Штрафы на придомовой территории

Правила парковки и стоянки во дворе многоквартирного дома

Припаркованные во дворах жилых домов автомобили вызывают множество конфликтных ситуаций между собственниками. Как правильно выполнить парковку во дворе и на какие нормативные акты следует ориентироваться чтобы транспортное средство не стало причиной ссоры между жильцами? Ответы на все животрепещущие вопросы вы найдете в данной статье.

Нормативная база

Правила размещения транспортных средств во дворе жилого дома регламентированы несколькими законами и иными нормативными документами. К ним относятся:

Нормы и правила парковки авто во дворах

Все нормы и правила парковки транспортных средств во дворах жилых домов регламентированы вышеперечисленными нормативными актами. Их изучение позволит избежать непроизвольных нарушений, а также подскажет как вести себя в спорной ситуации. Так, 17 пункт Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 “О Правилах дорожного движения” регламентирует правила поведения в жилой зоне. А пункт 17.4 того же постановления утверждает, что все вышеперечисленные моменты применимы и к придомовым территориям. Также следует учитывать и региональные нормативные акты, которые также регламентируют поведение автовладельцев на придомовой территории.

Санитарные нормы парковки во дворе

Документом, регламентирующим правила парковки во дворе являются санитарные нормы. Именно в них четко прописаны основные нюансы размещения парковочных мест, а также нормы поведения владельцев транспортных средств.

Санитарные нормы, касающиеся парковки во дворах жилых домов гласят, что:

Чтобы обустроить парковку собственникам жилых домов следует приватизировать придомовую территорию. Это потребует обращения к юристам и сбора определенного пакета документации. Важно понимать, за оборудование парковки должно проголосовать не менее 75% всех собственников. В противном случае оборудование парковочных мест (от 10 до 50 единиц ТС) будет незаконным.

Жильцы, которые не согласны с самовольной организацией парковки во дворе, имеют право обратиться с жалобой в одну из нижеперечисленных инстанций:

  • Санитарная инспекция;
  • Пожарная инспекция;
  • Инженерная служба данного района;
  • Экологическая служба.

К сведению

Застройщикам рекомендовано заранее планировать парковочные места или же оборудовать вместительную подземную парковку. В большинстве регионов это решение имеет рекомендательный характер и застройщик получает такое письмо на этапе планирования территории для строительства.

Учитывая сложную ситуацию с парковочными местами во дворах многоквартирных домов, следует перед приобретением недвижимости заранее уточнять наличие свободного места для собственного автомобиля.

Что считается неправильной парковкой во дворе и размер штрафа за нарушение?

Важно понимать, что правила парковки во дворе многоквартирного дома также регламентированы ПДД. К числу основных моментов, на которые следует обратить внимание автомобилистам, относятся:

    Остановка или же стоянка ТС во дворе с работающим двигателем допустима не более чем на 5 минут. Этого времени достаточно для высадки или посадки пассажиров, а также выполнения манипуляций с грузом. Несоблюдение данного правила грозит жалобой от соседей в соответствующую инстанцию. Аналогичным образом карается и длительный прогрев автомобиля в зимнее время года в жилой зоне.

Инспектор ГИБДД вправе оформить штраф на сумму от 1500 до 3000 рублей в зависимости от размеров населенного пункта.

  • Водителям большегрузных автомобилей запрещено оставлять транспортное средство во дворах жилых домов. Для таких ТС существуют специально оборудованные карманы и стоянки. Размер штрафа также составляет от 1500 до 3000р. Данное правило касается автомобилей, масса которых превышает 3,5т.
  • К числу нарушений также относится парковка транспортного средства на тротуаре (п. 3 ст. 12.19 КоАП). Такое решение может повлечь за собой эвакуацию автомобиля. Владельцу придется не просто внести штраф за неправильно припаркованное ТС, но и оплатить работу эвакуатора. Стоимость услуг эвакуатора оплачивается по действующему прейскуранту, а размер штрафа составляет 2000р. Принимая такое решение следует учитывать, что разрешено эвакуировать автомобили, размещенные на тротуарах, включая придомовую территорию и дворы многоквартирных домов.
  • Затрудненный проезд для других транспортных средств, включая автомобили спецслужб (скорая помощь, коммунальные службы, МЧС и т.д.) также попадает под категорию правонарушения (ст. 12.19 ч. 4 КоАП). Размер штрафных санкций определяет инспектор ГИБДД в зависимости от возникшей опасности и того, к каким последствиям привело оставление автомобиля в неположенном месте. Он может варьировать от 2000 до 3000р.
  • Отдельного внимания заслуживает парковка во дворе вблизи мусорных контейнеров. Оптимальным расстоянием признано не менее 5м, что позволяет коммунальным службам выполнять свои непосредственные обязанности без помех. Штраф за стоянку автомобиля ближе, чем на 5м от места расположения мусорных контейнеров влечет за собой штраф на имя владельца. Сумма штрафных санкций колеблется в интервале от 2000 до 5000р в зависимости от ситуации.
  • Внимание

    Парковка на газоне, расположенном на придомовой территории также является нарушением действующего законодательства. Во дворах многоквартирных домов, имеющих проблемы с наличием свободных мест для стоянки, такая проблема возникает неизбежно. Собственники могут обжаловать такое решение автовладельца.

    Обжалование штрафа за парковку во дворе

    В ряде случаев владельцы транспортных средств могут обжаловать выписанные штрафы за нарушение правил парковки во дворе. К таким моментам относится парковка на газоне в зимнее время. Это нарушение неизбежно влечет за собой наложение на владельца штрафных санкций. Но существует возможность оспорить решение контролирующих организаций. Сделать это можно при одном нюансе: в зимнее время жалоба от собственников жилья должна поступить в санитарные службы, а в летнее время — в ГИБДД. Если же ваши соседи обратились с подобной жалобой в ГИБДД в зимнее время года (при наличии снежного покрытия), то выписанный штраф можно смело обжаловать в суде. Основанием для апелляции служит отсутствие должной видимости.

    Аргументом водителя может стать тот факт, что он просто не заметил газона под слоем снега.

    Парковка во дворе с ограждением

    Отдельного внимания заслуживает самовольное ограждение части придомовой территории для личного пользования. Речь идет об установке ограждения, которое препятствует свободной парковке ТС других собственников дома. За подобные действия Административный кодекс предполагает оформление штрафа на сумму до 5000р.

    Жалоба на незаконную парковку во дворе

    Если во дворе многоквартирного дома один из жильцов регулярно нарушает правила парковки, то его следует привлечь в административной ответственности. Не стоит взывать к помощи общественных организаций или пытаться в диалоге объяснить суть нарушения. Существует простое и эффективное решение, которое позволяет без конфликтов привлечь нарушителя к ответственности.

    Необходимо выполнить несколько действий:

    • зафиксировать нарушение при помощи фото/видео камеры;
    • вызвать инспектора ГИБДД на место нарушения;
    • передать ему собранные фото/видеоматериалы и сообщить данные нарушителя (личные данные или государственный номер транспортного средства).

    К сведению

    Если нарушителей несколько, то на каждый припаркованный автомобиль необходимо предоставить фото/видео материалы. В этом случае инспектор выпишет сразу несколько штрафов за неправильную парковку.

    Оформить штраф может также сотрудник пожарной инспекции в том случае, если стоянка повлекла за собой невозможность потушить возгорание. В случае, если правонарушение не попадает в зону ответственности ГИБДД, то следует обратиться в санитарную инспекцию и предоставить им необходимые материалы и данные.

    Сообщить о правонарушении могут не только жильцы многоквартирного дома, но и сотрудники управляющей компании (УК). Такое развитие событий возможно в случае, если транспортные средства препятствуют погрузке и вывозу бытовых отходов. А представители коммунальных служб оставляют за собой право вызова эвакуатора для освобождения места возле мусорных баков.

    Можно ли приватизировать место для парковки во дворе?

    Законодательство РФ предусматривает возможность для собственников жилья приватизировать парковочное место во дворе дома. Если грамотно подойти к решению проблемы, то уже спустя непродолжительное время вы станете обладателем личного пространства для собственного транспортного средства.

    Необходимо выполнить следующие действия:

    • Получить кадастровый номер, который выделяется участку при постановке на кадастровый учет.
    • Разработать проект стоянки.
    • Приватизировать придомовую территорию.
    • Провести общее собрание собственников жилья, на котором не менее 75% жильцов дадут свое согласие на организацию парковки.
    • Написать в УК заявление с просьбой оборудовать парковку.
    • Получить согласие надзорных органов (Роспотребнадзора и т.д) на оборудование стоянки во дворе жилого дома.

    Помимо этого потребуется оплатить государственную пошлину в размере 100р для получения о кадастровом номере.

    Если все этапы были осуществлены в соответствии с законодательной базой РФ, то спустя непродолжительное время во дворе дома будет оборудована стоянка для транспортных средств жильцов. В дальнейшем, собственники жилья в добровольном порядке определяют количество и расположение мест на новой парковке.

    Ежегодно за оборудованную парковку необходимо будет оплачивать налоги. Это следует учитывать при вынесении решения о её создании.

    Чтобы получить личное парковочное место на общей стоянке необходимо, чтобы оно было выделено путем нанесения на твердое покрытие грунта специальных меток. Это могут быть разделительные линии или установленные маячки. Закрепить право собственности на стоянке можно только при условии, что оно полностью удовлетворяет всем требованиям и его размер составляет не менее 5,3*2,5м. при этом, максимальный размер места на стоянке оговорен в соответствующей документации и не может превышать 6,2*3,6м.

    Предполагаемые нововведения

    К числу наиболее противоречивых и ожидаемых нововведений специалисты относят проект «Справедливой России» о соотношении парковочных мест и размеров собственности. Суть проекта заключается в следующем:

    • Для классической однокомнатной квартиры со средней площадью 30-33 кв.м предусматривается наличие 1 парковочного места. Если же площадь собственности превышает 50 кв.м, то его владельцу положено 2 места на стоянке.
    • В многоквартирном доме (свыше 1000 квартир) необходимо наличие 40 гостевых мест для стоянки. Если же речь идет о крупном жилом комплексе, где количество квартир более 2000, то необходимо наличие 80 мест.

    Данный законопроект находится в стадии разработки. Он далеко не совершенен, ведь некоторые собственники однокомнатной квартиры имеют 2 автомобиля, а владельцы двухкомнатной квартиры могут обходиться без личного транспортного средства. Следовательно, одним жильцам будет катастрофически не хватать мест для стоянки, а другие парковочные места будут пустовать. Единственным решением станет добровольные договоренности между собственниками.

    Параллельно, обсуждается законопроект, в котором речь идет о платных парковках вблизи многоквартирных домов и крупных жилых комплексов. Депутаты вынесли предложение о том, чтобы в ночное время эти стоянки были бесплатными. Внедрение законопроекта потребует дополнительного создания реестра всех платных стоянок, благодаря чему жители близь лежащих домов смогут использовать их в темное время суток в качестве дополнительных бесплатных парковочных мест. Контроль за исполнение данного законопроекта предложено переложить на региональные власти.

    Нюансы парковки во дворе

    Нормативные акты жестко регламентируют правила парковки автомобилей во дворах. Но существует несколько нюансов, которые необходимо учитывать автовладельцам. Это позволит отстаивать свои права в случае неправомерных действий других собственников или же представителей власти. К таким моментам следует отнести:

    • Штраф за парковку на тротуаре составляет 2000р и грозит эвакуацией ТС. Но ПДД разрешают парковку на тротуаре в том случае, если расстояние для прохода пешеходов составляет не менее 2 м между домом и припаркованной машиной.
    • Также КоАП запрещает сквозное движение через придомовую территорию. Но чтобы избежать штрафа за принятое решение необходимо двигаться со скоростью не более 20 км/ч. А также совершить остановку на несколько секунд в разрешенном для этого месте. В этом случае автомобилист не попадает под классификацию нарушения «сквозная езда». А лишь двигается с разрешенной скоростью по придомовой территории, соблюдая правила стоянки во дворах многоквартирных домов.

    Сейчас просто повальное загораживание и отгораживание. Таким образом скоро все дворы, все территории, принадлежащие организациям станут приватизированными. Везде понаставят шлагбаумов. Общественных парковок не останется. Начнут бегать по дворам опричники и изыскивать гостевые авто, превысившие норму пребывания, начнутся парковочные войны — кому сколько мест положено. И скоро автомобиль можно будет поставить только у себя во дворе и ехать на общественном транспорте, потому что припарковаться в другом месте будет просто нереально. Но скоро и пешеходам будет несладко. Все больше загораживают всяких проходов. Полное безумие и махровый расцвет синдрома вахтера…
    Надо наоборот все парковки сделать свободными, во всех дворах и любых пустующих местах делать парковки. И забыть про эту проблему. Никто в здравом уме не поедет парковаться у чужого дома, когда в своем дворе достаточно места.

    Не разрешить, а немедленно запретить все парковки во дворах. Двор — это место отдыха и игр для детей и стариков, а не выставка автохлама. Машинам место на дорогах, а не во дворах. Здоровье важнее груды железа, имеем право дышать чистым воздухом, а не выхлопными газами, не имеешь гаража или места на стоянке-ходи пешком.

    Актуальные штрафы за неправильную парковку во дворе. Правила парковки, можно ли избежать штрафов?

    С каждым годом движение в мегаполисах становилось более интенсивным, ведь число машин неуклонно растет. Приобретая новый автомобиль, многие даже не задумываются о том, где будут его парковать, будучи уверенными, что достаточно оставить его во дворе.

    А ведь это крайне важный вопрос не только с точки зрения недовольных соседей, но и с точки зрения закона. Мы часто отвечаем на вопросы автолюбителей о том, как законно парковаться во дворе, и чего следует избегать, чтобы не получить справедливое наказание.

    ○ Правила парковки во дворах.

    Начать следует с определения того, что такое эта самая «дворовая территория». Сразу отметим, что Правила Дорожного Движения дают не желаемого четкого понятия. При этом раздел 17, посвященный движению в жилых зонах, распространяется на дворовые территории, о чем прямо сказано в п. 17.4:

    • «Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.»

    Поэтому остается лишь довольствоваться общим правовым определением дворовой территории, как пространства, ограниченного зданиями по периметру, внутри которого, как правило, размещаются детские площадки, места для отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школам, детским садам и пр. Но есть одно существенное отличие – она не обозначается знаком 5.21 ( жилая зона) и 5.22 ( окончание жилой зоны), а потому водителю нужно быть внимательным и понимать что в остальном здесь действую все правила движения и парковки транспорта в жилой зоне.

    Так п. 17.2 ПДД ясно говорит:

    • «В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.»

    То есть главное и самое частое нарушение по данному пункту парковка грузовиков и стоянка с работающим двигателем. Последнее особенно актуально в холодный период для любителей «прогреть двигатель», загрязняя окружающую среду и мешая спать жителям прилегающих домов.

    Стоит обратить внимание еще на несколько важных пунктов касающихся парковки, которые актуальны во дворах. П. 1.2 ПДД дает определение остановки и стоянки, что весьма важно ведь п.17.2 говорит именно о стоянке автотранспорта:

    • «”Остановка” – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
      “Стоянка” – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.»

    КоАП РФ установил дополнительные запреты парковки, которые касаются и дворовых территорий. Обычно проезды здесь узкие, а потому паркующиеся умудряются мешать не только проезду других автомобилей, но и обычным пешеходам и матерям с колясками, что уж говорить о технических службах. Тем не менее, ч.8 ст. 20 .4 КоАП устанавливает отвесность за нарушение правил пожарной безопасности. То есть, если оставленная машина будет мешать проезду пожарников можно готовиться оплатить штраф.

    ○ Штрафы за неправильную парковку во дворе.

    КоАП РФ так же не дает определения дворовой территории, но устанавливает ответственность за нарушение правил движения в жилой зоне в ст. 12.28 КоАП РФ

    • «1. Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей. 2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, – влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей

    То есть, если вашу машину обнаружит инспектор ГИБДД, припаркованную с нарушением вышеописанных правил, можно готовиться заплатить штраф в 1000 рублей, а в столичных городах и все 3000. Ровно так же накажут за парковку на тротуаре по дворе, ведь часто из-за припаркованных машин просто нельзя провезти детскую коляску.

    Но этим дело может не ограничиться. Надо признать, что не так часто ГИБДД патрулирует дворы, особенно в маленьких городах, но если же произошло что – то опасная ситуация окажется серьезнее. Например, в случае пожара и невозможности проезда служебной машины к возгоранию, нерадивому автолюбителю могут применить ч.8 ст. 20.4 КоАП:

    • «Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.»

    Но это возможно лишь в случае, если нарушение зафиксирует пожарная инспекция, она легко назначит штраф до 2000 рублей.

    Дворы часто оборудованы зелеными насаждениями, в том числе газонами. ПДД или КоАП не содержат определения газона или штрафа за парковку на нем. Эти вопросы решают органы местной власти, определяя размер штрафа за такие нарушения. В большинстве городов эта сумма фиксирована, так в Санкт – Петербурге рядовой автовладелец заплатит от 3000 до 5000 штрафа. В других регионах, как например, в Самаре, заставят оплатить ущерб насаждению. В любом случае так поступать не стоит.

    Читайте также:  Машины спецслужб России: автопарк ФСБ

    Еще один аспект проблемы – сквозное движение через жилую зону. Официально оно запрещено п. 17.2 ПДД. Но мало кто из водителей хоть раз не пытался объехать «пробку» через ближайший двор. Правила запрещают лишь сквозной проезд, а само движение со скоростью 20 км в час разрешено П.10.2 ПДД:

    • «В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.»

    Значит нужно лишь избавить от понятия «сквозное». Достаточно остановиться на несколько секунд и вот, вы уже добропорядочный водитель, которых ничего не нарушил. Но остановку, конечно, нужно делать с учетом описанных правил.

    В отсутствие автовладельца в любом из перечисленных случаев, авто могут эвакуировать, особенно если оно мешает проездку или работе уборочных или пожарных машин, а значит придется оплатить пребывание на штрафстояке.

    Кроме того, нарушители часто уверены, что если их не застал сотрудник ГИБДД, то они обязательно останутся безнаказанными, но ч. 4 ст. 28.1 КоАП:

    • «Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
      4. Фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.»

    Теперь есть даже сайты, куда можно загрузить фото и видео доказательства нарушения.

    А потому угрозы соседей нажаловаться на автовладельца, который по утрам по полчаса прогревает авто, вполне реальны.

    ○ Советы юриста: как доказать невиновность?

    Для того чтобы избежать штрафа нужно не так уж много. Первый и самый распространенный способ включить аварийные маячки и выставить знак.

    Конечно, злоупотреблять этим не стоит, ведь сотрудник ГИБДД, вызванный возбужденными соседями может поинтересоваться чем вызвана стоянка автомобиля. В таком случае можно сослаться на неисправность или плохое самочувствие по п .2.7 ПДД . Правда стоит быть осторожным, заботливый инспектор может вызвать скорую или предложить сопроводить до места ремонта. А когда убедиться в обмане все-таки выпишет штраф.

    Еще одна хитрость – разница между остановкой и стоянкой. Остановкой считается преднамеренное прекращение движения менее чем 5 минут, при этом не важно, зачем она совершена. Если вы уверены, что никто не подтвердит фактической протяженности стоянки, то можно назвать ее остановкой. Кроме того остановкой считается и прекращение движения для погрузки/разгрузки автомобиля или посадки/высадки пассажиров. При этом неважно, сколько оно будет длиться. А на остановку запретов нет. Конечно, этот способ подойдет только для недолгих стоянок.

    Очень часто можно встретить авто припаркованные на дворовых газонах, это возмущает жителей, но практика позывает, что платить штраф в таком случае тоже совсем не обязательно. Закон не содержит понятия «газон», а значит реально наказать можно только за порчу зеленых насаждений или в том случае если газон признан таковым официально стараниями жильцов. Кроме того, нельзя оштрафовать за стоянку на эко-парковке (специально уложенная бетонная решетка с высаженной травой) или если газон специально устойчив к выкатыванию и заезду транспорта.

    Нередко можно услышать от жильцов дома «убери машину, это мое место!». На самом деле оборудование парковок во дворах жильцами дома отдельная история, требующая собрания ТСЖ, и обращения в органы местной администрации. В большинстве случаев жители просто занимаются самозахватом, устанавливая шлагбаумы, блоки и цепи. Можно смело сказать – это незаконно, а потому стоит напомнить ст. 7.1 КоАП:

    • «Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов на землю влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей, на должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей, на юрлиц – от 10 до 20 тысяч рублей.»

    Проверка штрафа на подлинность возможна на портале госуслуг, а вскоре должна появиться единая база ГИБДД. Будьте внимательны, в «письме счастья» должно быть две фотографии, на одной из которых будет четко виден номер авто. Для уверенности в подлинности стоит обратить внимание на номер расчетного счета, все реквизиты для уплаты штрафов опубликованы на официальном сайте дорожного ведомства.

    Если уж никакие уловки не помогли, а постановление о нарушении и штраф были выписаны, то стоит оплатить его в течение 20 суток. В таком случае вам будет положена скидка 50% , а это существенно сэкономит бюджет.

    Правовой ликбез: парковка во дворе. Смотрите выпуск передачи “Право имею!”

    Действующие нормы и правила парковки автомобилей во дворе жилого дома

    Комфорт – естественное желание человека. Складывается он из миллионов различных аспектов, среди которых есть и некие глубоко личные параметры, и общественные, коммуникативные. Автомобиль уже давно является жизненной необходимостью, но кроме времени его эксплуатации, немалый период необходимо для стоянки. Здесь и возникает порой конфликт общественных интересов, когда одной стороне необходимо парковать машину около дома, а другую это не удовлетворяет по тем или иным причинам.

    Парковки во дворах часто становятся причиной скандалов и даже судебных разбирательств. Можно ли ставить под окнами, вблизи детских площадок, на газонах, тротуарах и т.д. – эти вопросы возникают в городах постоянно. Им и посвятим данную статью, внимательно разобрав все детали законности стоянок для транспорта.

    Можно ли парковаться во дворе жилого дома? Что говорит закон?

    Можно, но для этого должны быть соблюдены установленные правила. Их мы подробно рассмотрим в отдельном разделе, здесь же обратимся к первым трудностям юридического характера, которые и вызывают максимум споров.

    Дело в том, что в профильном СанПиН 2.1.2.2645-10 существуют две статьи:

    • Статья 2.3 разрешает устраивать во дворах гостевые парковки.
    • Статья 2.10 запрещает размещение во дворах постоянных парковок.

    Противники машин, стоящих во дворах, настаивают на том, что жильцы, ставящие свои авто ежедневно, делают это постоянно. Соответственно, и парковка становится постоянной, что запрещено. Жалобщики настаивают на довольно нелогичной конструкции, мол, случайно попавшим людям (гостям) можно парковать автомобиль, а проживающим в этом дворе – нет.

    Это не только нелогично, это и не соответствует нормам законодательства:

    1. Нет юридических норм, точно описывающих разницу между гостевой и постоянной парковкой по времени стоянки или категориям владельцев.
    2. В другом СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 указаны нормы, в т.ч. по удаленности от зданий, оборудованных стоянок. То есть сам факт стоянки возможен, но, разумеется, при выполнении условий.

    Самым главным аргументом в пользу возможности паркинга во дворе является юридический опыт. Граждане неоднократно подавали в суды на управляющие компании за, по их мнению, неправильно расположенные дворовые стоянки, однако в подавляющем большинстве случаев суд признавал законность паркингов.

    Невозможно определить временный или постоянный характер носит стоянка, особенно при перманентной эксплуатации автомобиля. Однако действительно длительное хранение (например, на зиму) может привести к негативным последствиям, но и этот вариант не гарантирован.

    Стоянка грузовых автомобилей в жилой зоне

    Грузовик, как говорится, грузовику рознь. Что касается конкретно парковок, то транспорт данного типа надо разделить на две категории: до и свыше 3,5 тонн.

    Парковка грузового транспорта в свыше 3,5 тонн должна подчиняться следующим правилам:

    • Пункт 17.2 ПДД РФ прямо запрещает парковки в жилой зоне такому транспорту, если они (парковки) не обозначены специальными знаками / разметкой.
    • В соответствии с ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ, нарушение правил парковки приведет к штрафу в 500 рублей. Такое же нарушение, но произошедшее в Москве или Санкт-Петербурге – 2500 рублей (ч.5 той же статьи).

    Таким образом, если стоянки не оборудованы специально для такого вида транспорта, парковка грузовиков свыше 3,5 тонн во дворах запрещена.

    С грузовиками разрешенной максимальной массой менее 3,5 тонн дело обстоит противоположным образом. Их парковки не регламентированы отдельными нормами, а значит парковать такие машины можно по тем же правилам, что и легковые.

    Разгрузочно-погрузочные работы и личный транспорт сотрудников компаний

    Отдельно надо рассмотреть случаи остановки и стоянки транспорта, не принадлежащего жильцам ближайших домов, а имеющих отношение к помещениям общественного назначения (офисы, магазины и пр.), в таких домах располагающихся.

    Здесь стоит говорить о двух типах ТС – личном транспорте работников таких организаций общественного назначения и автомобилей, припаркованных с целью проведения разгрузочно-погрузочных работ. С первым типом все просто:

    Личный транспорт сотрудников компаний, расположенных в жилом здании, должен располагаться за пределами придомовой территории.

    Что касается работ по разгрузке и загрузке продукции или материалов, то они должны выполняться с соблюдением следующих норм:

    1. Нельзя проводить данный вид работ со стороны фасадов, имеющий окна и входы. Разрешается в следующих местах:
      • торцы без окон и дверей;
      • из подземных тоннелей;
      • со стороны автомагистралей;
      • через специальные закрытые дебаркадеры.
    2. Если помещение общественного назначения (при жилом здании) имеет площадь менее 150 м², допускается не оборудовать специальные загрузочные помещения.

    Мы рассмотрели требования и возможности оборудования стоянок во дворах с точки зрения массы автомобиля, мест проживания владельцев и времени парковки. К грузовому транспорту более возвращаться не будем. Перейдем к нормам парковок обычных автомобилей, массой до 3,5 тонн.

    Правила парковки (стоянки) автомобиля во дворах согласно ПДД

    Напомним, что законодательно существует разница между гостевыми парковками во дворе (они разрешены) и постоянными (запрещены). Однако, если речь не идет о действительно продолжительном хранении авто, определить разницу между этими типами практически невозможно. С точки зрения реальности, можно говорить, что дворовые паркинги разрешены. Но они должны соответствовать определенным условиям.

    Остановка и стоянка на газонах

    Проезд, если он не связан с обслуживанием, остановка и стоянка на газонах запрещены.

    Понять эту норму несложно. А вот объяснить почему (на основании чего) достаточно проблематично. Дело в том, что регулируется данная норма совокупностью федерального, регионального, а то и муниципального законодательства. Устанавливается не только сам факт запрета, но и размер штрафных санкций.

    Рассмотрим законодательную цепочку на примере Москвы:

    1. Статья 1 Закона г. Москвы «О защите зеленых насаждений» относит травянистую растительность естественного или искусственного происхождения к «зеленым насаждениям».
    2. Статья 7 того же закона заявляет о незаконности движения и стоянки на зеленых насаждениях.
    3. Переводя произошедшее в рамки нарушения правил парковки, оно подводится под действие ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ – штраф 500 рублей за неправильную парковку, или под 2500 рублей штрафа, если правонарушение произошло в Москве или Санкт –Петербурге (ч. 5 той же статьи).
    4. Однако на этом трудности не закончены! Федеральное законодательство разрешает определять размер штрафов субъектам федерации и/или местным властям. Вот, что говорит по этому поводу КоАП Москвы:
      • За размещение ТС на территории, имеющей зеленые насаждения (ст. 8.25 КоАП Москвы):
        Категория лицШтраф, руб.
        Для граждан5 000
        Для должностных лиц30 000
        Для юридических лиц300 000
      • За повреждение зеленых насаждений с помощью автомототранспортных средств (ч. 2 ст. 4.18 КоАП Мск):
        Категория лицШтраф, руб.
        Для граждан4000 – 4500
        Для должностных лиц50000
        Для юридических лиц300000

    Очевидно, что местное законодательство значительно ужесточило штрафные санкции предусмотренные федеральным КоАП. Одновременно, это не является нарушением, т.к. на федеральном уровне установлены только нарушения способа парковки, без указания на газоны / зеленые насаждения.

    Кроме этого, на примере Москвы видно, что привлечение к ответственности может происходить сразу по обеим статьям, и вместо 500 – 2500 рублей, положенных по федеральному кодексу, может быть взыскано 9500 руб .

    В регионах ситуация аналогичная, однако размеры штрафов могут различаться довольно значительно.

    Нельзя ставить машину возле мусорных контейнеров

    На федеральном уровне нет статей, прямо указывающих на запрет парковаться возле мусорных контейнеров. Однако применима норма ч. 4 ст. 12.19 КоАП РФ о препятствии движению других ТС, т.к. контейнеры должны обслуживаться мусоровозами.

    По данной норме штраф составит 2000 рублей , а для Москвы и Санкт-Петербурга (ч. 6 той же статьи) – 3000 рублей .

    Местные власти вправе регламентировать данную норму самостоятельными правовыми нормами, в т.ч. и устанавливающими отдельные штрафы.

    Парковка во дворе дома с работающим двигателем

    Часть вторая ст. 17 ПДД запрещает парковку с работающим двигателем в жилой зоне. Соответственно, подобная стоянка будет являться нарушением, и могут быть применены нормы ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ, т.е. штраф в размере 500 рублей .

    На тротуаре

    В данном случае, ситуация так же очевидна. Штраф за стоянку на тротуаре в Мск и СПб – 3000 рублей (ч. 6 ст. 12.19 КоАП РФ), и 1000 рублей для других регионов (ч. 3 той же статьи).

    Загромождение проезда на придомовой территории многоквартирного дома

    Часто можно слышать, что загромождение проезда нарушает правила противопожарной безопасности и наказывается крупным штрафом, в соответствии с ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ. Такая статья действительно существовала, однако в соответствии с Федеральным законом №100-ФЗ от 28.05.17 пункт 8 утратил силу.

    Это не значит, что за загромождение нельзя привлечь. Могут быть применены другие нормы о нарушении правил парковки (ст. 12.19 КоАП РФ) или местные правовые акты.

    В некоторых случаях ситуация может интерпретироваться как непредставление преимущества спецтранспорту, за что, на основании ст. 12.17 КоАП РФ, положен штраф от 500 до 5000 рублей .

    Нормы СанПиН организации парковок возле жилых домов

    Мы подробно поговорили о том, что нельзя делать на парковках во дворах. Пришло время объяснить каким нормам должны соответствовать придомовые стоянки. Прежде всего, речь идет о размещении мест на определенном удалении от фасада жилого дома. Это регламентируется уже упомянутыми СанПиН.

    СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в Приложении – таблице 7.1.1 регламентирует следующие расстояния:

    Объекты, до которых исчисляется расстояниеРасстояние, м
    Открытые площадки и паркинги вместимостью, машиномест
    10 и менее11-5051-100101-300свыше 300
    Фасады жилых домов и торцы с окнами1015253550
    Торцы жилых домов без окон1010152535
    Школы. детские учреждения, ПТУ, техникумы, площадки отдыха, игр и спорта2550505050
    Лечебные учреждения стационарного типа. открытые спортивные сооружения общего пользования, места отдыха населения (сады. скверы, парки)2550по расчетам

    СанПиН 2.1.2.2645-10 допускает размещение парковок в подвалах домов, на цокольных этажах или в пристройках (абз.2 п.3.2), однако такие паркинги должны быть отделены от жилых помещений нежилым этажом (п.3.5), а сами стоянки такого типа должны быть оборудованы системами для вывода выхлопных газов. На жилых этажах не допускается размещения помещений для работы с детьми или лечебного (в т.ч. профилактического) назначения.

    Куда жаловаться на неправильную парковку у подъезда?

    Это зависит от типа правонарушения. Если он подпадает под статьи ПДД, то ответственность за оформление несут сотрудники ГИБДД, которым и нужно направлять заявление (сообщение). В других случаях это могут быть представители иных подразделений МВД, региональных властей, муниципалитетов.

    В некоторых субъектах применяются комплексные подходы к подаче жалобы. Например, Москва предлагает специальные приложения и другие онлайн-методы сообщения о нарушении правил парковки.

    Штраф за нарушение правил парковки во дворах

    О штрафных санкциях мы уже говорили выше, но подытожим их в отдельном разделе, для лучшего понимания:

    НарушениеШтраф, руб.
    Стоянка на газонах500 – 9500
    Возле мусорных контейнеров2000 – 3000
    С работающим двигателем500
    На тротуаре1000 – 3000
    Загромождение проезда0 – 5000

    Хотите сэкономить на штрафах? Тогда оплатите штраф в течении 20 дней половину суммы.

    Обжалование

    Обжалование штрафов происходит по общей схеме, которую мы описывали здесь. Заявление подается по месту фиксации происшествия на имя руководителя местной ГИБДД или в районный суд. Перед началом оспаривания можно задать вопрос автоюристу на нашем сайте. Бесплатно !

    Иметь парковку во дворе законно. Нельзя совсем лишить автолюбителей возможности оставлять на улице свой транспорт. Однако и правила для оборудования паркинга достаточно жесткие – нельзя ущемлять права и других категорий лиц.

    Разумный подход – компромисс между автолюбителями и другими жильцами. В таких дворах всегда мир и возможность решения вопросов. Если подобная идиллия недостижима, то теперь вы знаете, как и за что можно привлечь к ответственности, а что, наоборот, является законным правом обладателей авто.

    Главный юрист сейчас в сети 🟢, пишите в чат ⤵️

    Задать вопрос эксперту сайта “Юрист-консультант”

    • Есть ли штраф за парковку на велодорожке?

    • Задать вопрос

    Другие юридические услуги

    Задать вопрос консультанту

    25.04.2020 в 14:30

    Можно ли привлечь к ответственности курьеров или компанию, в которой они работают, за парковку под окнами жилого дома?

    26.02.2020 в 15:29

    поставила машину на 1.5. 2 часа у подъезда,грузила вещи,переезжала,выхожу соседи с верхних этажей закидали машину банками,помяли крышу,вот такие пироги,время было около 12ночи,машина не заведенная стояла,кто кинул зачем кинул немогу понять

    Читайте также:  Удаление мелких царапин

    27.02.2020 в 07:38

    Зара, Вам необходимо было обратиться в полицию, и зафиксировать правонарушение.

    12.01.2020 в 09:09

    Допустима ли парковка «Газели» во дворе жилого дома? На нее распространяются правила для грузовиков или легковушек?

    12.01.2020 в 09:10

    Виктор, можно ли ставить Газель во дворе указано в статье. Посмотрите внимательнее. Если коротко, то на машины максимальной массы до 3,5 тонн, а Газель относится к таким ТС, распространяются правила для легковых автомобилей.

    04.01.2020 в 21:01

    Во дворе соседнего дома, напротив наших окон, строительная компания ставит мини-погрузчик, который заводят в 7:20, прогревают 10-15 минут, а работает он с огромным грохотом. Куда пожаловаться и что можно сделать, чтобы его убрали?

    07.01.2020 в 08:11

    Мария, если уверены, что уровень шума превышает максимально допустимые для интервала времени с 7:00 до 23:00, то можете обратиться в Роспотребнадзор.

    19.12.2019 в 19:20

    У нас дом – “хрущовка”, подъездная дорога узкая. Уже более 50 лет машины разъезжались у нас, наезжая на бордюр и прилежащие пол-метра территории. За 50 лет её (эти пол-метра) никто не засеевал травой, её укатали, наложили камней и щебёнки, а кое-где и наложили асфальт. Недавно администрация города стала накладывать штрафы 2 тыс рублей на автомобилистов, оставивших машину одним колесом на этой обочине. Караулят и навешивают на лобовое стекло квитанции. Якобы за порчу зелёных насаждений. Подъезжая к дому содрогаешься – повезёт или не повезёт. Оштрафуют или нет. Уже есть претенденты. Круглосуточно машины мы, автомобилисты, не ставим. Для этого есть в 500 метрах стоянка. Оставить машину, не заезжая на бордюр, нельзя. Ибо может дело дойти до драки или другого беспредела. Да и Скорая помощь может ехать. Правомочны ли действия администрации и можно ли без суда решить этот вопрос? г.Белгород, ул. 5 Августа, дом 30.

    20.12.2019 в 08:08

    Леонид, сказать точно, не зная все деталей, практически невозможно. Если в общих чертах, то не столь важно, как выглядит эта территория, сколько важно, как она числится у чиновников. Если по документам это «зеленые насаждения», то количество лет, в течение которых не штрафовали, значения может не иметь. Без суда вряд ли удастся что-либо решить. Далее, важно понять статус этой части дороги, т.е. возможна ли там вообще законная стоянка / остановка, особенно при наличии парковки неподалеку и преград для проезда спецтехники. Могут возникнуть и другие вопросы. Если хотите довести этот вопрос до конца, Вам лучше обратиться к профильному юристу, чтобы вместе понять все имеющиеся возможности, и проработать план вероятных действий.

    13.12.2019 в 16:13

    Мы управляющая компания (ЖКХ), обслуживаем жилой дом, первый этаж – поликлиника. В плотную к фасаду здания организовали стоянку для машин, в зимнее время с крыш идет сход снега и наносит вред транспорту. Мы уже неоднократно выплачивали ущерб. Как решить этот вопрос?

    15.12.2019 в 07:30

    Мария, главное, что необходимо выяснить: законность организованной стоянки (в т.ч. соответствие ее нормативным требованиям) и ответственность Вашей организации. Обратитесь к юристу, чтобы он мог дать точный совет после изучения всех деталей.

    Какой будет штраф за нарушение правил парковки во дворах?

    Любой автовладелец желает поставить автомобиль как можно ближе к своему дому, подъезду, окну. При этом бывают нарушения правил парковки во дворах, права жильцов, соседей, а также законодательства.

    Многочисленные нарушения приводят к конфликтам между жильцами. При этом каждый должен знать, что существуют определенные правила парковки во дворах жилых домов, которые позволяют не только не нарушать права жильцов первых этажей и других соседей, но и не препятствовать проезду спецтранспорта.

    Наказания за нарушение правил парковки

    Ст. 12.28 КоАП четко определяет нарушение движения в жилой зоне. Штраф за парковку у подъезда, на тротуаре составляет около полутора тысяч рублей (3 тысячи для Москвы и Санкт-Петербурга). Если будет затруднен проезд для спецмашин, например, не сможет проехать пожарная машина, водитель будет привлечен к ответственности.

    В данной ситуации будет применена ч.8 ст. 20.4 КоАП за нарушение обеспечения к проходам, проездам, подъездам к зданиям. Для граждан данное нарушение грозит штрафом до 2 тысяч рублей, для должностных лиц – от 7 до 10 тысяч рублей, для юридических – от 120 до 150 тысяч рублей.

    Парковка на газоне является нередко камнем преткновения для соседей и автолюбителей. При этом определения газона в ПДД или КоАП нет. Данная территория является частью придомовой территории и эти вопросы решают органы местной власти. За парковку на газоне могут наказать в соответствии с региональными законодательными актами, как, например «Административная ответственность за нарушение объектов, которые предназначены для благоустройства города». При этом наказания регулируются городскими властями конкретного региона.

    В соответствии со ст. 27.13 КоАП возможно задержание транспортного средства за нарушения правил.

    Кроме того, нередко нарушители считают, что если нарушение не зафиксировал сотрудник ГИБДД, то как таковое оно отсутствует. На этот счет ч.4 ст.28.1 КоАП определяет, что поводом для возбуждения административного правонарушения может быть фиксация нарушения специальными техническими средствами с функцией фото- и видеосъемки.

    Несоблюдение паркования грузового транспорта

    Нередко во дворах жилых домов можно встретить и грузовой транспорт. На улицах города движение грузового автомобиля строго регламентировано. Стоянка во дворе для грузовиков так же строго регламентирована правилами дорожного движения. В разделе, посвященном движению в жилых зонах указывается на запрет стоянки грузового транспорта массой свыше 3,5 т.

    Согласно п. 17.2 статьи 17 ПДД парковаться такие грузовики могут только на специальных стоянках. В данном случае контролирует соблюдение этого закона сотрудник ГИБДД и бдительные соседи. Автовладелец, нарушивший правила, будет привлечен к административной ответственности в соответствии со ст.12.19 КоАП.

    Таким образом, все, что более 3.5 т. не должно стоять во дворе. Немного сложнее с грузовиками менее указанной массы, так как и они порой доставляют много хлопот жильцам. Запрещающих норм для такого транспорта в жилых дворах пока нет.

    ПДД и автостоянка во дворе

    Контролем и наказанием за несоблюдение правил парковки во дворе жилых домов занимается непосредственно ГИБДД.

    ПДД определяют нормы и правила стоянки во дворах, а нарушение указанных правил влечет наказание. На основании правил дорожного движения запрещены:

    • остановка транспорта с работающим двигателем дольше 5 минут. Исключение: посадка/высадка пассажиров;
    • стоянка во дворе транспорта массой более 3.5 т;
    • парковка на газонах и тротуарах;
    • стоянка ближе 5 метров от мусорных контейнеров;
    • перекрытие проезда для спецмашин;
    • оборудование себе парковочного места без разрешения инстанций.

    Так где можно останавливать грузовой автомобиль?

    Порой около дома отсутствуют благоустроенные парковки для автотранспорта и водителю необходимо найти место. Стоит помнить, что возможен штраф за парковку во дворе дома. Поэтому действовать необходимо в соответствии с действующим законодательством, а также необходимо учитывать и региональные законы.

    1. Парковка должна осуществляться беспрепятственно для проезда других автолюбителей и машин скорой помощи, пожарной и других спецмашин.
    2. Парковка должна осуществляться в соответствии с дополнительно установленными специальными знаками, которые могут находиться во дворе.
    3. Парковаться можно на специально оборудованных парковочных карманах или разрешенных для этого местах в соответствии с установленными знаками, при этом не загораживая проезд другого автотранспорта.
    4. Останавливаться можно на расстоянии более 5 метров от мусорных баков.
    5. Самопроизвольная парковка на несколько автомобилей должна соответствовать санитарным нормам.

    Санитарные требования

    Еще на стадии проектирования современного жилого дома проектируется парковочная зона, даже если она не была изначально выделена (старый фонд жилья) существуют определенные санитарные требования, которые регулируют правильное оформление паркинга. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» регулируют данный вопрос. На основании чего определяется:

    • От фасада жилого дома до открытой стоянки на 10 машин и менее расстояние должно быть не менее 10 метров.
    • Если же парковка представляет собой гаражи закрытого типа, то расстояние позволительно уменьшить на одну четверть процентов, но при условии, что в гаражах отсутствуют окна и въезды не ориентированы на сторону дома.
    • Во дворе допускается проектирование паркингов и закрытых гаражей со сплошной стеной на 50 и 100 машиномест соответственно, но при соблюдении требований благоустройства придомовых территорий по площади и наименованиям, а также в соответствии с требованиями службы Санэпидемнадзора.

    Порядок привлечения к ответственности

    Основным вопросом для многих обеспокоенных жильцов является куда необходимо жаловаться, чтобы привлечь нарушителя к ответственности?

    Сотрудники контролирующих служб редко проводят проверки во дворах жилых домов. Поэтому необходимо лично обратиться в ГИБДД, пожарную инспекцию, санэпидемнадзор, инспекцию по экологическому надзору. Соответствующая служба зафиксирует имеющееся несоблюдение закона и составит протокол об административном правонарушении.

    Также действенным актом будет коллективное обращение жильцов дома и приложение фото- и видеоматериалов в качестве доказательств. Еще вариантом борьбы с незаконной парковкой является обращение в ЖЭУ. Сотрудники управляющей компании вправе удалять незаконные конструкции на территории дворов.

    Спорные ситуации: способы избежать штрафа и как ДПС могут доказать вину

    Парковка транспорта вблизи мусорных контейнеров ближе чем на 5 метров на территории дворов является нарушением в соответствии с нормами рассмотренного законодательства, однако, водители используют включение аварийного сигнала и экстренной остановки. При этом, если сотрудниками ДПС будет установлена стоянка с нарушением, автовладелец будет привлечен к ответственности – необходимо выставлять знак аварийной остановки.

    Спорным моментом является парковка на газоне, поскольку определения «газон» в ПДД не имеется. В КоАП не упоминается понятия наказания за парковку на газоне, однако повреждение зеленых насаждений имеет место быть и является административным правонарушением. При этом органы местной власти могут регулировать данный вопрос и ссылаться на определение газона по ГОСТу 28329-89 п.38 и дополнять региональными законами.

    Поэтому решение спорной ситуации об отнесении участка земли к газону или нет и соответственно было нарушение или нет регулируется преимущественно местными властями. Исходя из местного законодательства можно либо избежать штрафа, доказав об отсутствии газона, либо быть наказанным в силу представленного определения.

    Понятия и определения в ПДД зачастую отличаются от реальных условий. Так понятия тротуара, обочины и околотротуарной территории нередко вводят в заблуждения водителя. Данным обстоятельством может воспользоваться сотрудник ГИБДД при составлении протокола.

    Зачастую недобросовестные водители забывают о правилах парковки во дворах жилых домов. Нарушая, они длительное время остаются безнаказанными. При этом, соблюдая немногочисленные элементарные правила, водитель не только не станет причиной разгоревшегося скандала со стороны жильцов, но и сэкономит имеющиеся средства.

    Если же нарушение зафиксировано и на водителя составлен протокол об административном правонарушении, возможно стоит задуматься, что ситуация не была столь чрезвычайна для нарушения правил и потери средств и времени.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Штрафы на придомовой территории

    Придомовая территория входит в состав общего имущества многоквартирного дома, если земельный участок поставлен на кадастровый учет. О проблемах правового регулирования земельных участков, определяющих придомовую территорию многоквартирного дома (МКД), мы уже писали ранее . В данной статье мы продолжим рассматривать ответственность управляющей организации за границами придомовой территории.

    По логике, да и по закону управляющая организация (УО) обязана лишь осуществлять обязательные работы только в пределах придомовой территории, которая отнесена к общему имуществу (ОИ) МКД в силу ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ), пункта 2 Правил содержания общего имущества МКД, которые утверждены Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года (далее — Правила 491).

    В подпункте «е» пункта 2 Правил 491 указано, что в составе ОИ МКД входит, в том числе и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

    В подпункте 4 пункта 1 ст. 36 ЖК РФ установлено, что к ОИ МКД относится также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

    Таким образом, в состав общего имущества включен только сформированный земельный участок, который поставили на государственный кадастровый учет. Этот порядок определен статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ (далее — Закон № 189-ФЗ).

    Но на практике, как мы знаем, органы государственного жилищного надзора (далее — ГЖН), да и суды вслед за ними, нередко пытаются возложить на УО больше ответственности, чем установлено в законе. Не нужно, наверное, никого убеждать в том, что всегда и все надо обжаловать в тех случаях, когда такая несправедливость происходит. Да и вообще, как сказал один очень умный судья в нашем городе: надо обжаловать все, с чем не согласны. Не надо позволять думать надзорным и судебным органам, что они могут делать и понимать, как им хочется нормы закона, и кто во что горазд его толковать – ради «святой миссии» пополнения бюджета страны.

    В этой статье и проанализируем практику судов по данной теме. Как и каким образом складывается судебная практика по вопросу возложения ответственности на управляющую организацию за содержание, как придомовой территории, так и за ее границами.

    Решение АС Свердловской области от 18 июля 2016 г. по делу № А60-10108/2016. Проверка контейнерных площадок за пределами придомовой территории муниципальным контролем. За каждую площадку лихо назначили штраф по 25 000 рублей. За одну даже 2 раза — 2 дня подряд не ленились ездить ее смотреть. Суд посчитал все контейнерные площадки общим имуществом МКД, не вникая в подробности. УО тоже этому утверждению, по видимому, не противилось, либо в решении суда не отражено это. В результате суд отменил только двойной штраф за одно и тоже нарушение.

    Нахождение одной из площадок за пределами придомовой территории не послужило причиной освобождения от штрафа, как и то, что мусоровывозящей организацией несвоевременно вывозился мусор с нарушением графика: «… Доводы заявителя об отсутствии обязанности осуществлять уборку территории прилегающей к контейнерной площадке судом отклоняется, в связи с тем, что обеспечение чистоты на площадке по накоплению отходов и прилегающей к ней территории, является обязанностью общества, прямо предусмотренной законодательством. Нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка закрепленного за многоквартирным жилым домом, не освобождает заявителя от обязанности соблюдать чистоту на прилегающей к ней территории.

    . Ссылка заявителя на наличие договоров, согласно которым осуществляется оказание услуг по вывозу ТБО и КГО, несостоятельна. Вывоз отходов с контейнерной площадки с соблюдением графика не свидетельствует о надлежащем поддержании чистоты на прилегающей к ней территории. Кроме того, нарушение организации вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов, обществу не вменяется».

    Постановление АС Центрального округа от 11 февраля 2019 г. по делу № А62-2194/2018: в этом деле ГИБДД выдало предписание управляющей организации о том, что она должна организовать ликвидацию зимней скользкости и снегоочистку тротуара и автомобильной дороги в дворовой территории. Мало управляющим организациям муниципального, жилищного и лицензионного контроля, еще и органы ГИБДД вносят свою лепту по выдаче «странных» предписаний.

    Первая инстанция отменила предписание частично, апелляция — в полном объеме. Кассация согласилась с апелляцией: «. Отменяя решение суда и признавая оспариваемое предписание недействительным в полном объеме, апелляционный суд свой вывод мотивировал тем, что общество не является лицом, обязанным содержать автомобильные дороги и отвечать за безопасность дорожного движения, а управление МВД не является лицом, правомочным проводить проверки в отношении исполнения управляющими организациями правил содержания придомовых территорий и выносить предписания за неосуществление надлежащего ухода за этими территориями».

    Наверное, ГИБДД привыкли, что им все можно. Суды так и считают, но только в пределах их полномочий по надзору за дорожным движением. Тут они явно зашли не на свою территорию. Хорошо, хоть суды на это указали, и то — во второй и следующей инстанции.

    Это решение напомнило мне случай из практики работы в управляющей организации, когда ГИБДД направило в наш адрес письмо о том, что надо убрать огромный вал из снега недалеко от дома, обслуживаемой УО. Тоже грозили штрафом и ответственностью за невыполнение запроса ГИБДД о данных на водителя обслуживающего нашу организацию трактора подрядной организации. Когда начали выяснять, что это за снежный вал, оказалось, что его «автором» и была нанятая ГИБДД организация, и снег очищен с самой территории областного ГИБДД, которая как раз находилась рядом с нашим домом. Сомневаюсь, что был хоть кто-то наказан из сотрудников ГИБДД, а также водитель их подрядной организации.

    Апелляционное определение ВС Республики Карелия от 22 марта 2019 г. № 33-1105/2019. Это дело немного не по теме статьи, так как УО наказана за скользкий тротуар на придомовой территории. Но отражает посыл наших судов: УО всегда виновата, раз иск есть, «оправдательного» решения для УО не существует. Упавшая женщина хотела от УО 1 000 000 (один миллион, Карл!) за моральный вред из-за падения на скользком тротуаре. Понятно, что здоровье каждого человека бесценно, но суть дела тут вообще интересная. Экспертиза установила, что повреждения у нее старые и не вызваны падением в указанное ею время (!), и ухудшение состояния не может расцениваться как причинение вреда. Но наш самый справедливый суд в мире все равно взыскал 4 т. руб. морального вреда и 2 т. руб. штрафа с управляющей организации. Вторая инстанция согласилась с таким решением.

    Читайте также:  История о том, как инспектор решил, что водитель не пропустил пешехода и начал оформлять протокол

    Постановление Президиума Омского областного суда от 24 сентября 2018 г. по делу № 44Г-80/2018. Собственник автомобиля подал иск в суд на УО и ФГУП Минобороны о возмещении убытков, причиненных упавшим деревом. Собственником помещения МКД под управлением УО он не являлся. Первая инстанция взыскала убытки с Минобороны, вторая — с управляющей организации. Кассация направила дело на новое рассмотрение, так как земельный участок придомовой территории не сформирован, поэтому у УО нет обязанности ухаживать за насаждениями. Кроме того, земельный участок, на котором росло дерево, вообще принадлежит Минобороны, как указано в материалах дела. Каким образом и на основании чего принимала решение по делу апелляционная инстанция – неясно. Наверное, «внутреннее убеждение» судей подсказало такое решение. Кстати, апелляция посчитала Правила благоустройства более значимым НПА, чем федеральные нормы закона. И это апелляционная инстанция, не мировой и даже не районный суд!

    Апелляционное определение Иркутского областного суда от 22 ноября 2017 г. по делу № 33-9802/2017. Дело тоже очень интересное. И говорит о явном пробеле у некоторых судей в знаниях норм жилищного законодательства. Ребенок поранился на детской площадке. Иск подан прокурором к администрации города. Суд первой инстанции в иске отказал. В своей жалобе прокурор теперь посчитал, что суд неверно определил принадлежность детской площадки и отвечать должна УО. То ли в определении не указано на привлечение УО в качестве соответчика, то ли сразу в вводной части суд забыл указать второго ответчика. Но в определении апелляционной инстанции второй ответчик в виде УО появляется из ниоткуда, как тот джин из сказки. Но не суть.

    Апелляция свое решение построила на тех же правилах благоустройства и техническом паспорте дома, где указано о размере придомовой территории в 24 метра от стены дома. А несчастье с ребенком произошло на 28 метре, где и была детская площадка. К слову, участок придомовой территории не сформирован и на кадастровом учете не стоит, также как и в судебном акте не установлена принадлежность детской площадки к общему имуществу МКД. Но суд все-таки взыскал с администрации ущерб, причиненный здоровью ребенка, хотя и руководствовался при этом странными суждениями и нормами. И ни одной нормы Жилищного кодекса РФ и иного жилищного законодательства в судебном акте! Одно радует, что суд не возложил ответственность на управляющую организацию, как принято делать в нашей стране.

    Апелляционное определение Омского областного суда от 25 октября 2018 г. по делу № 33-6815/2018. Это дело тоже можно отнести к судебным актам со странными выводами, изощренности которых можно позавидовать. Иск за ущерб, причиненный автомобилю упавшим деревом, предъявлен к администрации и управляющей организации. Хотя земельный участок придомовой территории не сформирован, но суды двух инстанций посчитали виноватой УО и взыскали с нее 200 с лишним тыс. рублей ущерба (да кто бы сомневался в справедливом суде РФ!). Выводы суд сделал следующие:

    «. Исследовав представленный в дело фотографический материал (том 1, л.д. 128 – 131), выкипировку из электронной карты, суд пришел к выводу о том, что автомобиль истца в момент падения на него дерева находился в районе земельного участка, относящегося к придомовой территории многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Омск, , при этом границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не определены, в связи с чем содержание придомовой территории осуществляется в пределах фактически обслуживаемой территории, с учетом расположения мест озеленения, благоустройства, объектов инфраструктуры, относящейся к многоквартирному дому.

    Согласно публичной кадастровой карты Омской области, земельный участок, на котором произрастало упавшее дерево является территорией, принадлежащей муниципалитету г. Омска.

    . В ст. 104 «Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска», утв. Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45, закреплена обязанность лиц, осуществляющих деятельность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, по содержанию и уборке земельных участков, границы и размер которых определены в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, принадлежащих на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включая расположенные на таких участках пешеходные дорожки, тротуары, въезды (выезды) во дворы, парковки, детские, спортивные и иные площадки, элементы благоустройства, малые архитектурные формы.

    В случае если границы и размер земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, не определены, на лиц, осуществляющих деятельность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, возлагается обязанность по содержанию и уборке придомовых территорий, размер которых определяется собственниками помещений в многоквартирных домах на общем собрании собственников помещений в многоквартирных домах, проведенном в соответствии с требованиями статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом следующих особенностей:

    До момента определения границ придомовой территории для содержания и уборки обязанность по содержанию и уборке придомовых территорий, в том числе расположенных на таких территориях элементов озеленения, пешеходных дорожек, тротуаров, въездов (выездов) во дворы, детских, спортивных и иных площадок, малых архитектурных форм, иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного многоквартирного дома объектов, возлагается на лиц, осуществляющих деятельность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в следующих пределах:

    пятиметровой территории, прилегающей по периметру к многоквартирным домам, имеющим от 1 до 4 этажей включительно;

    десятиметровой территории, прилегающей по периметру к многоквартирным домам, имеющим 5 и более этажей;

    территории, прилегающей по периметру к многоквартирным домам, до границ территорий, обязанности по содержанию и уборке которых возложены на иных хозяйствующих субъектов, в случае если расстояние от многоквартирного дома до данных территорий меньше указанного в пунктах 1, 2 настоящей части расстояния;

    всей площади придомовой территории с расположенными на них указанными элементами благоустройства в том случае, если площади придомовых территорий выходят за пределы границ прилегающих территорий, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, и при этом территория фактически используется собственниками данного многоквартирного дома.

    . Вопреки доводам апеллянта о действии вышеуказанной нормы во времени, судебная коллегия считает возможным согласится с выводом районного суда относительно способа определения земельного участка, относящегося к периметру обслуживания спорного многоквартирного дома, управляющей компанией (. ).

    В частности, сторона истца, со ссылкой на обозреваемые судом апелляционной инстанции фотографии, пояснила, что автостоянка, на которой находился поврежденный автомобиль, является специально оборудованным карманом, расположенным непосредственно перед подъездами многоквартирного дома, и используемым исключительно для парковки его жителями. Упавшее дерево расположено на придомовом земельном участке параллельно с такими объектами инфраструктуры, как детская площадка, непосредственно перед первым подъездом их дома. Вышеуказанная площадка, автостоянка, детская площадка обслуживаются управляющей компанией, о чем также свидетельствует обращение ООО «ЖКО Высотный» в компетентные органы по вопросы кронирования упавшего дерева.

    Из публичной кадастровой карты также следует, что прилегающий к дому № по земельный участок не относится к близлежащим жилым домам, непосредственно используется жителя вышеуказанного дома.

    Тот факт, что в схеме по уборке прилегающей территории многоэтажного МКД, расположенного по адресу: , не отражен фактически обслуживаемый земельный участок, не снимает с управляющей компании ответственность за ущерб, причиненный ненадлежащим оказанием услуг.

    . Приведенное свидетельствует о том, что площадь придомовой территории дома по адресу: фактически выходит за пределы десятиметровой территории, прилегающей по периметру к указанному МКД, при том, что границы и размер земельного участка, на котором расположен указанный МКД, не определены в установленном порядке.

    На основании действующего законодательства управляющая компания предоставляет гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, услуги по надлежащему содержанию жилья и по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, следовательно, является ответственной по уходу за зелеными насаждениями, в силу чего, состояние относящихся к общему имуществу дома зеленых насаждений, падение которых причинило ущерб имуществу истца, свидетельствует о ненадлежащем качестве оказания услуг».

    Извиняюсь за «многобукв» – выдержек из определения, но оно сплошь состоит из «перлов» – умозаключений судей апелляционной инстанции. Не могла их не привести здесь, чтобы показать, как сильно суд стремился снять ответственность с администрации города и повесить ее на управляющую организацию. И неважно суду было, что участок придомовой территории не сформирован, что Правила благоустройства противоречат федеральному жилищному законодательству. Раз жители пользуются, значит УО должна убирать и следить за деревьями. Как будто муниципальной землей им запрещает закон пользоваться, а с муниципалитета законом сняты обязательства по решению вопросов с содержанием муниципальной земли. Также суду было, видно, неважно, что в составе ОИ МКД нет земельного участка, на котором росло дерево. А перечень работ не содержит работ (то есть, финансирования) по содержанию чужих зеленых насаждений: убирайте бесплатно — управляющим организациям не привыкать…

    Вот такие «веселые» судебные акты и выводы в них наших судов. С таким правосудием, наверное, сложно вообще заниматься бизнесом в сфере ЖКХ. Хотя в нашей стране вообще сложно им заниматься, когда у судов и надзорных органов априори виноваты УО, но никак не органы и предприятия государства и муниципалитеты. Никак себя не могут переломить, когда идет всеобщая истерия журналистов о «ворах — управляющих организациях», без конца подогревающаяся в СМИ. Недосуг им вспомнить, что решения надо принимать только на основании принципов законности и справедливости. Может, когда-нибудь мы доживем до этого счастливого момента…

    С уважением, Ильмира Носик.

    Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на «ЗВ-2019». Более подробная информация о сервисе тут .

    Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

    Запрещен ли выгул собак на придомовой территории? Определены ли штрафы за нарушение закона?

    Придомовая территория в равной мере принадлежит всем собственникам квартир, на них же возлагается ответственность и расходы по её содержание в надлежащем виде. Знание правил пользования общей территорией поможет организовать цивилизованный выгул собак.

    Выгул собак на придомовой территории: закон

    Основные положения

    Среди действующих нормативов содержания и выгула животных в городских условиях главными требованиями являются:

    1. Обязательная своевременная вакцинация.
    2. Недопустимость жестокого обращения.
    3. Поддержание норм поведения в местах общественных и общего пользования, к которым относится придомовая территория (Глава 3. «Основные права и обязанности владельцев собак по их содержанию», Статья 14. «Права и обязанности владельца собаки»).

    Короткий поводок используется при выходе из квартиры и поездок в любых видах городского транспорта, для карликовых пород рекомендуется специальная переноска (Статья 18. «Нахождение с собакой в общественных местах»). Вне площадки, оборудованной для выгула, животное должно быть в наморднике. В соответствии с Уголовным Кодексом, хозяин несёт полную ответственность за действия собаки и причинённый ею ущерб.

    Права и обязанности по содержанию собаки распространяются также на дворы частного сектора (Статья 16. «Содержание собаки на территории владельца»). Свободный выгул без намордника и поводка разрешён только в вольере, вход должен быть оснащён табличкой, предупреждающей о присутствии собаки во дворе. В других местах действует запрет выгула собак на придомовой территории.

    Закон о тишине

    В 2016 году в закон о тишине РФ был внесён ряд поправок. Теперь в нём чётко указаны допустимые пределы шумового уровня и составлен перечень их потенциальных источников.

    • ремонтно-строительных работ в самом здании и поблизости;
    • применения пиротехники;
    • многократного включения автосигнализации;
    • громкой музыки и разговоров на повышенных тонах;
    • в законодательном перечне есть один важный пункт: звуки, которые издают животные.

    Согласно новым нормативам, громкость бытового шума в жилых помещениях не должна превышать 55дБ в дневное время и 45дБ в вечерние и ночные часы. Закон о тишине распространяется и на придомовые территории: здесь уровень шума не должен превышать 70дБ днём и 60дБ после 22.00.

    Громкость лая среднестатистической собаки составляет 60-108 дБ, по уровню громкости этот звук приближается к рёву мотоцикла и существенно превышает допустимые нормы. Таким образом, любители выгула собак на придомовой территории нарушают не только правила содержания животных, но и закон о тишине.

    Где можно, а где нельзя выгуливать собак?

    Согласно ветеринарно-санитарным нормам, места для выгула собак классифицируются как:

    1. Специально предназначенные: огороженные и оборудованные специальным указателем площадки, на которых животные, в том числе и крупных пород, могут находиться без поводка и намордника;
    2. Ограниченные: тротуары, аллеи, пешеходные мосты и переходы — по ним допустимо передвижение с собакой на поводке и в наморднике;
    3. Строго ограниченные: места отдыха — парки, скверы, бульвары, прогулочные набережные — здесь крайне нежелательно присутствие собак;
    4. Запретная зона: детские и спортивные площадки, места общественного питания, участки, принадлежащие учебным и медицинским учреждениям, кладбища, пляжи и придомовые территории.

    Если в пределах досягаемости отсутствуют специализированные площадки, альтернативным решением являются пустыри, лесополоса и другие малолюдные места, установленные местными органами самоуправления (Глава 3. «Основные права и обязанности владельцев собак по их содержанию», Статья 14. «Права и обязанности владельца собаки», пункт 11).

    Ответственность за безопасность окружающих и представителей местной фауны лежит на хозяине собаки. Недопустимо поручать выгул детям до 14 лет без присмотра взрослых, а также лицам в нетрезвом виде или тем, кто по состоянию здоровья не может контролировать животное.

    Наказание и штрафы

    За нарушение правил содержания и выгула предусмотрена административная ответственность. Выгул собак на придомовой территории запрещен, также как и пребывание собаки без поводка и намордника вне специализированной площадки. Все это является грубым нарушением правил.

    Размеры административного штрафа за выгул собак на придомовой территории варьируются в зависимости от вида нарушения и местонахождения: окончательную сумму штрафа устанавливает местные управляющие органы согласно статье 15, пункту 2.

    1. Выгул на придомовой территории обойдётся нерадивому хозяину в сумму от 500 до 1000р.
    2. Ответственность усугубляется, если собака оказалась на запрещённой территории: 2000-4000р.
    3. Пребывание без намордника или поводка в неустановленных местах предусматривает штраф от 1000 до 3000р.

    Исключение составляют щенки до 2-х месяцев и карликовые породы собак — до 20 сантиметров высотой (Глава 3. «Основные права и обязанности владельцев собак по их содержанию», Статья 14. «Права и обязанности владельца собаки», пункт 10). Животные небольших размеров не представляют опасности для жизни и здоровья.

    Куда жаловаться

    Факты систематического (чаще, чем дважды в год) нарушения правил выгула следует зафиксировать в коллективной жалобе от имени жильцов дома, на территории которого выгуливают собаку. Очень желательно приложить фото- и видеоматериалы, на которых зафиксировано правонарушение, если такой возможности нет, подтверждением являются показания соседей.

    Основное преимущество коллективной жалобы — её эффективность. Заявителями могут стать как потерпевшие, так и свидетели правонарушения, чем больше единомышленников, тем быстрее вашему заявлению дадут ход.

    В жалобе следует излагать не только претензии, но и возможные способы решения. Сформулируйте свои требования: компенсация ущерба (укажите сумму), прекращение противоправных действий, уборка места общего пользования силами нарушителя.

    Жалоба, адресованая местным органам управления, является официальным документом, поэтому излагается в деловом стиле. Избегайте излишней эмоциональности, не допускайте оскорблений в адрес правонарушителя, иначе вы рискуете оказаться в суде в качестве ответчика.

    Ваши аргументы — доказательства, юридическая терминология, ссылка на закон, на основании которого следует принять меры. Избегайте ошибок: они могут быть расценены как нарушение формы, что является основанием для отклонения жалобы.

    Жалоба включает в себя следующие пункты:

    1. Должность и ФИО адресата — руководителя учреждения в дательном падеже, полное название организации.
    2. От — ФИО и адрес каждого заявителя в родительном падеже.
    3. Содержание проблемы: изложение ситуации, указание ФИО виновника, требования заявителей, перечень прилагаемых в качестве доказательства материалов.
    4. Ссылки на законодательные акты.
    5. Подписи заявителей, дата написания.

    Жалоба составляется в двух экземплярах. Один из них можно вручить лично в соответствующее учреждение или отправить заказным письмом с уведомлением о вручении.

    Иногда бывает достаточно беседы участкового с владельцем животного. При обращении к нему пишется заявление, в котором подобно изложены обстоятельства происходящего. Заявление пишется в произвольной форме. Участковому также можно подать коллективную жалобу.

    Такие беспокоящие соседей факторы, как шум, антисанитария, характерные неприятные запахи, большое количество четвероногих особей в квартире, преследование животными прохожих и частный транспорт также являются веской причиной для обращения в органы власти (Статья 15, пункт 2).

    Проект Нового Закона РФ Об ответственном обращении с животными в данный момент находится в стадии обсуждения. В нём конкретизированы общие правила содержания и, в частности, выгула собак в городских условиях (Статья 14, пункт 3).

    В виде исключения можно оборудовать специализированную площадку для выгула собак на придомовой территории многоквартирного дома. Если позволяет площадь и особенности проекта, по инициативе жильцов выносится решение домового комитета и планируется перечень работ.

    К площадке на придомовой территории собаку ведут на поводке и в наморднике. Хозяева животных обязуются поддерживать чистоту, убирать за своими питомцами, заботиться о безопасности и комфорте окружающих (Статья 14, пункт 11-12).

    Добавить комментарий