному механику спереди и сзади поднимают болиды на домкратах. Два механика держат машину слева и справа – они не дают ей шататься во время всех этих манипуляций. Еще двое стоят на всякий случай: если вдруг сломается домкрат (или гонщик собьет механика), то они должны мгновенно подбежать со вторым домкратом и заменить своего коллегу.

Это касается пит-стопов, где все проходит в штатном режиме (кроме наезда на механика, конечно). Во время пит-стопа рядом дежурит специальный механик, который может завести машину, если она заглохнет: болид «Формулы-1» не заводится с ключа, для этого нужен специальный инструмент, который в буквальном смысле вставляется в машину сзади и прокручивает двигатель, – эдакий гигантский перфоратор. И плюс есть еще механики, которые занимаются устранением неисправностей или настройкой, если это необходимо: они тоже часть бригады пит-стопов, но все же не входят в эти основные 18 человек, потому что у них свои обязанности. Например, два механика должны уметь в течение максимум 5-6 с сменить переднее антикрыло или решить какую-либо другую проблему.

Разумеется, за всем этим следит главный механик. Раньше он был тем человеком, который держал «палку» и поднимал ее, когда пит-стоп был закончен. Но сейчас он просто наблюдает за работой бригады и корректирует те или иные моменты. В результате такой слаженной и выверенной работы пит-стопы в среднем проводятся за 2-2,3 с. Рекорд же – 1,92 с, его установила команда Williams на Гран-при Азербайджана в 2016 году.

Читайте также:  Возродившиеся автобренды

Можно не останавливаться?

Нет. По регламенту каждый гонщик обязан в течение гонки проехать на двух типах шин: на более жестком (и медленном) и на более мягком (быстром). При этом мягкий тип шин изнашивается быстрее. И когда колеса изношены, гонщик может терять до 4-5 с на круге. Учитывая, что в среднем пилоты теряют на пит-стопах 25 с, отыграть это время они могут буквально за пять-шесть кругов и гонщикам нужны свежие шины.

Изредка, конечно, бывает и такое, что условия становятся идеальными и даже мягкий тип резины долго не изнашивается и помогает поддерживать темп, но это не отменяет того, что пит-стоп необходимо провести. Однажды сразу несколько пилотов ехали на одном комплекте шин буквально до конца гонки и заехали на пит-стоп на самом последнем круге – потому что обязаны это сделать. Но это редчайший пример и чаще всего гонщики проводят одну, две, а то и три остановки в течение заезда.

Вероятно, вам также будет интересно:

«Формула-1»: гид по самому дорогому виду спорта

«Формула-1»: 9 легенд современности

Когда Льюис Хэмилтон завершит карьеру?

Почему гонщики «Формулы-1» такие богатые?

Пилот «Формулы-1» Даниэль Риккардо о том, почему его раздражают электрокары

Фото: Getty Images

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

ЗА БАРАНКОЙ

Популярные статьи

Быстрее двух секунд. Как проходит пит-стоп в Формуле-1?

В современной «Формуле-1» счет идет на десятые доли секунды практически везде — от процедуры старта до скорости переключения передач. Остановка в боксах — не исключение: любая смена покрышек длительностью более трех мгновений считается затянутой.

Мировой рекорд, установленный «Уильямсом» на Гран-при Европы 2016 года в Баку, удивил даже бывалых фанатов: там Фелипе Массу обслужили за умопомрачительные 1,92 секунды.

В самых первых сезонах «Ф-1» пит-стопы совершенно не походили на современные.

Тем не менее, эволюция и оптимизация никогда не прекращались. В команду механиков добавляли новых членов с новыми задачами, разрабатывали специальные механизмы для поднятия машины и облегчения процесса смены покрышек, уменьшали число гаек и улучшали пневматические шуруповерты — и к середине девяностых рекорд «шиномонтажа» пробил 5 секунд.

Дальнейший прогресс происходил уже не так быстро и потребовал новых научных подходов, отмены дозаправок и разработки специальной техники. Но благодаря им лучшие команды все же смогли сбросить еще три секунды за без малого три десятилетия.

Как самые быстрые бригады это делают?

Продуманное расположение механиков

Смена шин превратилась в настоящую программу — и каждый член команды постигает ее годами, неустанно тренируя несколько простых действий.

В современные бригады, проводящие пит-стоп, входят 16 человек со своими зонами ответственности:

– задний домкрат — механик на этой позиции специальным устройством поднимает соответствующую часть машины.

– колесные мини-бригады — состоят из трех парней с простыми задачами: первый управляет пневматическим гайковертом, второй снимает колесо с болида, третий ставит новое. Несмотря на два действия (выкручивание и вкручивание крепления) и массу аппарата в 4 кг, работа механика с гайковертом считается проще, чем у товарищей. «Шинникам» необходимо больше физической подготовки, ведь каждое колесо весит свыше трех килограмм, а снять и установить его на ось нужно с первой же попытки максимально быстро и точно.

– стабилизаторы — два механика, удерживающие машину посередине за кожух двигателя, чтобы она не болталась и стояла ровно во время манипуляций с колесами и домкратами. Один из парней может вытирать визор шлема пилота в случае дождевой гонки, а другой вместе с запасными отвечает за смену руля, носового обтекателя или угла атаки переднего антикрыла.

– передний домкрат — рабочий на этой позиции копирует функции механика, отвечающего за заднюю часть болида.

В то же время на пит-лейн присутствуют и другие члены команды, не участвующие непосредственно в смене колес: например, второй парень с домкратом сзади машины на случай необходимости закатить технику в боксы и механик с пневматическим стартером — на случай заглохшего двигателя. Теоретически в процедуре могут задействовать весь персонал из боксов, если, например, из болида нужно выковырять много мелких обломков или принести запасные колеса взамен не вставшему на оси комплекту. Главное, чтобы каждый участник действа был одет строго по регламенту: во шлем (в котором мало что видно) и огнеупорный комбинезон на случай аварий или других непредвиденных ситуаций.

Перфекционизм в персонале

Во время пребывания команды на базе (то есть в зимние перерывы и большие промежутки между гонками) бригады выполняют минимум 15 смен колес дважды в день. На протяжение Гран-при коллективы тренируют по 12 подходов в четверг, пятницу, субботу и воскресенье, а на тестах регламентом не запрещено практиковаться хоть всю сессию напролет.

Бригады не только отрабатывают колесно-локтевые упражнения до автоматизма, но еще и поддерживают отличную физическую форму. Все очень серьезно: они даже подолгу разминаются и разогреваются перед каждой новой тренировкой.

Удивляться нечему, ведь любое неловкое движение неразогретых мышц может стоить не только травмы, заминки и победы, но и порчи крайне дорогостоящей техники. В таких вопросах мелочей не бывает.

Еще на базах у механиков есть собственные фитнес-залы, а во время Гран-при и учебных пит-стопов их показатели тщательно фиксируют биометрические датчики, помогающие в последующем индивидуальном планировании занятий. Каждый член бригады должен понимать остальных буквально без слов и работать с зашкаливающим уровнем слаженности, так что специальные менеджеры по персоналу постоянно следят за атмосферой в коллективе и развивают командный дух через тимбилдинги. Звучит недешево и сложно, зато система позволяет постоянно прогрессировать: как уверяет специалист по производительности «Уильямса» Джемма Фишер, в данный момент при идеальном раскладе ее ребята способны обслужить машину даже за 1,6 секунды.

Конечно, одними лишь упражнениями дело не обходится: конюшни постоянно разрабатывают кучу мелких инноваций, позволяющих превосходить конкурентов. Часть из них рационализирует детали болида, часть используется в экипировке механиков — и здесь коллектив из Гроува снова среди пионеров. Например, именно англичане первыми запрограммировали домкраты на автоматический спуск машины на асфальт при фиксации последней колесной гайки (раньше механики с подъемными устройствами ждали сигнала от шинных мини-бригад). Теперь гонщику перед выездом нужно лишь убедиться, что парень впереди болида успел убраться с дороги — и пит-стоп сократился на 0,2 секунды.

Также «Уильямс» первым всерьез занялся переработкой колесной гайки и ступицы, крепящей колесо к подвеске, с прицелом на скорость замены. Еще в 2014 году из-за них англичане сталкивались с проблемами: колесо застревало или «приклеивалось» к оси, и механики тратили огромную кучу времени на извлечение детали. Подобная заминка стоила Фелипе Массе победы на Гран-при Канады, после чего конструкторы из Гроува крепко засели за переработку системы. В результате у ступицы сменился материал с рисунком прорезей для охлаждения тормозов — и колеса перестали застревать. Также «Уильямс» оптимизировал количество и резьбу витков, на которые закручивается гайка, выиграв еще десятую секунды.

Еще значительному ускорению остановок в боксах помог отказ от человека с «леденцом», ранее подававшем сигналы пилоту. Его заменил автоматический светофор, не зависящий от скорости реакции конкретного индивида: он срабатывает сразу при спуске машины с двух домкратов на асфальт.

Но главной революцией, спровоцировавшей развитие пит-стопов, стало появление в 70-х пневматических гайковертов. Теперь без них уже невозможно представить замену колес – причем у позиции каждой мини-бригады лежит по два устройства на случай внезапного отказа. Каждый пневмопистолет собирается вручную и выдает более 8600 об/мин в штатном режиме – без подобной скорости не состоялся бы ни один рекорд.

Добавить комментарий