Диагностика инжектора своими руками

777sergioo777 › Блог › Как проверить работу инжектора?

Владельцы автомобилей с инжекторными двигателями прекрасно знают все «топливные» прихоти своего «железного коня». При этом особого внимания требует инжектор, с которым зачастую возникает больше всего проблем. И дело здесь не в низкой эффективности самой системы, а в неумении многих автолюбителей проводить самостоятельную проверку и ремонт инжектора. На самом же деле, первоначальную диагностику чаще всего можно провести и своими руками. После прочтения статьи вы в этом убедитесь.

«Страхи» инжектора
Данный узел весьма уязвим, и некоторые ошибки автолюбителей рано или поздно приводят к серьезной поломке. К примеру, можно выделить несколько основных «страхов» инжектора:

различные «хитрости» с питанием и «прикуриванием» от других авто могут оказаться весьма критичными для работоспособности инжектора. Если уж и необходимо завести другой автомобиль, то желательно отбросить клеммы от АКБ и только после этого решать поставленную задачу. И наоборот, если необходимо «прикурить» от другого аккумулятора, важно убедиться в надежности всех контактных соединений. Более того, автомобиль, от которого осуществляется «прикуривание», должен быть заглушен;
отключением «массы» лучше не злоупотреблять, ведь с памяти ЭБУ стирается важная информация по адаптации инжектора с мотором. Если и необходимо выполнить данную манипуляцию, то лучше это делать на период до одной минуты, не более;
зарядно-пусковые устройства – надежные помощники в деле заводки автомобиля, но не в случае с инжекторными двигателями. Применение таких устройств может привести к выходу из строя ЭБУ, что в дальнейшем выльется в серьезные затраты;
отключение АКБ при заведенном двигателе запрещено;
при наличии нейтрализатора запуск с буксира крайне противопоказан. Это опасно тем, что часть топлива может попасть в катализатор и воспламениться. В итоге это приведет к выходу узла из строя;
берегите инжектор от влаги – он ее очень не любит. К примеру, если жидкость попадет на инжектор зимой и замерзнет при минусовой температуре, то поломка форсунок не за горами. Кроме этого, после попадания воды через форсунки на стенки цилиндров, последние покрываются ржавчиной в считанные месяцы;
при наличии L-зонда опасно заправлять машину этилированным бензином. В противном случае упомянутый нами узел поломается или же начнет искажать показания. Как итог, топливная смесь будет переобогащена, что приведет к прогару или перегреву самого ценного – двигателя;
желательно проверять только чистое топливо и контролировать фильтр грубой очистки.

Основные неисправности
Давайте рассмотрим, какие возможны поломки рассматриваемого нами узла, и к чему они могут привести:

Засорение инжектора весьма критично для ходовых характеристик автомобиля и работы двигателя в целом. Это легко объяснить. Даже минимальное уменьшение диаметра выпускного отверстия приводит к обеднению поступающей в цилиндр смеси. На практике обеднения на 9-10% достаточно, чтобы мотор не завелся вовсе. Данную проблему можно с легкостью выявить по косвенным признакам. Так, несгоревшему кислороду некуда деваться – только поступать в выхлопы. В свою очередь датчик содержание кислорода быстро реагирует на изменения.
В ряде старых систем данная проблема решается просто – достаточно слегка поднять время работы инжекторов (причем всех). Если же мотор оборудован турбонаддувом, то данная неисправность может стать причиной детонации. Таким образом, периодическая чистка инжектора должна стать обязательной процедурой.

Появление осадка – одна из наиболее распространенных проблем. Основная причина – низкое качество топлива и особенности работы самого инжектора. Чтобы убрать лишний «мусор», достаточно добавить в бензин специальные присадки, которые способны восстановить чистоту и справиться с имеющейся грязью. Но для эффективной очистки инжектора желательно ездить на дальние расстояния (при передвижении на короткие дистанции результата можно не получить вовсе).
Не стоит забывать и о неблагонадежных поставщиках, которые для экономии бензина и повышения своей конкурентоспособности добавляют в топливо добавки низкого качества. Как следствие, такие присадки могут привести к появлению еще большего осадка. Чтобы решить эту проблему приходится добавлять в бензин специальные ожижители. Последние, в свою очередь приводят к появлению нагара в камере сгорания. В общем, получается цепная реакция. Чтобы избежать данных проблем, рекомендуется использовать полиэфирамин. Это качественная присадка, которая эффективно поддерживает чистоту камеры сгорания, клапанов и самого инжектора. Минус полиэфирамина – более высокая стоимость, поэтому и применяется он крайне редко.

Очистка инжектора
После очистки инжектора многие проблемы с заводкой двигателя уходят в прошлое. И чем больше был загрязнен механизм, тем явнее эффект. Как правило, существенно улучаются характеристики двигателя – повышается его мощность, снижается потребление топлива, уменьшается токсичность выбросов и так далее. Специалисты рекомендуют производить чистку каждые 40-50 тысяч пробега. Если есть возможность, вместе с инжектором желательно почистить дроссельную заслонку, впускные клапаны и камеру сгорания.

1) Оптимальный вариант очистки – на работающем двигателе. Преимущество данного способа – возможность произвести параллельную очистку камеры сгорания и клапанов. На все манипуляции уходит около 15-20 минут. При этом можно сразу оценить результаты своей работы. Если мотор начал работать плавно и без «плавания» оборотов на холостом ходу, то все сделано на «отлично».

Но при такой настройке необходимо иметь под рукой специальное оборудование, способное работать под повышенным давлением. Это обязательное условие, ведь для чистки придется производить впрыск специального вещества непосредственно в топливную рампу. При этом необходимо:

отключить топливный насос;
произвести подключение обратного топливопровода;
смонтировать специальную трубку (У-образного типа) для слива топлива в бак. Учтите, что отключение топливного насоса часто приводит к ошибке в ЭБУ (ее необходимо будет сбросить).

Несмотря на все плюсы данного метода, у него есть и явные недостатки:

сильное загрязнение инжектора может не дать пройти необходимому объему растворителя. Впоследствии приходится продлять или время от времени повторять процедуру очистки;
необходимо убедиться в качестве выполненной работы (ведь визуально оценить это не удается). Для этого может понадобиться тестдрайв транспортного средства. Кроме этого, к дополнительным работам можно отнести проверку уровня угарного газа или углеводородных выбросов. Но и это еще не все. Часто приходится проводить тест на давление в инжекторе или же баланс мощностей в цилиндрах;
всегда есть опасность навредить топливной системе машины. Нельзя забывать, что работа ведется с концентрированным растворителем, который может повредить ряд пластиковых или резиновых запчастей насоса;
очистка форсунок на заведенном моторе весьма опасна для здоровья ремонтирующего, ведь работу приходится вести с быстровоспламеняющимися и химически активными жидкостями. Следовательно, необходимо защитить в первую очередь кожу и глаза.

2) Если первый вариант не принес результата, можно использовать второй метод – чистить инжекторы уже после их демонтажа. Данный способ имеет большой недостаток – он весьма дорогостоящий, ведь снятие инжектора с некоторых автомобилей может вылиться в весьма крупную сумму – до 200-250 тысяч рублей. При этом в сервисах устанавливают порой заоблачные цены за чистку инжектора вне автомобиля. Но здесь приходится выбирать между двух «огней» – платой за чистку или уже за замену (если своевременно не выполнить вышеупомянутую работу). Во втором варианте затраты будут намного больше.

Преимущество данного метода – возможность очистки даже очень загрязненных инжекторов. При этом время выполнения работы – около 40-45 минут (с момента демонтажа). Наиболее популярный метод очистки – окунание деталей в специальную ультразвуковую ванну. Но иногда специалисты ограничиваются одним лишь промыванием.

Большой плюс чистки инжектора вне автомобиля – возможность полноценной проверки качества проведенной работы. В частности, инжектор крепится к специальному коллектору, где и проверяется качество распыления. Наличие даже небольшой разницы в струе требует повторной очистки. При этом текущие показатели сравниваются с теми, что рекомендует завод-изготовитель. Если добиться оптимальных показателей не получается, тогда единственный выход – замена инжектора.

Вывод
Как показывает практика, проблема с загрязнением инжекторов вряд ли будет устранена в будущем. Даже новые устройства, которые считаются последними разработками, быстро забиваются после частого применения низкокачественного топлива. Поэтому будьте готовы к периодической проверке и чистке инжектора. Удачи.

Диагностика инжектора – оборудование, методы и рекомендации

Смотрите также

Как проверить регулятор давления топлива

Герметик клапанной крышки и ГБЦ

Пневмотестер

Проверка насос форсунок: программная диагностика и замер мультиметром

Синий дым из выхлопной

Калькулятор расчета производительности форсунки

Калькулятор расчета производительности форсунки онлайн

Много автовладельцев, столкнувшихся с проблемой впрыска топлива, на форумах часто первой же рекомендацией слышат, что нужна диагностика инжектора, чем часто ставят в тупик поисков неисправности. Давайте же разберемся что такое диагностика инжектора, что она собой представляет и можно ли продигностировать инжектор своими руками или же обязательно обращаться в сервис.

Оборудование и рекомендации для самостоятельной диагностики инжектора

Диагностика инжектора — это поиск причин возникших проблем с работой системы впрыска топлива и двигателя в целом. В идеальном варианте в комплекс диагностики инжектора должны входить: компьютерная диагностика, диагностика системы впрыска, осмотр состояния механической части двигателя. Таким образом видим, что если мы хотим осуществить диагностику инжектора своими руками, то должны уметь грамотно проводить не только визуальный осмотр, знать представление о работе системы в целом, но и иметь диагностическое оборудование.

Читайте также:  Выбираем и устанавливаем дворники своими силами

Оборудование для самостоятельной диагностики инжектора

  1. Манометр для проверки давления топлива. Поможет определить состояние топливной аппаратуры (регулятора давления, производительность топливного насоса и фильтров, а также работу форсунок инжектора);
  2. Компьютер с установленной спецпрограммой и диагностическим кабелем. Также подобную функцию может выполнить бортовой компьютер с возможностью диагностировать проблемы двигателя;
  3. Компрессометр, чтобы замерить компрессию в цилиндрах;
  4. Мультиметр, чтобы проверить электрические цепи и светодиодный пробник, который поможет определить полярность на модуле зажигания и форсунках.

Зачастую при диагностике ограничиваются лишь компьютерной сканировкой для считывания и расшифровки ошибок, выдаваемых электронным блоком. Но профессиональный подход требует всех этапов, начиная от визуального осмотра и проверки датчиков.

Потребность в проверке и определения неисправности инжектора может быть, отказ машины заводится или же нестабильная работа двигателя.

Что первоочередно нужно проверять

  1. Работоспособность всех датчиков
  2. Проверить работу системы зажигания
  3. Проверить состояние и надежность контактов
  4. Проверить состояние свечей
  5. Установить работает ли бензонасос, а также производительность его работы (замерить давление топлива).

Кроме того правильное направление в поиске причин нестабильной работы инжектора подскажет поведения автомобиля в целом, причем возможно задолго до самой критичной ситуации. Поскольку и забитость фильтров, и снижение производительности бензонасоса или топливных форсунок не случаются мгновенно.

Работа двигателя может сопровождаться:

  • не стабильной работой на холостых или под нагрузку,
  • повышенным расходом топлива,
  • троением,
  • а также в виде горящей лампочки «чек энджин» на панели приборов.

Чтобы установить причину появления чека самостоятельно для диагностики инжектора как раз и используют либо бортовой компьютер с соответствующей функцией, либо ноутбук с диагностическим кабелем и программой. На сервисных станциях, как правило используют специальное диагностическое оборудование.

Рекомендации по уходу за инжектором

Для стабильной работы инжекторного двигателя рекомендуется:

Проводить чистку инжекторов каждых 20-30 тыс. км., поскольку качество топлива на автозаправках желает лучшего, а в процессе работы, под воздействием температур, образовывается твердый налет снижающий продуктивность работы.

Проводить контроль фильтров (воздушного, топливных) и своевременную их замену.

Осуществлять контроль состояния системы зажигания и менять свечи не реже 20-30 тыс. км пробега, даже если на первый взгляд они еще могут служить.

Заправляться топливом достойного качества на проверенных автозаправках.

Придерживаясь этих простых советов, диагностика Вашему инжектору будет нужна значительно реже.

Как самому сделать диагностику инжектора

На сегодняшний день диагностика инжектора делается чуть ли не в каждом автосервисе. Возникает вопрос: откуда столько диагностов? Ответ достаточно прост: большинство таких «специалистов» это самоучки и лишь малый процент действительно обученных, способных делать профессиональную диагностику инжектора своими руками.

Поэтому у многих автовладельцев, понимающих данную ситуацию, возникает вполне понятное желание провести такую диагностику своими руками. Что для этого нужно мы рассмотрим с вами в этой статье.

Диагностика инжекторных двигателей

На самом деле провести тотальную проверку системы управления двигателем (инжектора) не так уж сложно. Желательно, конечно же, обладать хотя бы минимальными знаниями о работе двигателя и работы датчиков инжектора. Для тех кто с этим не знаком, можете прочитать о том за что отвечает каждый датчик здесь.

Самый простой способ

Проще всего проводить диагностику при помощи бортового компьютера, особенно хорошо таким образом делается диагностика инжектора ваз. Потому что бортовые компьютеры «читают» почти все блоки управления автомобилей ваз.

Как это делается

Для такой проверки вам понадобится установить бортовик. Обычно достаточно подключить его к блоку автомобиля через разъем OBD 2. После чего бортовой компьютер способен считывать ошибки инжектора и даже многие параметры работы датчиков.

[box type=»warning»] Стоит заметить что не все бортовые компьютеры могут читать коды ошибок. Смотрите инструкцию.[/box]

Хорошая диагностика инжектора с помощью бортовика не только определит код ошибки, но и даст ее расшифровку.

Следующим шагом в самостоятельной диагностике инжектора будет проверка параметров работы датчиков. Информацию о типовых параметрах конкретного блока можно найти в интернете.

[box type=»download»] К примеру массовый расход воздуха на холостом ходу у большинства автомобилей ваз 7-12 кгчас. Напряжение канала АЦП датчика массового расхода воздуха должно быть в пределах 0,996 — 1,04 вольта. Если напряжение больше, то это верный признак неисправного ДМРВ[/box]

Простые проверки инжектора

Кроме сканирования ошибок и параметров хороший диагност обязательно проведет дополнительные проверки, которые не сможет сделать ни один сканер.

  • Замер компрессии
  • Замер давления топлива
  • Диагностика форсунок
  • Проверка свечей зажигания
  • Проверка аккумулятора

Проверка компрессии осуществляется компрессометром, при этом выкручиваются все свечи. Форсунки и модуль зажигания нужно отключить, чтобы не пробивала искра и топливо не лилось в цилиндры.

[box type=»warning»] Компрессия выше 14 атм. это не нормально, скорее всего не держат масло съемные кольца и масло попадает в камеру сгорания.[/box]

Давление топлива измеряется специальным топливным манометром. Он либо подключается в разрыв топливопровода, либо к специальному штуцеру на топливной рампе.

Проверка форсунок делается на стенде или тестером форсунок. Тестером можно сравнить падение давления топлива при открытии каждой форсунки. При несовпадении данных можно сделать вывод о неисправности конкретной форсунки.

Свечи можно проверить визуально, осмотрев их на предмет пробоя и нагара. Наличие тонких полосок на изоляторе говорит о том, что искра «пробивает» иногда в ненужное место.

Если бортовой комп показывает изменение напряжения датчика кислорода то это очень хорошо и поможет нам провести его диагностику. При оборотах двигателя в 2500 количество изменений напряжения должно быть близко к десяти. А величина напряжения должна меняться от 0,1 до 0,9 вольта.

Сканирование двигателей ваз в основном производят при помощи сканера сканматик.

Смотрим видео по диагностике, здесь есть и про сканматик и замер компрессии, давление топлива и т.д.

Ремонт инжектора своими руками

На сегодняшний день инжекторными системами питания мотора оснащается больше половины всех выпускаемых автомобилей. Если быть точнее, то порядка 75-80 машин из сотни имеют в своей конструкции инжектор. Неисправности данного узла встречаются нередко, поэтому вопрос его ремонта всегда актуален и интересен к рассмотрению в сфере автомобилистов. Среди читателей нашего ресурса также есть ценители инжекторных систем, вследствие этого в сегодняшнем материале будет детально рассмотрен ремонт инжектора, способы его диагностики и настройки. Интересно? Тогда обязательно опускайтесь ниже по странице.

Пару слов об инжекторных системах

Автомобильный инжектор – это насос (форсунка) или их совокупность, которые нагнетают горючее в камеры сгорания мотора. Помимо насосной составляющей, в любую инжекторную систему входят другие элементы, которые можно разделить на две большие группы:

  • Механические узлы инжектора, имеющие в своём составе различные топливопровода, рампу крепления форсунок, ряд датчиков, отслеживающих показатели работы мотора, и тому подобное;
  • Электронные узлы, которые состоят из электроцепи и блока управления, контактирующие с ранее отмеченными датчиками и управляющие работой форсунок, а также другими элементами инжектора.

Суть работы инжекторной системы заключается в том, что горючее, поступающее напрямую к форсункам, грамотно дозируется электронным блоком управления и с учётом режима работы мотора в данный момент времени подаётся в его камеры сгорания. Подобный подход не только упрощает контроль над функционированием инжектора и его составляющими, но и позволяет слегка снизить количество потребляемого двигателем топлива. Помимо этого, использование инжекторного типа питания помогает получить максимальный КПД от работы мотора практически на всех его режимах работы, естественно, если сравнивать данный тип с карбюраторным.

Несомненно, инжектор – это отменная по своему функционалу деталь, однако за столь высокую функциональность приходится платить относительно сложным устройством. Именно из-за этого диагностика инжектора и ремонт данного узла нередко представляют довольно-таки сложные процедуры. К слову, подобное положение дел не удивительно, ведь инжектор имеет и электронную составляющую, и механические элементы, чем тот же карбюратор похвастаться не может.

Возможные проблемы с инжектором

Возможные неисправности инжектора представлены широким перечнем проблем. Во многом это связано с тем, что каждый элемент инжекторной конструкции при определённом стечении обстоятельств способен выйти из строя. Наиболее типовой перечень проблем с инжектором таков:

  • Забились форсунки. Случается подобная проблема очень часто. Как правило, причина её происхождения таится в низком качестве используемого топлива;
  • Неисправен один из датчиков работы мотора. Неисправности инжектора данного типа встречаются, конечно, реже предыдущей, но всё же имеют место быть. Зачастую проблема с датчиками провоцируется проблемой в их электроцепи (пробилась проводка, перегорел предохранитель), не столь часто ломаются сами идентификаторы;
  • Случился пробой в топливной цепи подачи топлива к инжектору. Такая поломка встречается очень редко, однако от неё не застрахован никто. Причина пробоев практически всегда кроется в механическом воздействии на топливопровода или иные узлы топливной системы, которое провоцируют появление их дефектов;
  • Вышел из строя электронный блок управления или комплектующие его провода. В таком случае, опять же довольно-таки редком, инжекторная система признаков «жизни» не подаёт, и мотор завести невозможно. Относительно диагностики, пожалуй, именно поломка блока управления наиболее проста;
  • Поломались другие, менее значимые составляющие инжекторной системы. Так, к примеру, может порваться тросик педали газа или выйти из строя её акселератор. Поломки подобного рода имеют соответствующую симптоматику и устраняются в штатном порядке.
Читайте также:  Замок зажигания Дэу Нексия – тонкости замены важного узла + Видео

Стоит отметить, что все отмеченные выше неисправности инжектора, за исключением последнего положения, имеют одни и те же признаки. Если быть точнее, то их симптоматика нарастает постепенно и выглядит таким образом:

  1. Сначала двигатель начинает работать нестабильно: плавают холостые обороты, плохой запуск, дёрганье в процессе езды, увеличение детонации и тому подобное;
  2. Затем загорается лампочка инжектора на приборной панели автомобиля, которая информирует о неисправности узла. К слову, «инжекторная лампа» может гореть как при поломке блока управления, так и при загрязнении форсунок. Несмотря на это, чаще всего горящий индикатор сигнализирует о поломке датчиков, ибо в этом плане электроника любой машины работает лучшего всего;
  3. Ну и в особо тяжких ситуациях, инжекторная система вовсе отказывается работать, вследствие чего запуск двигателя становится невозможным. В таком случае ремонт инжектора неизбежен и требует скорейшего проведения, естественно, если у вас есть желание эксплуатировать автомобиль дальше.

Анализируя проявление указанных ранее признаков неисправности инжектора, любой автовладелец сможет определить проблему именно с этим узлом своей машины и верно организовать его ремонт. Более подробно о последнем, а также о том, как отрегулировать инжектор, поговорим в следующим пункте статьи.

Учимся ремонтировать и настраивать инжекторную систему

Ремонт инжектора – процедура не из простых, что уже было отмечено выше. Несмотря на это, осуществить проверку стабильности функционирования узла и, при необходимости, его «подлатать», отрегулировать вполне возможно даже в условиях среднестатистического гаража. Грамотная регулировка инжектора будет рассмотрена чуть ниже, сейчас же обратим внимание на его ремонт.

В шаблонном варианте узел ремонтируется в следующем порядке:

  1. Подготовьте диагностическую аппаратуру: ноутбук, кабель подключения к бортовому компьютеру автомобиля и специальную программу для него;
  2. Затем диагностическое оборудования подсоедините непосредственно к бортовому компьютеру, включите соответствующую программу и внимательно рассмотрите то, какие неисправности выявлены в инжекторе. Именно так проводится диагностика инжектора на профессиональных СТО;
  3. После этого, уже исходя из полученных данных, осуществляется ремонт узла.

Казалось бы, ничего сложного в ремонте инжекторных систем нет, ибо процесс отчасти автоматизированный. Но что делать, если неисправности инжектора бортовым компьютером не определились, или таковой вовсе отсутствует на вашей модели авто? Как проверить инжектор в таком случае? Тут, конечно, порядок ремонта и диагностики будет заметно сложней, но что уж поделать. При невозможности осуществить ремонт инжектора описанным выше способом действовать нужно так:

  1. Первоочерёдно важно осуществить три операции:
    • Проверка топливных магистралей на целостность системы (банальный осмотр всех топливопроводов от бензобака до инжектора);
    • Проверка работы блока управления (здесь уже ситуация посложней, ведь придётся орудовать электроприборами, определять напряжение, силу тока на выходах блока и сравнивать таковые с нормальными показателями);
    • Чистка форсунок (снятие, разбор и, соответственно, чистка – всё просто).
  2. Допустим: с форсунками всё в порядке, топливные магистрали целы и блок управления исправен. При таком положении дел стоит обратить внимание на то, горит лампочка инжектора или нет. Если индикатор горит, то с большей долей вероятности неисправен один из датчиков. Определить, какой именно узел «накрылся», можно посредством анализа поведения автомобиля, ибо:
    • при поломке датчика коленвала наблюдается неустойчивая работа мотора на холостом ходу или вовсе отказ двигателя заводиться;
    • при выходе из строя датчиков фаз, кислорода или температуры – увеличенный расход топлива и плохой запуск мотора;
    • при неисправности датчика дросселя – усиление звука работающего мотора;
    • при поломке датчика нагнетания воздуха – «плавающие» холостые;
    • при выходе из строя датчика давления – странный звук выхлопа и проблемы в работе мотора на всех режимах раскрутки;
    • при неисправности датчика скорости – произвольное глушение мотора и ухудшенная динамика автомобиля.

Естественно, любой неисправный датчик требует замены.

  • В случае, когда описанные выше меры осуществлены, но инжектор всё также плохо работает, следует поискать неисправности в других узлах инжекторной системы или автомобиля в целом.
  • Случается, что инжектор полностью исправен, но стабильно работать отказывается. В этом случае стоит попробовать перенастроить узел и только потом обращаться за помощью к профессионалам. Отметим, что настройка инжектора особых сложностей не имеет и заключается лишь в обращении к отмеченной выше диагностической аппаратуре. Посредством использования последней выставляются оптимальные показатели всех датчиков, рекомендованные конкретно под вашу конфигурацию авто. Если бортовой компьютер отсутствует, то настройка проводится вручную. В этом случае, как правило, регулируется положение штока датчика холостого хода и больше ничего не трогается.

    Резюмируя сегодняшний материал, констатируем – ремонт, настройка и общая диагностика инжектора вполне проводимы в гаражных условиях. Грамотно осуществить данные процедуры помогут полное соблюдение описанного выше порядка и знание принципов работы инжекторных систем. Большего, к слову, и не требуется. Надеемся, сегодняшняя статья была для вас полезна и дала ответы на интересующие вопросы. Удачи на дорогах и в ремонте!

    I4CAR

    Твой Автомобильный Портал

    Диагностика инжектора своими руками

    Опубликовано 24.01.2015 от Sa1amandeR в Автосоветы // 0 Комментарии

    На сегодняшний день в большинство автомобилей, которые только сошли с конвейера, оснащены инжекторными двигателями. Если вы являетесь владельцем такого автомобиля, то вам необходимо знать принципы работы инжекторных двигателей, для своевременного обнаружения той или иной неисправности. Принцип работы в таком механизме построен по такой схеме. С помощью специальных электронных датчиков анализируется воздух, который находится достаточно под высоким давлением, а точнее он служит для измерения объема этих воздушных масс. Информация передается компьютерному блоку, который в свою очередь занимается анализом и других данных (температурные показатели воздуха, двигателя и.т.д.). Когда вся полученная информация будет обработана, компьютером определяется объем топлива, необходимый для данного количества воздуха, чтобы получить на выходе оптимальный КПД от работы силового агрегата.

    Диагностику инжектора проводят в основном тогда, когда начинают появляться определенные проблемы связанные с работой двигателя, а также в случае приобретения автомобиля с большим пробегом.

    Необходимые устройства для проведения диагностики инжектора своими руками:

    • Специальный прибор, предназначенный для проверки системы отвечающей за управление двигателем. Допускается применение бортового компьютера, если есть возможность диагностики проблем двигателя.

    • Светодиодный пробник. Применяется для контролирования системы управления полярностью на катушке, форсунках и модуле зажигания.
    • Компрессометр – прибор, с помощью которого измеряется компрессия в цилиндрах. Служит для обнаружения дырок в клапанах, ГБЦ прокладке и.т.д.

    • Омметр (мультиметр) – аппарат для измерения напряжения в АКБ и прозвона цепей на контакт. Помогает определить в механизмах значение сопротивления тока.
    • Чтобы проверить наличие искры, будут нужны высоковольтные разрядники.
    • Манометр – прибор, предназначенный для замеров уровня топливного давления. Позволяет обнаружить проблемы связанные с регулятором давления и топливными фильтрами (засорение).

    Проверка топливного давления

    В основном диагностика инжектора ограничивается проверкой с помощью бортового компьютера или сканера имеющего функцию считывания ошибок.

    Возможные причины неисправности инжектора.

    Как быть, когда инжекторный двигатель не заводится. Для начала можете провести осмотр датчиков и механизмов. Проверьте или надежно закреплены штекера, минусовые провода к массе автомобиля. Убедитесь в том, что изоляционные материалы не повреждены и жгуты расположены правильно. Водители имеющие определенный опыт могут проверять инжекторный двигатель на наличие неисправностей используя свой слух и обоняние. При серьезных неполадках в двигателе, можно будет увидеть дым исходящий от определенных механизмов машины. Также обычно такие неполадки сопровождаются специфическими запахами. Поломки инжектора можно увидеть, если снять крышку воздушного фильтра. При обнаружении следов масла и дыма, можно смело направляться на СТО. Более точные выводы о поломке можно делать только после диагностики специальной аппаратурой.

    Обязательная процедура для инжекторного двигателя – регулировка клапанов. В автомобилях с инжекторным силовым агрегатом, вентилятор (охлаждающая жидкость) запускается, когда температура достигает показателя в 100 С. Такая температура способствует уменьшению зазоров в клапанах. При неправильной регулировке данных зазоров, во время нагревания они могут стать очень маленькими и соответственно негативно влиять на работу двигателя. Регулировать инжектор следует при помощи специальных устройств. Необходимо будет применять микрометр, регулировочные рейки и наборы регулировочных шайб.

    Варианты самостоятельной проверки инжектора:

    1) Рекомендуемые действия, когда наблюдаются определенные проблемы с запуском двигателя:

    • проверка работы бензонасоса;
    • проверка датчиков коленчатого вала;
    • проверка системы зажигания;
    • проверка температурного датчика;
    • проверка воздушного фильтра;
    • проверка контактов на целостность;

    2) Рекомендуемые действия, когда двигатель не запускаться, а стартер крутится:

    • проверка работы бензонасоса;
    • проверка системы зажигания;
    • проверка датчиков коленчатого вала;
    • проверка уровня заряда АКБ;

    В том случае, когда вышеописанные действия не дали результата, следует проверить форсунки, систему охлаждения и вентилятор. Если вам не удалось самостоятельно провести диагностику инжектора, не расстраивайтесь, просто обратитесь в автосервис. Перед поездкой в автосервис проверьте, не сильно ли у вас грязный двигатель, так как не каждый специалист будет работать с таким агрегатом.

    Диагностика инжектора

    Большинство автомобилей, которые произведены после 2000 года, оснащены моторами с инжекторной (впрыскной) топливной системой. По сравнению с карбюратором такая система дает увеличение мощности, экономичности, надежности и стабильности работы двигателя больше чем на 10 процентов.

    Инжекторный двигатель четче реагирует на педаль газа, потому что контроллер отслеживает количество оборотов мотора, степень прогрева, нагрузку и другие параметры. Владельцы инжекторных двигателей избавлены от манипуляций с подсосом, которые доставляют столько неприятностей водителям карбюраторных машин. Но такое увеличение характеристик силового агрегата достигается ценой сильного усложнения системы питания двигателя. Поэтому диагностика инжекторного мотора гораздо сложней диагностики карбюраторного.

    Как устроен инжектор

    Чтобы понять, как проводить диагностику инжекторного мотора, необходимо понимать устройство его питающей системы.

    Инжекторная система питания состоит из

    1. Различных датчиков.
    2. Дроссельной заслонки.
    3. Электронного блока управления (ЭБУ, контроллер).
    4. Электрического топливного насоса.
    5. Топливной рампы.
    6. Редукционного клапана.
    7. Топливных трубок.
    8. Форсунок.

    Принцип работы инжектора

    При включении зажигания электрический топливный насос создает необходимое давление в рампе (3–4,5 атмосферы). При включении стартера коленчатый вал начинает вращаться. Вал двигает поршни, которые поочередно засасывают воздух. ДПКВ (датчик положения коленчатого вала) сообщает контроллеру о положении каждого поршня. ДМРВ (датчик массового расхода воздуха) определяет количество потребляемого мотором воздуха и передает данные контроллеру. ДТОЖ (датчик температуры охлаждающей жидкости) сообщает контроллеру о степени прогрева двигателя. ЭБУ определяет необходимое количество топлива и в заданное время подает сигнал форсункам, которые впрыскивают горючее в цилиндры. ЭБУ определяет оптимальный УОЗ (угол опережения зажигания) и подает сигнал для образования искры. Если в системе зажигания для каждого цилиндра используется отдельная катушка, то на двигатель не устанавливают трамблер. Если использованы одна или две катушки, то именно трамблер распределяет, в каком из цилиндров будет искра.

    Когда температура охлаждающей жидкости растет, контроллер изменяет УОЗ, чтобы обеспечить наибольшую эффективность работы двигателя. Если угол слишком поздний, то показания датчика расхода топлива сильно отличаются (в большую сторону) от прописанных в прошивке контроллера и ЭБУ увеличивает УОЗ. Если угол слишком велик, возникает детонация, о которой ЭБУ сообщает соответствующий датчик. При нажатии на педаль газа дроссельная заслонка открывается сильней и возрастает количество воздуха, которое поступает в цилиндры двигателя. Об изменении этих параметров ЭБУ сообщают соответствующие датчики. ЭБУ отслеживает положение дроссельной заслонки и определяет оптимальное количество топлива и нужный УОЗ для нового режима работы. Когда двигатель начинает работать под сильной нагрузкой (например, при движении в гору), контроллер реагирует на изменение оборотов двигателя и добавляет топлива. Если же двигатель без нагрузки начинает увеличивать обороты, инжектор снижает количество топлива, вплоть до полного прекращения подачи.

    Диагностика инжекторного двигателя своими руками

    Диагностику силового агрегата и инжектора необходимо провести, если горит индикатор «Check engine», затруднен пуск холодного или горячего мотора, снизилась мощность и приемистость, появилась неустойчивость в работе, возрос расход топлива или упала мощность. Проверку впонле можно провести и своими руками.

    Диагностика проводится в два этапа:

    • диагностика силового агрегата (мотора);
    • диагностика инжектора.

    Во время диагностики двигателя измеряют компрессию цилиндров, проверяют состояние топливного, воздушного и масляного фильтров, регулируют зазоры клапанов, меняют свечи зажигания. Убедившись, что двигатель исправен и настроен, приступают к диагностике инжектора. Если у вас есть тестер для инжектора, то подключите его к диагностическому разъему, и он выдаст код ошибки, по которому (пользуясь таблицей кодов) вы определите неисправность конкретного узла инжектора. Если такого прибора у вас нет, а хотя бы минимальную диагностику необходимо провести немедленно, выполняйте описанные ниже действия.

    Проверка насоса и редукционного клапана

    Заглушите двигатель и подождите полчаса, чтобы давление в рампе снизилось, затем отключите аккумулятор. Это необходимо, ведь в рампе сохраняется давление топлива свыше 1,5 атмосфер, поэтому оно брызнет из-под заглушки. Выкрутите заглушку (на некоторых автомобилях она выполнена в виде пластикового колпачка, под которым расположен золотник). Присоедините туда любой манометр, который выдерживает давление свыше шести атмосфер. Подключите аккумулятор и включите зажигание. Через 3–5 секунд давление в рампе должно подняться до 3–5 атмосфер. При давлении ниже 3 атмосфер, необходимо снять манометр с рампы и присоединить его к топливному фильтру, который установлен между насосом и рампой. Если давление поднялось свыше 6 атмосфер, проблема в редукционном клапане или протекающих форсунках. Если не поднялось, необходимо заменить насос.

    Проверка ДПДЗ

    В следующую очередь проверьте работу датчика положения дроссельной заслонки. Для этого вам понадобится тонкая булавка или иголка длиной 2–4 см и любой цифровой или аналоговый тестер. Снимите с колодки ДПДЗ защитный чехол, чтобы добраться до клемм контактов. К одному из тестерных щупов прикрепите иголку. Выключите зажигание, установите на тестере режим вольтметра (до 20 вольт) и вставьте один контакт в плюсовую клемму аккумулятора, а другим (который с иголкой) поочередно касайтесь всех клемм разъема. На одном из контактов появится напряжение минус 12–15 вольт. Запомните или зарисуйте его на условной схеме, это «земля» ДПДЗ.

    Закрепите контакт без иголки в минусовой клемме. Если по каким-то причинам это невозможно, прикрепите один из проводов тестера к любому контакту бортовой проводки к кузову. Включите зажигание и контактом с иглой найдите клемму с напряжением плюс 12–15 вольт. Это плюс питания ДПДЗ. Выключите зажигание и переключите тестер в режим измерения сопротивления со звуковой индикацией. Один из щупов тестера прикрепите к минусовой клемме аккумулятора, затем на ¼ приоткройте дроссельную заслонку и вторым щупом (который с иголкой) касайтесь оставшихся контактов. По писку тестера вы найдете контакт датчика холостого хода.

    Прикасайтесь к оставшимся контактам и полностью открывайте и закрывайте дроссельную заслонку. Если вслед за открытием заслонки будут меняться показания тестера, то вы нашли сигнальный контакт ДПДЗ. Если у вас есть подробное руководство по эксплуатации ремонту вашего автомобиля, то номера контактов вы можете взять оттуда. Если же вы не первый владелец, то определите контакты, как описано выше, это поможет, если на автомобиле установлен ДПДЗ с другой модели или машины.

    Подключите тестер в режиме измерения сопротивления со звуковой индикацией между «землей» ДПДЗ и клеммой датчика холостого хода. Несколько раз с помощью педали или сектора, к которому прикреплен тросик газа плавно полностью откройте и закройте заслонку. Если тестер пищит только при закрытой заслонке и замолкает при небольшом (1–2 градуса) повороте сектора, то переведите тестер в режим омметра (0–2 кОм). Если датчик холостого хода исправен, то сопротивление скачком меняется от нуля до бесконечности. Если сопротивление изменяется плавно, необходимо заменить его.

    Включите на тестере режим вольтметра (0–20 вольт) и подключите между «землей» ДПДЗ или автомобиля (минусовой щуп) и сигнальным выводом датчика положения дроссельной заслонки. Плавно открывайте и закрывайте заслонку, наблюдая за показаниями вольтметра. Если напряжение растет плавно от нуля до плюс 12–15 вольт, датчик исправен. Если показания вольтметра на любом участке меняются скачком, или не достигают напряжения аккумулятора, датчик неисправен и его необходимо заменить.

    Заодно проверьте состояние дроссельной заслонки. Нажимайте на тросик газа и смотрите, плавно ли меняет положение заслонка, нет ли заеданий.

    Проверка ДМРВ

    Для проверки вам понадобится цифровой вольтметр или тестер, показывающий напряжение с точностью до сотых долей вольта. Снимите защитный чехол с датчика массового расхода воздуха и подключите тестер к сигнальному выводу датчика (обычно это первый от лобового стекла). Включите зажигание, но не заводите двигатель. На исправном датчике при полностью заряженном аккумуляторе напряжение должно быть в пределах 1–1,01 вольта. Если напряжение свыше 1,01 вольт, но меньше 1,05 датчик исправен, хотя ресурс приближается к концу. Если напряжение превышает 1,05 вольта, датчик необходимо почистить или заменить.

    Проверка датчика детонации

    Снимите с датчика защитный колпачок и отключите провод с клеммой. Выкрутите датчик из головки блока цилиндров. Подключите к корпусу датчика и контакту сверху цифровой вольтметр (вместо него можно использовать осциллограф с такой же чувствительностью) с точностью в тысячные доли вольта. Зажмите датчик в кулак и стукните об стол. Если удар привел к появлению скачка напряжения (20 – 50 мВ) то датчик исправен.

    Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

    Для проверки датчика понадобятся термометр (со шкалой до 100 градусов) и тестер (режим омметра, 0–10 кОм). Проверяйте сопротивление в соответствие с указанной таблицей. Допустимо отклонение в 10 процентов. При более сильном отклонении датчик необходимо заменить.

    Для дальнейшей диагностики вам понадобятся различные приборы и стенды, общая стоимость этих устройств свыше 5 тысяч долларов США. Если вы не профессиональный моторист или специалист по топливной аппаратуре, то рекомендуем вам не тратить деньги на дорогостоящее специализированное оборудование, а посетить ближайший крупный автосервис.

    В процессе диагностики ЭБУ проверяется программа прошивки контроллера, его взаимодействие с датчиками и исполнительными устройствами для чего используют специальный сканер или персональный компьютер/ноутбук, на котором установлено необходимое программное обеспечение. Также проверяют соответствие показаний датчиков реальным условиям. Один из этапов диагностики – оценка формы импульсов зажигания, которые поступают на катушку. Для этой работы используют осциллограф. После этого на специальном стенде проверяют работу форсунок и качество распыления топлива. Выполнить эти работы без специального оборудования невозможно. Датчик расхода топлива проверят с помощью специального стенда, который показывает количество и форму импульсов в зависимости от скорости движения жидкости.

    Видео – Как провеси диагностику генератором дыма

    Добавить комментарий