Когда инспектор ДПС имеет право сесть в вашу машину

Обязан ли водитель садиться в служебную машину по новому Приказу №664?

ГИБДД требует сесть в машину

Новый Приказ №664 породил множество мифов. Точнее сказать, породил не он, а разного рода информационные ресурсы, копирующие сообщения, не проверяя фактически соответствие их действующему на 2020 год законодательству. Одним из таких мифов стала законность требования сотрудника полиции пройти с ним в патрульный автомобиль для составления административного материала. Обязан ли водитель садиться в служебную машину для составления протокола или постановления по новому Приказу № 664 и законно ли требование инспектора ДПС пройти к нему в патрульную машину? Давайте разбираться!

Фактически в новом регламенте, который вводится в действие Приказом № 664, наоборот, появился пункт, регламентирующий посадку водителя в служебное авто. И пункт этот даёт нам чёткий ответ на наш главный вопрос.

Обязан ли водитель садиться в машину инспектора?

Итак, для того, чтобы пройти в служебный автомобиль, водитель обязан выйти из своей машины по требованию или просьбе инспектора. Мы уже перечислили основания для такого требования, которые делают его совершенно законным. И их всего два:

Это реально 2 исчерпывающих основания, когда водитель не то что обязан пройти в патрульную машину сотрудника ГИБДД, а просто покинуть свой автомобиль.

В остальных же случаях, равно как и в этих двух, такой обязанности у водителя нет, за исключением, пожалуй, административного задержания или доставления водителя в дежурную часть, когда отвезти его для этого можно только в патрульном автомобиле. Ни один пункт нового Административного регламента, актуального на 2020 год, не обязывает водителя садиться в машину инспектора и не дают законного права инспектору требовать от водителя пройти к нему в патрульный авто, кроме административного задержания и доставления. Вы можете хоть до дыр перечитать весь этот регламент.

180. Для осуществления административного задержания (задержания) лицо доставляется в дежурную часть территориального органа МВД России, на стационарный пост, при которых имеется специально отведенное помещение для содержания задержанных лиц.

Что касается задержания, то оно также должно иметь свои чёткие основания, перечисленные в статье 14 ФЗ “О полиции”, а перед таким задержанием составляет соответствующий протокол, это предписывает пункт 186 регламента:

186. Об административном задержании (задержании) составляется соответствующий протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

Однако, выше мы упоминали, что новый некий пункт Приказа всё же предусматривает посадку водителя в патрульный авто. И это правда! Вот только о требовании выйти из машины и сесть в служебную речи в этом пункте не идёт.

Разговор о пункте 93 регламента:

93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
93.1. Выйти из транспортного средства в случаях:
.
когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
.
93.3. Занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Как видим, в пункте 93 речь идёт лишь о предложении, а за отказ от такого предложения сотрудника ГИБДД на 2020 год никакого наказания нет.

Беседа с инспектором: нужно ли садиться в машину ДПС?

Право или обязанность?

Сотрудник ГИБДД обязан подойти к вам после остановки вашего автомобиля. Выходить из своей машины, даже если вас попросил об этом инспектор, в ваши обязанности не входит. Такая обязанность возникает только с момента составления инспектором:

  • протокола о вашем задержании (ст. 27.4.1 КоАП РФ);
  • протокола об отстранении вас от управления транспортным средством (ст. 27.12 КоАП РФ);
  • протокола досмотра вашего автомобиля (ст. 27.9 КоАП РФ).

В соответствии с пунктом 70 Административного регламента (Приказ № 185 МВД РФ от 2 марта 2009 г. ) сотрудник ГИБДД вправе предложить вам выйти из своей машины в случаях:

  • необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
  • наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния (то есть когда имеются достаточные основания полагать, что водитель не трезв – К.К.);
  • для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  • когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Хочется особо отметить, что в Приказе № 185 нет ни слова о принудительном исполнении просьбы выйти из своего автомобиля. Инспекторы ДПС часто убеждают водителей в законности своих требований покинуть машины для составления протокола, зачастую настаивая на том, что отказ водителя подпадает под действие части 1 статьи 19.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции».

Это совсем не так. 28 февраля 2013 года Верховный суд РФ постановил, что водители не обязаны выходить из машины для составления протокола сотрудником ГИБДД (Дело № ФКПИ 13-58).

Из решения суда следует, что сотрудник ДПС не может обязать водителя выйти из машины, а в праве только предложить это сделать. «Речь идет не о распоряжении либо требовании сотрудника (полиции), являющемся обязательным для участника дорожного движения, а о наличии у сотрудника права предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства, когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, – указано в решении суда. – Соответственно, не вытекает из оспариваемой нормы и безусловная обязанность участника дорожного движения исполнить такое предложение».

Довод о том, что за отказ выйти из машины возможно привлечение водителя к ответственности по статье 19.3 КоАП, высокий суд назвал «ошибочным».

Оформляйте на месте правонарушения!

Что касается просьбы сесть в автомобиль инспектора ДПС, то на нее вполне можно ответить отказом, за исключением случая, если вам сообщили о плане-перехвате. Тогда нужно вести себя спокойно и вежливо, не проявляя ненужной агрессии. Вы можете попросить инспектора предъявить документы, но затем следует выполнить требования сотрудника полиции.

Если же речь идет о составлении протокола об административном правонарушении, то в законодательстве место для оформления такого протокола не оговорено. Многие считают, что обычно сотрудник ГИБДД использует такое приглашение как психологический приём. Однако вы можете отказаться от составления протокола в автомобиле инспектора, ссылаясь на пункт 35, согласно которому «Действия по оформлению процессуальных документов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 109, 131, 187, 193, 216 настоящего Административного регламента, должны осуществляться на месте совершения (пресечения) административного правонарушения. При этом допускается их оформление в служебном помещении стационарного поста дорожно-патрульной службы, салоне патрульного автомобиля».

Слово «допускается» здесь ключевое. Императивом оно не является.

Согласно закону, вас могут заставить сесть в машину инспектора только в случае задержания или ареста. Других оснований для того чтобы усадить вас в патрульную машину, у инспекторов нет. В соответствии с пунктом 197 Административного регламента задержанному лицу должны быть зачитаны его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, по данному факту вносятся соответствующие записи в протокол о задержании.

Читайте также:  Что делать автомобилистам при снегопаде

Психология или предубеждение?

Зная, что вы имеете право оставаться в своей машине, можете выбирать, что же делать, если инспектор все-таки просит вас пересесть в его машину. Инспекторы ДПС любят, когда с ними разговаривают по-человечески. Если вы не хотите тратить время на препирательства, и вам не сложно покинуть свою машину, то можете подчиниться. И не торопитесь – будьте предельно внимательны, читая протокол.

Mitsubishi Lancer Х “КРАСНАЯ СТРЕЛА” › Бортжурнал › Нужно ли выходить из машины к инспектору и садиться в машину ДПС?

для информации сайт Колеса.ru

журнал “АвтоПраво”
статья:
Нужно ли выходить из машины к инспектору и садиться в машину ДПС?

Большинство автомобилистов выходят из своего автомобиля к инспектору ДПС, когда он их остановил, а есть ли в этом необходимость? И существует ли такая обязанность у водителей?

Нет, уважаемые автомобилисты. Выходить из своей машины, по устной просьбе инспектора, в ваши обязанности не входит. Более того, инспектор сам обязан подойти к вам во время остановки вашего автомобиля.

Такая обязанность у вас настанет только с момента составления инспектором протокола:

о вашем задержании (ст.27.4.1 КоАП РФ),
протокола об отстранении вас от управления транспортным средством (ст.27.12 КоАП РФ)
или протокола досмотра вашего автомобиля(27.9).

В соответствии с Административным регламентом, а именно пунктом 70 Приказа № 185 МВД РФ сотрудник ГИБДД, вправе предложить вам выйти из своей машины в следующих случаях:

1. для устранения технической неисправности транспортного средства или правил перевозки грузов;
2. наличия у водителя признаков опьянения, то есть когда имеются достаточные основания полагать, что водитель не трезв;
3. для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
4. для проведения личного досмотра, или досмотра транспортного средства и груза;
когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;
5. в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов, то есть быть понятыми либо оказании помощи другим участникам движения или сотрудникам полиции;
6. когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Обратите внимание, что в данном пункте Приказа № 185 нет ни слова о принудительном исполнении. Сотрудник ГИБДД может только предложить вам выйти из своего автомобиля и не более.

Что делать дальше, выбор за вами. Помните, что инспекторы – тоже люди, и любят, когда с ними разговаривают по-человечески. Если вы не хотите тратить время на препирательства, и вам не лень вылезать из машины, то выходите и передавайте документы в руки без требования.

Оформлять штраф в машине ГИБДД или на улице?

Допустим, вы действительно что-то нарушили. Или не нарушали, но инспекторы уверены в обратном и дело так или иначе дошло до составления протокола. Где обычно находятся водители в момент составления протокола инспектором ДПС? Конечно в патрульной машине ДПС, а почему?

Вы наверняка думали, что на сей счет есть какой-то закон или регламент. Но нет – место для оформления протокола вообще никак не оговорено законодательством. Просто в патрульной машине непорядочному инспектору будет проще оказывать на вас давление, да и свидетели в вашей машине ему не нужны. Существует такой психологический прием — «игра на чужом поле».

Поэтому, если инспектор просто предложил вам пройти в патрульную машину для оформления штрафа, например за превышение скорости – вы можете спокойно отказаться. Скажите ему, что пока он составляет протокол, вы подождете его в своем автомобиле (или на улице), а если понадобится какая-либо информация и ваша подпись – вы готовы ответить на все вопросы и дать объяснения, не садясь в его автомобиль.

Если же инспектор удивился и стал требовать проследовать за ним, то напомните ему, сославшись на вышеупомянутый пункт 70 приказа № 185 МВД РФ, что приказать вам выйти из своей машины инспектор не имеет права, и садиться в его машину – подавно, и приведите в качестве аргумента отсутствие соответствующих протоколов.

Крайний случай
Допустим, вас остановили инспектор и какие-то люди в форме с автоматами, и говорят, что у них план-перехват или еще какая-нибудь спецоперация. Ведите себя с ними спокойно и вежливо попросите предъявить документы – представиться они обязаны по Закону о полиции.

Если столкнулись с открытой агрессией, выполните требования силовиков, но затем постарайтесь все-таки выяснить их имена и звания, чтобы затем отразить их нарушения в протоколе, а возможно – в жалобе в прокуратуру.

Зачем инспектор ГИБДД просит сесть в патрульную машину

Часто после выявления несоблюдения ПДД инспектор просит человека покинуть свою машину и перейти в патрульный автомобиль. Многим данная процедура не нравится, потому что она вызывает дискомфорт. Зачем же полицейский просит пересесть в его машину?

Ответ на этот вопрос очень прост: в служебном транспорте находится регистратор и микрофон. После того как водитель соглашается перейти в патрульный автомобиль, сотрудник ГИБДД начинает задавать разнообразные вопросы, чтобы разговорить сидящего рядом, и это регистрируется устройствами.

Многие расслабляются, начиная говорить слишком откровенно, признаваясь в своем несоблюдении ПДД, пытаясь договориться не составлять протокол.

Но откровенные признания могут быть использованы как доказательство виновности, так как они будут зафиксированы регистратором.

Следовательно, лучше не садиться в служебный транспорт, но если другого выхода нет, то нужно отвечать на вопросы без какой-либо конкретики, чтобы ответы не были использованы, как подтверждение о факте нарушения. Ведь у сотрудника правоохранительных органов может не оказаться никаких доказательств, если человек сам не признается в нем.

В каких ситуациях водитель должен покинуть свою машину?

Каждый должен понимать, что выходить из своего автомобиля по просьбе представителя ГИБДД совершенно необязательно. Покинуть свое транспортное средство человек должен только в случае составления одного из трех видов протоколов:

  • о задержании;
  • об отстранении управления транспортным средством;
  • о досмотре транспорта.

Если полицейский заметил, что человек находится в состоянии опьянения, или если требуется его участие в осуществлении помощи другим участникам дорожного движения, тогда инспектор имеет право предложить выйти из автомобиля.

Инспекторы ДПС часто принуждают выйти человека из авто, чтобы составить акт о нарушении, обосновывая это тем, что отказ будет рассматриваться как «неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции». Это манипуляция, так как в 2013 году Верховный суд РФ постановил, что человек может отказаться покидать свое транспортное средство для составления протокола.

В каких случаях водитель обязан сесть в авто инспектора?

Если представитель ГИБДД сообщает о плане-перехвате, тогда водитель обязан пересесть в транспортное средство инспектора. В этой ситуации нужно вести себя сдержанно. Максимум, что водитель может позволить себе в этом случае, попросить полицейского показать документы, подтверждающиее законность требования постового.

Еще одна ситуация, когда водителя могут заставить сесть в авто сотрудника полиции – это арест, который подкрепляется документом о задержании.

Если сотрудник полиции просит перейти в свою машину для составления документа об административном нарушении, водитель имеет право не соглашаться, но тогда он должен будет пройти в служебное помещение дорожно-патрульной службы.


Нужно ли садиться в машину ДПС? Права и обязанности автоинспектора

Ситуация обыденная, вас останавливает сотрудник ДПС, сначала он представляется, затем просит вас предъявить документы, уведомляет вас о нарушенном вами правиле ПДД, после чего просит пересесть к нему в машину. И вот тут возникает вопрос, а надо ли?

Читайте также:  Компрессор для подкачки шин – конструкции и их особенности + видео

Обязанность или право?

Как мы все знаем, сотрудник дорожной полиции обязан сам подойти к водителю остановленного автомобиля. Выходить из машины же самому водителю не обязательно, даже если инспектор попросил вас об этом. Вы обязаны выйти из машины по требованию полицейского, только если он составил:

  • протокол о задержании (ст. 27.4.1 КоАП РФ);
  • протокол об отстранении от управления транспортным средством (ст. 27.12 КоАП РФ);
  • протокол досмотра автомобиля (ст. 27.9 КоАП РФ).

В соответствии с 70 пунктом Административного регламента, сотрудник ГИБДД имеет право предложить водителю выйти из машины в ряде случаев, а именно:

  • есть необходимость устранить техническую неисправность транспортного средства, а также решить проблему нарушения правил перевозки грузов;
  • сотрудник дорожной полиции решил, что водитель авто находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • проведение в присутствии владельца автомобиля сверки номеров и узлов ТС с занесением записей в регистрационные документы;
  • досмотр личного багажа, осмотр салона, досмотр багажного отделения;
  • сотруднику требуется помощь водителя в оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • поведение водителя создает угрозу жизни окружающим или сотруднику полиции.

Однако, в приказе от МВД №185 от 2 марта 2009 года, ничего не сказано необходимости принудительного исполнения просьбы полицейского. Зачастую, инспекторы ДПС убеждают водителя законности своего требования, угрожая тем, что неподчинение требованию повлечет за собой привлечение автомобилиста к 1 части статьи 19.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции». Однако, ничего такого не последует.

28 февраля 2013 года Верховный суд РФ постановил, что водитель транспортного средства не обязан подчиняться требованию инспектора выйти из машины для составления протокола.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что дорожный полицейский не вправе требовать от вас покинуть салон автомобиля, а имеет возможность лишь попросить вас сделать это. Следовательно, ни о каком привлечении по статье 19.3 КоАП не может идти и речи.

Оформляйте на месте правонарушения!

Итак, на просьбу дорожного инспектора сесть к нему в машину вы можете ответить отказом, конечно же, если это не проверка по плану-перехвату преступника. В данном случае стоит подчиниться требованию сотрудника, однако для начала можно попросить предъявить должностные документы.

Если говорить о составлении протокола о правонарушении, то место его заполнения четко в законах не определено. Подразумевается, что инспектор использует приглашение на заполнение документов в машину ДПС как психологическое давление, в чужой машине, да еще в машине полиции, мы можем чувствовать неуютно, а потому быть более сговорчивыми. Однако, согласно законам, заполнение протокола должно происходить прямо на месте совершения правонарушения. Также допускается заполнение необходимых документов в помещении стационарного поста ДПС, а также в салоне автомобиля.

Заметьте, слово «допускается» не является обязательным требованием, оно лишь устанавливает возможные варианты проведения процедуры заполнения протокола.

В соответствии с Административным регламентом, пункт 197, водитель садиться в машину к инспектору в обязательном порядке лишь в случаях ареста или задержания. Задержанному лицу должны быть зачитаны его права и обязанности, а также должны быть внесены соответствующие записи в протокол о задержании.

Психология общения с сотрудником ДПС

Зная, что вы можете остаться в своей машине, вы можете согласиться на предложенный полицейским вариант и пересесть в его машину. Инспекторы ДПС, как правило, идут на контакт охотнее, когда автовладелец не устраивает скандалов и ведет себя уравновешенно. Поэтому, если вам не трудно покинуть свою машину и вы не чувствуете большого дискомфорта от нахождения в машине ДПС, имеет смысл согласиться с предложением заполнить протокол там. Внимательно прочитайте его, не нервничайте.

Почему же возникло такое недоверие к сотрудникам дорожной полиции? Раньше очень часто можно было услышать истории, в которых инспектор, усаживая задержанного автолюбителя, начинал что называется «прессовать», требуя дачи взятки. Провернуть это же на виду у других людей куда как сложнее, поэтому и нужно было отвести водителя «подальше от любопытных глаз».

Сейчас же, с появлением видеорегистраторов, ситуация сильно поменялась. Первыми на вооружение регистраторы взяли автовладельцы. Очевидно, что пока регистратор записывает ваш диалог с инспектором, ни о каком вымогательстве взятки и речи быть не может. Однако и патрульные машины стали активно оснащаться таким же устройствами. На этот раз, чтобы исключить обратную ситуацию, не дать владельцу авто попытаться «откупиться» от сотрудника.

Все чаще можно заметить, что сотрудники ГИБДД оснащены нагрудными видеорегистраторами. Таким образом, где бы ни происходил разговор, разницы уже не будет.

Все это означает, что с недавних пор проблема о том, где общаться с сотрудником полиции отпала сама собой. Если вы не доверяете видеорегистратору сотрудника, попросите чтобы ваш разговор записывал ваш собственный регистратор, или запишите разговор на телефон. Честный сотрудник полиции не будет уклоняться от такого предложения.

Как себя вести, если остановила ДПС ГИБДД: какими правами и обязанностями наделен водитель

Любой автомобилист хоть раз сталкивался с остановкой его сотрудниками ДПС. Многие просто не знают, как правильно вести себя с инспектором, на что обращать внимание и впадают в панику, даже если за ними нет никакой вины. Чтобы не поддаваться панике при беседе с сотрудниками дорожно-патрульной службы, стоит предварительно изучить Кодекс об административных правонарушениях и Правила дорожного движения.

Права водителя при остановке машины инспектором ДПС

Водитель обязан остановиться по требованию инспектора. Остановке предшествует взмах жезла сотрудника. При этом водителю следует внимательно следить за действиями инспектора, чтобы понять, точно ли жест указывает на водителя.

Инспектор не может остановить авто без каких-либо оснований. Это будет считаться нарушением законодательства. Стоит обратить внимание, что ранее действующий Приказ МВД №185 утратил свою юридическую силу в 2017 году, и вместо него теперь действует Приказ МВД №664 от 2017 года. Существенных изменений в 2020 году не произошло.

Перечень причин для остановки

Существуют четко установленные причины остановить автомобиль. В их числе следующие:

  1. Водитель и его пассажиры нарушили правила дорожного движения (ПДД).
  2. Есть информация, что водитель или кто-то из пассажиров стали участниками дорожно-транспортного происшествия (ДТП) или иного противоправного деяния.
  3. Автомобиль находится в розыске или используется лицом незаконно.
  4. Водителя необходимо опросить об обстоятельствах нарушения, очевидцем которого он являлся.
  5. Сотрудник выполняет решение государственной инстанции об ограничении движения или о запрете движения.
  6. Водителя нужно привлечь для оказания помощи другим лицам или для того, чтобы они могли выступить в качестве понятых.

Ранее, если сотрудник останавливал машину по причине проверки документов, то в этом случае полицейский нарушал закон. Останавливать авто для проведения проверки допускалось только на стационарных постах полиции или КПП. На данный момент это требование отменили, и инспекторы могут проверять документы по своему усмотрению вне зависимости от места. Отказ от предоставления документов может стать основанием для привлечения водителя к ответственности по нормам Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Возможным поводом для проверки документов является проведение спецопераций или особых распоряжений высшего руководства. Водитель может поинтересоваться, действительно ли в данном городе проходит спецоперация и попросить номер УВД для уточнения сведений.

Читайте также:  Режим работы двигателя в пробке

По регламенту инспектор сам должен указать на основание остановки авто без дополнительных вопросов водителя.

Таким образом, первое, о чем необходимо помнить водителю, что остановить его могут по ограниченному перечню оснований. Если инспектор превышает свои полномочия, то нужно корректно на это указать.

Что делать после того, как машину остановила ДПС

После того как сотрудник ГИБДД остановил автомобиль, он (сотрудник) должен подойти к транспортному средству и представиться, назвав звание, должность и фамилию. После чего по нормам регламента он сообщает причину остановки автомобиля.

Сотрудник должен предъявить удостоверение в развернутом виде. На нем должны быть видны ФИО, срок действия документа. У многих инспекторов есть нагрудный знак, его номер также следует зафиксировать.

Водитель может уточнить номер дежурной части и позвонить туда для проверки: точно ли этот человек служит там, а также уточнить прочие обстоятельства произошедшего (например, правда ли, что на машину есть ориентировка). Необходимость узнать подразделение ДПС может быть вызвана и тем, чтобы заранее знать, куда жаловаться на возможные противоправные действия сотрудников полиции.

Право водителя на аудио- и видеофиксацию

Водитель может вести запись на диктофон или на видеокамеру. В дальнейшем это может стать уликой в суде в пользу водителя. Видеосъемка может стать доказательством нарушений со стороны инспекторов: например, в случае, если у водителя потребовали взятку или провели досмотр без участия понятых и без протокола.

Запрет на видеосъемку допустим только в исключительных обстоятельствах, например, при проведении оперативных мероприятий или мероприятий, связанных с гостайной. Без веских оснований инспекторы не могут запретить снимать.

Сотрудник ГИБДД также может снимать на камеру разговор, но должен уведомить об этом факте водителя.

Водитель не обязан передавать водительские права инспектору и лучше этого не делать, достаточно только показать права. Если инспектор требует передать ему права, техпаспорт и полис лично в руки, то водитель может не исполнять его требования со ссылкой на Приказ МВД №664 (п. 219-222).

Когда водитель должен покинуть машину

При общении с сотрудниками ГИБДД водителю не следует выходить из машины: это не входит в его обязанности. Исчерпывающий перечень случаев, когда инспектор может попросить выйти из машины, приведен в Административном регламенте Приказа МВД №664 (п. 93.1). Водитель может остаться в машине и выслушать инспектора. Последний подходит со стороны водителя.

Водитель должен исполнить требование инспектора и выйти из авто в следующих случаях:

  1. В целях устранения неисправности машины.
  2. Если сотрудник ГИБДД уверен, что водитель в состоянии опьянения.
  3. Для сверки номеров агрегатов с имеющимися записями в техпаспорте.
  4. Для проведения досмотра машины.
  5. Если водитель подозревается в совершении преступного деяния.
  6. Если нужно участие водителя в оформлении документов или оказании помощи иным лицам.
  7. Если поведение водителя стало угрозой сотруднику полиции.

Выше приведен исчерпывающий перечень ситуаций, когда инспектор может потребовать покинуть машину.

Порядок осмотра и досмотра

Если в ходе осмотра инспектор попросил открыть багажник, то следует уточнить, просьба ли это или требование. Просьбу инспектора водитель выполнять не обязан, а требование должно сопровождаться подготовкой протокола досмотра с участием как минимум двух понятых.

Даже если водитель совершил нарушение, то он может предоставить объяснение содеянному. Указанная причина может стать смягчающим обстоятельством при назначении штрафа и вносится в протокол. Но водитель может так же ничего не объяснять: нормы Конституции позволяют не свидетельствовать против себя и родственников. Таким образом, водитель не обязан отвечать на все вопросы, которые ему задает инспектор. Такое право за ним закрепляет ст. 51 Конституции РФ.

Определение факта нарушения и подготовка протокола

Дальше сложившаяся ситуация может складываться по-разному: инспектор может пожелать водителю счастливого пути и отпустить его либо инкриминировать правонарушение. В последнем случае стоит уточнить у инспектора, есть ли у него доказательства случившегося: например, фото- и видеосъемка.

Если водитель совершил нарушение правил дорожного движения, соответствующая запись появилась на оборудовании, то ему выписывают протокол.

Доказывать вину обвиняемого должен тот, кто его обвиняет. При подготовке административного протокола многие инспекторы требуют, чтобы водитель пересел к ним в машину. Это не является обязательным, кроме случаев оформления протокола задержания. Водитель на законных основаниях может отказаться ставить свою подпись в протоколе. Иногда полицейские могут подделать подпись водителя: это грозит им уголовной ответственностью.

На основании п. 134, 151, 168, 211 Административного регламента Приказа МВД №664 в случае, если инспектор обнаружил превышение скорости, задержал машину, изъял из нее какие-либо вещи, то на все эти действия у него должны быть документы: в зависимости от мероприятия таким документом может стать акт (при осмотре авто), постановление или протокол (при досмотре). Отсутствие таких документов может стать основанием для признания результатов недействительными. Водитель может изучить протокол и внести в него уточняющие сведения. Это помогает оспорить штрафы и получить компенсацию причиненного вреда.

Если водитель не согласен с тем, что он совершил нарушение, то в строке «Подпись нарушителя» он исправляет ее на «Подпись водителя» и указывает фразу «Не согласен». В графе с указанием свидетелей водителю следует проставить прочерки, чтобы сюда не вписали случайных лиц.

Право не подписывать протокол вовсе или указывать в нем разногласия гарантировано водителю на основании 28.2 КоАП.

Водителю следует взять себе копию протокола, а инспектор обязан ее предоставить: она потребуется на случай оспаривания. В большинстве случаев протоколы могут содержать нарушения КоАП.

Прочие права

Важно учесть, что водитель вправе не оплачивать выписанный штраф на месте. Он не уплачивает штраф напрямую инспектору, более того, это считается нарушением закона и приравнивается к даче взятки по ст. 290, 291 УК. Если инспектор вымогает деньги у водителя, то водитель вправе отказаться или написать жалобу на действия сотрудника.

Когда у инспектора есть подозрения, что водитель находится в нетрезвом состоянии, такому водителю могут предложить пройти проверку на алкоголь. Но водитель имеет право отказаться от нее в пользу прохождения процедуры проверки в медицинском учреждении: в этом случае ему предстоит пройти медицинское освидетельствование. Право на прохождение освидетельствования может пригодиться при наличии сомнений в точности алкотестера, так как оно дает более точные результаты. Но отказ от прохождения освидетельствования приравнивается по нормам КоАП к нахождению в состоянии опьянения и грозит водителю крупным штрафом и лишением прав.

Водителю не следует забывать еще об одном праве: о праве на жалобу, защиту своих прав и получение компенсации убытков. Если инспектор нарушает права водителя, и был причинен ущерб, то водитель может обжаловать принятое решение.

Запоминаем

Таким образом, в случае остановки авто водителю не следует забывать о своих законных правах и обязанностях. В числе ошибок, которые чаще всего совершают водители, значатся:

  1. Выходят из машины, когда инспектор об этом их не просил.
  2. Не пользуются своим законным правом на проведение аудио- и видеосъемки.
  3. Не интересуются основанием для остановки транспортного средства.
  4. Забывают проверить удостоверение в развернутом виде.
  5. Открывают багажник по первой просьбе.
  6. Хамят или заискивают с инспектором.
  7. Отвечают на все вопросы инспектора.

Добавить комментарий