Как определить расход топлива автомобиля: описание основных методов

Hyundai Sonata Gold Devil 👹 › Бортжурнал › Как рассчитать расход топлива ⛽ (калькулятор)

Как правильно рассчитать расход топлива?

Итак — как же правильно, максимально точно рассчитать расход топлива автомобилем, либо другим транспортным средством?

Любого водителя интересует вопрос — сколько литров бензина «съедает» его автомобиль. Читая характеристики той или иной модели, мы видим расход топлива, который показывает сколько бензина нужно двигателю, чтобы проехать 100 километров в городском или в загородном цикле, а также среднее арифметическое этих значений — расход топлива в смешанном цикле. Номинальный и фактический расход топлива могут отличаться, как правило не очень значительно.

На расход топлива влияют следующие факторы:
техническое состояние автомобиля — пока двигатель проходит обкатку он потребляет больше топлива, затем уровень расхода снижается до нормы, указанной в инструкции, а по мере износа опять повышается;
стиль езды — это индивидуальное значение для каждого отдельно взятого человека; погодные условия — зимой двигатель потребляет больше топлива, летом — меньше;
использование дополнительных потребителей энергии;
аэродинамика — при открытых окнах аэродинамические свойства снижаются, возрастает сопротивление воздуха, соответственно и бензина нужно больше; аэродинамические свойства можно улучшить за счет установки спойлеров, обтекаемых элементов.

Необходимо залить полный топливный бак, иными словами, «под горло». При этом следует отметить расстояние по одометру на начало измерения, а затем пользоваться машиной на протяжении некоторого времени. Учитывая количество залитого топлива, и отметив пройденное расстояние на конец измерения, необходимо снова залить бак под завязку. Этот способ подразумевает ведение бортового журнала, в котором нужно отметить объем доливаемого топлива (замерить его можно при помощи мерной канистры), а также дату заправки, показатель одометра и, например, стоимость топлива.

Точные, нормативные значения расхода топлива, вплоть до миллилитра, вам рассчитать вряд ли удастся, но высчитать примерный расход для разных условий езды можно очень просто, для этого не нужно быть большим математиком, достаточно помнить курс математики за третий-четвертый классы и знать, что такое пропорции. Формула расчета, по которой работают калькуляторы расхода, очень простая:

Литры / Километраж х 100 = Расход на 100 км (залитые литры бензина делим на пройденный на эти литры путь и умножаем на 100)

Подавляющее большинство современных автомобилей оборудованы бортовым компьютером, который позволяет водителям не мучиться с бортовыми журналами и вычислениями, и выводит на экран следующую информацию: общий расход топлива (в литрах на 100 километров пути), мгновенный расход топлива (также в литрах на 100 км во время движения, а, в случае стоянки, в литрах в час). Запас хода до следующей заправки, измеряющийся в километрах, время и среднюю скорость в пути. Если необходимо измерить расход на автомобиле с бортовым компьютером, достаточно просто обнулить статистику.

Почему важно рассчитывать расход по возможности после большого пробега?

Потому что так можно минимизировать влияние ошибки. например, из за разных причин (разная точность счётчиков бензоколонок, либо более ранний “отстрел”, и т.д.), при повторном заливе мы залили на 1 литр больше топлива. если мы проехали 100 км, то ошибка будет большой — например вместо 8 литров на 100 км у нас получиться 11 литров. если же та же ошибка у нас будет на пробег 400 км — зальётся на литр больше -ошибка составит четверть от литра — т.е. 8.25 литров на 100 км вместо истинных 8.00

Чем больше пробег (соответственно больше израсходовано топлива), тем точнее полученные после расчета данные. Поэтому, считать расход правильнее когда пробег составит более 1000 км. А до этого времени запишите показания одометра и собирайте чеки на АЗС, чтобы знать точное количество потребленного топлива. Если вы знаете свой расход и пробег — рассчитайте общий расход топлива.

В моем случае, я начал отсчет с показания одометра 180000 миль, сейчас он составляет 183830 миль — разница 3830 миль или 6163,787 км. соответственно. С момента отсчета и пустого бака залил бензина 716,346 л. на сумму 22350 руб.

716,346 / 6163,787 х 100 = 11,621

Расход ⛽: 11,62 л/100км.
Стоимость ⛽: 22350 ₽
Стоимость 1км пробега: 3,51 ₽

Такие дела. Спасибо за внимание! Всем полного бака и дешевого бензина!

Приложения для телефона за расходом топлива DriverNotes, АвтоТопливо

Как проверить расход бензина. Самый простой способ

Как рассчитать расход топлива автомобиля на 100 км пути

Каждый автовладелец должен знать расход топлива его транспортного средства на 100 километров. Бывают такие ситуации, когда предстоит дальняя поездка, например, в глубинку страны. На неизвестных дорогах, которые могут быть в плохом состоянии, и не всегда на трассе есть автозаправочные станции, знание затрат бензина поможет избежать многих проблем.

В большей мере расход топлива зависит от конкретной модели автомобиля. Как правило, небольшие машины потребляют меньше топлива, однако есть и ряд экономичных внедорожников в части расхода бензина. В любой модели машины имеется технический паспорт, в котором указаны необходимые параметры. Но это средние показатели, которые рассчитаны при условии, что ТС будет эксплуатироваться в нормальных условиях. Но как рассчитать действительный расход бензина на 100 км? Это можно следать при помощи использования специальной формулы.

Формула расхода топлива

Рассчитать расход бензина по километражу можно по такой формуле: L: Km х 100 = Литров горючего, где L — это литры бензина, которые понадобились при пробеге, Km — пройденные километры. Рассчитать расход топлива автомобилем по этой формуле нужно ни один раз. Повторения расчётов позволят увидеть более наглядную картину. Необходимо производить заправку машины на одной заправке, так как на разных АЗС показатели залитого горючего могут отличаться.

Расход топлива может зависеть не только от пройденного расстояния, но и от подобных факторов:

  1. типа системы двигателя;
  2. стиля водительской езды. Индивидуальное значение для каждого водителя;
  3. погоды. Зимой двигатель будет использовать для работы больше ГСМ, чем летом;
  4. мощности мотора и его объёма;
  5. технической исправности и состояния машины. Если двигатель новый и проходит обкатку, он «кушает» больше бензина, так же как и по мере износа;
  6. аэродинамики и использования различных удобств (кондиционер, стеклоподъёмник). При открытых окнах снижаются аэродинамические свойства, повышается сопротивление воздуха. Чтобы сэкономить бензин, необходимо устанавливать спойлеры и обтекаемые элементы.

На многих моделях современных автомобилей установлен бортовой компьютер. Благодаря этому инновационному устройству можно не производить различные вычисления.

На экране бортового компьютера видна такая информация:

  1. общий расход горючего (литров/100 км);
  2. мгновенный расход горючего (литров/100 км, а во время стоянки литров/час);
  3. запас хода до ближайшей заправки, измеряется в километрах;
  4. время и средняя скорость пути.

Измерить расход топлива на машине с бортовым компьютером очень просто — необходимо только обнулить показатели.

Расчет расхода топлива по расстоянию

Практический расчёт затрат топлива по пройденному расстоянию заключается в таких этапах:

  1. заливается полный бак, и записываются показания на спидометре;
  2. машина проходит эксплуатацию в разных условиях — обычные ежедневные поездки;
  3. когда загорается красная лампочка, фиксируется последняя цифра автопробега;
  4. производится дозаправка машина на той же заправочной станции;
  5. фиксируются полученные данные, и производится расчёт.
  1. показатели спидометра в начале процесса были в пределах 11540 км;
  2. после дозаправки показатели составили 11820 км;
  3. машина проехала 280 км и затратила 25 литров бензина;
  4. необходимо составить уравнение: 25 л — на 280 км, на 100 км — неизвестно или Х.

соответственно, Х=25×100:280=8,9 литров топлива израсходовал автомобиль во время езды.

Отправляясь в дальнюю дорогу и рассчитав расход топлива по расстоянию, необходимо помнить о том, что полученная цифра — это ещё не окончательный показатель. Существует много разных факторов, которые влияют на расчёт бензина по расстоянию. К ним следует отнести:

  1. профиль пути — состояние дорожного покрытия, снижение и увеличение скоростных показателей в зависимости от наличия тех или иных дорожных знаков и так далее;
  2. сезоны «зима-лето» — зимой работает обогрев машины, который производит дополнительный расход топлива, а летом — подача прохладного воздуха в салон;
  3. загруженность транспортного средства — полное багажное отделение и количество человек влияет на увеличение показателей расхода топлива;
  4. использование освещения — в ночное время машина тратит больше бензина, чем при движении днём;
  5. состояние систем автомобиля — все блоки и системы машины должны быть исправными;
  6. стиль вождения — рассматривается индивидуально. Необходимо всегда совершенствовать свои навыки вождения.

Если вам кажется, что расход топлива у вашей машины очень большой, советуем прочитать нашу статью о том, как уменьшить расход топлива в автомобиле.

Как еще узнать средний расход топлива автомобиля

Существует ещё один старый, но проверенный и очень точный способ измерения расхода топлива. Необходимо проделать следующее:

  • Положить в багажник две канистры с ГСМ по 20 литров (можно взять канистры другого литража, но чтобы это был точно отмеренный показатель) и большую лейку.
  • Ездить на машине пока полностью не закончится топливо. Остановиться, когда двигатель начнёт уже «чихать».
  • Снять показания одометра.
  • Залить бензин в бак с двух канистр и ездить до следующей остановки машины.
  • Когда снова закончится бензин, засечь показатель километров, заправить снова и ехать.
  • Таких циклов необходимо проделать столько, насколько хватит терпения. Чем их больше, тем точнее будет результат. Потом выполнить расчёт по общепринятой формуле.
Читайте также:  Выявляем неисправность авто по запаху своими силами

Этот способ считается самым точным, но его необходимо проделывать с осторожностью, так как могут возникнуть проблемы с машиной:

  1. преждевременный износ или даже поломка топливного насоса;
  2. дозаправка автомобиля из канистры зимой может показаться сложным процессом;
  3. если бензина в топливной системе нет совсем, тогда машину придётся «прокачать».
  • Каждый автовладелец должен знать расход топлива для его машины.
  • Действительные параметры расхода можно рассчитать при помощи общепринятой формулы.
  • Можно произвести расчёт топлива по расстоянию — это удобно, если необходимо отправиться в дальнюю дорогу.
  • Существует более точный метод, как проверить расход топлива в автомобиле. Но его необходимо выполнять с осторожностью, чтобы не возникли проблемы с автомобилем.
  • Необходимо производить контроль расхода ГСМ хотя бы два раза в год, тогда неприятные ситуации на дорогах не будут возникать. Появившийся перерасход — это сигнал, что у машины появились какие-то неполадки, а это уже вопрос безопасности людей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Определяем расход топлива

Знание расхода топлива автомобиля позволяет производить планирование расходов по содержанию автомашины. Например, планировать ежемесячный бюджет с учётом затрат на содержание автомобиля или планировать поездку на летний отдых на юг на автомобиле. Заметное увеличение расхода топлива позволяет своевременно диагностировать неисправность автомобиля

Определяем расход топлива

Знание расхода топлива автомобиля позволяет производить планирование расходов по содержанию автомашины. Например, планировать ежемесячный бюджет с учётом затрат на содержание автомобиля или планировать поездку на летний отдых на юг на автомобиле. Заметное увеличение расхода топлива позволяет своевременно диагностировать неисправность автомобиля. Расход топлива автомобиля можно измерить в домашних условиях, для этого необходимо записывать пробег автомобиля и количество заправляемого топлива.

Как видно из графика, имеет смысл определять расход топлива при пробегах, превышающих 25-35 километров. При меньшем пробеге на величину расхода топлива оказывает влияние прогрев автомобиля и его движение на пониженных передачах. Кроме того, практически измерить объём израсходованного топлива достаточно сложно. Лучше и точнее определять расход топлива при пробегах автомобиля от 100-200 км, в этом случае ошибки при определении расстояния и объёма израсходованного топлива будут небольшими.

Существует несколько способов измерения расхода топлива автомобиля:

Способ. Залить в пустой бак автомобиля известное количество топлива. Например, 30 литров. Затем надо ездить, пока топливо не закончится. Зная количество залитого топлива и пройденное расстояние можно определить расход топлива.

Способ. Можно заметить расстояние по одометру при достижении стрелкой указателя уровня топлива определённого деления. Например, деления ½ топливного бака. Затем, в течение определённого времени записывать объём заливаемого топлива. После последней заправки топливом (надо, чтобы указатель уровня топлива показывал немного больше ½ топливного бака) проехать такое расстояние, чтобы указатель уровня топлива вновь был на отметке ½ топливного бака. Вновь замечаем расстояние по одометру. Зная пройденное расстояние и количество истраченного топлива можно определить расход топлива.

Способ. Заливаем полный топливный бак. Топливный бак заливается «под горло». Можно заметить расстояние по одометру на начало измерений. Затем автомобиль эксплуатируется в течение определённого времени. Учитываем количество заливаемого топлива. В конце времени измерения следует заметить расстояние по одометру на конец измерений и вновь долить топливный бак «под горло».

Способ 1 плохо подходит для проведения измерений в условиях повседневной эксплуатации автомобиля. Дело в том, что в условиях современного плотного движения автомобиль, оставшийся с пустым баком, может стать неожиданной помехой, а то и реальной угрозой безопасности движения. Тем более, что современные автомобили, оснащённые усилителями руля и тормозов, становятся беспомощными при заглохшем двигателе. Не следует применять этот способ в условиях современного плотного движения.

Способ 2 может оказаться менее точным из-за субъективной оценки положения стрелки указателя уровня топлива в топливном баке. Кроме того, момент снятия показаний одометра легко может быть пропущен.

Способ 3 не имеет недостатков двух предыдущих способов определения расхода топлива. Итак, заливаем полный топливный бак. Топливный бак заливается «под горло». Можно заметить расстояние по одометру на начало измерений. Затем автомобиль эксплуатируется в течение определённого времени. Учитываем количество заливаемого топлива. В конце времени измерения следует заметить расстояние по одометру на конец измерений и вновь долить топливный бак «под горло». Доливая топливный бак «под горло», следует замерить объём доливаемого топлива, например, при помощи 3-х литровой банки. На 3-х литровую банку следует нанести метки 1 литр, 2 литра и 3 литра. Доливать топливный бак нужно на ровной площадке, лучше в одном и том же месте. Для определения расхода топлива автомобиля удобно пользоваться бортовым журналом. Бортовой журнал легко сделать из обычной «общей» тетради в 96 листов. Бортовой журнал может пригодиться и в том случае, когда в дороге потребуется записать или зарисовать что-либо. Например, часы работы автомагазина.

Заполнение бортового журнала

Предлагаемая форма бортового журнала для автомобиля и примеры его заполнения. Каждый разворот тетради – это один месяц.

На каждой странице тетради чертим подобную таблицу.

Устройство автомобилей

Топливная экономичность автомобиля

Снижение расхода топлива автомобилями, оснащенными двигателями внутреннего сгорания, – важнейшее направление деятельности всех заинтересованных структур, начиная от конструкторов и разработчиков автотранспортных средств, опытно-испытательных и ремонтно-технических служб и структур, и, конечно же, юридических и физических лиц, эксплуатирующих эти средства – различных предприятий, в том числе – автотранспортных (т. е. зарабатывающих на автоперевозках), организаций и фирм, а также частных лиц.
Достаточно сказать, что затраты на автомобильное топливо в автотранспортных предприятиях составляют до 15% всех эксплуатационных затрат, а для частных лиц эта доля может превышать 60% эксплуатационных расходов.
При этом важно не только поддерживать высокую топливную экономичность автомобиля, но и организовывать правильное техническое обслуживание и хранение автотранспортных средств, а также хранение, транспортирование и раздачу топлива. В противном случае будут иметь место не только убытки в связи с неэффективным расходом топлива, но и загрязнение окружающей среды продуктами сгорания в отработавших газах автомобилей, а также в результате утечки и пролива нефтепродуктов.

Топливной экономичностью называют совокупность свойств автомобиля, определяющих расходы топлива при выполнении транспортной работы в различных условиях эксплуатации.
Топливная экономичность автомобиля в значительной степени определяется такими показателями двигателя, как часовой расход топлива Gт и удельный расход топлива gе . Основным эксплуатационным показателем топливной экономичности автомобиля является расход топлива на 100 км пробега (путевой расход) – QL .
Для оценки эффективности использования топлива при выполнении транспортной работы в автотранспортных предприятиях используют такой показатель, как расход топлива на единицу транспортной работы Q , который определяется, как отношение фактического расхода топлива к объему выполненной автомобилем транспортной работы.

Удельный расход топлива рассчитывается по формуле:

где Nе – эффективная мощность двигателя.

Выразим эффективную мощность Nе через уравнение мощностного баланса:

Тогда часовой расход топлива определится из соотношения:

Путевой расход топлива QL зависит от часового расхода топлива:

где ρт – плотность топлива.

Выразив часовой расход Gт через удельный расход gе , получим:

Полученную формулу называют уравнением расхода топлива.

Оценочные показатели топливной экономичности автомобилей установлены ГОСТ 20306-90. К таким показателям относятся:

  • контрольный расход топлива (КРТ);
  • расход топлива в магистральном ездовом цикле на дороге (РТМЦ);
  • расход топлива в городском ездовом цикле на дороге (РТГЦД);
  • расход топлива в городском цикле на стенде (РТГЦ);
  • топливная характеристика установившегося режима двигателя (ТХ);
  • топливно-скоростная характеристика на магистрально-холмистой дороге (ТСХ).

Данные оценочные показатели стандартом не нормируются. Их используют при сравнительной оценке уровня топливной экономичности данного автомобиля с лучшими аналогами, а также для косвенной оценки технического состояния автомобиля.

Контрольный расход топлива КРТ определяют для всех категорий автотранспортных средств при заданных значениях скорости v , (которая может отличаться для различных категорий АТС) при движении по прямой горизонтальной дороге на высшей передаче. Скорость v , при которой определяется КРТ, зависит от типа и назначения транспортного средства, а также от его массы.

Топливно-экономические характеристики автомобиля

Топливная характеристика автомобиля представляет собой зависимость расхода топлива при равномерном движении автомобиля от скорости движения, дорожного сопротивления и включенной передачи.
Для наглядности топливная характеристика изображается в виде графика (рис. 1), по которому можно определить зависимость расхода топлива QL от скорости автомобиля v и коэффициента дорожного сопротивления ψ при движении автомобиля на заданной передаче.
Можно решить и обратную задачу: определять максимальную возможную скорость, которую способен развить автомобиль при данном расходе топлива на конкретном дорожном полотне. Задачи подобного рода возникают при выявлении экономически целесообразной скорости движения автомобиля на автомагистралях.

Каждая кривая графика топливной характеристики имеет характерные точки, определяющие минимальный расход топлива при движении по дороге с коэффициентом сопротивления ψ (например, Qmin при ψ1 ).

Другие характерные точки кривых (конечные) определяют расход топлива при полной нагрузке двигателя, что соответствует максимально возможной при данном коэффициенте ψ скорости движения автомобиля (точки a, b, c). Огибающая кривая А – А1, проведенная через эти точки, представляет собой изменение путевого расхода топлива при полной нагрузке двигателя на дорогах с различными значениями коэффициента ψ .

Топливно-экономическая характеристика автомобиля может быть построена по данным дорожных испытаний автомобиля. В этом случае расход топлива на 100 км пробега замеряется непосредственно для различных значений дорожного сопротивления.

Читайте также:  Ремонт кожаной обивки салона своими руками

Экономическая характеристика может быть построена и аналитическим путем на основании скоростной характеристики двигателя.

Топливно-экономическая характеристика автомобиля не учитывает дополнительный расход топлива при пуске и прогреве двигателя, расход топлива в пунктах погрузки и выгрузки, где автомобиль маневрирует и использует специальные средства для погрузки выгрузки (автомобили-самосвалы, автомобили-самопогрузчики и т. п.), а также простаивает под погрузкой или разгрузкой с работающим двигателем. Эти затраты учитываются специальными нормами расхода топлива.

В общем случае топливно-экономическая характеристика устанавливает зависимость расхода топлива от двух эксплуатационных факторов – скорости движения автомобиля и состояния дороги. Однако помимо этого существует большое число и других факторов, оказывающих существенное влияние на топливную экономичность автомобиля.

Факторы, влияющие на топливную экономичность автомобиля

Существенное влияние на топливную экономичность автомобиля оказывают следующие факторы:

  • экономичность двигателя;
  • масса автомобиля;
  • расход энергии на преодоление сил трения в трансмиссии;
  • сила сопротивления качению колес автомобиля;
  • сила сопротивления инерции;
  • условия движения;
  • стиль вождения автомобиля;
  • техническое состояние автомобиля.

Экономичность двигателя и определяющие ее факторы рассматривались в теории ДВС. Часовой расход топлива возрастает с увеличением объема цилиндров, частоты вращения коленчатого вала, коэффициента наполнения и плотности воздуха.
Если рабочий объем цилиндров (как и тактность) для данного двигателя является величиной неизменной, то частота вращения коленчатого вала зависит от условий эксплуатации, а плотность воздуха – от климатических условий. Так, с увеличением температуры окружающей среды и высоты над уровнем моря плотность воздуха уменьшается.

Коэффициент наполнения характеризует качество газообмена в двигателе и на часовой расход топлива влияет прямо пропорционально. Изменение этого коэффициента находится в зависимости от множества других факторов, преимущественно конструкционных и технологических.
Улучшается топливная экономичность также при применении электронной системы зажигания, установке микропроцессоров для оптимизации регулирования состава смеси и опережения зажигания, использовании системы непосредственного впрыскивания бензина.

Для повышения топливной экономичности все более широкое распространение получает применение наддува и охлаждения нагнетаемого воздуха как в дизельных, так и в бензиновых двигателях. В результате применения наддува при неизменной максимальной мощности двигателя можно уменьшить удельные расходы на частичных нагрузках, что позволяет экономить до 10% топлива. Кроме того, при этом увеличивается запас крутящего момента, что также благоприятно сказывается на топливной экономичности.

Полную массу автомобиля желательно снижать путем уменьшения его собственной массы (т. е. без уменьшения грузоподъемности). Это можно осуществить путем рациональной компоновочной схемы автомобиля, широкого применения прогрессивных облегченных и высокопрочных материалов, создавая равнопрочные конструкции при меньшей массе.
Снижение массы автомобиля дает существенную экономию топлива, поскольку масса влияет и на силу сопротивления качению колес, и на инерционные силы, и на силы, возникающие при преодолении подъемов. Для сравнения: при уменьшении массы грузового автомобиля на 10% экономия топлива может достигать 5…6% (для дизелей) и 6…8% (для карбюраторных двигателей), а при движении по горным дорогам экономия топлива может достигать 10%.

Положительный эффект для топливной экономичности может быть получен использованием автопоездов вместо одиночных грузовых автомобилей. Масса прицепа существенно меньше массы автомобиля-тягача, а их грузоподъемность примерно одинакова. В результате общая масса автопоезда из тягача с прицепом будет меньше массы двух грузовых автомобилей при одинаковой производительности.
Использование автопоездов позволяет существенно снизить удельный расход топлива на единицу выполненной транспортной работы.

Оптимизация параметров трансмиссии позволяет получить экономию топлива до 10…15% без потери производительности автомобиля. Потери энергии на трение в узлах трансмиссии снижаются путем улучшения качества обработки трущихся поверхностей и улучшения условий смазки, особенно в зимнее время, когда повышается вязкость смазочного материала, снижая КПД трансмиссии.

Сопротивление качению зависит от величины сил внутреннего трения в шине колеса, а эти силы увеличиваются с ростом толщины протектора шины. Однако толщина протектора напрямую влияет на срок службы шины, поэтому конструкторам приходится изыскивать пути снижения толщины протектора без ущерба надежности и сроку службы покрышки. Так, шины с радиальным расположением корда оказывают меньшее сопротивление качению, чем диагональные шины. Положительно влияет на снижение сопротивления качению применение металлокордного бреккера.
Значительный перерасход топлива вызывает снижение давления воздуха в шинах и неправильно выбранный режим движения.

Инерционное сопротивление наиболее существенно при интенсивном разгоне автомобиля на низших передачах, где ускорение разгона наибольшее. Так, например, составляющая расхода топлива, обусловленная сопротивлением инерции, при разгоне автопоезда с дизелем (полная масса 28 т) с места составляет 21%, а при разгоне в интервале от 40 до 90 км/ч – до 5%. Снизить эту составляющую можно за счет уменьшения полной массы автомобиля.

Повышение топливной экономичности автомобиля достигается не только путем совершенствования подвижного состава, но и улучшением состояния дорог. Так, при ухудшении профиля дорожного покрытия от асфальтобетонного до булыжного, скорость грузового автомобиля снизится примерно на 35…40%, а расход топлива увеличится на 30…40%.

В горных и городских условиях существенное влияние на расход топлива оказывают повороты дорог, частые переключения передач с высших на низшие, что отрицательно сказывается на топливной экономичности. Характерно, что городские маршруты влияют на расход топлива даже больше, чем в горной местности.

Стиль вождения автомобиля тоже влияет на его экономичность. Это проявляется в том, что каждая случайная остановка автомобиля ухудшает его экономичность, поскольку влечет пуск двигателя и разгон на низших передачах. Увеличение расхода топлива вызывают интенсивное торможение, работа двигателя на холостом ходу при стоянке автомобиля, неправильное переключение передач при разгоне, неправильное использование выбега (движение накатом). При разгонах передачи должны переключаться с возрастающей частотой вращения коленчатого вала и уменьшением времени разгона на каждой передаче.
Показательно, что пятидневное обучение малоопытных водителей экономичному вождению автомобиля позволяет добиться экономии топлива не менее, чем на 5%, а месячные курсы – до 15…25%.

Для облегчения выбора оптимальных режимов работы двигателя и автомобиля используются электронные устройства, которые либо сами осуществляют управление двигателем и трансмиссией, либо выдают информацию, на основе которой водитель может принимать решение об оптимизации режима движения. Так, в настоящее время широкое распространение получают устройства «Стоп-старт», автоматически выключающие двигатель при переходе на холостой режим во время стоянки, и запускающие двигатель при нажатии водителем на педаль подачи топлива.

Техническое состояние автомобиля существенно влияет на непроизводительные энергетические затраты, вызывая повышение расхода топлива. Наиболее значительное влияние оказывают неисправности двигатели, особенно – системы питания.
К неисправностям шасси, негативно влияющим на расход топлива, относятся неправильная регулировка зубчатых колес главной передачи, радиально-упорных подшипников и тормозных механизмов, снижение давления воздуха в шинах, неправильно отрегулированное схождение колес. Эти неисправности могут привести к увеличению расхода топлива на 10…20%.

Расход топлива автомобиля – как определить?

Расход топлива – одна из основных характеристик, по которым большинство водителей выбирают себе автомобиль. Этот параметр становится все более важным по мере роста стоимости горючего. Также расход топлива позволяет оценить состояние двигателя, ходовой и рулевой систем.

Что влияет на расход топлива

Для того чтобы топливовоздушная смесь эффективно сгорала в цилиндрах, необходимо обеспечить соответствующие пропорции воздуха и горючего.

Для бензиновых, газовых и дизельных двигателей это соотношение различно. Для бензиновых моторов это 14,7:1, то есть для сжигания одного килограмма топлива необходимы почти 15 килограмм воздуха. У газовых двигателей соотношение 16:1. У дизельных моторов оптимальное соотношение от 14:1 до 100:1. Поэтому расход топлива у автомобилей с дизельным двигателем всегда меньше, чем у машин с газовым мотором или бензиновым мотором. По этой же причине потребление топлива газовыми двигателями всегда на 5 – 15 процентов ниже, чем у бензиновых моторов.

Если снизить подачу топлива, то смесь получится переобедненной. Она будет сгорать намного быстрей и при более высокой температуре, чем нормальная и выделять меньше выхлопных газов, которые и обеспечивают работу мотора. Быстрое сгорание (почти взрыв) негативно сказывается на состоянии поршней и клапанов двигателя и приводит к их быстрому повреждению, поэтому снизить расход топлива излишне обеднив смесь, не получится.

Двигатель преобразует давление газов в энергию вращения коленчатого вала и передает ее коробке переключения передач (КПП). Водитель (в роботизированных и автоматических КПП это происходит без его участия) выбирает необходимую передачу и скорость вращения коленчатого вала уменьшается или увеличивается. При этом происходит небольшое падение мощности, вызванное трением различных деталей, общим состоянием КПП и масла. После этого энергия вращения передается колесам с помощью приводных валов, где тоже теряется небольшая часть мощности. Такие потери существуют даже в новых автомобилях, но чем хуже состояние машины, тем больше энергии теряется зря, что приводит к росту расхода топлива.

Также на этот параметр влияют:

  • состояние ходовой и рулевой систем автомобиля;
  • угол развала и схождения колес;
  • ширина колесных дисков;
  • давление в шинах;
  • исправность тормозной системы;
  • масса автомобиля;
  • скорость движения; рельеф местности;
  • геометрия и аэродинамическое сопротивление кузова;
  • манера вождения;
  • соответствие топлива настройкам двигателя;
  • загрузка автомобиля;
  • атмосферное давление.

Как определить расход топлива

Существует большое количество различных методик определения расхода топлива. К примеру, производители современных легковых автомобилей указывают не реальное количество топлива, которое необходимо, чтобы проехать 100 километров, а объем горючего, которое бы машина сожгла в идеальных условиях – при отсутствии трения, на ровной дороге и так далее. Поэтому заявленные 3 – 5 литров на 100 километров превращаются в 4 – 8 литров в реальных условиях. Водителю или владельцу автомобиля более важен не идеальный или условный расход топлива, а реальное количество горючего, необходимого чтобы добраться из пункта А в пункт Б.

Читайте также:  Уменьшаем расход дизельного топлива своими силами

Существует достаточно простая формула, позволяющая определить нормальный расход автомобиля в смешанном цикле. Для этого необходимо умножить объем двигателя в литрах на 5 для бензиновых моторов, на 4.5 для газовых и на 3 для дизельных. В результате вы получите усредненное значение расхода топлива для нормальных условий – ровная местность не выше 500 метров над уровнем моря, отсутствие пробок и резких разгонов, движение на оборотах двигателя, близких к пику мощности.

При этом интенсивное городское движение, пробки, неровный рельеф местности и высота свыше 500 метров над уровнем моря увеличивают расход топлива на 10 – 25 процентов. Неумелое вождение автомобиля, резкие старты, пренебрежение ездой на нейтральной передаче также увеличивают расход топлива на 5 – 20 процентов. Также у автомобилей с автоматической коробкой переключения передач расход топлива всегда выше на 10 – 15 процентов. Включение фар, равно как и использование кондиционера увеличивают потребление топлива на 5 – 7 процентов. Вынужденное движение на низших передачах поднимает расход топлива на 30 – 90 процентов. Известны случаи, когда расход топлива одинаковых и полностью исправных автомобилей различался более чем в два раза.

Методы определения расхода топлива

Для реального определения расхода топлива лучше всего использовать два описанных ниже метода:

  1. Если автомобиль оборудован бортовым компьютером, то расход топлива выводится на переднюю панель и отображается соответствующим индикатором. К тому же на современных автомобилях бортовой компьютер отслеживает и может показать как расход топлива в данный момент, так и количество горючего, затраченное для пробега определенного расстояния.
  2. На автомобилях без бортового компьютера необходимо полностью залить бак, чтобы увидеть топливо в горловине. После этого обнулить показания суточного пробега, проехать 300 километров и снова залить бак под завязку. Разделите количество залитого топлива на 3 и получите расход на 100 километров пробега. Учитывайте, что это примерные показания, которые зависят от множества факторов. Более точно определить усредненный расход топлива можно с помощью 5 – 10 контрольных заливок. Сложить общий объем бензина, разделить на количество заправок и привести к формуле Х литров/100 километров.

Видео – Причины большого расхода топлива

Как рассчитать расход топлива автомобиля на 100 км пути

Каждый автовладелец должен знать расход топлива его транспортного средства на 100 километров. Бывают такие ситуации, когда предстоит дальняя поездка, например, в глубинку страны. На неизвестных дорогах, которые могут быть в плохом состоянии, и не всегда на трассе есть автозаправочные станции, знание затрат бензина поможет избежать многих проблем.

В большей мере расход топлива зависит от конкретной модели автомобиля. Как правило, небольшие машины потребляют меньше топлива, однако есть и ряд экономичных внедорожников в части расхода бензина. В любой модели машины имеется технический паспорт, в котором указаны необходимые параметры. Но это средние показатели, которые рассчитаны при условии, что ТС будет эксплуатироваться в нормальных условиях. Но как рассчитать действительный расход бензина на 100 км? Это можно следать при помощи использования специальной формулы.

Формула расхода топлива

Рассчитать расход бензина по километражу можно по такой формуле: L: Km х 100 = Литров горючего, где L — это литры бензина, которые понадобились при пробеге, Km — пройденные километры. Рассчитать расход топлива автомобилем по этой формуле нужно ни один раз. Повторения расчётов позволят увидеть более наглядную картину. Необходимо производить заправку машины на одной заправке, так как на разных АЗС показатели залитого горючего могут отличаться.

Расход топлива может зависеть не только от пройденного расстояния, но и от подобных факторов:

  • типа системы двигателя;
  • стиля водительской езды. Индивидуальное значение для каждого водителя;
  • погоды. Зимой двигатель будет использовать для работы больше ГСМ, чем летом;
  • мощности мотора и его объёма;
  • технической исправности и состояния машины. Если двигатель новый и проходит обкатку, он «кушает» больше бензина, так же как и по мере износа;
  • аэродинамики и использования различных удобств (кондиционер, стеклоподъёмник). При открытых окнах снижаются аэродинамические свойства, повышается сопротивление воздуха. Чтобы сэкономить бензин, необходимо устанавливать спойлеры и обтекаемые элементы.

На экране бортового компьютера видна такая информация:

  • общий расход горючего (литров/100 км);
  • мгновенный расход горючего (литров/100 км, а во время стоянки литров/час);
  • запас хода до ближайшей заправки, измеряется в километрах;
  • время и средняя скорость пути.

Измерить расход топлива на машине с бортовым компьютером очень просто — необходимо только обнулить показатели.

Расчет расхода топлива по расстоянию

Практический расчёт затрат топлива по пройденному расстоянию заключается в таких этапах:

  • заливается полный бак, и записываются показания на спидометре;
  • машина проходит эксплуатацию в разных условиях — обычные ежедневные поездки;
  • когда загорается красная лампочка, фиксируется последняя цифра автопробега;
  • производится дозаправка машина на той же заправочной станции;
  • фиксируются полученные данные, и производится расчёт.

Например:

  • показатели спидометра в начале процесса были в пределах 11540 км;
  • после дозаправки показатели составили 11820 км;
  • машина проехала 280 км и затратила 25 литров бензина;
  • необходимо составить уравнение: 25 л — на 280 км, на 100 км — неизвестно или Х.

соответственно, Х=25×100:280=8,9 литров топлива израсходовал автомобиль во время езды.
Отправляясь в дальнюю дорогу и рассчитав расход топлива по расстоянию, необходимо помнить о том, что полученная цифра — это ещё не окончательный показатель. Существует много разных факторов, которые влияют на расчёт бензина по расстоянию. К ним следует отнести:

  • профиль пути— состояние дорожного покрытия, снижение и увеличение скоростных показателей в зависимости от наличия тех или иных дорожных знаков и так далее;
  • сезоны «зима-лето»— зимой работает обогрев машины, который производит дополнительный расход топлива, а летом — подача прохладного воздуха в салон;
  • загруженность транспортного средства — полное багажное отделение и количество человек влияет на увеличение показателей расхода топлива;
  • использование освещения— в ночное время машина тратит больше бензина, чем при движении днём;
  • состояние систем автомобиля — все блоки и системы машины должны быть исправными;
  • стиль вождения— рассматривается индивидуально. Необходимо всегда совершенствовать свои навыки вождения.

Если вам кажется, что расход топлива у вашей машины очень большой, советуем прочитать нашу статью о том, как уменьшить расход топлива в автомобиле.

Покупаете кроссовер? Узнайте, какой самый экономичный внедорожник по расходу топлива.

Новый состав автомобильной аптечки с 2015 года в России можно узнать отсюда.

Как еще узнать средний расход топлива автомобиля

Существует ещё один старый, но проверенный и очень точный способ измерения расхода топлива. Необходимо проделать следующее:

  1. Положить в багажник две канистры с ГСМ по 20 литров (можно взять канистры другого литража, но чтобы это был точно отмеренный показатель) и большую лейку.
  2. Ездить на машине пока полностью не закончится топливо. Остановиться, когда двигатель начнёт уже «чихать».
  3. Снять показания одометра.
  4. Залить бензин в бак с двух канистр и ездить до следующей остановки машины.
  5. Когда снова закончится бензин, засечь показатель километров, заправить снова и ехать.
  6. Таких циклов необходимо проделать столько, насколько хватит терпения. Чем их больше, тем точнее будет результат. Потом выполнить расчёт по общепринятой формуле.

Этот способ считается самым точным, но его необходимо проделывать с осторожностью, так как могут возникнуть проблемы с машиной:

  • преждевременный износ или даже поломка топливного насоса;
  • дозаправка автомобиля из канистры зимой может показаться сложным процессом;
  • если бензина в топливной системе нет совсем, тогда машину придётся «прокачать».

Подведем итоги:

  1. Каждый автовладелец должен знать расход топлива для его машины.
  2. Действительные параметры расхода можно рассчитать при помощи общепринятой формулы.
  3. Можно произвести расчёт топлива по расстоянию — это удобно, если необходимо отправиться в дальнюю дорогу.
  4. Существует более точный метод, как проверить расход топлива в автомобиле. Но его необходимо выполнять с осторожностью, чтобы не возникли проблемы с автомобилем.
  5. Необходимо производить контроль расхода ГСМ хотя бы два раза в год, тогда неприятные ситуации на дорогах не будут возникать. Появившийся перерасход — это сигнал, что у машины появились какие-то неполадки, а это уже вопрос безопасности людей.

Предлагаем вам также ознакомиться с видео о том, как правильно рассчитать расход топлива:

Расскажите друзьям! Поделитесь статьей
своим френдам в любимой социальной сети
с помощью кнопок на панели.

Проблемы полноприводных кроссоверов Hyundai и KIA

Повреждения раздаточной коробки и причины их возникновения

Лично я замерял следующим образом, когда только-только начала моргать лампочка уровня топлива, я заехал на заправку и налил 20 литров бензина. Затем, сразу же на заправке, сбросил суточный счетчик километража и не трогал его больше. Когда лампочка снова начала мигать я запомнил показания километража, было 116 км. Следовательно 10 литров мне хватает на 58 км.

Добавить комментарий