Неписаные правила этикета на дороге

Неписаные ПДД для неопытных водителей

Каждый из нас, находясь за рулем транспортного средства, с легкостью способен отличить новичка на дороге от профессионала. При этом, почти все себя считают, как минимум доками в знании ПДД и суперпрофессионалами в вождении. Нередко именно это становится причиной ДТП. Неуважение к другим участникам движения и бахвальство, а порой и незнание элементарных действий в сложных ситуациях, могут привести к созданию аварийной обстановки. В этой статье мы попробуем рассказать о неписаных правилах поведения на дороге, о том, как избежать конфликта и о правильных действиях в определенных ситуациях.

Взаимодействие и опыт, а также уважение к другим участникам движения – вот аксиома профессионального вождения автомобиля. Но и тут мы не застрахованы от аварийной ситуации. И поэтому вступает в действие первое неписаное правило поведения на дороге:

  • Правило трех «Д» – дай дорогу дураку. От вас не убудет. Лучше пропустить или вообще держаться подальше от непредсказуемых водителей.
  • Логика, предсказуемость и плавность движения. Вот и второе правило поведения на дороге. Чем плавнее вы управляете транспортным средством, тем проще другим участникам движения среагировать в определенной, а может быть и аварийной ситуации.

Действия опытного водителя в потоке движения автотранспорта
Чем отличается опытный водитель от дилетанта во время движения в потоке? Прежде всего спокойствием и адекватным поведением. Как нужно себя вести, чтобы другие автомобилисты решили, что вы опытный водитель? Тут-то вступает в действие третье правило поведения на дороге.

  • Никогда не жми на тормоз резко и без надобности. Это действие очень раздражает других водителей, находящихся в потоке движения, и может спровоцировать дорожный конфликт, а нередко и ДТП. Водитель сзади вас может не успеть отреагировать, а если и успеет, то тот, кто сзади него – нет.
  • Выбирайте нужную скорость движения, характерную для определенной полосы. Со скоростью 40 км/ч вам нечего делать в крайней левой полосе. Если вы собрались поворачивать влево и вынуждены сбавить скорость, то делайте это своевременно и обозначив поворот.
  • Лучше пересечь запрещающую линию «стоп» на перекрестке, чем спровоцировать ДТП. Вы движетесь в потоке автомобилей и вдруг внезапно, без предупреждения (а как может быть иначе) загорелся красный. Вы жмете двумя ногами на тормоз и незамедлительно получаете удар в зад. Это необязательно, но может случиться. Поэтому если вы выехали на перекресток и загорелся красный цвет светофора, то не паникуем и спокойно завершаем маневр. Если красный загорелся перед светофором, то плавно нажимаем на тормоз, не переходя на нейтральную скорость. Ничего страшного не будет, если вы немного пересечете линию, но зато не создадите аварийной обстановки.
  • Соблюдай дистанцию. Вот еще одно правило, которое действует везде, и соответственно, для движения в потоке. Не стоит забывать о тех водителях, которые обязательно будут пытаться обогнать весь поток автомобилей. Чтобы уйти от встречного транспорта, им потребуется место, а не соблюдая дистанцию, такого «кармана» не будет. Вот и возможное ДТП.
  • Старайтесь двигаться так, чтобы у вас осталось пространство для маневра. Двигайтесь в потоке автомобилей в шахматном порядке, и у вас будет возможность среагировать в случае внезапной остановки впереди идущей машины.

Рекомендации опытного водителя по проезду через перекресток
Перекресток у большинства неопытных водителей вызывает панический страх. Из ПДД мы знаем, что существуют определенные правила проезда через перекресток, четко прописанные в ПДД. Многие начинающие водители говорят о том, что все знания правил куда-то улетучиваются, когда подъезжаешь к перекрестку. Неважно к какому. А как себя ведет опытный водитель?

  • Никогда опытный водитель не будет пытаться объехать стоящую впереди машину, не выяснив причин остановки. Таких причин может быть масса, от заглохнувшего двигателя до нерадивого пешехода. Попытка такого объезда может стать причиной ДТП, а иногда и трагедии.
  • Еще одно логичное правило проезда регулируемого перекрестка. Можно выезжать только на свободный перекресток. При смене сигнала светофора вы можете не успеть закончить маневр, тем самым заблокируете движение справа и слева от вас.

Неписаные правила и рекомендации при обгоне
Если вы решились совершить такой рискованный маневр как обгон, то прежде всего подумайте, достаточный ли у вашего автомобиля запас мощности. При движении в потоке машин это может стать решающим фактором в совершении удачного обгона. Если мощность вашего автомобиля недостаточна, то может не найтись места, чтобы спрятаться в «карман» от встречного автомобиля. И пожалуйста, не высовывайтесь в окно при обгоне. Если видимость недостаточно хорошая, то делать этот маневр крайне опасно. Также не забываем о включенном ближнем свете при обгоне.

Неписаные правила движения возле крупнотоннажного автомобиля
Если вы на дороге новичок или не совсем профессионал, то от таких автомобилей вам лучше держаться подальше. Если выхода нет, вы уже возле фуры, и пропустить ее у вас нет никакой возможности, то следует помнить об тех опасностях, которые вас подстерегают.

  • У больших грузовых автомобилей ограниченный угол обзора справа, и вашу легковушку он может просто не увидеть по техническим причинам. Поэтому никогда не пытайтесь обогнать фуру справа. Не забывайте и о том, что при повороте такому здоровому автомобилю, да еще и с прицепом, потребуется дополнительная полоса движения. Поворот налево крупнотоннажный автомобиль будет осуществлять со среднего ряда.
  • Не стоит забывать и о тормозном пути большегрузных автомобилей.

Неписаные правила при проезде дворов
При проезде дворов сложно пробраться через скопление припаркованных автомобилей, тем более встречным машинам. В таких случаях действует одно неписаное правило: пропускает тот, у кого есть возможность это сделать, т.е. спрятаться в «карман». На самом деле, требуется всего-то взаимное уважение, логика и здравый рассудок.

Общие рекомендации профессиональных водителей

  • Чувство самоуверенности это очень опасное состояние многих новичков, которые считают, что полностью контролируют всех участников движения, свой автомобиль и состояние дороги. Эйфория от скорости и возможностей автомобиля очень многих привела к трагедии. Будьте предельно собраны и внимательны.
  • Опытный водитель, несмотря на кажущееся «полусонное состояние», запоминает местонахождение сразу нескольких автомобилей в зоне видимости. Способность мгновенно запоминать все нюансы дорожной ситуации и адекватно реагировать приходит с опытом. Внимание начинающего автомобилиста должно быть одновременно сосредоточено на дороге, зеркалах и приборах.
  • Никогда не расслабляйтесь. Видя родной гараж или дом, как правило, человек расслабляется и теряет концентрацию. Для начинающего водителя это одна из возможностей попасть в неприятности.
  • Громкая музыка способна отвлечь ваше внимание. Неопытному водителю крайне важно «слышать дорогу» и двигатель своего авто.
  • Всегда контролируйте свое самочувствие. Если пропадает ощущение времени, то у вас вполне возможно наступает переутомление и состояние сонливости. Немедленно остановитесь и отдохните, хотя бы несколько минут.

Помните, что соблюдая эти нехитрые правила, вы можете избежать неприятностей на дороге, а может быть и сохранить жизнь себе или другим участникам движения.

7 неписаных правил для водителей

Вот чему вас, скорее всего, не учили в автошколе.

Знаете ли вы, что на дороге существуют неписаные правила, которые нужно соблюдать наряду с Правилами дорожного движения, утвержденными правительством на законодательном уровне? Увы, во время обучения в автошколе некоторые вещи инструкторы не объясняют, акцентируя внимание лишь на ПДД. Но без неписаных правил вождения вам будет тяжело на дороге. Вот семь основных негласных правил для водителей, которые желательно соблюдать.

1. Вы должны быть вежливым на дороге и знать, как отблагодарить другого водителя, который вас пропустил

Вы никак не можете влиться в основное движение, застряв надолго в полосе разгона или на нерегулируемом перекрестке? Вы нервничаете и не знаете, как встроиться в движение на главной дороге? Никто вас не пропускает, как будто не замечая? Знакомо? К сожалению, очень часто люди невнимательны к окружающим. Но не все такие.

Поэтому даже если вы простоите долгое время на дороге, все равно найдется тот, кто вас заметит и уступит дорогу, остановив свою машину. Естественно, вы должны будете отблагодарить своего спасителя. Но как? Просто поднимите руку и слегка кивните. Также можете, выехав на дорогу, включить на короткое время аварийку, с помощью которой вы покажете уступившему вам дорогу водителю, что вы ему благодарны.

2. Управлять автомобилем в перчатках удобнее

Наверняка когда вы обучались в автошколе, вам вряд ли кто говорил, что управлять автомобилем в перчатках удобнее и комфортнее. Особенно если речь идет о специальных автомобильных перчатках. Все дело в том, что перчатки не дают скользить рукам по рулевому колесу.

В итоге все ваши действия будут более четкими и правильными.

3. Как избежать дорожной агрессии со стороны других участников дорожного движения

К сожалению, в автошколах ничего не рассказывают о том, как избежать со стороны участников дорожного движения агрессивного поведения по отношению к вам. Как не спровоцировать агрессию других водителей на дороге? Вы знаете? Почему эти вещи не объясняют в автошколах?

Ведь это очень важная часть безопасности на дороге. Но, увы, автоинструкторы в автошколах, наоборот, учат будущих водителей не обращать внимания на других участников дорожного движения. Главное, по их мнению, – это строгое соблюдение ПДД. Остальное – проблемы окружающих.

Наверняка вы видели, как автомобили автошкол часто провоцируют на дороге пробки и опасные ситуации. С одной стороны, к курсантам, сидящим за рулем этих машин, нужно относиться с пониманием.

Ведь они пока что еще неопытные водители. Поэтому ошибки можно и простить. Но, с другой стороны, почему автоинструкторы не учат будущих водителей, в свою очередь, с пониманием относиться к окружающим? В итоге неопытные водители, только получившие права, выезжают на дороги и без зазрения совести начинают тупить на дороге, не обращая внимания ни на кого вокруг.

Да, конечно, наглость – второе счастье, но все же каждый водитель должен знать, как водить автомобиль так, чтобы никого не провоцировать на агрессию. Помните, что вы не одни на дороге.

4. Как не нужно парковать автомобиль

Вы наверняка замечали, как ужасно паркуются многие водители. К сожалению, это относится не только к тем, кто недавно за рулем. Увы, многие люди в нашем обществе живут по принципу «ни себе ни людям».

Например, о чем вы думаете, когда паркуете свою машину на общественной парковке? Конечно, все мы заботимся о том, чтобы поставить автомобиль так, чтобы его, не дай бог, никто не повредил.

Но, к сожалению, в момент парковки мы очень часто забываем о других, в итоге ставя машину как попало, лишая других водителей парковочного пространства. А знаете, почему так происходит чаще всего? Нет, не из-за того, что на дороге большинство автолюбителей эгоисты. Все проще.

Дело в том, что многие об этом даже не задумываются. А вот если бы автоинструкторы еще в процессе обучения приучали новичков правильно парковать автомобиль, думая о других, то тогда сегодня на дорогах было бы больше внимательных водителей.

Так что пришла пора пересмотреть свое поведение при парковке. Начните с простого – паркуйтесь хотя бы строго по линиям, расчерченным на стоянке.

И не нужно уподобляться тем, кто неправильно припарковался, по принципу «раз кто-то сделал неправильно, так и я сделаю то же самое».

5. Не нужно сразу стартовать с места, как только загорится зеленый сигнал светофора

Для многих водителей на дороге зеленый сигнал светофора стал как красная тряпка для быка на корриде. Вы наверняка видели не раз на дороге, как водители стартуют со светофора, словно на треке, забывая посмотреть на перекрестке по сторонам, что часто приводит к ДТП. Ни в коем случае не трогайтесь резко сразу, как только загорится зеленый сигнал светофора. Особенно если речь идет о перекрестке.

Читайте также:  Заменяем цепь ГРМ: когда и как, на каком пробеге, определение износа и прочее

Ведь сразу после включения зеленого сигнала кто-то, возможно, еще не успел завершить свой маневр по проезду перекрестка или кто-то решил испытать судьбу, проехав на желтый сигнал светофора. К сожалению, не все автоинструкторы учат трогаться на зеленый сигнал светофора. Но вы должны взять себе подобную манеру движения за правило. Так ваше вождение будет намного безопаснее.

6. Предупреждаете людей об опасности на дороге

Вот еще одна вещь, о которой забывают рассказать автоинструкторы в автошколах. Речь идет о том, чтобы в случае опасности предупреждать других участников движения об опасности. Например, представьте ситуацию, когда вы двигаетесь по скоростному шоссе, подъезжаете к пешеходному переходу (увы, в нашей стране в отличие от других стран очень много пешеходных переходов на скоростных автомагистралях), где на обочине стоит пешеход. Согласно законодательству вы обязаны уступить ему.

Естественно, вам приходится в этом случае довольно-таки резко тормозить. Но при резком снижении скорости на скоростном шоссе автомобиль, идущий сзади вас, может не успеть остановится. Особенно если не вовремя заметит, что вы резко снижаете скорость. Чтобы этого не произошло, вы должны думать на дороге не только о себе, но и о других участниках дорожного движения.

Например, в этой ситуации вам нужно в момент снижения скорости предупредить водителя сзадиидущего автомобиля об опасности. Для этого включите аварийную сигнализацию. Желательно это сделать заранее, еще до начала остановки. Так вы предупредите других участников дорожного движения об опасности, что даст им время для безопасной остановки.

7. Как дать понять, что вы уступаете?

Знаете, какая одна из самых частых причин аварий? Да, конечно, это нарушение ПДД. Но не всегда ДТП случаются из-за нарушения законодательства. Очень часто водители попадают в аварию из-за непонимания друг друга. Причем нередко подобные аварии происходят на ровном месте.

Например, порой вежливые и порядочные водители стараются уступить друг другу дорогу. Но иногда при таком взаимном уважении случаются и недопонимания. Например, бывает так, что вы, решив уступить дорогу другому водителю, видите, что он не понял ваших намерений. В итоге вы решаете продолжить путь, который может быть неожиданно прегражден водителем, который с опозданием понял, что вы хотели уступить. Очень часто такие ситуации заканчиваются глупыми авариями.

Но как же дать понять другому водителю, что вы решили уступить дорогу? Очень просто. Помигайте водителю фарами дальнего или ближнего света. Также можете показать свое желание уступить жестами. Так вы увеличите шансы, что вас поняли.

Водительский этикет

Сегодня автомобили — неотъемлемая часть нашей жизни. Конечно, основа управления ими — это ПДД. Но существуют и неписаные правила поведения для автолюбителей, водительский этикет. Те, кто ему следует, вызывают уважение у окружающих на дороге, которые понимают, что перед ними — культурный человек.

Особенности этикета

В западных странах о социальном статусе человека во многом судят по автомобилю, на котором он передвигается. Согласно правилам этикета, тот, кто получил повышение по службе, обязан обзавестись и более дорогим и престижным автомобилем. Порой работодатель даже может выдать для этих целей специальный кредит, заботясь об имидже компании. С другой стороны, целенаправленно покупать дорогостоящее авто для демонстрирования своей финансовой состоятельности считается моветоном. К примеру, женам состоятельных мужчин не стоит ездить к себе на работу на Ferrari, хотя и пересаживаться на Lada Kalina тоже не обязательно. Для поездок на любую работу (даже если она — не более, чем хобби) оптимальным вариантом считается автомобиль гольф-класса, пускай и премиального сегмента.

Автомобильный этикет начинается с посадки в машину по всем правилам приличия. Водитель мужчина должен открывать дверь пожилому человеку или женщине; ей также следует подавать руку, чтобы даме было удобнее разместиться в машине. Когда автомобилист возвращается на свое место, он обходит машину спереди так, чтобы пассажир его видел. Если же за рулем автомобиля женщина, то ей следует открывать дверь лишь пожилым людям.

Как садиться в машину, мужчина решает сам; женщине, в свою очередь, принято вначале усаживаться, а затем поднимать ноги (при высадке — наоборот). Поскольку пассажиры — это гости автомобиля, каждый из них может выбрать место посадки себе по вкусу. Однако водитель, как хозяин, вправе предложить собственную схему рассаживания в своей машине. Согласно этикету, переднее место рядом с водителем — самое почетное из всех, следующее по престижности то, что находится от него по диагонали. Соответственно, наименее престижным считается место позади водителя. При этом водительский этикет диктует и то, что при рассадке в машине стоит принимать во внимание пол и возраст пассажиров: к примеру, если вы с супругой везете на дачу ее родителей, то рядом с вами садится теща, по диагонали — тесть, а жене достается место позади вас.

Однако все эти правила относятся лишь к личным автомобилям: у служебных машин и такси иной этикет. В этих случаях наиболее престижное место — по диагонали от водителя; причин этому несколько. Во-первых, справа удобнее осуществлять посадку и высадку, во-вторых, пассажир, сидящий сзади, может до упора отодвинуть переднее сиденье, чтобы ему было удобнее сидеть. Следующее, второе по престижности место находится за водителем; сидящие рядом пассажиры могут во время поездки вести беседу. А переднее пассажирское место в такси и служебных машинах либо свободно, либо достается охране. Именно поэтому во многих странах таксисты давно привыкли к тому, что рядом с ними вообще никто не садится. В России же пассажир, который садится позади таксиста, как бы дает ему понять, что не намерен во время поездки вести диалог.

В идеальных условиях к конкретному автомобилю следует специально подбирать одежду: к примеру, для больших внедорожников не подходят классические костюмы. Эти машины изначально создавались для активного отдыха, поэтому с ними хорошо сочетается повседневный (casual) стиль одежды. А седан бизнес-класса, напротив, подразумевает наличие строгого костюма: ездить в такой машине в фитнес-клуб, надев шорты и кеды — моветон. Для этого куда уместнее спортивный автомобиль.

Вполне понятно, что большинство людей не может позволить себе владение несколькими машинами, поэтому лучше всего остановить свой выбор на универсальном автомобиле гольф-класса. Но и здесь есть свои нюансы: для поездок на службу в костюме лучше подойдет седан, а если строгого дресс-кода нет — можно позволить себе хэтчбек или кроссовер.

На дороге с давних пор существуют неписаные, но принятые между водителями правила поведения. Главное из них — это «УДД» или «Уступи дорогу дураку», правило, актуальное всегда. Вы находитесь за рулем и видите лихача? Пропустите его, если он попытается вас обогнать, тем самым обезопасив себя от возможной аварийной ситуации. Водитель впереди не дает обогнать его? Откажитесь от этого маневра.

Наконец, если вы, двигаясь по главной дороге, заметили машину, которая никак не может выехать на нее, пропустите этого водителя. Наверняка он испытывает те же чувства, что и вы в ситуации, когда никак не можете выехать на главную из двора собственного дома. Будьте уверены — вас поблагодарят за такое на языке «Азбуки световой сигнализации». Она чем-то похожа на азбуку Морзе, с той лишь разницей, что ее сигналы подаются с помощью света фар и звуковой сигнализации. Знакомые с «Азбукой» водители, знающие все «правила хорошего тона» на дороге, имеют куда меньше шансов попасть в неприятные ситуации, чем другие участники дорожного движения, далекие от водительского этикета.

Первый раздел «Азбуки» связан с выражением благодарности на дороге. Благодарить можно за разные вещи: к примеру, если водитель пропустил вас на трассе или в городе, дал обогнать, позволил выехать с обочины или перестроиться из соседнего ряда. В этих случаях выразить благодарность другому автомобилисту можно, пару раз «моргнув» аварийной световой сигнализацией, щелкнув вначале левым, а затем правым сигналом поворота или подняв от руля руку ладонью к лобовому стеклу (последнее используется для водителей встречных машин, к примеру, предупредивших об опасности). Конечно, порой на дороге попадаются не только вежливые автомобилисты, но и водители-грубияны.

Выразить им свое недовольство можно при помощи коротких звуковых сигналов: один сигнал — предостережение, два — недовольство, три — раздражение, четыре и более — ругань. Еще один способ показать свое возмущение — это многократное мигание дальним светом. Правда, некоторые автомобилисты идут дальше: они просто обгоняют машину обидчика и либо притормаживают, либо полностью останавливаются перед ней. Однако, стоит учесть, что на дорогах полно нервных воителей, а потому последствия таких маневров могут быть самыми непредсказуемыми.

Следующий раздел «Азбуки световой сигнализации» очень важен, ведь он посвящен информированию окружающих о том, что впереди на дороге имеется опасность. К примеру, включив аварийную сигнализацию, вы тем самым покажете водителям позади вас, что впереди имеется опасность, не обозначенная дорожными знаками — от затора или ДТП до ремонта проезжей части. Еще один способ предупредить об опасности автомобилиста, находящегося в машине позади, — несколько раз нажать на педаль тормоза; на водительском языке это означает «держи дистанцию».

Что касается встречных машин, то предупредить их, к примеру, о сотрудниках ДПС можно двумя кратковременными включениями дальнего света.

Иногда возникают ситуации, когда встречный водитель ночью слепит вас дальним светом или противотуманными фарами: тогда можно попросить его переключится на ближний свет. «Оформить» такую просьбу можно, либо на короткое время включив дальний свет фар, либо 2-3 раза «моргнув» ближним светом. При этом стоит помнить о том, что, если вы сами решили обогнать автомобиль в ночное время, то перед маневром стоит переключить дальний свет фар на ближний, совершить маневр и лишь тогда вновь переключиться на дальний свет.

В водительской «Азбуке» есть и раздел о том, как попросить уступить дорогу: делается это при помощи одного длинного сигнала дальнего света, иногда — с добавлением длительного звукового сигнала. Последний чаще всего применяют на трассе в экстремальных ситуациях при обгоне, когда, оказавшись на встречной полосе, водитель не успевает завершить маневр и просит встречную машину съехать немного правее, чтобы разъезд завершился благополучно. Если же вас просят уступить дорогу, а вы по каким-то причинам отказываетесь это делать, то сообщить об этом другому водителю можно, либо максимально уменьшив расстояние, необходимое другой машине для маневра, либо уменьшив дистанцию до впереди идущей машины, тем самым не позволяя встроиться между вами.

В то же время водители, которых собираются обгонять, могут из вежливости подсказать тем, кто находится позади, когда стоит и не стоит идти на обгон. Если ситуация позволяет совершить такой маневр, нужно включить правый поворотник (возможно, дополнительно притормозить). Кстати, левый поворотник, включенный у водителя, который совершил обгон, но пока не вернулся на свою полосу — это знак для окружающих (к примеру, движущихся за обгоняемым грузовиком машин), что впереди на полосе встречного движения свободно и можно последовать его примеру и также совершить обгон.

Если же вы едете впереди и вам видно, что дорожная обстановка не располагает к тому, чтобы вас обгоняли, включите левый поворотник. Также можно кратковременно зажечь тормозные огни — так часто делают дальнобойщики на фурах, которым хорошо видна дорожная обстановка впереди. Другие варианты — переменное включение правого и левого поворотников вкупе со стоп-сигналами, высовывание левой руки ладонью назад или при открывании левой двери.

Читайте также:  Перегрев двигателя

Отдельно в водительской «Азбуке» говорится о том, как водитель может предупредить, что выходит из машины. Во-первых, допускается приоткрыть левую дверь и слегка покачать ей, во-вторых, можно приоткрыть дверь и повернуть голову назад, в третьих — включить левый поворотник и приоткрыть дверь.

Наконец, водительский этикет предписывает, каким образом водителю можно попросить о помощи. Если нужно горючее, автомобилист встает у дороги с канистрой (или ведром) и шлангом / выставляет вперед кулак с опущенным вниз большим пальцем. Если необходима буксировка, можно встать у дороги с тросом, требуется замена колеса — с колесом или домкратом. В случае, когда водителю требуется техническая помощь, он встает у открытого капота или багажника с поднятой рукой, а если нужна медицинская помощь — показывает скрещенными руками знак «Х».

Вот и все основные правила водительского этикета. Если соблюдать их наравне с правилами ПДД и быть взаимно вежливыми на дорогах, то путь, куда бы он ни лежал, наверняка будет счастливым.

Водитель — это «властелин» автомобиля. Однако правила этикета не позволяют делать ему все, что заблагорассудится. Прежде, чем открыть окно, включить радио или закурить даже в личном автомобиле, тот, кто находится за его рулем, должен узнать, не будут ли против окружающие. А пассажиры, если они хотят поболтать, должны поинтересоваться у водителя, не будут ли их разговоры отвлекать его от дороги.

Вообще, в дороге, из соображений безопасности, недопустимы выяснения отношений, разговоры на повышенных тонах или касающиеся каких-либо сложных вопросов, отвлекающих того, кто ведет машину. Водитель — главный человек в автомобиле, вне зависимости от того, личный это транспорт или такси, поэтому указывать ему, куда и как ехать, считается моветоном. Единственное исключение — вопросы безопасности: если пассажира тревожит слишком высокая скорость движения, он вправе попросить водителя снизить ее. Также вполне допустимо попросить таксиста переключить музыку с шансона на что-то другое.

Правила дорожного этикета – это должны знать все!

13 октября 2014 14:56

Motor.Day.Az хочет поделиться статьей, которую отправил нам один из наших постоянных читателей.

Каждый день, садясь за руль своего автомобиля и, выезжая на дороги общего пользования, я сталкиваюсь с печальной картиной. Чаще всего езжу в городе, но иногда на трассе приходится преодолевать 1000 км, а то и более. Видя общую дорожную ситуацию как в городе, так и на трассе, приходишь к выводу, что большинство наших водителей не имеют никакого понятия о дорожной этике.

Теоретического водительского опыта я начал набираться еще в детстве. Сидя на заднем сидении автомобиля, я внимательно следил за отцом в процессе вождения. Дело дошло до того, что я вызубрил положения коробки передач на разных передачах и алгоритм работы сцеплением – при “трогании с места” и переключении скоростей. Но теория никогда не сравнится с практикой. С приобретением практического водительского опыта я сделал для себя некоторые выводы, касающиеся водительской этики. Это правила, выполнение которых под силу как начинающему, так и многоопытному водителю. В большинстве случаев они существенно облегчают жизнь, причем не только на дороге.

Дорожный этикет – правила хорошего тона на дороге. Данные правила никто не придумывал, они зародились сами и постепенно вошли в обиход. Например, дорожный этикет даже не озвучен в пособии по вождению автомобиля. Впрочем, в автошколе может практиковаться ознакомление с правилами хорошего тона на дороге. Дорожный этикет выступает в качестве альтернативы ПДД, но сам он основан именно на них.

Motor.Day.Az хочет ознакомить читателей с основными жестами общения на дороге.

Моргание фарами дальнего света делится на две группы: кратковременное и длительное. Расскажем сначала о кратковременном.

Кратковременное (0-1 секунда) – включение фар или кратковременное переключение с ближнего света на дальний. В общем случае сигнал подаётся для привлечения внимания. Некоторые частные случаи:

Встречному, двух- или трёхкратное: “Снижай скорость, будь внимателен – впереди опасность”. Если вы видите, что встречные “моргают” вам фарами, то впереди вас ждёт что-то опасное – например, препятствие на дороге, которое вам придётся объезжать, огромная колдобина, ДТП или сотрудник Дорожной полиции с “сюрпризом”. В любом случае – снижайте скорость заблаговременно, чтобы опасность не была внезапной и оставалось время на реакцию. Кстати, не забудьте поблагодарить предупредившего вас водителя подъёмом ладони (в дневное время суток). В тёмное время суток следует поморгать “аварийкой”. Проехав опасное место, предупредите встречных об опасности, поморгав им фарами.

Встречному ночью: “Переключись на ближний свет, ты меня слепишь”. Не забывайте сами заблаговременно переключаться на ближний свет при появлении встречных автомобилей (за 150 м до встречного и попутного транспорта)

Попутному впереди: “Перестройся в правую полосу, дай обогнать”, а также “Внимание! Обгоняю!”. Если водитель непосредственно позади вас “моргает” фарами – возможно, он хочет вас обогнать. С вашей стороны будет разумно уступить ему дорогу путём перестроения в правую полосу, с включением поворотника. Однако, выполняя манёвр, не торопитесь, будьте внимательны и осторожны – помните, что при перестроении обязаны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по той полосе.

Встречному или поперечному на перекрёстке или в месте, где затруднён разъезд, однократное: “Проезжай, я уступаю дорогу”. При этом если вам уступили дорогу, не забудьте поблагодарить за это вытянутой ладонью или коротким звуковым сигналом. Ведь если вы будите неблагодарным на дороге, то уступать вам в конце концов перестанут.

Длительное включение фар (более 1 секунды).

Продолжительное (несколько секунд) включение света фар или переключение с ближнего света на дальний. Более “сильный” сигнал, чем “моргание” (но не такой “сильный”, как подача звукового сигнала).

Встречному, движущемуся по этой же полосе: “Освободи мою полосу!” Например, встречный водитель, для совершения обгона выехал на вашу полосу. Вы имеете основание полагать, что встречный водитель не видел вас или неверно оценил скорость сближения. Будет разумно снизить вашу скорость, а также привлечь внимание встречного водителя включением фар.

Встречному ночью: “Переключись на ближний свет, ты же меня слепишь!”. Может подаваться, если встречный водитель игнорировал вашу просьбу (“моргание” фарами) переключиться на ближний свет. Однако, стоит воздерживаться от подачи этого сигнала. Не исключено, что вы по каким-либо причинам ослеплены ближним светом встречного автомобиля. Например, водители “легковушек” (с низкой посадкой) бывают часто ослеплены ближним светом встречных фур просто потому, что у последних фары расположены гораздо выше, чем у легковых автомобилей.

Попутному в любое время суток: если, попутный водитель не уступает вам дорогу и движется по левой полосе при наличии свободной правой. Иногда создается такое ощущение, что левая полоса “намазана медом”, потому что большинство наших водителей любят ехать по левой полосе. Уважаемые, опомнитесь! При наличии свободной правой полосы, водитель должен двигаться по ней – а не по левой! Обогнали по левой, перестройтесь с включенным поворотником на правую – это же так просто.

Кратковременное включение указателей поворота.

Правого, попутному сзади: “Обгоняй, дорога свободна”. Обычно подаётся водителями крупногабаритных транспортных средств, движущихся со скоростью меньше допустимой. Например, гружёная фура может двигаться со скоростью 70 км/ч по двухполосной загородной дороге. Обгон фуры затруднён – из-за её больших габаритов вам плохо видно дорогу, в то время как водителю фуры дорога отлично видна и отлично понятно ваше желание его обогнать. Водитель фуры коротким сигналом правого поворота даёт вам знать, что дорога впереди свободна и вы можете его обогнать (однако, не полагайтесь только на сигнал водителя фуры, безопасность вашего манёвра – исключительно ваша ответственность). Не забудьте поблагодарить водителя фуры после завершения обгона, помигав ему “аварийкой”.

Левого, попутному сзади: “Сейчас обгонять опасно!”. Дождитесь того момента, пока не перестанет кратковременно моргать левый поворотник фуры. После того, как водитель начнет подавать сигнал правым поворотником – можете смело обгонять.

Обоих (кратковременное включение аварийной сигнализации), попутному сзади: “Спасибо!” Не забудьте поблагодарить водителя, уступившего вам дорогу или давшего себя обогнать. В ответ поблагодарившему водителю, можно кратко моргнуть дальним светом, что будет означать “не за что”.

Обоих (длительное включение аварийной сигнализации), попутному сзади: “Выключи дальний свет, ты меня слепишь!”. Также можно попытаться объяснить это периодическим включением и выключением задних противотуманных огней.

Прочие сигналы.

Поднятая открытая ладонь – встречному: “Спасибо!”. Поблагодарите водителя, который уступил вам дорогу или предупредил вас об опасности поднятием руки – вам нетрудно, а ему приятно.

Кисть руки описывает круг и указывает вниз: “Спущена шина”.

В ситуации, когда автобус или грузовик обгоняет в тёмное время суток, обгоняемый, коротко мигнув дальним светом, сообщает обгонявшему о том, что тот полностью (на всю длину дальномерного транспортного средства) обогнал и может возвращаться в правый ряд (широко распространено в Европе).

Данные, вроде простые и легкодоступные правила должны знать абсолютно все наши водители. Постепенно надо учиться культуре вождения и языку общения на дороге, ведь чем больше культурных водителей на дороге, тем приятней выезжать на дорогу!

Прочитав данную статью, постарайтесь поделиться с друзьями и знакомыми – поверьте, чем больше людей узнает об этих элементарных правилах, тем лучше.

Неписаные правила поведения на дороге

Первое, чему учат в автошколе будущих водителей, это правила поведения на дороге, более известные народу как правила дорожного движения или ПДД — свод норм поведения на дороге, установленных на законодательном уровне. Однако среди участников движения существуют особые, неписаные правила, которые частенько выручают автолюбителей в непредвиденных ситуациях. И если официальные правила движения могут вызвать трудности при запоминании, то неофициальные схватываются на лету.

Основные сигналы на дороге

Во-первых, неофициальных правил гораздо меньше. Во-вторых, основные из них изучаются в автошколах наравне с ПДД. Ну а в-третьих, это правила взаимопомощи. Можно даже сказать, что это своеобразный язык общения автомобилистов.

Основные неписаные правила движения

Так уж получается, что определённые дорожные ситуации возникают чаще, чем другие. А значит, есть нормы, о которых водители вспоминают крайне редко. Потому в первую очередь стоит упомянуть об обстоятельствах, которые чаще других побуждают автолюбителей обращаться за помощью к неписаным правилам поведения.

На видео — правила хорошего тона на дороге:

  1. Правило 3Д — одна из самых распространённых и самых популярных норм среди грамотных и заботящихся о последствиях водителей. А расшифровывается оно так: дай дорогу дураку! В ваших интересах пропустить вперёд водителя, чьи действия вызывают недоумение и полное отсутствие логики, даже если ваши действия с точки зрения ПДД верны. В таком случае важна собственная безопасность и целостность вашего авто, нежели неуместная попытка отстоять собственную правоту.
  2. Когда вы медленно движетесь в колонне, в обязательном порядке соблюдайте дистанцию и оставляйте место перед своим транспортным средством. Это поможет автомобилю, выполняющему обгон и неуспевающему его завершить, занять специально отведённое место, дабы избежать лобового столкновения со встречным транспортом.
  3. Время от времени поглядывайте в зеркало заднего вида. Это поможет вам быть в курсе всего происходящего и вовремя среагировать в случае опасности.
  4. Ни в коем случае не расслабляйтесь на дороге, даже если до конечного пункта остались считаные километры. По статистике, четвёртая часть всех ДТП случается буквально в пяти километрах от дома, потому очень важно сохранять бдительность до конца поездки.
  5. Если в пути вы почувствовали сонливость, то лучшим способом будет двадцатиминутный лёгкий сон, который сможет быстро восстановить утраченные силы. Съезжайте на обочину или поспите в отведённом месте — это не займёт много времени, но поможет избежать фатальных последствий.
  6. Если водитель встречной машины послал вам двойной сигнал дальним светом, значит, далее по курсу были замечены сотрудники ГИБДД. Если же сигнал был многократным, это говорит о потенциально опасном отрезке дороги или о дорожно-транспортном происшествии на вашем пути.
  7. Длинный сигнал дальним светом может говорить о чрезвычайной ситуации во время обгона, когда водитель, выехавший на «встречку», не имеет возможности завершить обгон и просит таким способом движущийся навстречу транспорт взять вправо или притормозить во избежание столкновения.
  8. Длинный дальний свет означает также просьбу попутному транспорту уступить дорогу. Кроме того, такая норма может сигнализировать о вашем желании пропустить впереди себя поворачивающего или совершающего обгон автомобиля.
  9. Использовать дальний свет в тёмное время суток следует с максимальной осторожностью. Потому необходимо переключаться на ближний не только при обнаружении движущегося навстречу транспорта, но и в случае приближения к попутным авто.
  10. Если в тёмное время суток автомобиль, который вы догоняете, включает аварийную сигнализацию, вы слепите его через зеркала.
  11. Если ваше авто обгоняет крупногабаритное транспортное средство (фура), по окончании её манёвра желательно моргнуть дальним светом, чтобы шофёр был уведомлен о благополучном завершении совершаемого ним манёвра.
  12. Краткое мигание аварийным сигналом означает благодарность или принесение извинений за причинённые неудобства.

[banner_adsense-netboard][/banner_adsense-netboard]

Сигналы фарами на дороге

  • Если шофёр проезжающей мимо машины жестом указывает на вашу дверь — она не закрыта или же нею защемило полы вашей одежды.
  • Если рукой описывают круг, указывая при этом в нижнюю часть машины, означает, что одна из автошин спущена.
  • Когда водитель как бы хлопает по воздуху рукой, он заметил, что багажник вашего автомобиля незакрыт.
  • Водители встречного транспорта могут указывать вам на глаза. Такой знак говорит о невыключенных после тоннеля габаритах или поворотниках.
  • Когда вам рукой указывают на обочину, это говорит о серьёзной неисправности вашего транспорта, требующей немедленной остановки и принятия мер. Иногда такой знак может сопровождаться дополнительно звуковым сигналом или «подмигиванием» фарами.
  • Когда водитель голосует на обочине, а капот его авто открыт, таким образом он просит помощи по устранению неполадок. Если у автомобиля стоит канистра — в баке закончилось топливо. Если водитель держит в руке буксировочный трос, ему необходима помощь в буксировании его транспортного средства.
  • Если у стоящего на обочине автомобиля приоткрыта водительская дверь, возможно, так водитель показывает, что плохо себя чувствует и нуждается в медицинской помощи.
  • Водитель, выражающий своё недовольство тому, кто совершает необдуманные поступки на дороге, несколько раз сигналит гудком. Короткий гудок символизирует благодарность или ответ на неё.
  • Сигналы мигающих поворотников для догоняющих и встречных вам машин играют очень важную роль, потому крайне необходимо их заблаговременное включение и выключение в нужный момент. Ложное использование таких сигналов может дезориентировать других участников дорожного движения.
  • Включённый левый сигнал поворота в сочетании с длинным световым сигналом автомобиля, находящегося в крайнем левом ряду, является просьбой к идущему впереди транспорту принять правее и предоставить возможность обогнать его.
  • Нормы дорожного поведения в зимний период

    Правила безопасного поведения на дороге предусматривают соблюдение официальных норм дорожного движения и так называемых неписаных правил в любое время суток, независимо от времени года. Однако один сезон является наиболее сложным и опасным, провоцирующим большое количество несчастных случаев и летальных исходов. Безусловно, это зима.

    На видео — топ-10 народных правил поведения на дороге:


    Для передвигающихся в зимнее время транспортных средств существуют правила поведения на зимней дороге, которыми стоит воспользоваться при возникновении тех или иных обстоятельств.

    1. Прежде всего, следует произвести замену покрышек на шипованные. Это облегчит зимнюю езду. Да и позаботиться заблаговременно о состоянии светотехники вашей машины тоже необходимо.
    2. Если вы почувствовали усталость и решили полчасика потратить на сон, ни в коем случае не делайте этого с включённым двигателем. Даже зимой. При безветренной погоде выхлопные газы проникнут внутрь вашего негерметичного авто, это чревато необратимыми последствиями. Сон должен занять ровно столько времени, сколько хватит тепла в нагретом салоне.
    3. На заснеженных дорогах и участках, покрытых слоем льда, не следует совершать рывков, резко нажимать на педаль газа или тормоза без острой необходимости.
    4. При непродолжительной парковке не стоит ставить машину возле тротуаров, ведь именно они больше других участков покрыты снегом. Выехать оттуда будет гораздо труднее, нежели заехать.
    5. Авто с задним приводом легче преодолевают подъёмы, потому водителям автомашин с передним приводом желательно въезжать на подъём задом, если позволяет обстановка.
    6. При выполнении поворота максимально снизьте скорость и перейдите на передачу пониже. Это поможет совершить поворот без негативных последствий.
    7. Чтобы избежать скольжения на дороге, имитируйте прерывистое торможение.

    Конечно же, движение транспорта в зимнее время, как и в любой другой сезон, зависит от грамотного поведения водителя за рулём транспортного средства. Принятие обдуманных решений и своевременная реакция станут незаменимыми помощниками рулевого с любым стажем.

    Существуют также правила безопасности, которые ограждают других участников дорожного движения от нежелательных переживаний, а вас — от нелицеприятных высказываний в вашу сторону. Это касается гудков автомобиля. Если вы огорчены действием кого-то из участников движения, не сигнальте от злости. Вряд ли это поможет делу, а вот водителей других машин уж точно заставит нервничать. Ученика или начинающего водителя такой звуковой сигнал и вовсе может загнать в ступор!

    На видео — неписаные правила поведения на дороге:


    Поведение на дорогах приводит к разным последствиям. Они зависят в первую очередь от водителя, ведь именно он принимает решение и выбирает для себя тот или иной тип езды. Однако небезучастным остаётся и пешеход. Печальная статистика гласит, что тридцать пять процентов всех ДТП происходит именно по вине беспечных пешеходов. И люди за рулём, и граждане, не имеющие транспорта, должны полностью осознавать ответственность, которая ложится на их плечи. Будьте бдительны на дорогах, уберегите себя и близких вам людей от страшных последствий!

    Неписаные правила поведения на дороге. Как стать своим среди водителей

    Ни для кого не секрет, что основными правилами, регламентирующими поведение водителей на дороге, являются Правила Дорожного Движения – ПДД. Однако в результате многолетнего опыта передвижения по дорогам в среде профессиональных водителей сформировались и другие, неписаные, правила, соблюдение которых также помогает обеспечивать безопасность движения и предупреждать других водителей об опасности. В чем же заключаются эти правила? Как стать своим в среде людей, постоянно передвигающихся по трассам и населенным пунктам нашей страны?

    Дальний свет как предупреждение об опасности

    Наиболее часто на дорогах нам приходится сталкиваться с таким небезызвестным сигналом, как моргание дальним светом. Принято считать, что данное действие встречного водителя предупреждает об имеющейся впереди засаде ДПС. Однако это не всегда так. Моргание дальним светом обозначает наличие опасности на дороге, которой может являться как спрятавшийся в кустах инспектор, так и упавшее поперек проезжей части дерево или произошедшее ДТП. Стоит учитывать это при трактовке сигналов.

    Кроме того, длинное моргание дальним светом может использоваться водителями как просьба переключить режим внешнего освещения с дальнего на ближний свет. Игнорирование данной просьбы практически всегда приводит к тому, что встречный водитель включает дальний свет и не переключает его даже в том случае, если Вы в итоге все же соизволили переключиться.

    Включение правого и левого «поворотника», аварийной сигнализации

    Кратковременное включение правого или левого сигнала поворота медленно движущимся грузовым автомобилем может сигнализировать о наличии или отсутствии возможности для обгона. При этом правый поворотник разрешает обгон, левый запрещает. Данные сигналы большегрузных автомобилей можно принимать к сведению, однако полностью полагаться на них нельзя. Дело в том, что водитель грузовика оценивает возможность обгона со своей точки зрения, которая не всегда верна.

    Поочередное включение сигнала поворота после выполнение какого-либо маневра, а также кратковременное включение аварийной световой сигнализации, обычно обозначает благодарность водителя за данную ему возможность выполнить маневр (перестроиться, обогнать). Помимо этого, включение «аварийки» может являться извинением водителя за причиненные другим транспортным средствам неудобства.

    Сочетание сигнала поворота и дальнего света

    В случаях, когда догоняющий сзади автомобиль кратковременно моргает дальним светом фар и включает левый сигнал поворота, следует включить правый поворотник и по возможности сместить свое авто немного вправо. Дело в том, что подобный сигнал обычно обозначает просьбу дать дорогу для обгона. Останавливаться и съезжать на обочину при этом не нужно, но немного подвинуться стоит. Во время того, как сзадиидущий автомобиль совершает обгон, следует немного сбросить скорость, увеличив дистанцию перед передним транспортным средством и освободив пространство для перестроения обгоняющего автомобиля. Если обгоняемый автомобиль на дороге один, скорость движения можно не менять.

    Отдельного рассмотрения заслуживают ситуации, когда дальним светом моргает автомобиль, догоняющий сзади в левой полосе на многополосных дорогах. Правила приличия требуют подвинуться и уступить дорогу. Однако это актуально только в тех случаях, когда в левой полосе движется 1 – 2 автомобиля друг за другом. При движении со скоростью имеющегося потока автомобилей двигаться в правые ряды не обязательно. Торопящийся все равно не поедет быстрее, чем весь основной поток.

    Помощь на дороге

    Правила приличия и взаимопомощи требуют от водителя оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Как правило, какая именно помощь нужна, становится понятно еще до остановки автомобиля. Так, водители, у которых закончился бензин, в большинстве случаев ставят на багажник пустую канистру или бутылку. На багажниках транспортных средств, которым требуется техническая помощь, можно увидеть трос или ящик с инструментами.

    В связи с большим количеством криминальных происшествий на дорогах останавливаться для оказания помощи необходимо только после того, как будет оценена вероятность нападения. Не стоит останавливаться около откровенно пьяных и неадекватных компаний, около наглухо тонированных автомобилей, около людей с вызывающим поведением.

    Моргание дальним светом при обгоне

    Многим из нас приходилось видеть, как вышедшая на обгон встречная машина моргает дальним светом. Что это обозначает? А обозначает это то, что встречный водитель по каким-то причинам не успевает завершить обгон или вернуться в свою полосу. В таком случае необходимо сбросить скорость, увеличив тем самым время приближения к встречному и давая ему возможность завершить маневр. В тех случаях, когда этого оказывается недостаточно, необходимо уйти на обочину, при необходимости – в придорожный кювет, избегая лобового столкновения. Собственно, в таких ситуациях речь идет уже не о взаимной вежливости, а о выживании в критических дорожных ситуациях.

    Дай дураку дорогу

    Говоря о неписаных правилах поведения водителей, нельзя не упомянуть о столь любимом всеми нами «дай дураку дорогу». Действительно, адекватный водитель никогда не будет упираться до последнего, видя неадекватное поведение на дороге одного из автомобилей. Гораздо безопаснее пропустить его, а после в спокойной обстановке проехать самому. Упрямство в таких случаях приводит в лучшем случае к огромной потере времени в ожидании наряда ДПС, в худшем к потере самого дорогого – жизни.

    Незнание или несоблюдение вышеописанных правил и обычаев не приведет к штрафам или другому наказанию. Однако водитель, неспособный жить по сложившимся обычаям (не в ущерб ПДД) всегда будет оставаться белой вороной среди людей, ежедневно управляющих автотранспортными средствами.

    Добавить комментарий