Неисправности тормозной системы автомобиля: причины появления и правила диагностики

IvanD › Блог › Устройство тормозной системы, неисправности, ремонт.

Тормозная система предназначена для управляемого изменения скорости автомобиля, его остановки, а также удержания на месте длительное время за счет использования тормозной силы между колесами и дорогой. Тормозная сила может создаваться колесным тормозным механизмом, двигателем автомобиля (т.н. торможение двигателем), гидравлическим или электрическим тормозом-замедлителем в трансмиссии.

Для реализации указанных функций на автомобиле устанавливаются следующие виды тормозных систем:

Рабочая тормозная система обеспечивает управляемое уменьшение скорости и остановку автомобиля.

Запасная тормозная система используется при отказе и неисправности рабочей системы. Она выполняет аналогичные функции, что и рабочая система. Запасная тормозная система может быть реализована в виде специальной автономной системы или части рабочей тормозной системы (один из контуров тормозного привода).

Стояночная тормозная система предназначена для удержания автомобиля на месте длительное время.

Тормозная система является важнейшим средством обеспечения активной безопасности автомобиля. На легковых и ряде грузовых автомобилей применяются различные устройства и системы, повышающие эффективность тормозной системы и устойчивость при торможении: усилитель тормозов, антиблокировочная система, усилитель экстренного торможения и др.

Устройство тормозной системы

Тормозная система имеет следующее устройство:

тормозной механизм;
тормозной привод.

Тормозной механизм предназначен для создания тормозного момента, необходимого для замедления и остановки автомобиля. На автомобилях устанавливаются фрикционные тормозные механизмы, работа которых основана на использовании сил трения. Тормозные механизмы рабочей системы устанавливаются непосредственно в колесе. Тормозной механизм стояночной системы может располагаться за коробкой передач или раздаточной коробкой.

В зависмости от конструкции фрикционной части различают:

барабанные тормозные механизмы;
дисковые тормозные механизмы.

Тормозной механизм состоит из вращающейся и неподвижной частей. В качестве вращающейся части барабанного механизма используется тормозной барабан, неподвижной части –тормозные колодки или ленты.

Вращающаяся часть дискового механизма представлена тормозным диском, неподвижная – тормозными колодками. На передней и задней оси современных легковых автомобилей устанавливаются, как правило, дисковые тормозные механизмы.

Дисковый тормозной механизм состоит из вращающегося тормозного диска, двух неподвижных колодок, установленных внутри суппорта с обеих сторон.

Суппорт закреплен на кронштейне. В пазах суппорта установлены рабочие цилиндры, которые при торможении прижимают тормозные колодки к диску.

Тормозной диск при томожении сильно нагреваются. Охлаждение тормозного диска осуществляется потоком воздуха. Для лучшего отвода тепла на поверхности диска выполняются отверстия. Такой диск называется вентилируемым. Для повышения эффективности торможения и обеспечения стойкости к перегреву на спортивных автомобилях применяются керамические тормозные диски.

Тормозные колодки прижимаются к суппорту пружинными элементами. К колодкам прикреплены фрикционные накладки. На современных автомобилях тормозные колодки оснащаютсядатчиком износа.

Тормозной привод обеспечивает управление тормозными механизмами. В тормозных системах автомобилей применяются следующие типы тормозных приводов:

Механический привод используется в стояночной тормозной системе. Механический привод представляет собой систему тяг, рычагов и тросов, соединяющую рычаг стояночного тормоза с тормозными механизмами задних колес. Он включает:

рычаг привода;
регулируемый наконечник;
уравнитель тросов;
тросы;
рычаги привода колодок.
На некоторых моделях автомобилей стояночная система приводится в действие от ножной педали, т.н. стояночный тормоз с ножным приводом. В последнее время в стояночной системе широко используется электропривод, а само устройство называетсяэлектромеханический стояночный тормоз.

Гидравлический привод является основным типом привода в рабочей тормозной системе. Конструкция гидравлического привода включает:

тормозную педаль;
усилитель тормозов;
главный тормозной цилиндр;
колесные цилиндры;
шланги и трубопроводы.
Тормозная педаль передает усилие от ноги водителя на главный тормозной цилиндр.

Усилитель тормозов создает дополнительное усилие, передоваемое от педали тормоза. Наибольшее применение на автомобилях нашел вакуумный усилитель тормозов.

Главный тормозной цилиндр создает давление тормозной жидкости и нагнетает ее к тормозным цилиндрам. На современных автомобилях применяется сдвоенный (тандемный) главный тормозной цилиндр, который создает давление для двух контуров.

Над главным цилиндром находится расширительный бачок, предназначенный для пополнения тормозной жидкости в случае небольших потерь.

Колесный цилиндр обеспечивает срабатывание тормозного механизма, т.е. прижатие тормозных колодок к тормозному диску (барабану).

Для реализации тормозных функций работа элементов гидропривода организована по независимым контурам. При выходе из строя одного контура, его функции выполняет другой контур. Рабочие контура могут дублировать друг-друга, выполнять часть функций друг-друга или выполнять только свои функции (осуществлять работу определенных тормозных механизмов). Наиболее востребованной является схема, в которой два контура функционируют диагонально.

На современных автомобилях в состав гидравлического тормозного привода включены различные электронные компоненты:

антиблокировочная система тормозов,

усилитель экстренного торможения,

система распределения тормозных усилий,

электронная блокировка дифференциалов,

Пневматический привод используется в тормозной системе грузовых автомобилей.

Комбинированный тормозной привод представляет собой комбинацию нескольких типов привода. Например, электро пневматический привод.

Принцип работы тормозной системы

Принцип работы тормозной системы рассмотрен на примере гидравлической рабочей системы.

При нажатии на педаль тормоза нагрузка передается к усилителю, который создает дополнительное усилие на главном тормозном цилиндре. Поршень главного тормозного цилиндра нагнетает жидкость через трубопроводы к колесным цилиндрам. При этом увеличивается давление жидкости в тормозном приводе. Поршни колесных цилиндров перемещают тормозные колодки к дискам (барабанам).

При дальнейшем нажатии на педаль увеличивается давление жидкости и происходит срабатывание тормозных механизмов, которое приводит к замедлению вращения колес и поялению тормозных сил в точке контакта шин с дорогой. Чем больше приложена сила к тормозной педали, тем быстрее и эффективнее осуществляется торможение колес. Давление жидкости при торможении может достигать 10-15 МПа.

При окончании торможения (отпускании тормозной педали), педаль под воздействием возвратной пружины перемещается в исходное положение. В исходное положение перемещается поршень главного тормозного цилиндра. Пружинные элементы отводят колодки от дисков (барабанов). Тормозная жидкость из колесных цилиндров по трубопроводам вытесняется в главный тормозной цилиндр. Давление в системе падает.

Эффективность тормозной системы значительно повышается за счет применения систем активной безопасности автомобиля.

Тормозная система требует к себе самого пристального внимания. Эксплуатация автомобиля с неисправной тормозной системой запрещается. Поэтому каждый автомобилист должен знать основные неисправности тормозной системы и определить их по внешним признакам. В данной статье рассмотрены основные неисправности гидравлической рабочей тормозной системы легкового автомобиля.

В соответствии с конструкцией тормозной системы неисправности условно можно разделить на неисправности тормозного механизма, неисправности тормозного привода и неисправности усилителя тормозов.

Различают следующие неисправности дискового тормозного механизма:

износ, повреждение или загрязнение (замасливание) тормозных колодок;
износ, деформация, задиры на поверхности тормозных дисков;
ослабление крепления, деформация суппорта.

Основные неисправности тормозного привода включают:

заедание поршня рабочего цилиндра;
утечка тормозной жидкости в рабочем цилиндре;
заедание поршня главного цилиндра;
утечка тормозной жидкости в главном цилиндре;
повреждение или засорение шлангов, трубопроводов;
подсос воздуха в системе вследствие ослабления крепления.
Вакуумный усилитель тормозов может иметь следующие неисправности:

недостаточное разряжение во впускном коллекторе;
повреждение вакуумного шланга;
неисправность следящего клапана усилителя.
Все перечисленные неисправности тормозной системы в большей или меньшей степени снижают эффективность торможения автомобиля, поэтому представляют опасность для всех участников движения.

Причинами неисправностей тормозной системы являются:

нарушение правил эксплуатации тормозной системы (нарушение периодичности обслуживания, применение некачественной тормозной жидкости);
низкое качество комплектующих;
предельный срок службы элементов системы;
воздействие различных внешних факторов.

О наступлении неисправности тормозной системы свидетельствуют различные отклонения от нормальной работы, т.н. внешние признаки неисправностей, к которым относятся:

отклонение от прямолинейного движения при торможении;
большой ход педали тормоза;
скрежетание при торможении;
визг, свист при торможении;
снижение усилия на педали при торможении;
повышение усилия на педали при торможении;
вибрация педали при торможении (не путать с пульсацией педали при работе системы ABS);
низкий уровень тормозной жидкости в бачке.
Для облегчения контроля состояния тормозной системы в конструкции автомобиля используются различные датчики. Результаты измерений датчиками параметров системы выводятся в виде сигналов соответствующих ламп на приборной панели, показаний бортового компьютера.

На современном автомобиле применяются следующие сигнальные лампы тормозной системы:

низкого уровня тормозной жидкости;
износа тормозных колодок;
неисправности системы ABS;
неисправности системы ESP (ASR).
Для установления конкретных неисправностей системы активной безопасности применяется компьютерная диагностика автомобиля.

Видео о ремонте тормозных суппортов, на примере Toyota Prado 150:


Неисправности тормозной системы. Признаки. Причины. Устранение.

Неисправности тормозной системы. Признаки. Причины. Устранение.

Материал о том, что важно помнить о тормозах, по каким признакам можно определить неисправности, каковы их причины и способы устранения.

Важно помнить

Неисправности тормозной системы проявляются как в следствие естественных причин работы и старения компонентов системы, так в результате несвоевременного, неполного или неправильного обслуживания тормозной системы.

Профилактика и выявление неисправности тормозов производится:

  • наблюдением за контрольными указателями неисправности тормозной системы при каждой поездке;
  • наблюдением за поведением автомобиля при каждой поездке;
  • регулярным наблюдением уровня и состояния тормозной жидкости по шкале бачка в подкапотном пространстве;
  • регулярным осмотром компонентов тормозной системы на следы утечек, повреждений, перегрева;
  • периодическим замером остаточной толщины накладок тормозных колодок и тормозных дисков;
  • при периодическом квалифицированном обслуживании, выполнении профилактических работ по очистке и смазке, компьютерной диагностике;
  • периодической диагностикой тормозной системы на специальных стендах для проверки развиваемых тормозных сил и определения их разницы между правыми и левыми колесами.

Важно помнить, что существуют объективные критерии исправности тормозов автомобиля.

Необходимость доливки тормозной жидкости определяется по шкале на боковой поверхности бачка.

В руководствах по ремонту и эксплуатации на автомобили указана предельная толщина тормозного диска, достижение которой определяет необходимость его замены. Этот параметр разнится в зависимости от модели автомобиля и установленной модификации тормозного механизма.

Так же установлены необходимые параметры при инструментальной проверке тормозов в рамках технического осмотра по развиваемым усилиям и разнице. Установлены и объективные критерии по исправности стояночной тормозной системы.

И разумеется, прохождение технического осмотра не допускает наличия утечек тормозной жидкости, повреждений тормозных шлангов.

Так же производители в руководстве по эксплуатации устанавливают объем и периодичность обслуживания тормозных систем.

При раде неисправностей тормозной системы эксплуатация транспортных средств запрещена, т.к. создает реальные предпосылки для аварии с угрозой жизни и здоровью участников дорожного движения.

Читайте также:  Замена прокладки головки блока цилиндров своими руками

Признаки неисправности тормозной системы автомобиля

При определении неисправности тормозной системы необходимо исключить влияние иных факторов – неудовлетворительное состояние шин и их несоответствие сезону, неправильное давление в шинах или разность давления в шинах на правой и левой стороне, нарушение геометрии колесного диска, нарушение геометрии кузова и подвески после ДТП и др.

Основными признаками неисправностей тормозной системы автомобиля являются:

  • Горит неисправность тормозной системы среди контрольных ламп приборной панели.
  • Загорание контрольной лампы указателя неисправности ABS (антиблокировочной системы).
  • Загорание контрольной лампы указателя неисправности системы ESP и других вспомогательных систем.
  • Следы протечки тормозной жидкости.
  • Шипение воздуха при утечках в пневматическом контуре тормозной системы.
  • Увеличение тормозного пути.
  • Отклонение от прямолинейного движения при торможении.
  • Биение (вибрация) при торможении, которая отличается от незначительных обратных толчков педали тормоза при штатной работе ABS.
  • Посторонние звуки при торможении: скрежет, визг, свист, стук.
  • Неспособность стояночного тормоза удерживать авто на уклоне заданной крутизны.
  • Перегрев тормозных дисков.
  • Трещины тормозных дисков.
  • Трещины на поверхности тормозных шлангов.
  • Длинный ход рукоятки стояночного тормоза.
  • Большой ход педали тормоза.
  • Снижение усилия на педали при торможении.
  • Повышение усилия на педали при торможении.
  • Самопроизвольное торможение автомобиля.
  • Показания специальных стендов диагностики тормозной системы.

Причины неисправности тормозной системы

Основными причинами неисправности тормозной системы являются:

  • Предельный износ тормозных колодок. Проявляется в виде загорания лампы сигнала датчика износа тормозных колодок, либо свистом, визгом или скрежетом)
  • Предельный износ тормозных дисков.
  • Деформация тормозных дисков при резком охлаждении после интенсивного нагрева (чаще попадание воды из лужи после серии торможений). Проявляется в виде биения (вибрации) при торможении.
  • Слишком частое интенсивное торможение (чаще вызывающее чрезмерны перегрев тормозного диска и увеличение тормозного пути).
  • Отрывание фрикционного материала от металлической основы тормозной колодки.
  • Попадание постороннего предмета (дорожного камушка, проволоки и др.). Проявляется чаще в виде скрежета и видимых царапин на поверхности диска и колодки).
  • Неисправность регулятора тормозных усилий (там, где установлен), который должен автоматически корректировать давление жидкости в приводе тормозов задней оси в зависимости от загрузки автомобиля.
  • Коррозия поршня тормозного суппорта, дающая утечку тормозной жидкости по коррозионной поверхности, а так же приводящая к потере подвижности поршня и снижению эффективности торможения колеса.
  • Нарушение подвижности поршня тормозного суппорта из-за загрязнений.
  • Повреждение резинового пыльника тормозного поршня (при ремонте и обслуживании – механическое повреждение инструментом или применение неправильной смазки, со временем растрескивание или потеря герметичности посадки из-за старения материала пыльника). Приводит к попаданию влаги и грязи к поршню, его коррозии и подклиниванию со снижением эффективности торможения колеса.
  • Повреждение резинового пыльника направляющих тормозного суппорта (при ремонте и обслуживании – механическое повреждение инструментом или применение неправильной смазки, со временем растрескивание или потеря герметичности посадки из-за старения материала пыльника). Приводит к попаданию влаги и грязи к направляющему пальцу, его коррозии и подклиниванию со снижением эффективности торможения колеса.
  • Нарушение подвижности в направляющих тормозного суппорта из-за загрязнения или применения неправильной смазки.
  • Износ отверстий под направляющие пальцы в основании тормозного суппорта.
  • Коррозионное повреждение поверхности направляющих пальцев тормозного суппорта.
  • Попадание воздуха в магистраль тормозной жидкости (чаще при замене тормозной жидкости, когда прокачка не выполнена или выполнена не надлежащим образом).
  • Попадание влаги в тормозную жидкость со временем вследствие ее гигроскопичности.
  • Механическое повреждение тормозной магистрали (трубок, шлангов).
  • Старение уплотнений и как следствие утрата герметичности в соединениях тормозной магистрали. В пневматической системе проявляется как шипение выходящего воздуха под давлением, а в гидравлическом системе тормозов – в виде влажных следов утечки.
  • Вытяжка троса стояночного тормоза.
  • Слишком большой свободный ход привода стояночного тормоза.
  • Потеря подвижности троса стояночного тормоза в направляющей оболочке из-за коррозии и загрязнения.
  • Неправильная регулировка сведения колодок в барабанных тормозных механизмах (на стояночном тормозе, а так же на задней оси если там установлены тормоза такого типа). Проявляется в подклинивании тормозов с их перегревом или в слишком длинном ходе привода стояночного тормоза.
  • Увеличении зазора между тормозным барабаном и накладками тормозных колодок из-за износа (актуально для машин старых моделей, не имеющих саморегулирующегося механизма, а так же при неправильной установке упорного кольца автоматической регулировки).
  • Выход из строя датчика.
  • Обрыв провода датчика.
  • Старение материала тормозных шлангов, ведущее к появлению трещин.
  • Механическое повреждение тормозных шлангов при ремонте или эксплуатации.
  • Применение шлангов недостаточной устойчивости к давлению, развиваемому усилителем тормозов.
  • Ослабление крепления тормозного суппорта. Проявляется в виде стуков.
  • Неисправность вакуумного усилителя тормозов (ВУТ). Чаще проявляется в виде необходимости повышенного усилия при нажатии на педаль тормоза.
  • Порыв диафрагмы вакуумного усилителя тормозов.
  • Нарушение герметичности в соединении вакуумного усилителя с корпусом главного цилиндра.
  • Выход из строя вакуумного усилителя в результате попадания тормозной жидкости в полость вакуумного усилителя.
  • Загрязнение тормозных колодок смазочными материалами (чаще всего из-за потери герметичности сальников ступиц колес и полуосей). Проявляется в снижении эффективности торможения и влажных следах утечки.
  • Загрязнение тормозных механизмов от дорожной грязи и песка, продуктов износа самих колодок.
  • Деформация тормозного суппорта из-за его недостаточной жесткости (конструктивный просчет). Проявляется в снижении эффективности торможения.
  • Неисправность клапана и возвратной пружины поршня главного тормозного цилиндра (ГТЦ).
  • Потеря подвижности (заедание) поршня главного тормозного цилиндра.
  • Отсутствие зазора между головкой регулировочного болта вакуумного усилителя и поршнем главного цилиндра (ведет в подтормаживанию всех колес).
  • Засорение компенсационных отверстий главного тормозного цилиндра или перекрытие компенсационных отверстий кромками манжет (ведет в подтормаживанию всех колес).
  • Ослабление или поломка стяжной пружины тормозных колодок в барабанном тормозном механизме. Проявляется в подклинивании колеса.
  • Подсос атмосферного воздуха в корпусе гидровакуумного усилителя, который, как правило, происходит между корпусом клапана и защитным колпаком (приводит к самопроизвольному торможению).
  • Отсутствие нормального свободного хода педали тормоза из-за неверной регулировки, ведущее к подтормаживанию не до конца разведенных колодок.
  • Загрязнение фильтра тормозной системы (где он предусмотрен конструкцией).
  • Рабочая поверхность тормозных барабанов приняла овальную форму.

Устранение неисправности тормозной системы

Основными способами устранения неисправности тормозной системы являются:

  • Замена изношенных и поврежденных деталей: колодок, дисков, тормозных шлангов, трубок, уплотнителей соединений, пыльников, датчиков, блоков, проводки, троса стояночного тормоза, регулятора тормозных усилий, клапана ГТЦ и др.
  • Регулировочные работы.
  • Замена тормозной жидкости.
  • Доливка тормозной жидкости до нормального уровня.
  • Прокачка тормозной системы с удалением пузырьков воздуха из гидравлического контура.
  • Замена тормозного суппорта в сборе, либо переборка с очисткой и заменой ремкомплекта.
  • Замена главного тормозного цилиндра в сборе.
  • Замена колесного тормозного цилиндра в сборе, либо переборка с очисткой и заменой ремкомплекта.
  • Очистка и смазка направляющих тормозного суппорта специальными составами именно для направляющих.
  • Замена или очистка и смазка резиновых пыльников направляющих тормозного суппорта и поршней специальными составами.
  • Проточка рабочей поверхности тормозного барабана для возвращения из овальной в правильную круглую форму.
  • Протяжка ослабленного крепежа.

Не все дополнительные и порой неприятные для восприятия звуки свидетельствуют о неисправности тормозной системы. Так, например, пронзительный звук при торможении от трения некоторых колодок предопределяется составом фрикционного материала и особенностями его взаимодействия с поверхностью диска: на эффективность торможения не влияет и неисправностью не является. Еще один пример: некоторые посторонние звуки можно устранить, применив специальные антискрипные смазки и пасты, нанеся их на места контакта металлических оснований тормозных колодок с поверхностями тормозного механизма и на тыльную часть самих металлических оснований колодок согласно инструкции. Разумеется, при этом рабочие поверхности тормозных колодок и дисков смазке не подлежат, для очистки последних так же применяются специальные составы.

Неисправности тормозной системы подлежат устранению сразу же при их выявлении.

Основные неисправности тормозной системы

Отказы и неисправности тормозной системы автомобиля заключаются в потере работоспособности тормозных механизмов и тормозного привода, в результате которой происходит полная или частичная потеря эффективности торможения автомобиля.

Неисправностями тормозного механизма являются:

  • износ накладок тормозных колодок и барабанов и увеличение зазора между ними
  • замасливание, заклинивание колодок, сопровождающееся нагревом тормозных барабанов

Неисправности механического привода ручного (стояночного) тормоза заключаются в вытягивании и повреждении тяг или тросов их заеданий.

В гидравлическом тормозном приводе имеют место следующие неисправности:

  • подтекание жидкости через манжеты колесных тормозных цилиндров и через шланги
  • недостаточный уровень тормозной жидкости в резервуаре главного тормозного цилиндра
  • увеличенный свободный ход педали тормоза
  • притормаживание колес на ходу

Основной признак неисправности тормозной системы характеризуется увеличением длины пути торможения (при одной и той же скорости движения и одинаковом состоянии дороги) и стремлением автомобиля к заносу при торможении, нагреванием тормозных барабанов.

Подтекание и недостаточный уровень жидкости в гидроприводе способствуют проникновению воздуха в систему привода, что сопровождается «проваливанием» педали. Тормоза при этом начинают действовать лишь после нескольких нажатий на педаль. Набухание манжет приводит к заеданию тормозов.

Увеличенный свободный ход педали наблюдается вследствие увеличения зазоров между накладками колодок и тормозным барабаном и между штоком и поршнем главного тормозного цилиндра, а также из-за уменьшения избыточного давления в системе в результате неисправностей клапана и возвратной пружины поршня главного цилиндра. Причиной этого является также недостаточный уровень тормозной жидкости в резервуаре главного цилиндра.

При наличии в системе гидравлического привода гидровакуумного усилителя (автомобиль ГАЗ-53П и др.) может происходить полное или частичное торможение всех колес автомобиля без нажатия на педаль тормоза или увеличение усилия нажатия на педаль при торможении автомобиля.

Причиной первой неисправности является отсутствие зазора между вакуумным клапаном и его седлом или неплотности в шлангах, штуцерах и других соединениях. В результате этого в камере усилителя над диафрагмой устанавливается атмосферное давление (вместо разрежения), в то время как под диафрагмой имеется разрежение, что и вызывает срабатывание тормозов.

Читайте также:  Атмосферный двигатель – специфика такого мотора и модернизация + видео

Второй причиной увеличения усилия является выключение из работы усилителя вследствие нарушения регулировки его атмосферного клапана (недостаточный ход клапана или его отсутствие, в результате чего в камере усилителя под диафрагмой будет постоянное разрежение).

Причиной нагревания тормозных барабанов могут быть притормаживание (одного или нескольких) колес, ослабление или поломки стяжной пружины тормозных колодок, заедание поршня в колесном цилиндре (в гидравлическом приводе), недостаточный зазор между накладками колодок и барабаном и др.

Тормозные качества автомобиля оцениваются по двум основным показателям:

  • величине тормозного пути
  • максимальной величине замедления автомобиля

Наибольший тормозной путь для легковых автомобилей составляет 7,2 м при скорости 30 км/ч (на сухом горизонтальном участке) и замедлении 5,8 м/с2, для грузовых автомобилей массой 8 т и более и автобусов длиной 7 м и более соответственно 8,5—11 м и 5—4,2 м/с2. Для автомобилей КамАЗ — 20—21 м при скорости 40 км/ч. При этом усилие нажатия на педаль тормоза должно быть около 0,7 кН.

Эффективность ручного тормоза должна удовлетворять требованию удерживать полностью груженный автомобиль на уклоне 16% (автопоезд на уклоне 8%).

12 проблем с тормозами: простая диагностика своими силами

Устранить неисправность в тормозной системе по силам не каждому. Но самостоятельно определить ее причину можно!

Тормозá, конечно же, придумали трусы — это скажет любой лихач. Но когда понимаешь, что с ними «что-то не так», садиться за руль становится страшновато: поездка может оказаться последней. Мысли типа «и так сойдет» гоним прочь: шутки кончились. Важно определить тип неисправности — хотя бы предварительно.

Большой свободный ход педали

Как правило, увеличенный свободный ход сопровождается ростом тормозного пути. Чаще всего это происходит, когда тормозная система «хватанула» воздуха; при этом после нескольких нажатий педаль как бы накачивается, становясь более тугой. По какой причине это произошло, вопрос отдельный, – систему в любом случае придется прокачивать, заодно определяя возможные утечки тормозной жидкости.

Иногда педаль становится свободной вследствие разбухания тормозных шлангов. Тот же эффект дают порванные нити корда шланга. Но подобное происходит только с левыми компонентами. Иногда может закипеть тормозная жидкость, но и это случается либо с откровенно некачественным продуктом, либо с очень старой тормозухой, которую вообще никогда не меняли.

Еще одна возможная причина — очень большое биение одного или нескольких тормозных дисков. Кроме того, может не работать автомат поддержания зазора в барабанных тормозных механизмах.

Очень жесткая педаль

Тугая педаль, короткий ход при нажатии… При торможении машина теряет курсовую устойчивость, норовя уйти в сторону. Чаще всего такое случается при заклинивании цилиндров суппорта в одном из контуров системы. Если машину никуда не заносит, а неприятность выражается только в резко возросшем усилии при торможении, виноватым может быть вакуумный усилитель тормозов или подводящий разрежение шланг.

Иногда повышенное усилие на педали вызвано применением низкокачественных тормозных колодок, а также чрезмерным загрязнением, замасливанием как самих колодок, так и поверхностей дисков или барабанов. Но такое случается довольно редко.

Еще возможен полный износ тормозных колодок или их обрыв. Бывает, что на поверхности дисков образуется ледяная или соляная корка. Не исключено и низкое качество накладок тормозных колодок, а также сильная коррозия тормозного диска (зачастую больше с внутренней стороны).

Горит индикатор неисправности тормозной системы

Чаще всего причина банальная — вроде низкого уровня тормозной жидкости в бачке или чрезмерного износа тормозных колодок, оснащенных соответствующими датчиками. Другой простейшей причиной может стать… включенный стояночный тормоз (бывает, что просто глючит концевик). Однако причиной понижения уровня могут быть и утечки тормозухи — их необходимо срочно ­выявить и устранить.

Стояночный тормоз неэффективен

Затянули рычаг, а машина всё равно пытается скатиться под уклон? В простейших случаях стояночный тормоз нужно просто нормально отрегулировать. Кроме того, может сказаться замасленность тормозных колодок. Бывает, что тросы заклинены в оболочках. Среди возможных причин встречаются замасленные диски или барабаны. Виноватым может быть полный износ колодок. А если стояночный тормоз не отпускает автомобиль, то, скорее всего, колодки примерзли или приржавели к тормозным барабанам.

Капризничает АБС

Неисправность любого из компонентов АБС приводит к отключению всей системы и загоранию символа неисправности системы в комбинации приборов. Автомобиль сохранит способность тормозить, причем интенсивность торможения в большинстве случаев не пострадает. Но важно то, что на скользком покрытии колёса будут блокироваться, а это риск потери курсовой устойчивости!

Машину уводит в сторону

Понятно, что в уводе автомобиля с курса могут быть виноваты не только тормоза — тут способны хулиганить и углы установки колес, и сами колёса, и рулевое управление. Однако же довольно часто вопросы возникают именно к тормозам, особенно если машину тащит вбок при торможении. Чаще всего виноваты заклинившие поршни в цилиндрах одного из контуров. Возможно подтормаживание колесá из-за ослабления болтов крепления направляющей колодок к поворотному кулаку, а также замасливание колодок или попадание на них тормозной жидкости.

Возможно, на поверхности колодок образовалась ледяная или соляная корка либо колодки просто намокли. Или не работает один из контуров тормозной системы — при этом педаль низкая и эффективность торможения невелика. Виноватыми могут быть также биение тормозного диска, износ ступичного подшипника и овальность тормозного барабана.

Ощутимая тряска, вибрации при торможении

Бывает, что при торможении машину сильно трясет — такая неприятность обычно случается с бывалыми автомобилями. Виноватыми могут оказаться биения колесной ступицы и тормозных дисков, люфты колесных подшипников, овальность тормозного барабана, подклинивание суппортов или рабочих цилиндров. Другие возможные причины: накладка тормозной колодки отслоилась от основания, ослабла или сломана стяжная пружина барабанных тормозов.

Перегрев тормозов

Такого рода неисправности обычно определяют по появлению запаха гари. Этому, как правило, сопутствует увеличившийся ход педали, которая стала казаться ватной, а также повышенный тормозной путь. Причиной перегрева может быть как излишне активная езда с постоянными торможениями, так и банальная забывчивость, то есть затянутый стояночный тормоз.

Кроме того, в число возможных виновников входят подклинивающие цилиндры и суппорты.

Чрезмерный износ дисков и барабанов

Понятно, что сам по себе износ в глаза не бросается. Однако же ему сопутствуют снижение эффективности торможения, высокое усилие на педали, а также загорание индикатора неисправности тормозов.

Причиной износа может быть как банальная старость автомобиля, так и стиль езды владельца, пользующегося педалями в режиме «вкл/выкл» — без промежуточных положений. Само собой, к повышенному износу способно привести заклинивание цилиндров и суппортов.

Шум при торможении

Высокочастотный шум, визг, свист могут возникнуть как при торможении, так — порой — и при обычном движении. Причина — нерасчетный режим трения фрикционного материала о рабочую поверхность тормозного диска. Виноватыми могут быть предельный износ тормозных колодок, сильная коррозия тормозного диска (причем часто с внутренней, «невидимой» стороны). Бывает, что накладка тормозной колодки отслоилась от основания. Список возможных причин продолжают загрязнение колодок, коробление диска вследствие локального перегрева, неправильное крепление колодок в суппорте, левые колодки или диски и т. п.


  • Неполное растормаживание всех колес

    Обычно проявляется как отсутствие свободного хода педали тормоза. Возможные причины: неправильно отрегулирован вакуумный усилитель (допустим, при замене), разбухли манжеты в цилиндрах вследствие попадания посторонних агрессивных жидкостей, заклинило поршень в главном цилиндре из-за коррозии, сломалась пружина в ГТЦ.

    При отпущенной педали тóрмоза одно из колес притормаживает

    На подозрении следующие причины: заклинивание поршня колесного цилиндра, разбухание тормозных манжет, деформация тормозной трубки, ­заедание колодок из-за загрязнения направляющей, отслоение накладки тормозной колодки барабанного тóрмоза. Бывает, что ослабла или сломалась стяжная пружина колодок барабанного тормоза, перетянут стояночный тормоз, трос заклинен в оболочке.

    • Знаете ли вы, с каким неисправностями можно ездить, а с какими — нет? Пройдите тест и проверьте уровень своего водительского мастерства.
    • Чтобы увеличить ресурс автомобиля, пользуйтесь присадками от SUPROTEC. Оригинальную продукцию SUPROTEC можно приобрести в фирменном магазине «За рулем».

    Неисправности тормозной системы автомобиля: причины появления и правила диагностики

    Тормозная система современного автомобиля – это сложный набор механических узлов, электроприводов и управляющей электроники. Ее цель – стабильное и безопасное снижение скорости автомобиля и его удержание на месте, при необходимости. Чтобы тормозная система автомобиля работала, ее необходимо регулярно проверять и вовремя обслуживать.

    Основная нагрузка при остановке автомобиля ложится на его тормозные диски и колодки. Колодки прижимаются к диску, и сила их трения заставляет замедлиться вращение колес. Время от времени в автомобиле требуется замена тормозных колодок на новые.

    Их износу способствуют неблагоприятные дорожные условия, повышенная влажность, колебания температур, стиль вождения и интенсивность эксплуатации транспортного средства.

    Так же, старению подвержена и тормозная жидкость — она постоянно вбирает в себя воду из воздуха. Когда ее доля при высокой температуре достигает 3%, это влечет за собой появление пузырьков пара. Таким образом, возникает препятствие для создания достаточного давления при торможении.

    Чтобы предотвратить возникновение опасных ситуаций на дороге, следует заблаговременно позаботиться о проверке всех компонентов тормозной системы вашего автомобиля.

    Тормозная система отвечает за регулировку скорости и остановку машины. В автомобилях предусмотрен основной и ручной тормоз. При выходе из строя хотя бы одного из их механизмов, водитель может заметить следующее:

    Основные неисправности тормозной системы:

    • низкий уровень тормозной жидкости;
    • увеличение тормозного пути;
    • большой расход топлива;
    • специфические звуки в момент резкого торможения;
    • свист во время остановки автомобиля;
    • отсутствие реакции при нажатии на тормозную педаль.
    • увеличенный ход педали тормоза;
    • периодические провалы педали при торможении;
    • при торможении машину начинает вести в сторону;
    • чувствуется вибрация колёс;
    • слишком жесткая педаль тормоза.

    Основные причины неисправности тормозной системы:

    Низкий уровень тормозной жидкости.
    Может быть следствием чрезмерного износа тормозных колодок, однако во многих случаях связан с утечкой тормозной жидкости из системы и поэтому представляет серьезную опасность. Рабочие тормозные цилиндры, суппорты, тормозные шланги и трубки, а также главный тормозной цилиндр должны быть тщательно обследованы на наличие потеков жидкости. Вышедшую из строя деталь необходимо обязательно заменить.

    Читайте также:  Шарошки для ремонта седел клапанов – инструкция для работы + видео

    Увеличение тормозного пути.
    Появляется при появлении воздуха в тормозной системе в результате ее разгерметизации или неполного прокачивания, а также поступления воздуха из расширительного бачка при низком уровне тормозной жидкости.
    Также может быть следствием неисправности главного тормозного цилиндра либо заклинивания и перегрева рабочего цилиндра, приводящего к закипанию в нем жидкости.

    Отсутствие реакции при нажатии на тормозную педаль.

    Очень опасная ситуация, вызванная износом какого-либо из тормозных цилиндров или разгерметизацией гидросистемы.

    Специфические звуки в момент резкого торможения,свист во время остановки автомобиля.
    Обычно являются следствием трения изношенной до металла колодки о тормозной диск. В большинстве случаев, помимо замены колодок требуется расточка рабочей поверхности диска либо его замена.
    Могут быть вызваны также применением некачественных тормозных колодок, так что во многих случаях достаточно лишь сменить колодки.

    Чувствуется сильная вибрация колёс.
    Свидетельствует о сильном износе и деформации тормозного диска, трещине или нарушении параллельности рабочих поверхностей. Устранить эту причину возможно заменой или расточкой изношенного диска. Не забудьте проверить износ и затяжку ступичных подшипников, а также наличие в них смазки.
    Очень часто неисправность этих подшипников приводят к пульсации педали тормоза.

    При торможении машину начинает вести в сторону.
    Загрязнение или замасливание какой-либо из тормозных колодок, плохо отрегулированные тормоза или выход из строя какого-либо из рабочих тормозных цилиндров.
    Также причина может быть в неравномерным износом передних колодок или тормозных дисков, либо различием фрикционных свойств деталей тормозной системы правого и левого колеса.

    Слишком жесткая педаль тормоза.
    Свидетельствует о неисправности усилителя тормозов. В автомобилях, оборудованных вакуумным усилителем, причина кроется в утечке разряжения во впускном коллекторе, неисправности вакуумного шланга, самого усилителя или его контрольного клапана.

    Помните,что эксплуатация автомобиля с неисправной тормозной системой запрещается ПДД! Поэтому каждый водитель должен знать основные неисправности тормозной системы.

    Признаки неисправностей тормозной системы

    Осмотр тормозной системы рекомендуется проводить не реже двух раз в год. Проверку разумно совмещать с сезонной сменой колес, когда тормозные механизмы становятся доступны для осмотра. Стоит сразу внепланово обратиться в сервис, если при торможении автомобиль уводит в сторону или появились посторонние шумы, вибрации.

    1. Неравномерный износ колодок

    Одна из возможных причин неравномерного износа дисковых колодок – их неправильная установка. В этом случае необходимо проверить направление – на некоторых колодках бывают метки “левая”, “правая” или стрелки по направлению вращения колеса. Кроме того, если изношена только одна колодка из пары, или пара имеет клиновидный износ, то, вероятно, элементы тормозной системы не работают должным образом (подробнее об этом ниже). В случае предельного износа колодок – до толщины накладок 3 миллиметров и менее, – может издавать шум акустический индикатор износа или загореться лампа на панели приборов, предупреждающие водителя о необходимости замены колодок. Если не контролировать состояние тормозной системы, то рано или поздно появится скрип, писк или скрежет – фрикционная рабочая накладка сотрется, и металлическая подложка колодки начнет тереться о металлическую поверхность диска. В такой ситуации, чтобы тормозной диск, суппорт или другие элементы тормозной системы не вышли из строя, необходимо срочно обратиться в автосервис.

    В барабанной тормозной системе колодки также необходимо менять по мере достижения минимально допустимой толщины фрикциона, определенной автопроизводителем. Неравномерный износ колодок слева и справа свидетельствует о наличии проблем в системе. Для подробного осмотра механизмов барабан необходимо снять. В некоторых системах исходное рабочее положение колодок определяется автоматическим натяжителем. В этом случае важно убедиться в его работоспособности и подвижности всех механизмов.

    2. Неравномерный износ тормозного диска или барабана

    Бороздки, задиры на поверхности тормозного диска могут быть следствием предельного износа колодок или попадания частиц грязи. Если автовладелец вовремя не поменял колодки, то в этом случае после стирания фрикционной поверхности металлическая подложка накладок становится рабочей поверхностью при торможении и трется о диск или барабан. Все это ведет к их деформации и неравномерности износа.

    При замене дисковых колодок необходимо измерить остаточную толщину диска в нескольких точках. Косвенно об износе может говорить выступ на крае рабочей поверхности диска. Если диск изношен неравномерно или его толщина мала, то при частых интенсивных торможениях его плоскость из-за нагрева может “повести”, что приведет к возникновению вибраций. Кроме того, если водитель заметил на дисках синюшный цвет, то это говорит о том, что он был перегрет и необходимо обратиться в автосервис для более подробного осмотра. Такой диск мог изменить свои свойства, геометрию, деформироваться, на его рабочей поверхности могли появиться трещины. Вследствие этого тормозной путь удлиняется, появляется шум, биения, снижается надежность деталей тормозной системы. Чтобы не допустить подобного, поврежденные диски необходимо заменить.

    В барабанной тормозной системе также возможно появление борозд или задиров. Кроме того, при истирании фрикционной части колодки ускоряется износ барабана. Тормозной барабан подлежит замене, если остаточная толщина его рабочей части достигла минимально допустимого уровня, определенного производителем автомобиля. Либо если барабан получил механические повреждения. Важной рекомендацией, влияющей на безопасность, является одновременная замена всех колодок или барабанов, расположенных на одной оси.

    3. Коррозия и нарушение подвижности компонентов, заклинивание тормозного суппорта или цилиндров, отсутствие смазки на направляющих суппорта, неисправный стояночный тормоз

    Коррозия и нарушение подвижности компонентов тормозной системы может блокировать движение колодок и привести к их неравномерному износу, шумам, вибрации и даже заклиниванию суппорта (дисковая система), закисанию пары «колодка-барабан» или тормозного цилиндра (барабанная тормозная система).

    При осмотре суппорта необходимо очистить все компоненты от грязи и проверить смазку на направляющих болтах и местах перемещения колодки. Использование смазки, такой как Bosch Superfit, – это важный пункт в регламенте обслуживания тормозной системы. Ее отсутствие приводит к преждевременному износу компонентов. У некоторых производителей не предусмотрено наличие смазки на направляющих, но у большинства автомобилей она обязательна. Поэтому при обслуживании тормозной системы необходимо следовать инструкциям автопроизводителей.

    В барабанной тормозной системе аналогично стоит очистить все компоненты от грязи и пыли и убедиться в наличии смазки на механизмах или местах перемещения колодок. При коррозии на пружинах и других элементах системы их необходимо заменять новыми. Иначе пружина может сломаться или окончательно утратить свои свойства, что может привести к ускоренному износу или заклиниванию пары “колодка-барабан”.

    При проверке тормозной системы также необходимо убедиться в исправной работе стояночного тормоза. Из-за нарушения его работоспособности может страдать и основная тормозная система – снижается эффективность работы задних механизмов. Так, распространенной неисправностью считается растяжение тросов. Вполне возможно, что будет достаточно осуществить должным образом их регулировку. Но проблемы в работе стояночного тормоза могут свидетельствовать о коррозии и закисании тросов или нарушении подвижности связанных с ним механизмов задних тормозов. В этом случае стоит внимательно проверить работу всех компонентов и при необходимости заменить их новыми.

    4. Порванные провода датчиков износа колодок

    Скорее всего, колодки с порванными проводами датчиков износа перепутали местами при установке. Либо обрыв случился в результате механического повреждения в процессе эксплуатации, например, на бездорожье. В таких случаях на панели приборов загорается сигнальная лампа, или, наоборот, даже при срабатывании датчика износа водитель не увидит световой индикатор, предупреждающий о замене колодок. Последнее может привести к запредельному износу диска и колодок и вывести из строя другие элементы тормозной системы. Чтобы это не случилось, колодки с поврежденными проводами или датчиками износа необходимо заменить новым комплектом.

    5. Течь или низкий уровень тормозной жидкости; влажная точка кипения

    При осмотре тормозной системы стоит обращать внимание на уровень тормозной жидкости в бачке. Снижение уровня указывает на большой износ колодок и дисков или барабанов, либо на негерметичность гидравлической системы.

    По регламенту тормозную жидкость необходимо менять каждые 2 года. Но при осмотре следует обязательно проверить ее специальным тестером, таким как Bosch BFT 100. Лишь измерение температуры кипения может дать правдивую информацию о состоянии тормозной жидкости. Если определенная влажная точка кипения окажется ниже минимально допустимого значения, тормозную жидкость необходимо заменить новой. Информацию о том, какой ее тип применяется в системе, можно найти в инструкции по эксплуатации транспортного средства. Либо можно использовать тормозные жидкости Bosch ENV6, которые совместимы со всеми типами стандарта DOT на полигликолевой основе.

    6. Скрип и шум, вибрации после установки новых колодок

    Водитель жалуется на скрипы, но колодки уже менял, и при осмотре у них хорошее состояние. Значит, стоит проверить смежные компоненты подвески и рулевого управления. По отдельности компоненты системы могут и не шуметь. Но когда в разных местах понемногу накапливается износ, начинают вибрировать и вступают в резонанс сразу несколько деталей – тормозная система начинает “звучать” в полную силу. Это могут быть колодки, диск, тяги, сайлентблоки, стойки стабилизатора и даже амортизатор. Поэтому при возникновении шума необходим осмотр всех смежных компонентов. Менять колодки, диски или другие элементы системы необходимо только после проверки всего тормозного механизма и выявления всех дефектов, причин шума. Например, шум могут вызвать перетянутые гайки на колесах без динамометрического ключа. В результате перетяжки “поведет” диск, появятся биения. Если поставить новую деталь на неисправный механизм, она не будет хорошо работать. Более того, если поставить одну и ту же колодку на разные автомобили, на одном она может вести себя идеально, а на другом – вступать в резонанс с остальными деталями.

  • Добавить комментарий