Ослепление фарами

insurgut › Блог › Лайфхак — как избежать ослепления светом фар встречного автомобиля

В данной статье хотел бы затронуть такую щепетильную тему, как ослепление встречным светом фар в темное время суток. Если в городе она не столь актуальна ввиду хорошей освещенности улиц, то за городом на неосвещенной трассе она является головной болью многих водителей.

Побудило меня к написанию этой статьи — очередной спор в блоге одного из пользователей Drive2, который на мое предложение избежать ослепление способом, которое я озвучу в конце этой статьи, ответил — “Почему я что-то должен делать?”. И у меня в голове моментально всплыл образ светлячков, которые летят на свет фонарных столбов в темноте… Действительно — зачем? Пусть слепят дальше…

Итак, ослепление светом фар встречных автомобилей. На самом деле причин у этой проблемы несколько.

Ксеноновые лампы в рефлекторной оптике

Одной, наверное, самой главной из причин и самой остро обсуждаемой – является установка владельцами автомобилей ксеноновых ламп в рефлекторную оптику фар своих автомобилей. Есть много ярых сторонников и противников этой темы, не буду вставать на защиту ни первых, ни вторых. От себя замечу лишь – если фары вашего автомобиля не предназначены под установку ксеноновых ламп, то необходим как минимум полный ретрофит оптики (это установка линз, автокорректора и омывателя фар) для того, чтобы быть полностью уверенным, что установленный вами «ксенон» никого не ослепит. Для каждой модели авто эта операция специфична, и лучше посетить специализированные форумы по модели вашего автомобиля для анализа этой темы.
Еще одно замечание, о котором многие забывают — это регулировка фар после установки ксеноновых ламп. Операция занимает по сути считанные минуты, а эффект от нее сложно не оценить.
Так же очень важным моментом является цветовая температура ксеноновых ламп, выбираемая владельцем. Чем она выше, тем сильнее «слепят» его лампы. Уточню — слепят, но не светят. Использование ламп с температурой выше 5000k — я считаю необоснованным. Кроме эстетики плюсов от них никаких ни их владельцу, ни водителю встречного автомобиля.

Неверная регулировка фар

Ни для кого не секрет, что очень часто технический осмотр на старых автомобилях их владельцами просто на просто не проводятся. Например, при замене фары целиком регулировки ее не осуществляется. В результате чего мы с вами наблюдаем «задранный» свет фар. И несмотря на то, что включен ближний свет, мы его воспринимаем как дальний, о чем пытаемся сообщить водителю встречного автомобиля кратковременным включением своего дальнего света. Ответ конечно же не предсказуем – либо был действительно включен ближний свет, либо мы получим такую «ответку», что мама не горюй…

Затяжной левый поворот

Фары автомобилей с левым расположением руля настроены таким образом, чтобы не слепить встречные автомобили и хорошо освещать обочину. В случае затяжного левого поворота встречный автомобиль может какое-то время слепить вас при абсолютно корректно отрегулированной оптике по одной простой причине, вы будете находиться в зоне его обочины, которую старательно будут освещать фары.

Зачастую владельцы праворуких автомобилей, которые завезены в нашу страну, не меняют оптику в них. Как результат причина, озвученная выше, только зеркально – для света их фар вы постоянно находитесь в зоне обочины. Слепят они постоянно, вне зависимости от типа установленной лампы.

Просто забывчивость или витание в облаках

Очень часто бывает, что водители, переключив свет с ближнего на дальний и двигаясь долго и монотонно по пустынной трассе, забывают о том, что едут с дальним светом фар и слепят встречные автомобили.

Кульминация, или чему не обучают в автошколах

Можно долго и остервенело доказывать свою правоту, покрывать водителя, ослепившего вас, трехэтажным матом, проклинать производителей китайского ксенона и т.п. Однако тут я хотел бы поделиться одним трюком – не трюком, назовем его новомодным словом – лайфхак, который надеюсь поможет вам избежать аварийной ситуации. Очень часто начинающие, да и не только, водители даже не подозревают о нем. Ему научил меня мой старший двоюродный брат, когда я заново учился ездить по городу после автошколы 🙂

При приближении автомобиля, который вас слепит в силу тех или иных причин, переведите ваш взгяд на край обочины, расположенный прямо под правым углом капота вашего автомобиля. В результате вы не потеряете контроль над дорогой на это короткое время и избежите прямого контакта со светом фар встречного автомобиля. А периферийное зрение уже не столь восприимчиво к свету и ослеплено не будет.

Что сделать, чтобы не слепили фары: 6 советов

В ночной езде несколько таящих опасности факторов. Один из главных — ослепление фарами, из-за которого утрачивается и без того небольшая видимость. Мы собрали ряд советов о том, как бороться с этой проблемой.

Методов борьбы с ослеплением на самом деле не так уж мало, как может показаться на первый взгляд. Не все они однозначны, не все работают, но выбрать что-то по вкусу, думаю, сможет каждый.

Самое сильное ослепление происходит, когда другой водитель едет с дальним светом фар. При наличии других машин на дороге использовать его невежливо, небезопасно и, наконец, попросту запрещено (п. 19.2 ПДД). Но раз уж вы попали в такую ситуацию, надо минимизировать риск. Встречному водителю об ослеплении необходимо просигнализировать периодическим включением дальнего света на своей машине, едущему сзади — включением аварийной сигнализации с одновременным плавным снижением скорости, как того требуют Правила. Если он не выключит иллюминацию, то как минимум вас обгонит.

1. Проблема во мне?

Иногда автомобилисты жалуются, что встречные машины слишком часто едут с дальним светом. Скорее всего, проблема в вас. Проверьте регулировку фар, выкиньте на помойку нештатный ксенон или светодиодные лампочки, которые часто устанавливают в обычные галогеновые фары. Таким образом вы и сами не будете нарушать ПДД, и перестанете вынуждать других это делать.

2. Шторки, тонировка и зеркало с автозатемнением

Однако и ближний свет других автомобилей не избавляет от проблемы на 100%. Для попутных машин есть несколько возможных решений. Первое есть в распоряжении всех без исключения современных машин — салонное зеркало с переключателем положений день/ночь или с автоматическим затемнением. Очень эффективный инструмент, надо заметить. Дополнительно можно затонировать заднее стекло или повесить на него шторку. Правила этого не запрещают. Самозатемняющиеся боковые зеркала — привилегия премиальных моделей. Но при их отсутствии можно чуть изменить положение зеркальных элементов, снизив степень ослепления. Наступит день, и вы их за секунды вернете в правильное положение.

3. Пора заменить лобовое стекло

Оцените состояние своего ветрового стекла. Старое и затертое дает блики и напрягает глаза. С таким вам будут мешать все встречные без исключения. Менять «лобовик» недешево, но это ваша безопасность. Могут помочь и менее затратные меры. Например, волшебным образом улучшает зрение покупка новых щеток стеклоочистителя. Или вообще бесплатный рецепт: протрите стекло изнутри. Если вы курите в машине, удивитесь количеству грязи на нем. Жирная пленка тоже дает блики и ухудшает видимость.

4. Игры разума

Все проделанное не помогает? Есть советы и на такой случай. Первый и главный — не смотреть на встречные фары. Переведите взгляд на правую обочину. Если вдоль нее нарисована разметка, это прекрасный ориентир, с дороги не съедете. О внезапной опасности вам подскажет боковое зрение. Но для безопасности, конечно, стоит сбросить скорость до момента разъезда и быть готовым резко затормозить.

Еще до появления встречной машины (о приближении которой подсказывает «зарево» от фар) можно зажмурить один глаз и открыть его после разъезда. Таким способом защитите его от ослепления и будете видеть им в полную силу. Рецепт действенный, но только для пустой трассы. При большом потоке моргать устанете! Хотя, с другой стороны, это уже превращается в неплохой способ борьбы со сном.

5. Очки водителя

Помогают и очки водителя с желтыми поляризационными линзами. Только покупать нужно не первый попавшийся на глаза экземпляр, а заведомо качественный. Иначе вместо пользы получите быстро устающие глаза и головную боль. А при частом использовании плохих очков недолго и зрение испортить.

6. Советы из Сети

Последние два совета на себе не испытывал, ибо выглядят они неоднозначно. По Сети гуляет рекомендация включать салонный свет, чтобы глаза не так резко реагировали на встречные фары. В теории все логично: зрение привыкает к свету, и появившееся яркое пятно фар окажется для него не столь раздражающим. Но как ехать по абсолютно темной трассе с горящим в машине плафоном, я представить себе не могу. Это отвлекает и ограничивает видимость дополнительными бликами в стеклах. На мой взгляд, это гораздо более опасный расклад, чем встречные фары. Можно купить специальный ночной светильник, разместить его на потолке — мера окажется эффективной. Но штатный потолочный плафон для борьбы с ослеплением не годится.

В Сети также встречается рекомендация наклеить на стекло непрозрачную изоленту примерно в том месте, где обычно оказывается встречная машина. Не советую! Это серьезное ограничение обзора через ветровое стекло. К тому же взаимное расположение автомобилей меняется. Придется «изолировать» слишком большой сегмент, иначе рецепт вовсе бесполезен.

А вот совет купить машину повыше бесполезен: дальнобойщиков легковушки слепят не меньше, чем всех остальных.

Что делать, если слепят встречные фары: причины и способы решения проблемы

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • В чем опасность, если слепят встречные фары
  • Что делать, если слепят встречные фары
  • Рекомендации автовладельцев как реагировать, если слепят встречные фары

В ночной езде таится несколько рискованных факторов. Ослепление встречными фарами – один из них, поскольку из-за этого утрачивается и без того небольшая видимость. Потеря зрения даже на доли секунд крайне опасна. Это может привести к самым разнообразным последствиям, начиная от утраты контроля над управлением, заканчивая наездами на пешеходов, выездами за пределы дорожного полотна и столкновениями с другими транспортным средствами. Конечно, обеспокоенные автовладельцы задумываются над тем, что делать, если слепят встречные фары.

Читайте также:  Получение международных водительских прав: пошаговая схема

Существует достаточно много методов борьбы с ослеплением. Не все из них однозначны, некоторые вызывают споры и сомнения в эффективности, но выбрать один работающий, думаем, сможет каждый.

В чем опасность, если слепят встречные фары

Когда водитель съезжает с основной дороги на второстепенную в темное время суток, ему приходится осуществлять переключение ближнего света на дальний и наоборот.

Фары дальнего освещения отлично делают подсветку дорожного полотна, тем самым создавая хорошую видимость перед движущейся машиной. Однако этот свет можно применять только при условии отсутствия встречного транспорта или его нахождении на большом расстоянии.

При приближении встречных машин необходимо делать переключение режима фар на ближний. В противном случае один водитель рискует ослепить другого.

Любому человеку, находящемуся за рулем, должно быть известно, что делать, если слепят встречные фары. Ведь своевременно принятые меры помогают избежать опасных для жизни последствий.

Все знают, что даже кратковременная потеря контроля во время движения, особенно при высокой скорости, способна привести к страшному итогу.

В лучшем случае водитель может испытать дискомфорт, так как придется сощуривать и напрягать глаза, а затем нелестно отзываться об автовладельце встречного транспорта. И это наиболее благоприятный исход, а на практике часто все оказывается гораздо хуже.

Двигаясь по недостаточно освещенной дороге в ночное время, водитель вынужден ориентироваться при помощи своего зрения и автомобильных фар.

Разумеется, проблемы с оптикой тоже могут стать причиной аварийных ситуаций. Однако гораздо опаснее, если водитель утрачивает контроль над ситуацией из-за того, что едущий по встречной полосе автомобилист его ослепил. В этом случае концентрация теряется лишь на несколько секунд, что вроде бы немного. Тем не менее за это короткое время машина преодолевает солидное расстояние (особенно, если делает это на большой скорости). Когда на пути есть препятствие в виде пешеходов, другого транспорта или поворота, у водителя просто не будет времени на восстановление зрения, чтобы избежать столкновения с преградой или остановиться.

Недаром на автомобильном заводе-изготовителе фары подвергаются тщательной корректировке и настройке. Если эти процедуры пройдены, вы можете не опасаться претензий от водителей встречных автомобилей. Они не будут слепить вас, и вы не ослепите их, так как фары в транспорте идеально настроены. Значительно хуже ситуация с машинами, в которых фары не отрегулированы, светят в разные стороны. Именно в этих случаях необходимо знать, что делать, если слепят встречные фары прямо в глаза, что приводит к утрате на несколько секунд контроля за обстановкой на дороге. Итог кратковременного ослепления может быть плачевным.

Что делать, если слепят встречные фары

  1. Регулярно проводить проверку своего автотранспорта. Бывает, кажется, что вам слишком часто встречаются автомобили с включенным дальним светом. Скорее всего, проблема у вас самих. Нужно делать проверку, как отрегулированы фары. Кроме того, следует избавиться от нештатного ксенона или светодиодных лампочек, обычно устанавливаемых в галогеновые фары. Если вы выполните данные условия, то не станете нарушителем и не вынудите нарушать ПДД других водителей.

Многие автовладельцы забывают проводить регулировку фар. Делать это можно, просто покрутив колесиком корректора или обратившись в специальный центр. Если вы слепите неотрегулированным ближним светом фар, встречные водители могут вас слепить в ответ.

Использовать шторки, тонировку, зеркала с автозатемнением. Проблема не уйдет на все 100 процентов из-за ближнего света фар других авто. Современные машины оснащены салонным зеркалом, в котором есть переключатель положений «день-ночь», или автозатемнение. Надо сказать, что это очень эффективный прибор. Как дополнение можно сделать тонировку заднего стекла или зашторить его. Эти манипуляции не запрещены правилами.

Автомобили премиум-класса оснащены самозатемняющимися боковыми стеклами. Если вы не являетесь обладателем такой модели, делайте смену положения зеркал, чтобы снизить степень ослепления. К тому же вернуть зеркальным элементам прежнее положение можно за несколько секунд.

Рекомендуем

Многие водители не знают, что делать, если слепят фары встречных машин, так как не догадываются о существовании специального рычажка переключения в неослепляющий ночной режим, расположенного в нижней части зеркала. Функция автозатемнения, как правило, также нуждается в активации при помощи специальной клавиши.

Своевременно осуществлять замену лобового стекла. Проверьте, в каком состоянии находится ветровое стекло. Если оно старое, с потертостями, то будет бликовать и напрягать глаза. Соответственно, весь движущийся встречный транспорт будет вам мешать. Хотя лобовое стекло менять дороговато, но речь идет о вашей безопасности. К менее затратным мерам относится замена щеток стеклоочистителя, которые способны чудодейственным образом улучшить зрение.

Бесплатный способ – протереть стекло со стороны салона. Курение в автомобиле приводит к образованию ухудшающей видимость жирной пленки, создающей блики.

Степень ослепления не зависит от того, какой источник света используется. Неважно, галогеновые, ксеноновые или светодиодные фары у вас в автомобиле – они не будут слепить, если правильно делать настройку светового пучка.

Просто перевести взгляд. Если перечисленные способы оказались неэффективными, есть главный совет – не смотреть на фары встречных машин. Нужно перевести взгляд вправо на обочину. Прекрасным ориентиром, чтобы не съехать с дороги, будет служить нарисованная на ней разметка. Если возникнет какая-либо опасность, вы заметите это боковым зрением. Все же для надежности лучше притормозить, дождаться разъезда с встречным транспортом и подготовиться к резкому торможению.

О приближении машины говорит появляющееся «зарево» от фар. Зажмурьте один глаз и откройте его, как только автомобиль проедет. Так вы защитите глаз от ослепления, он будет полноценно видеть. Метод хорош для пустой трассы. Если поток машин большой, устанете моргать. Впрочем, таким способом можно бороться со сном.

В идеальном будущем на смену существующим фарам придут матричные светодиодные. Конечно, полностью исключать вероятность ослепления нельзя, но риск снизится до минимума.

Специальные водительские очки. Помогает от ослепления использование очков с поляризационными линзами желтого цвета. Важным условием является покупка качественного продукта. В противном случае, выбрав первый попавшийся экземпляр, вы рискуете получить быстро утомляющиеся глаза и головные боли. А частое использование некачественных очков вообще приведет к снижению остроты зрения.

Для борьбы с ослеплением используются поляризационные очки или экран, однако это удобно не всем водителям.

Советы от пользователей интернета. В соцсетях многие рекомендуют ездить с включенным светом в салоне, чтобы глазам было легче адаптироваться к свету от встречных фар. Вроде бы в этом есть своя логика: человек привыкает к освещению, поэтому ярко светящиеся встречные фары не оказывают на него излишне раздражающего воздействия. Однако очень тяжело ехать с включенным светом в салоне автомобиля, когда вокруг полная темнота. Это будет отвлекать водителя, а также ухудшать обзор, создавая дополнительные блики на стеклах. Такой метод даже опаснее, чем яркий свет от встречных фар.

Помогает специальный ночной светильник, размещенный на потолке, однако стандартный потолочный плафон против ослепления встречных фар неэффективен.

Рекомендуем

В Интернете часто дается совет купить непрозрачную изоленту и заклеить лобовое стекло в тех местах, куда обычно попадает свет от встречных фар. Не стоит этого делать, так как обзор сильно ухудшается, к тому же происходит смена положения автомобилей. Поэтому нужно будет обработать слишком большой участок, иначе все предпринятые действия окажутся бесполезны.

Совсем не будет толку от покупки автомобиля с высокой посадкой (как советуют в Сети). Водители большегрузов не меньше других страдают от слепящих встречных фар.

Рекомендации автовладельцев как реагировать, если слепят встречные фары

Каковы причины такого негативного эффекта от света встречных фар?

  1. «Вы заметили, что свет, исходящий от современных фар, значительно ярче? Это правда. Сегодня светотехнику производят на основе совершенно других технологий. Раньше при изготовлении оптики использовались только галогенные лампы. Затем применялся ксенон. Последнее новшество – светодиодные фары. Можно сделать вывод – фары светят ярче у более современной модели автомобиля. Казалось бы, что это несомненный плюс, так как освещение дороги в темное время суток лучше.

Однако у данного достоинства есть и обратная сторона. Ведь яркий свет от фар приводит к ДТП по причине ослепления, и число таких происшествий растет.

«К нам поступают тысячи жалоб, – говорит Р. Милнес, активист движения Lightmare, направленного на борьбу с высоким уровнем интенсивности света фар. – Главная проблема заключается в существенном превышении степени яркости уровня человеческой выносливости».

Такого же мнения придерживается офтальмолог П. Хайлиг, профессор Венского университета. Он считает, что резкий свет способен вызвать у человека реакцию, схожую с болью. Ученый объясняет: «Из-за мощного светового потока мозг получает предупреждающий стоп-сигнал. Это как будто внезапно ударить сустав. Человек невольно вздрагивает или закрывает глаза».

Можно ли сказать, что раньше лампы были лучше? Хайлиг абсолютно уверен в этом: «Яркий синий свет обладает более высокой силой излучения. Следовательно, такая лампа гораздо мощнее, так как у нее более короткие волны».

Рекомендуем

По словам офтальмолога Джона Маршалла, аналогичный эффект наблюдается при попытке посмотреть на яркий свет сквозь запотевшее стекло. «Чем старше человек, тем более значительным переменам подвергаются его глаза, несмотря на общее хорошее здоровье. К примеру, ставшие менее прозрачными хрусталик и роговица провоцируют проблемы с ослеплением. С наступлением ночи зрачок становится шире, чтобы в него проникало больше света. Поэтому при внезапно появляющемся свете встречных фар вас ослепляет».

«Фары слепят из-за неготовности глаза адекватно воспринять внезапно возникший поток света. Старая оптическая техника имеет значительно меньший ослепляющий эффект, в отличие от новой. К тому же с увеличением возраста риск временного ослепления от встречных фар возрастает. Любопытно, что об этом факте было известно давно, еще на этапе становления отрасли автомобилестроения (эффект был замечен в 1927 г.).

Читайте также:  Топливный фильтр Калины – какую функцию он выполняет? + Видео

Во все времена с ослеплением пробовали бороться при помощи различных приспособлений. К таким относятся антифары, создающие синеватый фон, применяющиеся в советский период. Планировалось, что данные устройства должны способствовать более быстрой адаптации глаз к свету, излучаемому встречными фарами. Надо сказать, что действенность антифар никто не доказал, поэтому их прекратили использовать. Однако за последнее двадцатилетие мировой автопром серьезно задумался над проблемой ослепления.

К примеру, современные модели оснащаются адаптивными фарами. Эти устройства могут поворачиваться одновременно с поворотом автомобиля, опускают световые лучи при появлении встречного яркого потока света.

Однако даже при наличии такой продвинутой технологии ученые считают, что система должна еще своевременно отреагировать на появление встречного транспорта, поэтому опасность ослепления сохраняется.

Существуют фары матричного типа, которые наделены функцией отключения секций. Устройства сводят риск ослепления встречными фарами практически до нуля. Однако данная технология доступна далеко не всем в силу своей дороговизны».

Идеи XXI века

«Самые разные изобретатели, серьезные и не очень, периодически регистрируют патенты новых устройств для борьбы с ослеплением. Достаточно интересные и немного фантастические, но с долей разумного зерна идеи, которые пока никем не реализованы:

Что делать, если машина сзади слепит дальним светом фар?

Яркий ксеноновый свет головных фар очень досаждает другим участникам движения в темное время суток. Он заставляет жмуриться, отворачиваться в стороны и бороться с временным ослеплением. Но, главное, прямые лучи света, отражаются от лобового стекла, преломляются в нем и создают область белой подсветки, которая препятствует хорошей видимости. Автомобилист перестает видеть дорогу дальше 15 метров от бампера машины, и если на дороге оказывается препятствие, яма или посторонний предмет, то возникает риск ДТП.

Сигнал «аварийкой»

Не менее плохо, когда дальним светом фар автомобиль светит в корму попутного транспортного средства. Лучи отражаются от зеркал заднего вида и больно режут глаза водителю. Зрение реагирует на источник раздражения, хрусталик сжимается, а на сетчатке образуется область с низкой чувствительностью к свету. Человек перестает хорошо видеть дорогу. Эта особенность называется эффектом Трокслера. Именно он не позволяет водителю при ослеплении сзади через зеркала быстро различать предметы в темноте. Реакция зрения замедляется в среднем на 1,4 секунды, а за это время машина на скорости 95 км/ч успевает проехать 37,5 м фактически без контроля водителя. Человек может просмотреть выбегающего лося или группу пешеходов, в результате чего возникает аварийная ситуация.

Что же предпринять в этом случае? Заглянем в правила дорожного движения (ПДД). В пункте 7.1 ПДД сказано, что аварийная сигнализация должна быть включена при следующих обстоятельствах:

  • при дорожно-транспортном происшествии;
  • при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;
  • при ослеплении водителя светом фар;
  • при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве).

Другими словами, водитель имеет право посигналить слепящему автомобилю помигаванием «аварийки» и попросить его переключить дальний свет на ближний. Водитель сзади обязан прислушаться к просьбам других участников движения.

Зеркала без ослепления

Однако смена режимов работы головного освещения не всегда помогает избавиться от ослепления. Сейчас все еще встречаются лампы, установленные не по стандартам, которые в силу ряда особенностей направляют лучи выше порога установленных ГОСТом зон освещения, в результате чего страдают окружающие.

Именно поэтому в машине есть штатные устройства для борьбы с лучами дальнего света, бьющими сзади. И находятся они в зеркалах заднего вида.

Самое простое устройство представляет собой поворотную конструкцию внутри корпуса зеркала заднего вида в салоне машины. Зеркало там расположено на отдельной поворотной пластине, которую при ослеплении фарами можно наклонить вниз с помощью специального рычажка. Тогда свет перестанет бить в зеркало и будет отражаться от внешней поверхности стекла. А так как стекло отражает в разы меньше лучшей, то и изображение будет казаться затемненным. Фары заднего автомобиля будут выглядеть как простые белые пятна, и на них можно уже смотреть не щурясь. Не все водители знают об этом рычажке, хотя он и приносит большую пользу.

Существуют и более сложные зеркала с автоматическим затемнением. Отражающее зеркало закрыто там слоем жидкокристаллического геля, помещенного между двух светофильтров. Датчик освещенности фиксирует появление автомобиля сзади, электроника выдает сигнал на затемнение зеркала, и под действием электрического тока гель теряет прозрачность. Зеркало покрывается затемненной пленкой. Фары заднего автомобиля уже перестают представлять опасность для глаз водителя. Подобные зеркала устанавливаются не только внутри салона, но и по бокам машины. А активируется функция при нажатии неприметной кнопки в основании внутрисалонного зеркала.

В общем, использование штатных устройств для защиты от ослепления помогает избежать многих неприятностей в пути.

Слепят фары: 6 практичных советов

В ночной езде несколько таящих опасности факторов. Один из главных — ослепление фарами, из-за которого утрачивается и без того небольшая видимость. Мы собрали ряд советов о том, как бороться с этой проблемой.

Методов борьбы с ослеплением на самом деле не так уж мало, как может показаться на первый взгляд. Не все они однозначны, не все работают, но выбрать что-то по вкусу, думаю, сможет каждый.

Самое сильное ослепление происходит, когда другой водитель едет с дальним светом фар. При наличии других машин на дороге использовать его невежливо, небезопасно и, наконец, попросту запрещено (п. 19.2 ПДД). Но раз уж вы попали в такую ситуацию, надо минимизировать риск. Встречному водителю об ослеплении необходимо просигнализировать периодическим включением дальнего света на своей машине, едущему сзади — включением аварийной сигнализации с одновременным плавным снижением скорости, как того требуют Правила. Если он не выключит иллюминацию, то как минимум вас обгонит.

Проблема во мне?

Иногда автомобилисты жалуются, что встречные машины слишком часто едут с дальним светом. Скорее всего, проблема в вас. Проверьте регулировку фар, выкиньте на помойку нештатный ксенон или светодиодные лампочки, которые часто устанавливают в обычные галогеновые фары. Таким образом вы и сами не будете нарушать ПДД, и перестанете вынуждать других это делать.

О необходимости регулировки фар многие забывают. Даже о банальной — колесиком корректора, не говоря уже о визите на специализированный стенд. А ведь слепить вас могут банально в ответ на ваш лупящий в глаза «ближний».

Советуем также прочитать

Шторки, тонировка и зеркало с автозатемнением

Однако и ближний свет других автомобилей не избавляет от проблемы на 100%. Для попутных машин есть несколько возможных решений. Первое есть в распоряжении всех без исключения современных машин — салонное зеркало с переключателем положений день/ночь или с автоматическим затемнением. Очень эффективный инструмент, надо заметить. Дополнительно можно затонировать заднее стекло или повесить на него шторку. Правила этого не запрещают. Самозатемняющиеся боковые зеркала — привилегия премиальных моделей. Но при их отсутствии можно чуть изменить положение зеркальных элементов, снизив степень ослепления. Наступит день, и вы их за секунды вернете в правильное положение.

Немало водителей даже не догадываются, что внизу салонного зеркала предусмотрен рычажок переключения в неослепляющий ночной режим. Функция автоматического затемнения нередко тоже требует активации отдельной клавишей.

Пора заменить лобовое стекло

Оцените состояние своего ветрового стекла. Старое и затертое дает блики и напрягает глаза. С таким вам будут мешать все встречные без исключения. Менять «лобовик» недешево, но это ваша безопасность. Могут помочь и менее затратные меры. Например, волшебным образом улучшает зрение покупка новых щеток стеклоочистителя. Или вообще бесплатный рецепт: протрите стекло изнутри. Если вы курите в машине, удивитесь количеству грязи на нем. Жирная пленка тоже дает блики и ухудшает видимость.

Тип источника света не влияет на степень ослепления. Галоген, ксенон, светодиод — при правильно настроенном пучке не слепит ни один из них.

Игры разума

Все проделанное не помогает? Есть советы и на такой случай. Первый и главный — не смотреть на встречные фары. Переведите взгляд на правую обочину. Если вдоль нее нарисована разметка, это прекрасный ориентир, с дороги не съедете. О внезапной опасности вам подскажет боковое зрение. Но для безопасности, конечно, стоит сбросить скорость до момента разъезда и быть готовым резко затормозить.

Еще до появления встречной машины (о приближении которой подсказывает «зарево» от фар) можно зажмурить один глаз и открыть его после разъезда. Таким способом защитите его от ослепления и будете видеть им в полную силу. Рецепт действенный, но только для пустой трассы. При большом потоке моргать устанете! Хотя, с другой стороны, это уже превращается в неплохой способ борьбы со сном.

Идеальное будущее — матричные светодиодные фары. Полностью ослепление они не исключают, но шансов на него у попутчиков такой машины минимум.

Советуем также прочитать

Очки водителя

Помогают и очки водителя с желтыми поляризационными линзами. Только покупать нужно не первый попавшийся на глаза экземпляр, а заведомо качественный. Иначе вместо пользы получите быстро устающие глаза и головную боль. А при частом использовании плохих очков недолго и зрение испортить.

Поляризационные очки или экран (на фото) можно использовать для борьбы с ослеплением. Но удобно с ними не всем.

Советы из Сети

Последние два совета на себе не испытывал, ибо выглядят они неоднозначно. По Сети гуляет рекомендация включать салонный свет, чтобы глаза не так резко реагировали на встречные фары. В теории все логично: зрение привыкает к свету, и появившееся яркое пятно фар окажется для него не столь раздражающим. Но как ехать по абсолютно темной трассе с горящим в машине плафоном, я представить себе не могу. Это отвлекает и ограничивает видимость дополнительными бликами в стеклах. На мой взгляд, это гораздо более опасный расклад, чем встречные фары. Можно купить специальный ночной светильник, разместить его на потолке — мера окажется эффективной. Но штатный потолочный плафон для борьбы с ослеплением не годится.

Читайте также:  Стартер ВАЗ 2101 – определяем поломки и исправляем их + Видео

В Сети также встречается рекомендация наклеить на стекло непрозрачную изоленту примерно в том месте, где обычно оказывается встречная машина. Не советую! Это серьезное ограничение обзора через ветровое стекло. К тому же взаимное расположение автомобилей меняется. Придется «изолировать» слишком большой сегмент, иначе рецепт вовсе бесполезен.

А вот совет купить машину повыше бесполезен: дальнобойщиков легковушки слепят не меньше, чем всех остальных.

Эффективный способ избежать 2-секундного ослепления дальним светом

Вот что вы должны делать, если вас ослепили дальним светом фар.

Как все мы знаем, в каждом автомобиле есть дальний свет, который очень полезен, когда на дороге нет освещения. Особенно дальний свет помогает на темных трассах в ночные часы, а также в туман, дождь, снег, песчаную бурю, град и при других климатически неблагоприятных явлениях, когда движение осуществляется в условиях плохой видимости. Но если дальний свет используется водителем неправильно, он может стать настоящим убийцей! Почему? Сейчас расскажем.

Дальний свет фар – как одно из самых дорогих в мире блюд из ядовитой рыбы фугу в японской кухне. В этой рыбе содержится огромное количество яда тетродотоксина, которого хватит, чтобы отравить 30 человек.

Кстати, если прикоснуться к внутренностям этой рыбы, то можно погибнуть практически мгновенно. Несмотря на это, японцы научились готовить эту рыбу так, что человеку ничего не угрожает. Но приготовить фугу – сложный процесс. Так что, с одной стороны, эта рыба – один из самых дорогих в мире деликатесов, а с другой стороны – опасный яд.

Так и с дальним светом фар, который играет важную роль в безопасности на дороге. Но, как и в случае с рыбой, если неправильно использовать дальний свет фар, они могут представлять огромную опасность не только для водителя, но и для других участников дорожного движения. Причем не только для водителей других автомобилей, но и для пешеходов.

Посмотрите на эту фотографию:

Когда вам навстречу едет автомобиль с дальним светом фар, вы инстинктивно будете избегать яркого света. Даже если водитель встречного автомобиля спустя короткое время выключит дальний (например, увидев, что слепит вас), вы уже поймаете «зайчиков». К сожалению, этого времени может быть достаточно, чтобы вы, потеряв на несколько секунд дорогу из вида, попали в ДТП. Дело в том, что в этот короткий промежуток времени вы из-за яркого света фар становитесь практически слепым водителем. Это очень опасно!

Самое плохое, что, если вас ослепили фары дальнего света встречного автомобиля, даже переведя взгляд в сторону, вы все равно будете ослеплены так, что почти полностью потеряете из виду дорогу.

Для пешехода дальний свет фар также опасен. Дело в том, что из-за яркого света фар пешеход не может судить о скорости автомобиля и реальном расстоянии, на котором он находится. Пример ниже:

Водитель, также как и пешеход, не может правильно оценить скорость встречной машины и ее истинное положение на дороге. Вот пример:

Наши глаза под воздействием яркого дальнего света фар представляют собой то же самое, что и закрытые глаза. Особенно это опасно в ночные часы. Дальний свет может мгновенно ослепить водителя встречного автомобиля. В зависимости от скорости автомобилей в среднем подобное ослепление длится около 2-х секунд. Казалось бы, что такое две секунды? Ничто. Но все не так просто. Две секунды на дороге – очень большой срок. Посчитайте, сколько вы проедете в течение 2-х секунд, двигаясь, например, на скорости 80 км/час? За это время вы проедете 44 метра. А теперь представьте, что может произойти за эти 44 метра, пока вы в течение 2-х секунд не будете видеть ничего на дороге.

Вы даже не представляете, сколько аварий произошло за всю историю автопромышленности из-за этих двух секунд. О последствиях вы также, наверное, догадываетесь. И, к сожалению, от этого не застрахован никто. Поверьте, даже самые опытные автогонщики не раз попадали в ДТП из-за того, что их всего на две секунды ослепил встречный автомобиль.

Но неужели против яркого дальнего света нет защиты? Разве нет метода, который может обезопасить любого водителя на дороге в ночные часы? Конечно, есть!

Когда вас ослепляет встречный автомобиль, вы должны как можно быстрее убрать ваши глаза от яркого источника освещения, скрыв из своего поля зрения яркое пятно фар встречной машины. Также вы должны сразу начать мигать ближним светом фар встречному автомобилю (выключайте и включайте ближний свет), чтобы предупредить другого водителя об опасности ослепления. Так вы напомните другому водителю о необходимости переключить фары на ближний свет.

Но если все ваши предупреждения и напоминания тщетны? Да-да, на наших российских дорогах подобное аморальное поведение водителей не редкость.

В этом случае вы должны как можно быстрее снизить скорость движения своей машины, чтобы обеспечить себе, пассажирам и другим участникам дорожного движения безопасность. Особенно нужно быть внимательным и реагировать сразу на подобные ситуации на перекрестке.

В такие моменты будьте предельно сконцентрированы: следите за положением рулевого колеса, чтобы не сойти с прямолинейного движения. К сожалению, когда вас ослепляет встречный автомобиль, вы чаще всего не можете видеть, едете ли вы прямо. Именно поэтому многие водители из-за дальнего света часто съезжают с полосы движения и даже выскакивают на встречку.

Единственная вам подсказка в этом случае – это боковые стекла, зеркала заднего вида и положение рулевого колеса.

Вас также могут ослепить, когда вы готовитесь к повороту автомобиля. Подобная ситуация очень рискованна, потому что человеческому глазу необходим процесс адаптации (т. е. фокусировка [регулировка] зрачка), когда в темноте появляется яркий свет и, наоборот, когда происходит резкий переход от яркого к темному.

Представьте, вы едете в полной темноте с включенными фарами ближнего света, затем подъезжаете к участку дороги с резким поворотом, из-за которого на скорости навстречу вам едет автомобиль с включенным дальним. В этот момент, если вы будете смотреть вперед, ваши глаза не смогут быстро адаптироваться к яркому свету из-за яркости света и из-за резкого перехода от более темного фона к более светлому. В итоге несколько секунд вы не будете ничего видеть. Это опасно на прямой дороге, не говоря уже о повороте. Не многие водители в такой ситуации правильно проходят поворот. Ведь очень часто в подобной ситуации водитель, по сути, проезжает поворот вслепую.

Естественно, как только вы заметили за поворотом автомобиль с дальним светом, вы должны снизить скорость движения до минимума. В идеале, конечно, вообще остановиться и пропустить встречный автомобиль. Особенно если вы действительно ничего не видите.

Кажется излишним? Но не стоит недооценивать этот совет. В первую очередь водителям-новичкам. Поверьте, полная остановка машины перед поворотом или в повороте на пустынной дороге, для того чтобы пропустить встречный автомобиль с дальним светом фар, спасет вас от аварии.

Есть еще одна плохая вещь. Если водитель встречного автомобиля не отреагировал на ваше моргание ближним светом фар и продолжает ехать на дальнем свете, он может ослепить не только вас, но и другие автомобили, идущие позади вас. В этом случае позаботьтесь о том, как предупредить водителя автомобиля сзади вас. Для этого в целях безопасности используйте интервальное торможение или двойное нажатие педали тормоза, чтобы дать подсказку заднему автомобилю.

Но в идеале, если водитель встречной машины не реагирует на ваше напоминание переключиться на ближний, вы должны обязательно максимально замедлиться.

Внимание! Не моргайте встречному автомобилю дальним светом. Так вы сами ослепите встречный поток. Моргайте ближним светом фар, включая и выключая их.

Если вы сами едете с дальним светом фар, не забывайте переключать их на ближний свет заранее, чтобы не ослепить встречные автомобили. Желательно это сделать за 150 метров до встречной машины.

Помните, что если вы забудете это сделать, вы подвергнете себя, своих пассажиров и других участников дорожного движения большой опасности.

Чтобы обезопасить себя от дальнего света фар других автомобилей, вы должны также помнить о салонном зеркале заднего вида, которое может превратить дальний свет фар позадиидущего автомобиля в ближний свет фар.

Кстати, многие современные автомобили сегодня оснащаются зеркалом заднего вида с автоматическим затемнением, которое предотвращает ослепление водителя дальним светом позадиидущей машины. В тех же автомобилях, где нет такой опции, есть механическая опция изменения угла отражения света в зеркале заднего вида.

Ручное управление антибликового зеркала заднего вида осуществляется с помощью пластмассового рычага, который изменяет угол расположения зеркала в салоне. Сделать это очень просто. Вот как вы можете это сделать:

Однако следует помнить, что как только опасность ослепления дальним светом фар позадиидущего автомобиля исчезает, вы должны вернуть положение зеркала заднего вида в прежнее положение. Иначе задний обзор дороги будет неполным.

Без дальнего света сегодня нельзя представить ни один автомобиль. Но, к сожалению, как видите, небольшая небрежность в его использовании, а также обычная невнимательность водителей, которые забывают переключать дальний свет на ближний, может приводить к опасным последствиям.

Кстати, правильность использования дальнего света в автомобилях – это проверка морали водителя. К сожалению, на наших дорогах пока еще встречаются водители, которые не только не думают о себе, но и которым наплевать на окружающих. Благо таких водителей с каждым годом становится все меньше и меньше. Каждый год в стране все больше людей начинают осознавать, что только личный вклад в поведение может исправить ситуацию на дорогах в лучшую сторону.

Мы надеемся, что каждый из наших читателей будет относиться к использованию дальнего света с особой осторожностью. В том числе водители-новички, которые, к сожалению, первое время не осознают, насколько автомобиль может быть опасным на дороге.

Добавить комментарий